ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-197/11 от 24.05.2011 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

27 мая 2011 года Дело №А10-197/2011

Резолютивная часть судебного акта объявлена 24 мая 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 27 мая 2011 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи_Найданова О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мантуровой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Аэропорт Байкал»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия

о признании Предписания № 230 от 11.08.2010 и решения от 01.12.2010 недействительными в части

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности № 07 от 22.02.2011

от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности № 001/06-02-03 от 11.01.2011, ФИО3 – представитель по доверенности № 002/942-02-03

установил:

Открытое акционерное общество «Аэропорт Байкал» (далее – ОАО «Аэропорт Байкал», аэропорт, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия (далее – Роспотребнадзор по РБ, контролирующий орган) о признании:

- пунктов 1 и 2 предписания Роспотребнадзора по РБ от 11.08.2010 № 230 в части возложения на ОАО «Аэропорт Байкал» обязанности учитывать при разработке проекта санитарно-защитной зоны источники химического и физического воздействия на атмосферный воздух, не принадлежащие ОАО «Аэропорт Байкал» недействительными;

- пункта 3 предписания Роспотребнадзора по РБ от 11.08.2010 № 230 в части возложения на ОАО «Аэропорт Байкал» обязанности учитывать при организации и проведении производственного лабораторно-инструментального контроля источники химического и физического воздействия на атмосферный воздух, не принадлежащие ОАО «Аэропорт Байкал», недействительным;

- решения Роспотребнадзора по РБ в форме письма от 01.12.2010 № 003/5518-03.15 в части возложения на ОАО «Аэропорт Байкал» обязанности учитывать при разработке проекта санитарно-защитной зоны источники химического и физического воздействия на атмосферный воздух, не принадлежащие ОАО «Аэропорт Байкал», незаконным.

В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что общество не является законным владельцем всех источников химического и физического воздействия на атмосферный воздух, расположенных в аэропорту Улан-Удэ. В частности общество не владеет воздушными судами, являющимися основными источниками шума и выбросов химических примесей, а также объектами управления воздушным движением, которые оказывают физическое воздействие на атмосферный воздух.

Заявитель полагает, что возложение на аэропорт обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны с учетом источников химического и физического воздействия, принадлежащих другим лицам, не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы. В тоже время ОАО «Аэропорт Байкал» не оспаривает того, что подлежат выполнению требования предписания в части разработки проекта санитарно-защитной зоны для собственных источников вредных выбросов в атмосферу, осуществление производственного контроля собственных источников химического и физического воздействия на атмосферный воздух.

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил что, письмо Роспотребнадзора по РБ от 01.12.2010 является решением контролирующего органа, который обязывает аэропорт разработать проект санитарно-защитной зоны с учетом всех источников химического и физического воздействия на атмосферный воздух, в том числе источников, не принадлежащих ОАО «Аэропорт Байкал».

Ответчик заявленные требования не признал, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.

Представители ответчика не согласились с мнением заявителя о невозможности определения объема обязанностей, возлагаемых предписанием при разработке санитарно-защитной зоны, поскольку в проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – проект ПДВ), разработанным уполномоченным органом в 2009 для ОАО «Аэропорт Байкал» определены какие службы заявителя являются источниками выбросов загрязняющих вредных химических веществ в атмосферный воздух. ОАО «Аэропорт Байкал» обязано разработать проект санитарно-защитной зоны, так как является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Письмо от 01.12.2010, которое оценивается заявителем в качестве решения, таковым не является, оно не носит для ОАО «Аэропорт Байкал» обязательного характера.

Из материалов дела следует, что Роспотребнадзором по РБ проведена внеплановая документальная проверка ОАО «Аэропорт Байкал» по соблюдению положений (требований) Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, санитарных правил, о чем составлен акт от 11.08.2010.

Проверкой обнаружено, что в границы санитарно-защитной зоны ОАО «Аэропорт Байкал» попадает жилая застройка, расположенная на расстоянии 10 метров на восток, 12 метров на юго-восток от промплощадки ОАО «Аэропорт Байкал», не разработан проект санитарно-защитной зоны и не определены мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия и функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования, не проведены расчеты размеров санитарно-защитной зоны на основании расчетов физического воздействия на атмосферный воздух, не проводятся натурные исследования атмосферного воздуха и измерения физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны и в жилой застройке, и оценка риска для здоровья населения, не представлена программа производственного лабораторно-инструментального контроля, не проводится производственный лабораторно-инструментальный контроль качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта, не проводятся замеры уровней шума на границе санитарно-защитной зоны в зоне влияния аэропорта, уровни звука на территории, непосредственно прилегающей к жилому дому № 58 ул.Аэрофлотская, пос. Аэропорт, превышают предельно-допустимые уровни (ПДУ).

