ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1932/16 от 30.05.2016 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                                                     

30 мая 2016 года                                                                                            Дело №А10-1932/2016

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая  2016 года

Полный текст решения изготовлен 30 мая  2016 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурлакова М.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тарнуевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о привлечении арбитражного управляющего ФИО1к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2016;

от ответчика: ФИО1, предъявлен паспорт, 

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование требования заявителем указано, что ФИО1 утвержден в качестве конкурсного  управляющего  должника ООО «Теплоэнергостроитель». При осуществлении полномочий конкурсного  управляющего в деле №А10-7045/2015, в нарушениепункта 4 статьи 20.3, пункта 1, 2 статьи 128, пункта 1 статьи 28   Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и  Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.04.2013 №178, арбитражный управляющий ФИО1 не исполнил обязанность конкурсного управляющего по опубликованию в официальном издании и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о признании  должника банкротом и  об открытии  в отношении  него  конкурсного производства, а также включению этих  сведений  в Единый федеральный реестр   сведений  о  банкротстве  в установленный законом  срок.Тем самым арбитражным управляющим совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ - неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 апреля 2016 года заявление принято к производству.

К  судебному заседанию от арбитражного управляющего  ФИО1 поступил  отзыв на  заявление, в котором указано, что ответчик узнал  о назначении его конкурсным управляющим 22.03.2016, после  чего  принял меры к опубликованию сведений в ЕФРСБ.

В предварительном судебном заседании представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Арбитражный  управляющий  в предварительном судебном  заседании   признает факт нарушения сроков публикации, поддерживает доводы отзыва.

С учетом мнения сторон суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание суда первой инстанции в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддерживает в полном объеме, просит привлечь арбитражного управляющего ФИО1  к административной ответственности в виде штрафа, уменьшив его размер применительно к статье 4.1 КоАП Российской Федерации. Полагает, что признаки малозначительности в правонарушении, совершенном арбитражным управляющим, отсутствуют. Представил доказательства возврата органом связи копий протокола и заявления, направленных ответчику по адресам регистрации и проживания.

Представленные документы приобщены к материалам дела.

Ответчик в судебном заседании признает факт нарушения сроков публикации в газете «Коммерсантъ» и размещения сведений об открытии  конкурсного  производства  в ЕФРСБ. Указал, что не отслеживал принятие судебных актов по делу, в связи с чем узнал о своем назначении с опозданием. Пояснил о наличии дохода в виде пенсии и нахождении на иждивении несовершеннолетних детей.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные документы и доказательства, выслушав представителей заявителя и ответчика, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27.01.2016 г. по делу № А10-7045/2015 (резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 27.01.2016г.)отсутствующий должник - ООО «Теплоэнергостроитель» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированный по адресу: <...>, признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 3 месяца, конкурсным управляющим утвержден ФИО1, рассмотрение вопроса о завершении конкурсного производства ООО «Теплоэнергостроитель» назначено на 27.04.2016.

Резолютивная часть решения суда размещена на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации 28.01.2016г. в 10:06:54 МСК.

Согласно пункту 4 статьи 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

На  основании  пункта 6 статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:

о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

о прекращении производства по делу о банкротстве;

об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;

об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;

об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

 В силу пункта 1 статьи 128 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г. №1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» газета «Коммерсантъ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, ФИО1 обязан  был  в срок  до 07.02.2016 направить  в газету «Коммерсантъ» для официального   опубликования сообщение  о  признании ООО «Теплоэнергостроитель» несостоятельным (банкротом) и  открытии  конкурсного  производства.

Фактически сообщение  о  признании ООО «Теплоэнергостроитель» несостоятельным (банкротом) и  открытии  конкурсного  производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» 09.04.2016.

 В  силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными.

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет" и могут использоваться без ограничений, в том числе путем дальнейшей их передачи и (или) распространения.

Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

Для целей настоящего Федерального закона оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве является юридическое лицо, которое зарегистрировано на территории Российской Федерации, владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение указанного реестра в электронной форме, и определено по результатам конкурса для осуществления данных функций в порядке и в соответствии с критериями, которые установлены регулирующим органом, и обеспечивает свою ответственность перед третьими лицами в порядке и в размере, установленных регулирующим органом.

Порядок взаимодействия оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве и регулирующего органа устанавливается регулирующим органом.

Согласно пунктам  1.3, 2.5 и 2.6 Приказа Минэкономразвития РФ от 05.04.2013г. № 178 внесение (включение) арбитражным управляющим сведений в информационный ресурс осуществляется посредством формирования электронного сообщения с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта в сети «Интернет» по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru, на котором размещаются сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц и Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Оператор обеспечивает внесение (включение) сведений в информационный ресурс и их размещение в сети «Интернет» не позднее одного рабочего дня после поступления Оператору оплаты такого внесения (включения), размещения в сети «Интернет» в случае, если внесение (включение), размещение в сети «Интернет» сведений в информационный ресурс в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется за плату.

В соответствии с абзацем 3 пункта  3.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 05.04.2013г. № 178 в случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Учитывая, что Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» не определен срок для включения сведений о признании должника банкротом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, указанные сведения подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в срок, установленный абзацем 3 пункта  3.1  Приказа Минэкономразвития РФ от 05.04.2013г. № 178.

