ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
18 июля 2016 года Дело № А10-1967/2016
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Смолиной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промсинтекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 630000, <...>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о признании незаконным отказа от 13 января 2016 года №03/016/048/2015-2103 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15 сентября 2015 года №113/2015,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 17.05.2016;
от ответчика: ФИО2 - представителя по доверенности от 24.02.2016 №55;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Промсинтекс» (далее – ООО «Промсинтекс», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление) о признании незаконным решения от 13 января 2016 года №03/016/048/2015-2103 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 15 сентября 2015 года №113/2015, возложении обязанности произвести государственную регистрацию договора аренды.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования «Туркинское» сельское поселение.
Представитель заявителя требования поддержал и пояснил, что обжалуемым решением отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 03:16:480102:125, расположенного в местности Безымянка Прибайкальского района, предназначенного для размещения базы отдыха. Данное решение мотивировано непредставлением соответствующего закону договора аренды и невозможностью использования земельного участка в целях размещения базы отдыха. Вопреки выводам Управления договор аренды заключен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Факт расположения земельного участка в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также на нетронутой природной территории не доказан. Видом разрешенного использования земельного участка допускается размещение на нем базы отдыха. На арендуемом земельном участке не планируется строительство каких-либо капитальных объектов, база отдыха будет представлять временные сооружения.
Представитель Управления заявленные требования не признал и пояснил, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. По результатам правовой экспертизы Управлением установлено, что на земельном участке, переданном Обществу в аренду, планируется строительство базы отдыха. Названный земельный участок расположен на незатронутых природных территориях в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где строительство запрещено действующим законодательством. В связи с чем, оснований для государственной регистрации договора аренды не имелось.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что 16 марта 2015 года общество с ограниченной ответственностью «Промсинтекс» зарегистрировано в качестве юридического лица (т.1, л.д.34-38).
14 августа 2015 года в приложении к газете «Прибайкалец» Администрацией муниципального образования «Туркинское» сельское поселение опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 03:16:480102:125, площадью 15000 кв.м., для размещения базы отдыха (т.1, л.д.79).
На основании протокола от 14 сентября 2015 года о подведении итогов победителем названного аукциона признано ООО «Промсинтекс» (т.1, л.д.77-78).
15 сентября 2015 года между ООО «Промсинтекс» и Администрацией муниципального образования «Туркинское» сельское поселение подписан договор аренды №113/2015 земельного участка с кадастровым номером 03:16:480102:125, площадью 15 000 кв.м., расположенного в местности Безымянка Прибайкальского района, предназначенного для размещения базы отдыха, сроком на 49 лет (т.1, л.д.19-21).
В тот же день земельный участок передан заявителю по акту приема-передачи (т. 1, л.д.22).
30 ноября 2015 года Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды указанного земельного участка (т.1, л.д.55-58).
14 декабря 2015 года государственная регистрация права приостановлена на срок до 13 января 2016 года (т.1, л.д.84-85).
13 января 2015 года решением Управления, выраженным в письме №03/016/048/2015-2103, отказано в государственной регистрации права аренды на указанный земельный участок в связи с тем, что представленные на государственную регистрацию документы не соответствуют требованиям действующего законодательства (т.1, л.д.91-92).
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В силу статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.
Статьей 609 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно статье 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом установлено, что срок аренды земельного участка с кадастровым номером 03:16:480102:125 составляет 49 лет, следовательно, договор аренды подлежит государственной регистрации.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) определено, что под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 13 Закон о регистрации в ходе государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу абзаца 4 части 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как следует из обжалуемого решения, основанием для его принятия послужило то, что договор аренды заключен на основании статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в то время как случаи предоставления земельных участков в аренду урегулированы статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды соответствующий данным требованиям не представлен; земельный участок, являющийся предметом аренды, расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на незатронутых природных территориях, где строительство, в т.ч. баз отдыха запрещено.
Указание в оспариваемом решении на то, что в договоре вместо статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации имеется ссылка на статью 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, поскольку условия договора определяются его содержанием.
При этом и статья 39.6 и 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют вопросы предоставления земельных участков в аренду, в том числе на торгах.
Суд также учитывает, что договор аренды названного земельного участка подписан по результатам аукциона, что соответствует указанным нормам земельного законодательства.
В судебном заседании представитель Управления признал необоснованность выводов решения относительно ссылок в договоре на статьи 39.6 и 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем суд считает правильными иные доводы Управления об отсутствии оснований для государственной регистрации договора аренды.
В соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно преамбуле Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
В силу статьи 2 данного Федерального закона Байкальской природной территорией является территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в т.ч. центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Статьей 6 указанного Федерального закона установлено, что перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.
