АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ Дело № А10-1924/2011
“01” августа 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01 августа 2011 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ботоевой В.И., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Основа» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия о признании недействительным решения № 20-5 от 12.08.2010 в части доначисления единого социального налога, пени и штрафа
при участии в заседании:
от ответчика: ФИО2 - представителя по доверенности от 15.04.2011г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Основа» (далее – ООО «Основа», общество) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 (далее – МРИ ФНС России №2 по РБ, налоговая инспекция) по Республике Бурятия о признании недействительным решения № 20-5 от 12.08.2010 в части доначисления единого социального налога, пени и штрафа.
Заявитель в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрение дела в отсутствии представителя общества.
Суд, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель направил ходатайство об уточнении требований. Просит признать решение МРИ ФНС России №8 по РБ №20-5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.08.2010 незаконным в части доначисления единого социального налога, пени и штрафов.
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В обоснование требований обществом в заявлении, направленном в суд, указано, что обществом при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за 2008-2009 гг. не были включены расходы на оплату труда в связи с тем, что обязанности отнесения расходов на оплату труда к расходам на производство и реализацию у налогоплательщика нет. Статьей 318 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика по отнесению расходов на оплату труда к прямым расходам.Значит обязанности у ООО «Основа» включать в налоговую базу по налогу на прибыль выплат в пользу физических лиц не имелось.
ООО «Основа» воспользовалось действием пункта 3 статьи 236 НК РФ, подав уточненные налоговые декларации по единому социальному налогу за 1,2,3 кв. 2008 года, а также нулевые налоговые декларации за 4 квартал 2008 года и за 2009 год в связи с отсутствием объекта налоговой базы по единому социальному налогу.
Согласно п. 21 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
При этом при проведении выездной налоговой проверки налоговым органом не было учтено, что вознаграждения в пользу работников ООО «Основа» разделялись на предусмотренные штатным расписанием вознаграждения и вознаграждения, не предусмотренные трудовыми договорами.
Выплаты, превышающие суммы установленные штатным расписанием, являлись выплатами помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
В связи с тем, что подобные выплаты в пользу работников не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, ООО «Основа» воспользовалась правом на реализацию п. 3 ст. 236 НК РФ.
Кроме того, п. 2.2.5 Приказа ООО «Основа» об учетной политике установлено следующее: «Выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг не относить к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль и не признавать объектом налогообложения по единому социальному налогу (п. 3 ст. 236 НК РФ)».
Просил, с учетом уточнения признать решение МРИ ФНС России №8 по РБ №20-5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.08.2010 незаконным в части доначисления единого социального налога, пени и штрафов.
МРИ ФНС России № 8 по РБ с доводами общества с ограниченной ответственностью «Основа» не согласна.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что выплаченные обществом в течении 2009г. и 4 квартала 2008г. физическим лицам суммы по трудовым и гражданско-правовым договора являются объектом обложения единым социальным налогом. Факт нахождения физических лиц с обществом в трудовых отношениях подтверждается представленными договорами, штатными расписаниями.
В трудовых договорах предусмотрено предоставление работнику работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда; своевременность и полнота объема выплаты заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Согласно условиям трудовых договоров размер заработной платы установлен в соответствии со штатным расписанием. Работодатель обязуется ежемесячно выплатить работнику оклад, установленный по условиям оплаты труда. В штатном расписании по каждому работнику определена должность (специальность, профессия) разряд, класс (категория), классификация, установлена тарифная ставка (оклад), надбавки. Все должности, определенные штатным расписанием, так или иначе связаны непосредственно с созданием рабочих мест для обеспечения уставной деятельности предприятия - розлив питьевой воды. Начисление заработной платы производилось ежемесячно, то есть носило постоянный, регулярный характер, что подтверждается представленными на проверку ведомостями по начислению заработной платы. Установлено, что в проверяемом периоде выплаты в пользу физических лиц имеют все признаки оплаты труда, носят производственный характер, непосредственно связаны с извлечением доходов, документально подтверждены и обоснованы. Так как выплаты производились согласно заключенным трудовым договорам с работниками предприятия, связанных с режимом работы и условиями труда за выполнение работ (оказания услуг), то есть относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Следовательно, данные выплаты должны учитываться и при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «Основа» за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, в том числе и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 2 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». О чем составлен акт от 30.06.2010 №20-4 и 12 августа 2010 года вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 11 588 руб. 86 коп., по статье 123 Кодекса в виде штрафа в размере 99 272 руб. 70 коп. За неуплату начислены пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 52 809 руб. 20 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования в сумме 19 337 руб. 01 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд медицинского страхования в сумме 1 893 руб. 49 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд медицинского страхования в сумме 3 189 руб. 73 коп. Предложено уплатить недоимку со сроком уплаты до 15.04.2009 по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 208 229 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд медицинского страхования в сумме 4 483 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд медицинского страхования в сумме 7 278 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования в сумме 108 366 руб. 80 коп.; со сроком уплаты до 15.04.2010: по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 682 865 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд медицинского страхования в сумме 38 484 руб. 86 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд медицинского страхования в сумме 66 181 руб. 94 коп.
