ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1968/16 от 04.07.2016 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

08 июля 2016 года                                                                          Дело № А10-1968/2016

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Смолиной Е.Р., рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТранзитСервис» (ОГРН 1110327000508, ИНН 0326496176, адрес: 670045, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Трактовая, 1) к Бурятской таможне о признании незаконным решения по результатам камеральной таможенной проверки от 04 марта 2016 года №10602000/400/040316/Т001.

при участии в заседании:

от заявителя: Хавкина К.В. - представителя по доверенности от 11.01.2016 №1;

от ответчика: Кадушкина М.А. - представителя по доверенности от 12.10.2015 №07-17/11669;

Кравцовой Т.В. - представителя по доверенности от 13.05.2016 №08-31/05142;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ТранзитСервис» (далее – ООО «ТранзитСервис», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Бурятской таможне (далее – Таможня, таможенный орган) о признании незаконными решения от 04 марта 2016 года №10602000/400/040316/Т0001 по результатам камеральной таможенной проверки.

Представитель заявителя требования поддержал и пояснил, что по результатам проверки таможенным органом установлено, что Обществом не завершена процедура временного ввоза многооборотной тары, обязанность по уплате ввозных таможенных платежей не исполнена. В целях устранения допущенных нарушений таможней доначислены таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Обжалуемое решение является незаконным, поскольку Общество не планировало использовать указанную тару на таможенной территории Таможенного союза. Контрактом на поставку лифтового оборудования не предусмотрен возврат продавцу упаковочных материалов. Согласно условиям контракта в стоимость товара включена стоимость тары, упаковки и маркировки. Общество не обращалось в таможенный орган с заявлением о помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза и не принимало на себя обязательств по их обратному вывозу. Декларация на товары оформлена в строгом соответствии с действующим законодательством, в ней указано, что товары находятся на поддонах, при этом поддоны заявлены вместе с декларируемым товаром, что означает, что их стоимость входит в стоимость товара. Товары по указанной декларации выпущены Таможней без каких-либо ограничений. Таможенный контроль проведен после истечения сроков установленных законодательством.

Представители Таможни заявленные требования не признали и пояснили, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. При совершении таможенных операций в отношении контейнеров, поддонов и упаковок (многооборотной тары) по выбору декларанта могут быть использованы как нормы таможенного законодательства Таможенного союза, так и нормы Конвенции о временном ввозе. 20 августа 2012 года между корпорацией СДЖЭК (Китай) и ООО «ТранзитСервис» заключен контракт на поставку 2 лифтов пассажирских. Обществом подана декларация на товары, в которой указано, что лифты размещены на 46 поддонах. 22 ноября 2012 года лифты выпущены таможенным органом для внутреннего потребления. Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257, если товары находятся на поддонах, то такие поддоны заявляются вместе с декларируемыми товарами при условии, что стоимость поддонов входит в стоимость товара, в том числе, если стоимость поддонов не выделена отдельно, в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки. Из внешнеторгового контракта следует, что стоимость поддонов в стоимость основного товара не включена. Следовательно, условия заявления поддонов вместе с декларируемыми лифтами Обществом не соблюдены, поэтому в отношении поддонов подлежат применению положения Конвенции о временном ввозе. Данной Конвенцией предусмотрена возможность временного ввоза на таможенную территорию поддонов без предъявления таможенных документов и без представления обязательства об обратном вывозе. Условия внешнеторгового контракта FCA означают, что продавец обязан обеспечить за свой счет упаковку товара для его перевозки. Вместе с тем, Конвенцией о временном ввозе из упаковки исключены поддоны, в связи с этим доводы заявителя являются необоснованными. В силу статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе на таможенную территорию товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, отказа в пользу государства или уничтожения, фактического вывоза с таможенной территории. Под указанные процедуры поддоны не помещались, в связи с этим таможенная проверка проводилась в отношении товара находящегося под таможенным контролем, ее сроки не нарушены.

Из материалов дела следует, что 24 января 2011 года общество с ограниченной ответственностью «ТранзитСервис» зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.29).

20 августа 2012 года между корпорацией СДЖЕК (SJECCORPORATIONКитай) (продавец) и ООО «ТранзитСервис» (покупатель) заключен контракт №12J00227/00228 на поставку 2 лифтов пассажирских, стоимостью 19 100 и 19 900 долларов США соответственно на условиях FCAШанхай (л.д.67-72, 91-93).

19 ноября 2012 года ООО «ТранзитСервис» в таможенный орган подана декларация на товары №10602040/191112/0008379, в которой в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления заявлен товар – лифты пассажирские с электрическим управлением в количестве 2 штук. В графе 31 декларации указана кодировка «PX-46». Товар выпущен 22 ноября 2012 года (л.д.84-85).

