АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Улан-Удэ
16 августа 2018 года Дело № А10-2023/2018
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16 августа 2018 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушевич К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене Решения от 23.01.2018 № 04-50/18-2018,
при участии:
заявителя- ФИО1, представителя по доверенности от 01.02.2018 №19, ФИО2, представителя по доверенности от 10.08.2018 №90,
ответчика- ФИО3, представителя по доверенности от 04.05.2018 №06-82/2081, ФИО4, представителя по доверенности от 04.05.2018 №06-82/2080,
третьего лица ФГУП «Почта России» в лице УФПС Республики Бурятия- ФИО5, представителя по доверенности от 26.03.2018 №8.9.9-11/80, ФИО6, представителя по доверенности от 26.03.2018 №8.9.9-11/16,
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (далее- заявитель, Служба) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее- ответчик, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 23.01.2018 № 04-50/18-2018.
Определением суда от 25.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице УФПС Республики Бурятия- филиала ФГУП «Почта России».
Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал. Пояснил, что антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы участника закупки от 23.01.2018 №04-50/18-2018 действия Службы при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по приему, обработке и доставке исходящей почтовой корреспонденции признаны несоответствующими пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Основанием вынесения оспариваемого решения антимонопольного органа явился вывод о неправомерном установлении заказчиком требования о представлении участником закупки лицензии на оказание телематических услуг связи, тогда как в документации об аукционе, в техническом задании заказчиком не определено, что информация должна быть передана по закрытым каналам связи. Вместе с тем, антимонопольным органом в оспариваемом решении не указана взаимосвязь между требованием о наличии лицензии на оказание телематических услуг связи и оказанием услуг по передаче данных по защищенным каналам связи. Также антимонопольным органом не исследован вопрос о том, требуется ли при данной закупке передача данных по защищенным каналам связи. Служба при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе указывала на то, что по данной закупке требовалась передача данных по защищенным каналам связи в связи с чем, требование к участнику закупки о наличии лицензии на оказание телематических услуг не является излишним. Пунктом 2.2 Технического задания документации об аукционе предусматривалось, что отправления передаются исполнителю по реестрам по форме заказчика. Реестры представляются, в том числе с использованием защищенной связи для передачи реестра и данных в электронном виде. Необходимость использования телематических услуг связи для государственных нужд обусловлена тем, что доступ к сети связи лицензиата, информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей позволяет Службе отследить доставку почтовой корреспонденции в целях своевременной реализации должностными лицами своих служебных полномочий. Кроме того, использование Службой телематических услуг, штрих- кодирования всех видов почтовых отправлений позволяет отслеживать доставку не только заказного, но и простого отправления, что позволяет экономить средства федерального бюджета, выделяемые на оказание услуг почтовой связи. Кроме того, подсистема «Делопроизводство», входящая в состав ПК ОСП АИС ФССП России позволяет производить массовую выгрузку информации о корреспондентах непосредственно из базы АИС ФССП России с сохранением конфиденциальности информации и по закрытым каналам связи передавать оператору связи. При этом, оператор связи, имея оборудование для нанесения штрих-кодов, при сортировке корреспонденции кодирует ее, данные о кодах по закрытым каналам связи в режиме онлайн передает в Службу, используя присвоенные штрих-коды, судебный пристав-исполнитель на своем служебном месте при помощи АИС ФССП России может отследить движение корреспонденции на всех стадиях отправления почтовой корреспонденции. Таким образом, оказание телематических услуг связи Службе позволит максимально использовать возможности информационного продукта АИС ФССП России. При этом необходимость защищенного канала связи обосновывается тем, что все постановления судебных приставов, содержащие персональные данные участников исполнительного производства, а также реестры отправлений с персональными данными формируются в АИС ФССП России, содержащей информацию ограниченного распространения. Требование о наличии у участника закупки лицензии на оказание телематических услуг установлено Службой исходя из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд, экономии денежных средств, выделяемых федеральным бюджетом, в целях правильного и своевременного исполнения судебных актов, а также учитывая обязательность применения во всех органах и подразделениях Службы АИС ФССП России.
