ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1914/10 от 16.08.2010 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@ buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело №А10-1914/2010

“17” августа 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 17 августа 2010 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Найданова О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мантуровой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1

к Военному комиссариату Республики Бурятия

о признании незаконными действий и бездействий по неоплате расходов понесенных в связи с увековечиванием памяти погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны в размере 480 000руб., обязании восстановить нарушенные права

при участии:

заявитель: ФИО1 - индивидуальный предприниматель;

от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности от 27.07.2010г. №ЮК/139;

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятии с заявлением к Военному комиссариату Республики Бурятия (далее – военный комиссариат) о признании незаконными действий и бездействий по неоплате расходов, понесенных в связи с увековечиванием памяти погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) в размере 480 000руб., и обязании восстановить нарушенные права.

До вынесения судом решения, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свое требование. Просит признать незаконными действия и бездействия ответчика по неоплате расходов, понесенных им в связи с увековечиванием памяти погибших (умерших) ветеранов ВОВ в размере 900 000руб. и обязать восстановить нарушенные права, взыскать неустойку в размере 12 353руб. и судебные расходы в сумме 50 000руб.

В обоснование предъявленного требования заявитель указал, что в результате бездействия ответчика и его отказа оплата за оказанные ритуальные услуги до настоящего времени не поступила, тем самым нарушены права предпринимателя на компенсацию его затрат по увековечиванию памяти ветеранов ВОВ.

Ответчик не оспаривает изготовление и установление неоплаченных памятников по сорока пяти умершим ветеранам ВОВ. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что в некоторых комплектах документов, представленных заявителем, не указана информация о родственных отношениях заказчиков к умершим участникам ВОВ, также отсутствуют доверенности для получения (истребования) необходимых документов, в связи с чем, финансово-экономическим управлением Сибирского военного округа в возмещении ИП ФИО1 расходов, понесенных на изготовление и установку надгробных памятников отказано. По устранению допущенных недостатков, соответствующая сумма будет выплачена ИП ФИО1 В случае отсутствия у умершего (погибшего) ветерана ВОВ родственников, надгробный памятник устанавливается военкоматом.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как установлено материалами дела, основным видом деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 является оказание ритуальных услуг, в том числе выполнение работ по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и военной службы в целях увековечивания их памяти.

В период 2009-2010 годы ИП ФИО1 на основании заявлений граждан, имеющих в соответствии с Законом право на оплату расходов на изготовление и установку надгробного памятника умершим родственникам за счет Министерства обороны Российской Федерации, изготовил и установил за счет собственных средств надгробные памятники умершим (погибшим) ветеранам ВОВ. Плату за свои услуги от этих граждан не получил.

Предприниматель обратился в военный комиссариат с заявлениями и прилагаемыми к ним документами о возмещении в установленном размере понесенных расходов на изготовление, доставку и установку надгробных памятников. Заявитель представил в военный комиссариат для возмещения понесенных расходов списки-заказы № 2 от 22.01.2010г. на сумму 40 000руб., из которых возмещено и оплачено 20 000руб., № 3 от 17.02.2010г. на сумму 260 000руб., из которых дано согласие на возмещение 100 000руб., не оплачены по списку-заказу № 4 от 19.02.2010г., возмещение на сумму 100 000руб., из которых на 20 000руб. дано согласие на возмещение, но не оплачено, по списку-заказу № 5 от 05.03.2010г. на 80 000руб., по списку-заказу № 6 от 11.03.2010г. на сумму 40 000руб., по списку-заказу № 7 от 24.03.2010г. на сумму 80 000руб. В дополнении заявитель представил неоплаченные списки-заявки, всего на сумму 900 000руб.

Не получив до настоящего времени возмещение затрат, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Граждане, организации и иные лица согласно части 1 статьи 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов, недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробных памятников погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны и другим, указанным в статье лицам, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон).предусмотрено, что погребение умерших участников ВОВ осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 5 Закона о погребении и похоронном деле предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.

Согласно положениям статьи 6 названного Закона в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13..01.2008г. № 5 утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее – Порядок).

Пунктом 2 Порядка установлено, что порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются: на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов ВОВ, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.

Пунктом 31 Порядка предусмотрено, что оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), в соответствии с пунктом 36 названного Порядка вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.

Пункт 38 Порядка устанавливает, что для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибших (умерших) представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:

заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;

документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);

свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами ЗАГСа;

справка о месте захоронения погибшего (умершего);

удостоверение участника или инвалида войны или иной документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;

фотография или иной документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

Законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая изготовление и установку памятника на могиле. Предприниматель, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) и иных лиц, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим перечисленным категориям лиц.

Законы о ветеранах, о погребении и похоронном деле не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.

Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.

О наличии понесенных предпринимателем расходов свидетельствует сам факт установления надгробных памятников, который ответчиком не оспаривается.

Родственниками погибших (умерших) и иными лицами написаны заявления в военный комиссариат об уступке предпринимателю права на получение в установленном размере возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой памятников, указанное подтверждает наделение предпринимателя родственниками погибших (умерших) необходимыми полномочиями, предусмотренными статьей 6 Закона о погребении и похоронном деле, на изготовление и установку памятника за его счет, что дает последнему законные основания требовать компенсации этих расходов.

При рассмотрении настоящего дела в арбитражном суде предприниматель представил по каждому надгробному памятнику весь пакет документов, предусмотренный действующим законодательством для увековечения памяти участников ВОВ, включая заявление о возмещении, понесенных расходов, с фотографией установленного памятника, представлением акта приемки выполненных работ, квитанцию с описанием размеров и материалов памятника и прейскурантом цен на оказанные услуги, справку о смерти и справку о месте захоронения лица, которому установлен памятник.

При таких обстоятельствах отказ военного комиссариата в возмещении понесенных предпринимателем расходов на изготовление и установку надгробных памятников, по основаниям не указанным в актах действующего законодательства является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Предъявленная предпринимателем к взысканию неустойка в размере 12 353руб., обоснована представленным расчетом.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны в разумных пределах.

Судебные расходы в соответствии со статьей 101 АПК РФ состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статья 106 АПК РФ предусматривает, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Критерии разумности пределов судебных расходов является оценочным, в связи с чем в соответствии с пунктом 20 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 82 от 13.08.2004 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» и согласно сложившейся практике арбитражных судов при определении разумных пределов расходов на оплату услуг адвоката (представителя) принимаются во внимание: относимость расходов к делу; объем и сложность выполненной работы; нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить по подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.

Арбитражный суд пришел к выводу, что судебные расходы в размере 50 200руб., понесенные заявителем, подтвержденные представленными доказательствами и не оспоренные ответчиком, предъявлены предпринимателем в разумных пределах.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Признать действия и бездействия Военного комиссариата Республики Бурятия по неоплате расходов, понесенных индивидуальным предпринимателем ФИО1 в связи с увековечиванием памяти погибших (умерших) ветеранов ВОВ в размере 900 000руб., незаконными.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Бурятия в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 912 353руб. – расходы, понесенные на изготовление и установление памятников и неустойку за пользование чужими денежными средствами, судебные расходы в размере 50 200руб.

Выдать исполнительный лист.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья О.С. Найданов