АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
e-mail: info@ buryatia.arbitr.ru web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ
“06” сентября 2010г. Дело №А10-1964/2010
Резолютивная часть решения объявлена «31» августа 2010 г.
Полный текст решения изготовлен «06» сентября 2010 г.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д.-С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатьевым И.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия о признании незаконными действий по государственной регистрации права собственности
при участии:
заявителя: Колосова Б.Н., представитель по доверенности от 21.01.2010 №2;
ответчика: Хайдаровой Н.В., представитель по доверенности от 17.05.2010 №87,
третьего лица Севостьяновой Ю.Л., представитель по доверенности от 20.11.2009 №119
установил:
Открытое акционерное общество «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» (далее – ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», Общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия о признании незаконными действий, выразившихся в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект: взлетно-посадочная полоса общей площадью 132 040,5 кв.м., протяженностью 1 697,2 м, инвентарный номер 1895, литер I, местоположение – Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, аэропорт Куликово поле, кадастровый (ил условный) – 03-03-02/002/2010-023.
Определением суда от 10 июня 2010 года произведена замена ответчика Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия (далее – УФРС по РБ) на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (правопреемника УФРС по РБ) (далее – Управление Росреестра по РБ, регистрационный орган) в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 10 июня 2010 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика в порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее – ТУ Росимущества в РБ).
В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» в заявлении от 09 июля 2010 года уточнило требования к Управлению Росреестра по РБ и просило наряду с ранее заявленными требованиями также признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10 февраля 2010 года №03-03-02/002/2010-023 (л.д.78).
Представитель Общества заявленные требования поддержал и пояснил суду, что Обществу принадлежит на праве собственности здание аэровокзала (нежилое здание) имеется асфальтовая взлетно-посадочная полоса (литер Е), грунтовая взлетно-посадочная полоса (литер Д), маслогрейка, техническая, склад, гараж, котельная, навес, водородная, ограждения. 10 февраля 2010 года УФРС по РБ зарегистрировало право собственности Российской Федерации на объект – взлетно-посадочную полосу общей площадью 132 040,5 кв.м., протяженностью 1 697,2 м, инвентарный номер 1895, литер I, местоположение – Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, аэропорт Куликово поле, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №03-03-02/002/2010-023. Из письма Автономного учреждения Республики Бурятия «Гостехинвентаризация – Республиканское бюро технической инвентаризации» от 18 марта 2010 году Обществу стало известно, что взлетно-посадочная полоса, принадлежащая Российской Федерации, и взлетно-посадочная полоса, принадлежащая заявителю, является одним и тем же объектом. Государственная регистрация объекта, принадлежащего Российской Федерации, была осуществлена на основании кадастрового паспорта на объект, принадлежащий Обществу. Решением Арбитражного суда Российской Федерации от 19 октября 2009 года по делу №А-10-4005/2009 установлено, что в реестр федерального имущества за номером В12040000296 включена взлетно-посадочная полоса аэропорта, ликвидированного в 1985 году, а не объект, принадлежащий заявителю.
Представитель Общества считает, что УФРС по РБ при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на взлетно-посадочную полосу были нарушены требования статей 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так как отсутствовали надлежащие основания для государственной регистрации права собственности, соответствующее техническое описание регистрируемого объекта, не выявлены противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект.
Представитель Управления Росреестра по РБ требования не признал и пояснил, что основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации является выписка из реестра федеральной собственности от 01.02.2010 №47/1 на взлетно-посадочную полосу, расположенную по адресу: Баунтовский эвенкийский район, сельское поселение Багдаринское, аэропорт Куликово поле. Выписка содержит все необходимые данные об объекте, соответствует утвержденной форме, выдана правообладателю надлежащим органом, подписана компетентным должностным лицом. Кадастровый паспорт на объект содержит аналогичные технические характеристики, что и выписка из реестра федерального имущества. Противоречия в заявленных и зарегистрированных правах Управлением не установлено, поскольку взлетно-посадочные полосы (литера Д, Е) как самостоятельные объекты недвижимого имущества не сформированы. Право собственности Общества на взлетно-посадочные полосы как на самостоятельные объекты не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При проведении процедуры государственной регистрации права на взлетно-посадочную полосу представлены все необходимые для установления права документы и у Управления не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Представитель ТУ Росимущества в РБ поддержал доводы Управления Росреестра по РБ, а также указал, что заявителем пропущен срок для обжалования действий Управления. Обществу о произведенной государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект стало известно в процессе рассмотрения дела А10-1434/2009 в феврале 2010 года.
Материалами дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.
25 декабря 2004 года в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» на здание аэровокзала (нежилое здание) – 1 этажное брусовое, 1980г. постройки, имеется асфальтовая взлетно-посадочная полоса (литер Е), грунтовая взлетно-посадочная полоса (литер Д), маслогрейка, техническая, склад, гараж, котельная, навес, водородная, ограждения, общей площадью 294,32 кв.м. с кадастровым (условным) номером объекта №03:02:000000:55/2000-00216, находящееся по адресу Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, с.Багдарин, аэропорт (л.д.80-81).