Представитель ответчика в судебном заседании требование не признал. Указал, что документацией об аукционе установлены обязательные требования к участникам закупки, в том числе требование о наличии лицензии на оказание телекоммуникационных услуг. Согласно техническому заданию на оказание услуг по сбору, приему, обработке и доставке исходящей корреспонденции представитель курьерской (почтовой) службы (исполнитель) берет на себя обязательства по сбору (своими силами со всех РОСП), приему, обработке и доставке всех видов почтовых отправлений, корреспонденций (простых, регистрируемых, с уведомлением о вручении) адресатам и предоставлении телематических услуг связи, позволяющих осуществлять отслеживание доставки и вручение корреспонденции на сайте исполнителя в режиме реального времени через личный кабинет заказчика. Отправления передаются исполнителю по реестрам по форме заказчика. Реестры предоставляются, в том числе с использованием web- ресурса через онлайн форму передачи реестра (личный кабинет) в электронном виде. Вместе с тем, в документации об аукционе, в техническом задании не определено, что информация должна быть передана по закрытым каналам связи. В связи с этим, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении лицензии на оказание телематических услуг.
Представитель третьего лица ФГУП «Почта России» в лице УФПС Республики Бурятия в ходе рассмотрения дела пояснил, что требование о наличии у участника закупки лицензии на оказание телематических услуг является чрезмерным. Прием и доставка почтовых отправлений, позволяющие осуществлять подтверждение фактов приема и доставки почтовых отправлений в соответствии с требованиями Технического задания, возможно при отправлении данных отправлений в форме электронного документооборота, без использования телематических услуг связи. Использование ШПИ (штриховой почтовый идентификатор) также не предполагает использование телематических услуг связи и защищенного канала связи.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
28.12.2017 на официальном сайте в Единой информационной системе Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по приему, обработке и доставке исходящей почтовой корреспонденции №0302100009217000075.
16.01.2018 в адрес Бурятского УФАС России поступила жалоба ФГУП «Почта России» в лице УФПС РБ- филиал ФГУП «Почта России» на действия заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по приему, обработке и доставке исходящей почтовой корреспонденции №0302100009217000075.
Решением Бурятского УФАС России от 23.01.2018 N04-50/18-2018 жалоба ФГУП «Почта России» в лице УФПС РБ- филиал ФГУП «Почта России» признана обоснованной, а заказчик нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании пункта 3 указанного решения заказчику выдано предписание N 04-50/18-2018 от 23.01.2018 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в соответствии с которым необходимо:
- заказчику в срок не позднее 05.02.2018 внести изменения в документацию об аукционе в соответствии с законодательством о контрактной системе и с учетом решения от 23.01.2018 №04-50/18-2018; продлить срок подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе; возвратить поданные заявки на участие в аукционе,
- аукционной комиссии в срок не позднее 05.02.2018 отменить протоколы заседаний аукционной комиссии,
- заказчику в срок не позднее 06.02.2018 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении предписания с приложением документального подтверждения исполнения предписания.
Полагая, что решение Бурятского УФАС России от 23.01.2018 N04-50/18-2018 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права Служба обратилась в суд с настоящим заявлением.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Исходя из положений части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктов 1, 4, 5.3.9 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пункта 6.1.7 Положения о территориальном органе ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, суд приходит к выводу о том, что антимонопольный орган при рассмотрении жалобы и вынесении оспариваемого решения действовал в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Из содержания частей 1, 3, 4 - 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе определен в статье 99 и главе 6 Закона о контрактной системе.
Установленные статьей 106 Закона о контрактной системе сроки и процедура рассмотрения жалобы на действия уполномоченного органа управлением соблюдены. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Как следует из материалов дела, заказчиком – Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по приему, обработке и доставке исходящей почтовой корреспонденции.
Согласно пункту 16 документации об электронном аукционе, обязательным требованием к участникам закупки, в том числе является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 17 документации об аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 17.1 документации об аукционе (при наличии таких требований) или копии этих документов.
В пункте 17.1 документации об аукционе содержится перечень документов, подтверждающих соответствие услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким услугам:
- действующая лицензия на предоставление услуг почтовой связи ( в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»),
- лицензия, разрешающая деятельность по предоставлению телематических услуг (в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»),
- выписка из Реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, выданная Роскомнадзором по Республике Бурятия (в соответствии с требованиями и нормами Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»).
