ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2004/19 от 10.07.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

17 июля 2019 года                                                                           Дело № А10-2004/2019

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 17 июля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лахиной Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 30.01.2019 № КУВД-001/2019-522690/1,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 07.11.2018 № 121,

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 09.01.2019 № 010,

от третьего лица: не явился, извещен,

установил:

Муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» (далее – Комитет, КУИЗ) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ, Управление) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 30.01.2019 № КУВД-001/2019-522690/1.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО3.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом. Определение суда об отложении судебного разбирательства, направленное в адрес ФИО3 19.06.2019 заказным письмом №67008 36 882530 возвращено отделением почтовой связи с отметкой  «истек срок хранения».

Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала, изложила свои доводы по делу.

В обоснование заявленных требований МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» указано, что основанием для приостановления 30 января 2019 года государственной регистрации права собственности гр. ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 03:24:011602:16 явилось нарушение п. «д» ч.1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (далее - Закон РБ № 115-III), а именно нахождение земельного участка в зоне 03:00-6.57 с особыми условиями использования территории (зона затопления).  Между тем, на момент приостановления осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок, сведения об указанной зоне 03:00-6.57 с особыми условиями использования территории отсутствовали в ЕГРН и были внесены в реестр границ 15 марта 2019 года. Поскольку, исходя из буквального толкования ч.2 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, не установлен запрет на предоставление земельных участков в собственность граждан, а также безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано только на невозможность строительства без проведения специальных защитных мероприятий, Комитет считает незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации права от 30.01.2019 № КУВД-001/2019-522690/1.

Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования не признала, изложила свои доводы по делу.

Управлением Росреестра по Республике Бурятия представлен отзыв на заявление, согласно которому указано на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку приостановление государственной регистрации права собственности на земельный участок по причине нахождения земельного участка в зоне 03:00-6.57 с особыми условиями использования территории (зона затопления) являлось одним из обстоятельств, обосновывающих приостановление государственной регистрации права. Заявление о государственной регистрации права собственности гр.ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 03:24:011602:16, поступившее в Управление 21.01.2019, не соответствовало ни одному из трех случаев, предусмотренных п. «д» ч.1 ст. 1 Закона РБ № 115-III. Сведения о зоне 03:00-6.57 с особыми условиями использования территории (зона затопления) внесены в ЕГРН 14.06.2017.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Распоряжением муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» от 09.02.2018 №102 в соответствии с п. «д» ч.1 ст. 1 Закона РБ от 16.10.2002 №115-III предварительно согласовано предоставление в собственность бесплатно гр.ФИО3 земельного участка площадью 1000 кв.м, условный номер 03:24:011602:ЗУ1, расположенного по адресу: <...>, а также утверждена схема расположения земельного участка (л.д. 13-14).

ФИО3 осуществлено межевание земельного участка и произведена его постановка на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 03:24:011602:16.

Распоряжением Комитета от 28.08.2018 № 3000-ЗБС в соответствии с п. «д» ч.1 ст. 1 Закона РБ от 16.10.2002 №115-III предоставлен в собственность бесплатно гр. ФИО3 земельный участок площадью 1000 кв.м. (категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер 03:24:011602:16), расположенный по адресу: <...>, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (л.д. 12).

21 января 2019 года представитель МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» и гр. ФИО3 обратились в Управление Росреестра по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером 03:24:011602:16, расположенный по адресу: <...>.

30 января 2019 года Управлением Росреестра по РБ направлено правообладателю уведомление о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета № КУВД-001/2019-522690/1.

Несогласие заявителя с приостановлением государственной регистрации права собственности на земельный участок явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия  является органом, уполномоченным осуществлять, в том числе, функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведению Единого государственного реестра недвижимости, осуществлению государственного земельного надзора в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 №П/263.

Порядок осуществления учетно-регистрационных действий определен Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пункту 235 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании акта органа государственной власти (акта органа местного самоуправления), кроме обстоятельств, указанных в пунктах 221, 222 Административного регламента, проверяет:

1) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к субъектному составу рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости предоставлен на определенном праве лицу, которому в соответствии с законом предусмотрено предоставление такого объекта недвижимости на данном праве;

2) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к объекту рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости в соответствии с законом может быть предоставлен на определенном праве лицу, в отношении которого принят рассматриваемый акт органа государственной власти (органа местного самоуправления);

3) соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, условий предоставления объекта недвижимости определенному лицу, то есть проверяет, имел ли место факт проведения определенной, предусмотренной законом процедуры предоставления объекта недвижимости определенному лицу (например, проводились ли торги, была ли осуществлена процедура предварительного согласования места размещения объекта, но при этом не проверяет соблюдение порядка, в том числе сроков проведения такой процедуры).