Общество, не согласившись с данным решением, обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (далее - УФНС по РБ, Управление).
Управлением по апелляционной жалобе налогоплательщика вынесено решение от 04.10.2010 № 11-19/09102, согласно которому решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия от 12.08.2010 № 20-5 изменено в части единого социального налога и редакция в этой части следующая:
«подпункт 2 пункта 1 – привлечь общество за неуплату или не полную уплату сумм единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования в виде штрафа в размере 1 728, 80»;
«подпункт 3 пункта 2 – начислить пени – единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования в сумме 540, 10 руб.»
«подпункт 7 пункта 3 – уплатить недоимку – единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования в сумме 17 287, 60 руб.»
Утвердить решение Межрайонной ИФНС России №8 по РБ от 12.08.2010 №20-5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом внесенных изменений.
ООО «Основа», не согласившись с решением налогового органа в части доначисления единого социального налога, пени и штрафа, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Общество в соответствии со статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком единого социального налога.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.
Налоговая база в соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленная налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Проверкой установлено, что выплаты в пользу физических лиц имеют все признаки оплаты труда, носят производственный характер, непосредственно связаны с извлечением доходов, документально подтверждены и обоснованы. Указанные выплаты производились согласно заключенным трудовым договорам с работниками предприятия, связанных с режимом работы и условиями труда за выполнение работ (оказание услуг), то есть относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
При проведении анализа представленных документов инспекцией установлено, что по трудовым договорам в 2008 году с 1 января работало 68 человек, с 1 октября 64 человек, по трудовым договорам в 2009г. с 1 января по 31 декабря работало 37 человек. Со всеми работниками заключены трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера. В трудовых договорах предусмотрено предоставление работнику работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда; своевременность и полноте объема выплаты заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Согласно условий трудовых договоров размер заработной платы установлен в соответствии со штатным расписанием. Работодатель обязуется ежемесячно выплатить работнику оклад, установленный по условиям оплаты труда. В штатном расписании по каждому работнику определена должность (специальность, профессия) разряд, класс (категория) классификация, установлена тарифная ставка (оклад), надбавки. Начисление заработной платы за период 2008г, 2009г. произведено по кредиту 70, счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» из дебета счетов 26 «Общехозяйственные расходы, 97 «расходы будущих периодов». Обороты по кредиту счета с 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» формируются согласно расчетных ведомостей. Таким образом, в ходе выездной проверки установлено, что в проверяемом периоде выплаты в пользу физических лиц носят производственный характер, имеют все признаки оплаты труда. Так как выплаты производились согласно заключенным трудовым договорам с работниками предприятия и договорам гражданско-правового характера, связанных с режимом работы и условиями труда за выполнение работ (оказания услуг), то есть относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Следовательно, они должны учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
Суд не принимает во внимание довод общества о том, что пунктом 2.2.5 Приказа об учетной политике установлены выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг не относить к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль и не признавать объектом налогообложения по единому социальному налогу (п. 3 ст. 236 НК РФ).
Данный приказ противоречит статье 255 Кодекса, предусматривающий отнесение к расходам на оплату труда сумм, начисленных по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.
Следовательно, суммы выплат по гражданско-правовым договорам являются объектом налогообложения по единому социальному налогу в соответствии со статьей 236 Кодекса.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 3 информационного письма от 14.03.2006г. №106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога» разъяснил, что при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по единому социальному налогу, необходимо иметь в виду, что пункт 3 статьи 236 НК РФ не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат.
Норма, установленная пунктом 3 статьи 236 НК РФ, имеет в виду, что при наличии соответствующих норм в главе 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по единому социальному налогу.
В силу статьи 255 НК РФ названные выплаты относятся к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и на основании пункта 1 статьи 236 НК РФ являются объектом налогообложения единым социальным налогом.
Главы 24 «Единый социальный налог», 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не связывают порядок включения в расходы по налогу на прибыль выплат, предусмотренных статьей 255 НК РФ, порядок включения выплат в налоговую базу по единому социальному налогу с конкретными источниками выплат (собственные или заемные средства).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемые решения налогового органа соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья В.И. Ботоева