14 декабря 2015 года должностным лицом Таможни составлена справка о необходимости проведения камеральной таможенной проверки в отношении ООО «ТранзитСервис» по вопросу соблюдения порядка пользования условно выпущенным товаром, ввезенным на таможенную территорию Российской Федерации по процедуре временного ввоза на основании декларации на товары №10602040/191112/0008379 (л.д.100-104).

15 декабря 2015 года на основании докладной записки принято решение о проведении камеральной таможенной проверки в отношении Общества (л.д. 105-107).

04 марта 2016 года должностным лицом таможенного органа по результатам камеральной таможенной проверки составлен акт №10602000/400/040316/А0001, согласно которому установлено, что ООО «ТранзитСервис» не завершило в установленные сроки таможенную процедуру временного ввоза поддонов, ввезенных на основании декларации на товары №10602040/191112/0008379, не поместив их под таможенную процедуру реэкспорта или иную таможенную процедуру. У Общества возникла обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов в размере 5603,84 рублей (л.д.114-124).

Решением Таможни от 04 марта 2016 года №10602000/400/040316/Т0001 по результатам камеральной таможенной проверки к товару – поддоны, ввезенному Обществом на основании декларации на товары №10602040/191112/0008379 по процедуре временного ввоза, применены ставка таможенной пошлины – 5% от стоимости товара в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» и ставка налога на добавленную стоимость в размере 18% от стоимости товара в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.12-14).

Не согласившись с решением по результатам камеральной таможенной проверки, Общество обратилось в арбитражный суд.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) под временным ввозом (допуском) понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Статьей 281 ТК ТС установлено, что действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено, что Общество заявило в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления 2 лифта, которые располагались на 46 поддонах.

При этом суд отмечает, что согласно пункту 29 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257, если декларируемый товар находится на поддонах, то в графе 31 декларации на товары указываются сведения о поддонах и их количестве с указанием через знак разделителя "/" кода поддона в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов.

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" (приложение 12) аббревиатура «PX» означает «поддон» («Pallet»).

В графе 31 декларации на товары №10602040/191112/0008379 имеется кодировка PX – 46, что свидетельствует о том, что лифты доставлены на 46 поддонах.

Данное обстоятельство также подтверждается упаковочным листом и экспортной декларацией (л.д.73, 75).

Статьей 3 ТК ТС установлено, что таможенное законодательство таможенного союза состоит из международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 02 ноября 1995 года №1084 Российская Федерация присоединилась к Конвенции о временном ввозе, заключенной 26 июня 1990 года в г. Стамбуле.

Следовательно, данной Конвенцией регулируются вопросы временного ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Приложения В.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией» к Конвенции о временном ввозе режим временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии.

Из содержания статьи 4 ТК ТС следует, что таможенная декларация является документом, составленным по установленной форме, содержащим сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров, т.е. одним из документов из таможенных документов, составляемых исключительно для таможенных целей.

В силу статьи 180 ТК ТС в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза.

Таким образом, указанной Конвенцией и ТК ТС предусмотрена возможность временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок без предъявления таможенных документов, т.е. без подачи таможенной декларации.

Отдельная таможенная декларация на поддоны Обществом не подавалась и этого по действующему законодательству не требовалось.

В статье 1 Приложения В.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией» к Конвенции о временном ввозе определены основные понятия, используемые в ней:

- под «товарами, ввезенными в связи с коммерческой операцией» понимаются контейнеры, поддоны, упаковки, образцы, рекламные фильмы, а также любые другие товары, ввезенные в связи с какой-либо коммерческой операцией, но ввоз которых сам по себе не является коммерческой операцией;

- под «упаковкой» - любые изделия и материалы, служащие или предназначенные - в том виде, в каком они ввозятся, - для упаковки защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), ввозимых навалом. Исключены также контейнеры и поддоны такие, как они определены соответственно в пунктах (c) и (d) настоящей статьи;

- под «поддоном» - устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки / выгрузки или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит либо из двух настилов, соединенных между собой распорками, либо из одного настила, опирающегося на ножки; оно должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку / выгрузку с помощью вилочных погрузчиков или тележек для перевозки поддонов; оно может иметь или не иметь надстройку.

Поскольку Обществом вместе с лифтами на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены поддоны, то на последние распространяются требования о временном ввозе.

При этом суд учитывает, что упаковка и поддон не являются тождественными понятиями, а режим временного ввоза подразумевает использование иностранных товаров с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Суд отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на то, что при ввозе поддонов были уплачены таможенные пошлины и налоги или их стоимость была включена в стоимость основного товара – лифтов.