Обращаясь с жалобой в Бурятское УФАС России, ФГУП «Почта России» в лице УФПС РБ- филиал ФГУП «Почта России» указало на незаконность требования заказчика, установленного в пункте 17.1 Информационной карты документации об аукционе и в техническом задании о том, что участник закупки должен представить в составе заявки, в том числе лицензию, разрешающую деятельность по предоставлению телематических услуг.
Согласно техническому заданию на оказание услуг по сбору, приему, обработке и доставке исходящей корреспонденции представитель курьерской (почтовой) службы (исполнитель) берет на себя обязательства по сбору (своими силами со всех РОСП), приему, обработке и доставке всех видов почтовых отправлений, корреспонденций (простых, регистрируемых, с уведомлением о вручении) адресатам и предоставлении телематических услуг связи, позволяющих осуществлять отслеживание доставки и вручение корреспонденции на сайте исполнителя в режиме реального времени через личный кабинет заказчика.
Антимонопольный орган, признавая жалобу ФГУП «Почта России» в лице УФПС РБ- филиал ФГУП «Почта России» обоснованной, исходил из того, что в документации об аукционе, в техническом задании заказчиком не определено, что информация, позволяющая осуществлять отслеживание доставки и вручения корреспонденции на сайте исполнителя в режиме реального времени через личный кабинет заказчика, должна передаваться по закрытым (защищенным) каналам связи, в связи с чем установленное заказчиком предоставление услуг не предполагает наличия лицензии на оказание телематических услуг. Указанное, послужило основанием для признания заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Суд признает данный выводом антимонопольного органа правильным, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 указанной статьи требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно разделу 2 "Техническое задание на оказание услуг по сбору, приему, обработке и доставке исходящей корреспонденции" документации об электронном аукционе, заказчиком предусмотрен следующий перечень услуг:
- установку на рабочих местах программного обеспечения «партионная почта» с возможностью в онлайн режиме передавать реестры исполнителю и получать статусы доставки корреспонденции (личный кабинет),
- забор корреспонденции у заказчика пять раз в неделю до 12-00 часов, за исключением официальных выходных и праздничных дней по адресам: <...>
- сортировку корреспонденции,
- нанесение штрих-кодового почтового идентификатора (ШПИ) на адресную сторону корреспонденции во исполнение Приказа Минсвязи России от 11.02.2000 №15 «О развитии системы штрих-кодовой идентификации в почтовой связи»,
- доставку почтовой корреспонденции (простое почтовое отправление, заказное почтовое отправление, заказное почтовое отправление с уведомлением) по г.Улан-Удэ,
- частичное нанесение адресных данных,
- заполнение уведомлений,
- предоставление отчета о вручении и по возврату объективно недоставленной корреспонденции через 7 дней,
- хранение почтовой корреспонденции на складе исполнителя в течении 30 календарных дней,
- вручение корреспонденции с уведомлением,
- возврат заказчику корреспонденции, не врученной по независящим от исполнителя причинам по истечении 2 суток после контрольного срока доставки, без взимания платы за возврат неврученной корреспонденции,
- ежемесячное предоставление заказчику статистического отчета о количестве и типе отправленной корреспонденции вместе с актом оказанных услуг.
Пунктом 2.2 Технического задания предусмотрено, что отправления передаются исполнителю по реестрам по форме заказчика. Реестры предоставляются на бумажных носителях (в двух экземплярах), на внешних носителях (флеш-картах) или с использованием web-ресурса через онлайн форму передачи реестра (личный кабинет) в электронном виде. Реестры составляются отдельно на каждый вид передаваемых для отправки отправлений.
Правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации установлены, права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, иных участников деятельности в области почтовой связи, порядок регулирования деятельности в области почтовой связи и управления этой деятельностью определены, правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи урегулированы Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
В соответствии с преамбулой указанного Закона настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение конституционных прав каждого свободно получать, передавать и распространять информацию, на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, устанавливает систему правовых гарантий формирования и эффективного функционирования почтовой связи на территории Российской Федерации в целях укрепления и развития взаимодействия участников экономических, социальных и политических отношений, реализации потребностей населения в услугах почтовой связи.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь - это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; тайна связи - тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, не подлежащая разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи.
