ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1975/2021 от 13.07.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

20 июля 2021 года                                                                                 Дело № А10-1975/2021

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Залужной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутухановой Б.Ц.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании дело по иску Республиканского агентства занятости населения (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании остатка неиспользованного гранта в размере 8 983 руб. 38 коп. (с уточнением),

при участии

от истца: ФИО2 (доверенность от 17.03.2021, диплом),

от ответчика: не явился, извещен,

установил:

Республиканское агентство занятости населения обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании остатка неиспользованного гранта в размере 45 683 руб. 38 коп.

В обоснование иска истец указал, что 14.10.2020  между Республиканским агентством занятости населения и ИП ФИО1 был заключен договор о предоставлении гранта из республиканского бюджета работодателям на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия на 2020 год от № 77.

Размер гранта при условии трудоустройства трех человек на три месяца составил 170 567 руб. 20 коп.  Ответчик обеспечил трудоустройство 2 граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, 1 безработного гражданина, направленных центром занятости населения, заключил с ними срочные трудовые договоры на срок не более 3 месяцев с соблюдением требований трудового законодательства. Ответчик обеспечил достижение значений результатов предоставления гранта. Кассовый расход ответчика по данным истца за отчетный период 2020 года по трудоустроенным гражданам составил 111 383 руб. 82 коп., так как согласно табелей учета использования рабочего времени за период с 16.10.2020  по 15.12.2020  трое трудоустроенных граждан фактически отработали 42 дня.

18.03.2021  истцом в адрес ответчика направлено требование о возврате в республиканский бюджет остатков выделенного гранта, не использованного в 2020 отчетном финансовом году в сумме 59 183 руб. 38 коп. на расчетный счет истца. Возврат остатков выделенного гранта в республиканский бюджет на счет Республиканского агентства занятости населения произведен не в полном объеме. Согласно платежного поручения № 17 от 02.04.2021  произведен возврат 13 500,00 рублей. Остаток долга составляет 45 683 руб. 38 коп.

В предварительном судебном заседании истец уменьшил  сумму исковых требований до 8 983 руб. 38 коп., указал, что после подачи иска ответчик частично оплатил долг, представил платежное поручение № 30 от 20.05.2021.

Уменьшение исковых требований судом принимается.

Ответчик в предварительное судебное заседание не явился, отзыв не направил, извещен надлежащим образом (заказное письмо №67000857966813 получено по адресу регистрации 30.04.2021, заказное письмо № 67000859900495 получено по адресу регистрации 07.06.2021).

В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные Кодексом последствия.

Согласно части 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.

Как указано в пункте 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Поскольку истец присутствует в предварительном судебном заседании, а ответчик надлежащим образом уведомлен о времени и месте предварительного судебного заседания, возражений относительно перехода в судебное разбирательство не заявил, в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании первой инстанции.

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

В 2020 году на территории Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия реализовывалось дополнительное мероприятие в сфере занятости населения - предоставление грантов работодателям на реализацию подпрограммы «Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия» государственной программы Республики Бурятия «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2018 № 576.

В рамках дополнительных мероприятий Правительством Республики Бурятия утвержден Порядок предоставления грантов работодателям па реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия на 2020 год (постановление Правительства Республики Бурятия от 02.09.2020 № 526) (далее - Порядок).

Согласно Порядку гранты предоставляются работодателям в целях возмещения затрат в связи с реализацией дополнительных мероприятий, которые включают в себя одно или все следующие мероприятия:

а) возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда при организации общественных работ для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, а также безработных граждан, при этом в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице;

б) возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда при
организации временного трудоустройства работников организаций,
находящихся под риском увольнения (введение режима неполного рабочего
времени, временная остановка работ, предоставление отпусков без
сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению
работников).

В целях реализации дополнительных мероприятий и на основании пункта 2.10 Порядка 14.10.2020  между Республиканским агентством занятости населения и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор № 77 о предоставлении гранта из республиканского бюджета работодателям на реализацию дополнительных мероприятий, направленных па снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия на 2020 год от (далее - договор).

Как  указано в п. 1.1. договора его предметом является предоставление получателю (ответчику) из республиканского бюджета в 2020 году гранта возмещения затрат в связи с реализацией дополнительных мероприятий, которые включают в себя одно или все следующие мероприятия:

- организация общественных работ для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, в количестве 2 человек,

- организация общественных работ для граждан, признанных в установленном порядке безработными в количестве 1 человека.

Размер гранта, предоставляемого работодателю на частичную оплату труда при организации общественных работ, определяется по формуле, установленной пунктом 1.5. Порядка.

Sil = Nобщ х Сзп х Рзан, где:

Nобщ - прогнозируемая численность трудоустроенных на обществен­ные работы граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы за­нятости, а также безработных граждан;

Сзп - размер возмещения затрат на заработную плату направленного на общественные работы гражданина, равный величине минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О мини­мальном размере оплаты труда», увеличенного на сумму страховых взно­сов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент;

Рзан - период занятости на общественных работах, не более 3 месяцев.