Согласно пункту 6 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257, если товары находятся на поддонах, то такие поддоны заявляются вместе с декларируемыми товарами при условии, что стоимость поддонов входит в стоимость товара, в том числе, если стоимость поддонов не выделена отдельно, в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки.

Условия поставки FCA в соответствии с Правилами Инкотермс 2010 подразумевают обязанность продавца за свой счет обеспечить упаковку товара, за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято отгружать указанный в договоре товар без упаковки. Продавец может упаковать товар таким образом, как это необходимо для его перевозки, если только покупатель до заключения договора не известит продавца о специфических требованиях к упаковке. Маркировка упакованного товара должна быть осуществлена надлежащим образом.

Таким образом, условия поставки FCAне возлагают на продавца обязанность обеспечить поставку товара на поддонах, следовательно, стоимость поддонов не включается в стоимость основного товара.

Внешнеторговый контракт, заключенный Обществом с китайской стороной, не содержит сведений о том, что товар поставляется на поддонах и стоимость последних включена в общую стоимость лифтов.

То обстоятельство, что Общество указало в декларации на товары наряду с лифтами 46 поддонов, не свидетельствует о том, что их стоимость входит в стоимость лифтов. Суд учитывает, что обязанность подтверждения обстоятельств, касающихся включения стоимости поддонов в общую стоимость товаров, возлагается на декларанта.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт временного ввоза Обществом на таможенную территорию Российской Федерации 46 поддонов.

Статьей 4 Приложения В.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией» к Конвенции о временном ввозе установлено, что для получения возможности использования льгот, предусмотренных настоящим Приложением: поддоны или равное число поддонов одного и того же типа и приблизительно равной стоимости должны быть ранее вывезенными или в дальнейшем подлежать вывозу или обратному вывозу.

Согласно статье 7 Конвенции о временном ввозе товары (включая транспортные средства), ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, подлежат обратному вывозу в течение определенного срока, достаточного для достижения цели их временного ввоза. Этот срок оговаривается отдельно в каждом Приложении. Таможенные органы могут либо устанавливать более поздний срок вывоза, чем срок, предусмотренный в каждом Приложении, либо продлевать первоначальный срок.

В силу статьи 280 ТК ТС срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию таможенного союза Комиссией таможенного союза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза, чем срок, указанный настоящей статьи.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" утвержден Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза, в котором среди прочего предельный срок временного ввоза в 34 месяца установлен для временно ввезенных товаров, в отношении которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

К таковым Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331, относит контейнеры, поддоны и иные виды многооборотной тары и упаковки, за исключением упаковочных материалов (соломы, бумаги, стекловолокна, стружки и т.п.).

Соответственно, срок временного ввоза поддонов не может превышать 34 месяцев.

Вместе с тем, Общество по истечении 34 месяцев со дня временного ввоза поддонов (до 22 сентября 2015 года) не поместило их под таможенную процедуру реэкспорта и не заявило их к иной таможенной процедуре, не завершив тем самым процедуру временного ввоза.

В соответствии со статьей 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся, в т.ч. ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Согласно статье 283 ТК ТС сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, считается при незавершении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 281 настоящего Кодекса - день истечения срока временного ввоза товаров.

В связи с тем, что Общество не завершило таможенную процедуру временного ввоза поддонов, оно обязано уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги.

В силу статьи 77 ТК ТС для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза. Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" в отношении товара с кодом ТН ВЭД 4415 20 200 0 «Паллеты, поддоны и прочие погрузочные щиты; обечайки» установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5% от таможенной стоимости.

Правильности отнесения поддонов к указанному коду ТН ВЭД ТС Обществом не оспаривается.

Статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогообложение по налогу на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 18 процентов.

Исходя из этого, суд полагает, что в обжалуемом решении ставки таможенной пошлины и налога указаны правильно.

Согласно статье 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Указанные товары  считаются находящимися под таможенным контролем до:

1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса;

3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза;

4) обращения в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;

6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

Таким образом, товары временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза находятся под таможенным контролем до их помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, отказа в пользу государства или уничтожения, фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза.

Ввезенные Обществом на таможенную территорию таможенного союза поддоны не помещены под процедуру выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, отказа в пользу государства или уничтожения и фактически не вывезены с таможенной территории. Следовательно, они находятся под таможенным контролем.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Таможня правомерно провела камеральную таможенную проверку в отношении товара, находящегося под таможенным контролем.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                             РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявленных требований  отказать.

2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

     Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                  Н.П.Кушнарева