14 января 2010 года Управление Росимущества в РБ обратилось в УФРС по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект – взлетно-посадочную полосу общей площадью 132 040,5 кв.м., протяженностью 1 697,2 м, инвентарный номер 1895, литер I, местоположение – Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, аэропорт Куликово поле.
10 февраля 2010 года УФРС по РБ зарегистрировало право собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект – взлетно-посадочную полосу с кадастровым (или условным) номером 03-03-02/002/2010-023, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №03-03-02/002/2010-023. Основанием государственной регистрации права собственности Российской Федерации указаны Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 г. № 3020-1 (далее – Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1), выписка из реестра федерального имущества №47/1 от 01.02.2010 (л.д.79, 82).
Не согласившись с действиями регистрационного органа, выразившихся в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект с внесением записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полагая, что они нарушают его права и законные интересы, ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 данной статьи установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными действий, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся:
- проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
- проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
- государственная регистрация прав;
- выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав.
Статьей 13 Закона о государственной регистрации установлен порядок проведения государственной регистрации прав, который включает:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
С учетом вышеприведенных норм, судом делается вывод, что регистрирующим органом действия по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества – взлетно-посадочную полосу с внесением оспариваемой записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлены в пределах полномочий, возложенных на него Законом о государственной регистрации.
Заявитель, оспаривая законность действий регистрационного органа, считает, что им при совершении государственной регистрации прав Российской Федерации на спорный объект нарушены требования статей 17, 18, 20 Закона о регистрации, поскольку отсутствовали основания для указанной государственной регистрации, надлежащее техническое описание объекта, а также имелись противоречия между заявляемыми правами и уже зарегистрированным правом на указанный объект. В результате незаконных, по мнению заявителя, действий регистрационного органа право Российской Федерации было зарегистрировано на объект, принадлежащий Обществу, то есть, фактически произведена двойная регистрация прав на один и тот же объект.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Одновременно в пункте 1 статьи 18 указанного Закона предусмотрено, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации установлено, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания.
Пунктом 93 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.09.2006 N 293 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Административный регламент) предусмотрено, что государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает: соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправлении) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт; соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе. Аналогичные положения содержатся в пункте 38 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из материалов дела, основаниями для государственной регистрации права Российской Федерации на взлетно-посадочную полосу явились выписка из реестра федерального имущества №47/1 от 01.02.2010 и Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1.
Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе: Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственности подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
Среди прочих в пункте 4 раздела 4 Приложения 1 настоящего Постановления названы предприятия и объекты отраслей воздушного транспорта.
Кроме этого пунктом 4 Распоряжения Госкомимущества РФ N 444-р от 16.09.92 "Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" установлено, что, учитывая стратегические интересы Российской Федерации, акционирование авиационных, морских и речных портов, объектов дорожного хозяйства осуществляется на особых условиях.
Согласно Особым условиям акционирования и приватизации аэропортов, утвержденным 30.09.1992 заместителем министра транспорта России и заместителем председателя Госкомимущества России, при приватизации аэропортов в состав уставного капитала обществ не включаются, в частности, взлетные полосы (взлетно-посадочные полосы, боковые и концевые полосы безопасности, рулежные дорожки, места стоянок самолетов, перроны).
Таким образом, в силу закона взлетно-посадочные полосы относятся исключительно к федеральной собственности.
Из представленной в УФРС по РБ выписки из реестра федерального имущества №47/1 от 01.02.2010 следует, что взлетно-посадочная полоса с месторасположением Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, сельское поселение Багдаринское, (аэропорт), общей площадью 132040,500кв.м., инвентарным номером 1895.I, 1987года ввода эксплуатации 24.03.2008 внесена в реестр федерального имущества под реестровым номером В12040000296. Основанием возникновения права собственности Российской Федерации в вышеназванной выписке указано Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1. (л.д.39).
Выписка из реестра федерального имущества №47/1 от 01.02.2010 содержит идентичные технические характеристики взлетно-посадочной полосы, что и представленный в регистрационный орган кадастровый паспорт от 10.09.2009 (л.д.40-41).
В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение), ведение реестра федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, осуществляется по месту его нахождения территориальными органами Росимущества в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.
В силу пункта 13 Положения документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (действующим в спорный период) документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Оценивая установленные по делу фактические обстоятельства и вышеприведенные нормы законодательства, представленная заявителем выписка из реестра федерального имущества №47/1 от 01.02.2010 на взлетно-посадочную полосу, являлась достаточным основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект. Указанный документ соответствует требованиям статьи 18 Закона о государственной регистрации, отражает информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе описание объекта, вид регистрируемого права. Выписка соответствует утвержденной форме, подписана компетентным должностным лицом. Кадастровый паспорт на объект содержит аналогичные технические характеристики, что и выписка из реестра федерального имущества.