По результатам проверки должностным лицом Роспотребнадзора по РБ вынесено предписание № 230 от 11.08.2010, в котором предлагается:

1. Разработать проект санитарно-защитной зоны с определением мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, определением функционального зонирования территории санитарно-защитной зоны и режима ее использования.

2. Подтвердить размер санитарно-защитной зоны результатами натурных исследований и оценки риска для здоровья населения.

3. Организовать и проводить производственный лабораторно-инструментальный контроль качества атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на границе нормативной санитарно-защитной зоны и на территории жилой застройки в зоне влияния аэропорта.

Контролирующий орган срок выполнения предписания и представления информации о принятых мерах установил до 10 сентября 2011 года.

Письмом от 04.10.2010 № 1.6-616 ОАО «Аэропорт Байкал» обратилось в Роспотребнадзор по РБ за разъяснением выданного предписания: «должны ли учитываться при разработке санитарно-защитной зоны источники выбросов вредных химических примесей и физического воздействия, принадлежащие другим организациям».

Роспотребнадзор по РБ письмом от 01.12.2010 № 003/5518-03.15 со ссылкой на изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 сообщил ОАО «Аэропорт Байкал», что необходимо учесть все источники химического и физического воздействия на атмосферный воздух, эксплуатируемые на территории ОАО «Аэропорт Байкал».

Считая, что предписание с учетом разъяснений, данных Роспотребнадзором по РБ в письме от 01.12.2010 года на ОАО «Аэропорт Байкал» возложены дополнительные требования, которые не основанные на законе, заявитель оспорил его путем обращения в арбитражный суд.

Дело рассматривается арбитражным судом в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению в части.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (далее – Закон) предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав воздействий на него подлежат в соответствии пунктом 1 статьи 21 Закона государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 1 статьи 22 Закона определено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух согласно пункту 2 статьи 25 Закона должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с санитарными правилами 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам (пункт 4.1.1.). Пункт 5.1. этих санитарных правил устанавливает, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечить проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.

Из содержания названных правовых норм следует, что ОАО «Аэропорт Байкал» должно разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении собственных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий.

В ходе судебного разбирательства установлено и ответчиком не оспаривается, что на территории аэропорта города Улан-Удэ осуществляют хозяйственную деятельность помимо ОАО «Аэропорт Байкал» иные юридические лица, имеющие собственные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий.

Так, из разъяснений требований санитарного законодательства, данных Роспотребнадзором по РБ от 08.04.2011 № 001/1749-06.06 следует, что в отношении ООО «Аэрофьюэлз Улан-Удэ», ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» и Улан-Удэнскому отделению филиала «Аэронавигации Восточной Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» также вынесены предписания о разработке санитарно-защитных зон, проведении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц по охране атмосферного воздуха, в том числе путем установления санитарно-защитных зон, проведения натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения, организации и проведения производственного лабораторно-инструментального контроля качества атмосферного воздуха.

Таким образом, оспариваемое в части предписание, с учетом данного Роспотребнадзором по РБ разъяснения, изложенного в письме от 01.12.2010 не соответствует Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха», положениям санитарных правил, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявления о признании решения Роспотребнадзора по РБ в форме письма от 01.12.2010 № 003/5518-03.15 в части возложения на ОАО «Аэропорт Байкал» обязанности учитывать при разработке проекта санитарно-защитной зоны источники химического и физического воздействия на атмосферный воздух, не принадлежащие ОАО «Аэропорт Байкал» незаконным, арбитражный суд исходил из следующего.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 дано разъяснение, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Письмо Роспотребнадзора по РБ от 01.12.2010 не содержит властного волеизъявления, само по себе не порождает правовых последствий, а носит, по мнению арбитражного суда разъяснительный характер.

Ответчик вправе давать разъяснения юридическим и физическим лицам, отнесенным к компетенции Роспотребнадзора, установлены в Положениях об этих органах, пункт 6.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ОАО «Аэропорт Байкал» удовлетворить в части.

Признать пункты 1 и 2 предписания Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия от 11.08.2010 № 230 недействительными в части возложения на ОАО «Аэропорт Байкал» учитывать при разработке проекта санитарно-защитной зоны источники химического и физического воздействия на атмосферный воздух, не принадлежащие ОАО «Аэропорт Байкал».

Признать пункт 3 предписания Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия от 11.08.2010 № 230 недействительным в части возложения на ОАО «Аэропорт Байкал» обязанности учитывать при организации и проведении производственного лабораторно-инструментального контроля источники химического и физического воздействия на атмосферный воздух, не принадлежащие ОАО «Аэропорт Байкал».

В удовлетворении требования о признании незаконным решения Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, изложенного в виде письма от 01.12.2010 № 003/5518-03.15 отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в пользу Открытого акционерного общества «Аэропорт Байкал» 2 000руб. – судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной в доходы федерального бюджета.

Выдать исполнительный лист.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Восточно- Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.

Судья О.С. Найданов