К числу запрещенных видов деятельности в указанной зоне Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года N 643 отнесено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Таким образом, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на незатронутых природных территориях запрещается строительство любых зданий и сооружений.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:16:480102:125 расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Данное обстоятельство подтверждается информацией начальника отдела геодезии и картографии Управления от 11 декабря 2015 года (т.1, л.д.83, 86), согласно которой по результатам сопоставления установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:16:480102:125 входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р.
Аналогичные сведения содержатся в акте административного обследования объекта земельных отношений от 11 декабря 2015 года (т.1, л.д.45-46).
Кроме этого, земельный участок с кадастровым номером 03:16:480102:125 Управлением нанесен на схему (т.1, л.д.52-54), из которой видно, что он расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Оснований не доверять данным документам суд не находит, поскольку они исходят от компетентного в области геодезии и картографии органа. При этом доводы заявителя о том, что указанные документы не подтверждают факт расположения спорного земельного участка в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, конкретными доказательствами не подтверждены.
Суд также учитывает, что земельный участок с кадастровым номером 03:16:480102:125 расположен на незатронутой природной территории.
Указанный вывод основан на акте административного обследования объекта земельных отношений от 11 декабря 2015 года и фототаблице к нему (т.1, л.д.45-51), из которых видно, что земельный участок с кадастровым номером 03:16:480102:125 не огорожен, какие-либо здания, строения, объекты незавершенного строительства, в т.ч. промышленные, жилые и рекреационные отсутствуют; сохранено естественное биоразнообразие – на участке расположен смешанный лес, песчаный пляж, инфраструктура отсутствует.
Кроме того, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 – природные ландшафты (леса), для которой градостроительный регламент не установлен, что означает невозможность строительства на земельном участке каких-либо объектов.
Нахождение земельного участка в территориальной зоне Р-2 подтверждено схемой расположения на фрагменте карты градостроительного зонирования муниципального образования «Туркинское», правилами землепользования и застройки названного муниципального образования (т.2, л.д. 6-11).
На основании договора аренды земельный участок с кадастровым номером 03:16:480102:125 предоставлен Обществу для размещения базы отдыха, т.е. для строительства.
Согласно главе 1 ГОСТ Р 55319-2012 «Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения», введенным в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 г. N 1601-ст,предметом настоящего стандарта являются специализированные средства размещения следующих видов: лагеря труда и отдыха, дома (базы) отдыха, усадьбы, дома охотника (рыбака), туристские приюты и стоянки, кемпинги, общественные средства транспорта, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега.
Таким образом, понятия дом и база отдыха являются тождественными.
В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТ Р 55319-2012 под домом отдыха понимается специализированное средство размещения, расположенное в рекреационной зоне, предоставляющее услуги размещения, питания, по организации досуга и развлечений.
В силу пункта 4.3 ГОСТ Р 55319-2012 к специализированным средствам размещения для отдыха, труда и развлечений (досуга) относят средства размещения, предоставляющие туристам услуги проживания и, как правило, услуги питания, а также дополнительные услуги по организации развлечений, досуга, труда и отдыха, занятий физкультурой и спортом, экскурсионные услуги, в том числе усадьбы, дома и базы отдыха, спортивные базы, лагеря труда и отдыха, дома охотника (рыбака) и т.п.
Пунктами 5.9.1 и 5.9.8 ГОСТ Р 55319-2012 определено, что требования к зданиям, техническому оборудованию и оснащению помещений специализированных средств размещения приведены в таблице А.1 приложения А. Общие требования к номерам для проживания и другим видам помещений для размещения туристов (комнаты, хижины, бунгало, палатки и др.) специализированных средств размещения приведены в таблице Б.1 приложения Б.
Из таблиц А.1 и Б.1 следует, что здания домов (баз) отдыха должны быть обеспечены электроэнергией, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, в них должны иметься одно- и двухместные номера.
Из приведенных норм следует, что размещение базы отдыха подразумевает под собой строительство капитального объекта.
Вместе с тем, на незатронутых природных территориях в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории строительство каких-либо объектов, в т.ч. рекреационного назначения, запрещено. Следовательно, строительство базы отдыха на земельном участке с кадастровым номером 03:16:480102:125 невозможно. Соответственно, Управление правомерно отказало в государственной регистрации договора аренды.
Доводы заявителя о том, что на спорном земельном участке не планируется размещение объектов капитального строительства, противоречат указанным выводам суда и договору аренды, в котором указано на размещение базы отдыха, а не временных сооружений (палаток и др.).
Суд также отмечает, что строительство базы отдыха не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд считает обжалуемое решение законным и обоснованным, поскольку договор аренды, представленный на государственную регистрацию, по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Промсинтекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 630000, <...>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей по платежному поручению от 06.04.2016 № 1.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Н.П. Кушнарева