Судом не принимается довод заявителя со ссылкой на решение Арбитражного суда Российской Федерации от 19 октября 2009 года по делу №А10-4005/2009, что в реестр федерального имущества за номером В12040000296 включена взлетно-посадочная полоса аэропорта, ликвидированного в 1985 году, а не объект, принадлежащий заявителю.
Согласно пояснениям представителя третьего лица ТУ Росимущества в РБ в реестре федерального имущества ранее ошибочно были указаны технические характеристики взлетно-посадочной полосы ликвидированного аэропорта Багдарин, в выписке из реестра из федерального имущества №47/1 от 01.02.2010 указаны соответствующие данные существующей взлетно-посадочной полосы 1987 года ввода в эксплуатации.
Кроме этого решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19.10.2009 по делу №А10-4005/2009 отказано в удовлетворении требований ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» о признании незаконными действий по включению в реестр федерального имущества взлетно-посадочной полосы и обязании исключить ее из реестра федерального имущества.
Следовательно, выписка из реестра федерального имущества №47/1 от 01.02.2010 являющейся по настоящему спору правоустанавливающим документом на взлетно-посадочную полосу в установленном порядке недействительной не признана.
Судом рассмотрен довод заявителя, что регистрирующим органом при осуществлении спорной государственной регистрации в нарушение требований статьи 13 Закона о государственной регистрации и пункта 92 Административного регламента не установлено отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Материалами по делу установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.12.2004 зарегистрировано право собственности ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» на здание аэровокзала (нежилое здание) – 1 этажное брусовое, 1980г. постройки, имеется асфальтовая взлетно-посадочная полоса (литер Е), грунтовая взлетно-посадочная полоса (литер Д), маслогрейка, техническая, склад, гараж, котельная, навес, водородная, ограждения, общей площадью 294,32 кв.м. Взлетно-посадочные полосы (литер Д и Е) как самостоятельные объекты недвижимого имущества не сформированы. Право собственности Общества на взлетно-посадочные полосы как самостоятельные объекты не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме этого технический паспорт на здание аэровокзала от 08.08.2000 (л.д.83-95) и кадастровый паспорт на взлетно-посадочную полосу содержат разные технические характеристики объектов.
Судом принимается довод ответчика, что при таких обстоятельствах выявить противоречия заявляемых прав и уже зарегистрированного права на один и тот же объект не представлялось возможным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на взлетно-посадочную полосу, предусмотренные статьей 20 Закона о государственной регистрации, отсутствовали.
Действия регистрационного органа по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на взлетно-посадочную полосу общей площадью 132 040,5 кв.м., протяженностью 1 697,2 м, инвентарный номер 1895, литер I, с местоположением – Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, аэропорт Куликово поле, от 10.02.2010 с внесением об этом записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним №03-03-02/002/2010-023 соответствуют Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Наряду с этим судом принято во внимание следующие обстоятельства по делу. Общество, обращаясь в суд, в заявлении указало, что в отношении одного и того же объекта – взлетно-посадочная полоса регистрационным органом проведена двойная регистрация права собственности.
Данные обстоятельства подтверждены письмом Автономного учреждения Республики Бурятия «Гостехинвентаризация – Республиканское бюро технической инвентаризации № 01-09-01 от 18.03.2010 г., из которого следует объект недвижимости взлетно-посадочная полоса, расположенная по адресу Республика Бурятия, Баунтовский район, село Багдарин, Аэропорт, указанная в техническом паспорте от 08 августа 2000 г, инвентарный номер 720, литер Д и объект недвижимости взлетно-посадочная полоса, расположенная по адресу Республика Бурятия, Баунтовский район, аэропорт Куликово поле, указанная в техническом паспорте от 20 августа 2009 г., инвентарный номер 1895, литер I, являются одним и тем же объектом (л.д.68).
Следовательно, заявитель фактически оспаривает зарегистрированное право собственности Российской Федерации на взлетно-посадочную полосу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В пункте 56 данного Постановления указано, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Исходя из вышеизложенных разъяснений судебных органов, оспаривание по настоящему заявлению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действий регистрационного органа по государственной регистрации права на недвижимое имущество с признанием недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним при наличии спора о праве на указанный объект противоречит законодательству.
Следовательно, избранный заявителем по настоящему делу способ защиты его прав не основан на законе, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Судом не принимается довод ТУ Росимущества в РБ, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать в связи с пропуском трехмесячного срока обжалования действий ответчика. Согласно объяснению заявителя ему о двойной регистрации прав на спорный объект и, следовательно, нарушении его прав, стало известно в марте 2010 года из письма Автономного учреждения Республики Бурятия «Гостехинвентаризация – Республиканское бюро технической инвентаризации № 01-09-01 от 18.03.2010 г.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 11, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
4. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
5. В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья Г.Д.-С. Мархаева