ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-1995/2022 от 24.08.2023 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

31 августа 2023 года Дело № А10-1995/2022

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2023 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борголовой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Лесмашэкспорт» (ОГРН <***>,
ИНН <***>)

к Республиканскому агентству лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным приказа от 15.02.2022 №136 «Об отказе от проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины»,

при участии судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился;

от заинтересованного лица: представитель не явился;

от третьего лица: представитель не явился;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лесмашэкспорт» (далее – общество, ООО «Лесмашэкспорт») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканскому агентству лесного хозяйства (далее – РАЛХ, Агентство) о признании недействительным приказа от 15.02.2022 №136 «Об отказе от проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины».

Определением от 22.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Церера» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Определением суда от 09.06.2022 производство по делу № А10-1995/2022 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А10-407/2022.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 по делу №А10-407/2022 решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20.02.2023 по делу №А10-407/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Определением суда от 14.08.2023 производство по настоящему делу возобновлено.

В обоснование заявленных требований указано на то, что Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение №011021/0961436/02 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины. До истечения срока подачи заявок поступило два предложения: от ООО «Лесмашэкспорт» и ООО «Церера». Конкурсной комиссией, в соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 09.12.2021 в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что ООО «Церера» конкурсной комиссией единогласно отказано в допуске к участию в конкурсе, к участию в конкурсе допущена одна заявка ООО «Лесмашэкспорт».

Не согласившись с действиями конкурсной комиссии в организации и проведении 07.12.2021 открытого конкурса, ООО «Церера» обратилось в Бурятское УФАС России с заявлением о коррупции должностных лиц и отмене результатов торгов. По результатам рассмотрения жалобы Управлением 12.01.2022 вынесено решение
№003/01/18.1-1182/2021, в соответствии с которым жалоба ООО «Церера» признана обоснованной, конкурсная комиссия РАЛХ признана нарушившей пункты 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ, РАЛХ признано нарушившим часть 4 статьи 80.1 ЛК РФ. На основании данного решения Агентству выдано предписание от 12.01.2022
№003/01/18.1-1182/2021 об устранении нарушения.

РАЛХ приказом от 15.02.2022 № 136 «Об отказе от проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины» признал утратившим силу приказ РАЛХа от 30.09.2021 №103 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины».

Заявитель просит указанный приказ отменить, поскольку он нарушает его права и законные интересы на заключение договора аренды лесного участка.

Заинтересованное лицо, возражая против заявленных требований, в своем отзыве указал на то, что Агентство приказом от 15.02.2022 № 136 отказалось от проведения конкурса по номеру извещения на официальном сайте торгов РФ torgi.gov.ru. - № 011021/0961436/02 по лоту 1 в отношении лесного участка, расположенного МО «Северо-Байкальский район», Уоянское лесничество (за тридцать дней до даты проведения конкурса).

Данное решение обусловлено тем, что с 1 января 2022 года вступил в действие Федеральный закон от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым положениями части 10 статьи 29 ЛК РФ установлено, что «Предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины в соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 73.1 и со статьей 74 настоящего Кодекса), если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка)».

В границах Уоянского лесничества последнее лесоустройство проводилось в 1987 году.

Агентство, как организатор конкурса, связано только сроком проведения конкурса, установленным частью 22 статьи 80.1 ЛК РФ. Организатор конкурса вправе сам устанавливать срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе, и законодательно не ограничен в возможности вносить изменения в документацию о конкурсе, извещение о проведении конкурса.

Третье лицо ООО «Церера» в судебное заседание не явилось, о начавшемся судебном процессе считается извещенным надлежащим образом, направленное судебное письмо №67000870852681 возвращено в суд без вручения по истечении срока хранения.

Суд, руководствуясь частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.

30 сентября 2021 года руководителем РАЛХ ФИО1 издан приказ №1037 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины.

Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение №011021/0961436/02 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс). Согласно извещению дата окончания подачи заявок 06.12.2021, дата и время заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссии 07.12.2021 в 13 часов 00 минут.

До истечения срока подачи заявок поступило два предложения:
ООО «Лесмашэкспорт» и ООО «Церера».

Согласно Протоколу заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 09.12.2021 конкурсной комиссией в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что ООО «Церера» единогласно было отказано в допуске к участию в конкурсе, к участию в конкурсе была допущена одна заявка ООО «Лесмашэкспорт».

Не согласившись с действиями конкурсной комиссии в организации и проведении 07.12.2021 открытого конкурса, ООО «Церера» обратилось в Бурятское УФАС России с жалобой на действия Агентства при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (вх. от 16.12.2021 № 8057).

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Церера» Бурятским УФАС России 12.01.2022 вынесено решение №003/01/18.1-1182/2021, в соответствии с которым жалоба ООО «Церера» признана обоснованной; конкурсная комиссия РАЛХ признана нарушившей пункты 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ; РАЛХ признан нарушившим часть 4 статьи 80.1 ЛК РФ; решено выдать обязательное для исполнения предписание, передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.

Бурятским УФАС на основании решения от 12.01.2022 №003/01/18.1-1182/2021 выдано Агентству предписание от 12.01.2022 №003/01/18.1-1182/2021 об устранении нарушения, в соответствии с которым предписано:

1. РАЛХ, конкурсной комиссии в срок не позднее 27.01.2022 устранить допущенное нарушение требований части 4 статьи 80.1, пунктов 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ:

- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса;

- вернуть поданные заявки;

- внести изменения в конкурсную документацию с учетом принятого решения от 12.01.2022 №003/01/18.1-1182/2021;

- продлить срок подачи заявок.

Вышеуказанное предписание Агентством исполнено в полном объеме.

Конкурсная комиссия Протоколом заседания конкурсной комиссии о рассмотрении решений и предписаний комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 24.01.2022 отменила, в том числе Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 09.12.2021 по извещению № 011021/0961436/02.

Внесены изменения в документацию о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 15.02.2022.

Заседание конкурсной комиссии по определению участников конкурса и вскрытию конвертов с конкурсными предложениями установлен на 18 марта 2022 года в 14:00 часов, по адресу: 670013, <...>. 39 «а».

Агентство приказом от 15.02.2022 № 136 отказалось от проведения конкурса по номеру извещения на официальном сайте торгов РФ torgi.gov.ru. - № 011021/0961436/02 по лоту 1 в отношении лесного участка, расположенного МО «Северо-Байкальский район», Уоянское лесничество.

Не согласившись с указанным приказом Агентства, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»):

- противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения,

- нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, действий и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на органы, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В рамках дела №А10-407/2022 признано недействительными решение от 12.01.2022 №003/01/18.1-1182/2021, предписание от 12.01.2022 №003/01/18.1-1182/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия, как несоответствующее положениям Лесного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемый приказ нарушает права и интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным приказ от 15.02.2022 №136 «Об отказе от проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины» Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>), как несоответствующий положениям Лесного кодекса Российской Федерации.

Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства (ОГРН <***>,
ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
заявителя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объёме) через арбитражный суд, принявший решение.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья Г.В. Борголова