ФИО1 утвержден конкурсным управляющим ООО «Теплоэнергостроитель» 27.01.2016г.

Таким образом, с 27.01.2016 у арбитражного управляющего ФИО1 возникли права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

На основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и абзаца 3 пункта  3.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 05.04.2013г. № 178 ФИО1 обязан был в срок до 02.02.2016г. включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о признании ООО «Теплоэнергостроитель» несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства.

Фактически указанное сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве размещено 30.03.2016, то есть с нарушением установленного срока.

Таким образом, арбитражный суд признает установленным, что в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 128, статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.04.2013г. №178,  арбитражный управляющий ФИО1  не исполнил обязанность конкурсного управляющего по опубликованию в официальном издании и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о признании  должника банкротом  и  об открытии конкурсного производства, а   также  включению этих сведений в  Единый  федеральный реестр  сведений о  банкротстве, в установленный законом  срок, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

05.04.2016 должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Шведовой Т.С. по факту ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим Доржиевым А.Д. вышеперечисленных обязанностей составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении  ФИО1 уведомлен надлежаще; арбитражный управляющий присутствовал  при  составлении  протокола об административном  правонарушении.

Полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, подтверждены Приложением к приказу Управления Росреестра по Республике Бурятия № 72 от 04.05.2010, согласно которому ФИО3 является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 05.04.2016 составлен с соблюдением требований к порядку и срокам его составления, установленными главой 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом проверено соблюдение процессуальных требований при привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, нарушений не установлено.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В подтверждение совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Бурятия представлены протокол об административном правонарушении от 05.04.2016, копия решения Арбитражного  суда Республики  Бурятия  от 27.01.2016, копия  отчета  о  публикации резолютивной части решения по  делу № А10-7045/2015, заявление ФИО1 от 10.12.2015, распечатка сообщения  о  судебном  акте  № 1008625 от 30.03.2016, размещенного в Едином  федеральном  реестре сведений о  банкротстве, письмо  АО «Коммерсантъ» от 26.02.2016, объяснение ответчика в протоколе об административном правонарушении.

Изучив представленные заявителем доказательства, а также выслушав пояснения ФИО1, арбитражный суд приходит к выводу о том, что факт ненадлежащего исполнения конкурсным  управляющим обязанностей, установленных вышеперечисленными нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", заявителем доказан.

Указанные действия (бездействие) арбитражного управляющего ФИО1 образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 № 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. Назначение административного наказания за нарушения тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 Кодекса общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.

Противоправность поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, оценивается с точки зрения нарушения установленных правил. При этом имеются в виду характер самого деяния, способ его совершения и, как следствие, действительный или возможный общественно опасный результат.

Исследовав представленные в материалы дела документы и доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о виновном неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Суд признает установленным, что событие административного правонарушения имеет место, виновные действия арбитражного управляющего образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом исследован вопрос о возможности применения малозначительности правонарушения, предусмотренного статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к правонарушению, совершенному арбитражным управляющим ФИО1

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 № 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Принимая во внимание, что неисполнение обязанности конкурсным  управляющим по своевременному  опубликованию  информации в официальном издании и её размещению ЕФРСБ в сроки, установленные законом, нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц на информирование о деятельности конкурсного  управляющего и ходе процедуры конкурсного  производства, сроках предъявления требований к должнику, совершенное арбитражным управляющим правонарушение не является малозначительным.

При назначении административного наказания судом учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность арбитражного управляющего, не установлено.

При таких обстоятельствах заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия подлежит удовлетворению.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное   наказание       за совершение административного правонарушения  назначается  в  пределах,    установленных  законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем, учитывая имущественное положение ответчика, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, суд признает необходимым снизить размер назначенного ФИО1 в качестве наказания штрафа.

В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела  об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения  по  делам  об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного  соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Санкция части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 25 до 50 тысяч рублей.

Суд признает, что указанное наказание не соответствует характеру правонарушения, не учитывает финансовое положение ответчика и влечет избыточное ограничение его прав.

Учитывая отсутствие отягчающих вину ФИО1 обстоятельств, наличие на иждивении последнего несовершеннолетних детей, суд находит данные обстоятельства исключительными, позволяющими в соответствии с названными требованиями снизить размер назначенного штрафа в два раза, а именно до 12 500 руб.

Руководствуясь статьями 167–170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить.

Привлечь арбитражного управляющего  ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец: г. Кяхта, Кяхтинского района, Республики  Бурятия зарегистрированного по адресу: Республика Бурятия, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>,  к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 12 500 рублей.

Перечислять административный штраф необходимо по следующим реквизитам:

Наименование получателя: Управление Росреестра по Республике Бурятия, Банк получателя: ГРКЦ НБ Банка России по Республике Бурятия, расчетный счет <***>, ИНН <***>, БИК 048142001, ОКАТМО 81701000, КПП 032601001, КБК 321 1 16 90040 04 6000 140 административный штраф.

 Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд, принявший решение.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Судья                                                                                                                   М.Н.Бурлаков