Как следует из материалов дела, 21 января 2019 года представитель МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» и гр. ФИО3 обратились в Управление Росреестра по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером 03:24:011602:16, расположенный по адресу: <...>.

В качестве основания для регистрации права собственности в Управление представлено распоряжение муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» от 28.08.2018 №3000-ЗБС, согласно которому земельный участок площадью 1000 кв.м. (категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер 03:24:011602:16), расположенный по адресу: <...>, предоставлен в собственность бесплатно гр. ФИО3 с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. «д» ч.1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 №115-III.

Основания и порядок предоставления на территории Республики Бурятия бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности установлены Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (принят Народным Хуралом РБ 09.10.2002).

В соответствии с подпунктом д пункта 1 части 1 Закона РБ №115-III бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в том числе:

гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, в одном из следующих случаев:

- находящиеся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона;

- состоящие на государственном кадастровом учете на основании материалов инвентаризации, проведенной в соответствии с Программой инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 июня 1995 года N 227 "О Программе инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия", и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона;

- находящиеся в зоне сельскохозяйственного использования для ведения личного подсобного хозяйства и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона.

При этом если жилые дома созданы после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года №1305-I "О собственности в СССР" и до 31 декабря 2010 года, земельные участки бесплатно предоставляются в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.

Указанная редакция Закона РБ №115-III действует в настоящее время.

Пункт «д» части 1 Закона Республики Бурятия №115-III до 07.07.2017 действовал в следующей редакции: «бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона».

Таким образом, при предоставлении в собственность бесплатно ФИО3 земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровым номером 03:24:011602:16, расположенного по адресу: <...>, должны быть соблюдены требования подпункта «д» пункта 1 части 1 Закона РБ №115-III, в том числе, земельный участок, предоставляемый в собственность, должен быть расположен в населенном пункте вне зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что могут быть установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зоны затопления и подтопления (п. 17).

На основании приказа Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 02.03.2017 «Об определении границ зон затопления водами рек Селенга, Уда и Иволга» сведения о зоне затопления с наименованием «зона затопления водами рек Селенга, Уда и Иволга» внесены в АИС «Государственный кадастр недвижимости 14.06.2017, указанной зоне присвоен учетный номер 03.00.2.63.

Как пояснила представитель Управления, в связи с тем, что с 11.07.2018 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется Управлением в ином программном обеспечении ФГИС ЕГРН, сведения из ранее используемой системы переносились постепенно, перенос сведений завершен 15.03.2019 с присвоением реестрового номера 03:00-6.57. Указанное обстоятельство послужило причиной указания в выписке о зоне с особыми условиями использования территорий даты присвоения – 15.03.2019.

В рамках проведенной правовой экспертизы Управлением выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:011602:16 поставлен на государственный кадастровый учет на основании межевого плана, подготовленного в соответствии с распоряжением муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» от 09.02.2018 №102 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», а не на основании материалов инвентаризации, земельный участок образован в территориальной зоне – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

Земельный участок с кадастровым номером 03:24:011602:16, расположенный по адресу: <...>, находится в зоне 03:00-6.57 с особыми условиями использования территории (зона затопления).

Сведения о зоне затопления с наименованием «зона затопления водами рек Селенга, Уда и Иволга» внесены в АИС «Государственный кадастр недвижимости 14.06.2017, то есть до вынесения распоряжения МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ» от 28.08.2018 №3000-ЗБС.

Согласно части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Таким образом, предоставление земельного участка с нарушением требований, установленных п.п. «д» ч.1 ст. 1 Закона РБ №115-III, является неправомерным.

Ссылка представителя Комитета на апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия  от  13 февраля 2019 года по делу № 33-400/2019 не принимается судом, поскольку данное дело рассмотрено при иных фактических обстоятельствах – в отсутствие доказательств, что границы зон затопления внесены в единый государственный реестр недвижимости.

В этой связи уведомление Управления Росреестра по Республике Бурятия о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером 03:24:011602:16, расположенный по адресу: <...>, вынесено в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением норм действующего законодательства, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных Комитетом  требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями  167-170, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                            А.Т.Пунцукова