Статьей 15 названного Закона установлено, что тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.
Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям.
Должностные и иные лица, работники организаций почтовой связи, допустившие нарушения указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
В силу статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
Операторы почтовой связи должны иметь необходимое технологическое оборудование и средства механизации, автоматизации и информатизации, доступную для пользователей услуг почтовой связи информацию о тарифах, правилах оказания услуг почтовой связи, сроках пересылки почтовых отправлений, режиме работы, а также другую необходимую информацию, облегчающую доступ к услугам почтовой связи.
Операторы почтовой связи информируют пользователей услуг почтовой связи через средства массовой информации о своей деятельности, новых услугах, передовых достижениях в области техники и технологий почтовой связи, могут публиковать ежегодные отчеты, имеют право на подготовку и распространение рекламных сообщений в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также учитывают в своей работе предложения пользователей услуг почтовой связи, направленные на улучшение их обслуживания.
Согласно статье 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи.
В силу пункта 4 раздела XX Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечня лицензионных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обладатель лицензии на оказание услуг почтовой связи обязан обеспечить предоставление пользователям услуг по приему почтовых отправлений; обработке почтовых отправлений; перевозке почтовых отправлений; доставке (вручению) почтовых отправлений. Оказание услуг, предусмотренных данным Перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
К телематическим услугам связи относятся услуги по предоставлению: а) доступа к сети связи лицензиата; б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; в) приема и передачи телематических электронных сообщений (подп. "а" - "в" п. 4 раздела XVI перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 года N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий").
Как следует из пояснений заявителя, участник закупки должен был иметь лицензию на оказание телематических услуг в целях возможности предоставления услуги приема- передачи телематических электронных сообщений, в том числе реестров почтовых отправлений, содержащих персонифицированные данные участников исполнительного производства, по закрытым каналам связи.
Вместе с тем, как следует из информационной карты аукциона, технического задания при размещении заказа у Службы существовала потребность именно в оказании услуг почтовой связи, которые в силу законодательства подлежат лицензированию (статья 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"). Согласно аукционной документации заказчиком требования по предоставлению услуг телематической связи не установлены.
При этом обеспечение передачи реестров почтовых отправлений, содержащих персонифицированные данные участников исполнительного производства, с использованием web-ресурса через онлайн форму передачи реестра (личный кабинет) в электронном виде, возможно в рамках оказания услуг почтовой связи. Требование о наличии защищенного канала связи в целях передачи реестров в электронном виде аукционная документация не содержит.
Таким образом, доводы Службы о том, что из описания объекта закупки следует, что исполнитель будет оказывать услуги, предусматривающие обмен информацией в электронном виде путем направления электронных сообщений между заказчиком и исполнителем услуги и путем предоставления доступа заказчику к системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, и (или) предусматривающие осуществление действий по предоставлению абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата, которая помимо прочего позволяет осуществлять прием и передачу электронных сообщений по защищенному каналу связи, противоречат содержанию аукционной документации, а также проекту государственного контракта на оказание почтовых услуг.
Учитывая содержание аукционной документации (раздел 2 "Техническое задание на оказание услуг по сбору приему, обработке и доставке исходящей корреспонденции"), а также приведенные выше нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требование аукционной документации о предоставлении лицензии на оказание телематических услуг является излишним, не соответствующим содержанию статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку, как следует из приведенных выше норм действующего законодательства, для оказания услуг почтовой связи достаточно соответствующей лицензии. Установленные заказчиком предоставление услуг не предполагает наличия лицензии на оказание телематических услуг.
Поскольку требование о предоставлении копии лицензии на оказание телематических услуг является дополнительным, то такое требование влечет за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, что запрещено статьей 64 Федерального закона "О контрактной системе" (абзац 2 пункта 2 части 1), выводы Бурятского УФАС России о несоответствии действий заказчика требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе правомерны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья Н.А. Логинова