Размер гранта, предоставляемого работодателю на частичную оплату труда при организации временного трудоустройства работников организа­ций, находящихся под риском увольнения, определяется по формуле:

Si2 = Nbpх Сзп х Рзан, где:

Nbp- прогнозируемая численность трудоустроенных на временные работы граждан из числа работников организации, находящихся подриском увольнения;

Сзп - размер возмещения затрат на заработную плату трудоустроен­ного на временную работу гражданина, равный величине минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О мини­мальном размере оплаты труда», увеличенного на сумму страховых взно­сов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент;

Рзан - период временного трудоустройства, не более 3 месяцев.

Согласно пункта 1.6 Порядка срок использования гранта составляет не более 4 месяцев.

Размер гранта при условии трудоустройства трех человек на три месяца составил 170 567 руб. 20 коп. 

В соответствии сословиями договора истец предоставил ответчику грант в размере 170 567 руб. 20 коп. на организацию общественных работ для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, в количестве 2 человек, и граждан, признанных в установленном порядке безработными в количестве 1 человека.

Перечисление истцом денежных средств ответчику подтверждается платежным поручением № 235333 от 21.10.2020.

В соответствии с пунктами 4.3.2., 4.3.3. договора ответчик обеспечил трудоустройство 2 граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости,  и 1 безработного гражданина, направленных центром занятости населения, населения, с ними срочные трудовые договоры на срок не более 3 месяцев с соблюдением требований трудового законодательства

Таким образом, согласно условиям  пункта 4.3.7 договора ответчик обеспечил достижение значений результатов предоставления гранта, установленного Порядком.

Данный факт подтверждается отчетом ответчика от 15.12.2020  о достижении результатов (показателей результативности) использования гранта об осуществлении его расходов в связи с трудоустройством безработных граждан, граждан ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, а также граждан из числа работников организаций, находящихся   под  риском   увольнения,   па   общественные   работы   и временные работы.

Согласно представленным истцом табелям учета использования рабочего времени за период с 16.10.2020  по 15.12.2020 трое трудоустроенных граждан фактически отработали 42 дня. Кассовый расход ответчика за отчетный период по трудоустроенным гражданам составил 111 383 руб. 82 коп.

В соответствии с пунктом 4.3.13. договора от 14.10.2020 ответчик обязался возвратить в  республиканский бюджет остатки выделенного гранта, не использованного в отчетном финансовом году, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

18.03.2021 Агентством в адрес ИП ФИО1 было направлено требование о возврате в республиканский бюджет остатков выделенного гранта, не использованного в 2020 отчётном финансовом году в сумме 59 183 руб. 38 коп. Требование получено ответчиком 25.03.2021 лично, имеется отметка о получении.

Согласно представленным истцом платежным поручениям от 02.04.2021 № 17, от  20.04.2021 №23,  от 07.05.2021 №24,  от 20.05.2021 №30 ответчик произвел возврат гранта на сумму 50 200 руб.

Остаток долга составляет 8 983 руб. 38 коп.

Неисполнение со стороны ответчика обязательства по оплате долга в полном объеме, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд полагает требования истца  подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Специальное гражданско-правовое регулирование правоотношений по предоставлению грантов отсутствует, вследствие чего, к обязательствам, возникшим из договора от 14.10.2020 следует применять общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также нормы бюджетного законодательства.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

По смыслу статьи 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Как было указано, порядок предоставления грантов работодателям на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия на 2020 год, утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.09.2020 № 526

В п. 2.11. Порядка указано, что обязательными условиями предоставления гранта, включаемыми в соглашение, являются обязательство получателя гранта о возврате в республиканский бюджет остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в течение первых 15 (пятнадцати) рабочих дней текущего финансового года.

Размер гранта, выделенного ответчику, составил 170 567 руб. 20 коп. 

Как следует из табелей учета использования рабочего времени за период с 16.10.2020  по 15.12.2020, трое трудоустроенных граждан фактически отработали 42 дня. Кассовый расход ответчика за отчетный период по трудоустроенным гражданам составил 111 383 руб. 82 коп.

Размер не использованного гранта составил сумму 59 183 руб. 38 коп.

Согласно представленным истцом платежным поручениям от 02.04.2021 № 17, от  20.04.2021 №23,  от 07.05.2021 №24,  от 20.05.2021 №30 ответчик произвел возврат неиспользованного гранта на сумму 50 200 руб.

Сумма задолженности составляет 8 983 руб. 38 коп.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, возражения против предъявленного объема услуг не заявил, доказательства, опровергающие пояснения истца, не представил.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Нежелание стороны представить доказательства, подтверждающие ее возражения и опровергающие доводы ее процессуального оппонента, представившего доказательства, должно быть квалифицировано исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно указывает процессуальный оппонент (определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2014 №309-ЭС14-923, от 09.10.2015 №305-КГ15-5805).

Таким образом, как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, бюджетные денежные средства, полученные ИП ФИО1 на возмещение затрат на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия, использованы по назначению частично, оставшаяся сумму в размере 8 983 руб. 38 коп. использована не по целевому назначению.

Исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 руб.

При подаче иска государственная пошлина не оплачивалась, агентство освобожден от ее уплаты.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений пункта 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» государственная пошлина подлежит взысканию с противоположной стороны по делу в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в пользу Республиканского агентства занятости населения (ОГРН <***>, ИНН <***>) сумму задолженности в размере 8 983 руб. 38 коп.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                       Е.В. Залужная