ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2096/09 от 08.06.2009 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: asrb@burnet.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

“09” июня 2009 г. Дело № А10-2096/2009

Резолютивная часть решения объявлена 08.06.2009 г.

Полный текст решения изготовлен 09.06.2009 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Л. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гомбоевой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Бурятия (СМТУ Ростехрегулирования) к индивидуальному предпринимателю Анашкиной Елене Геннадьевне о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

заявителя: Зорькина А.И., представителя по доверенности №133 от 01.06.2009;

ответчика: не явился, извещен;

установил:

Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Отдел (инспекция) государственного надзора по Республике Бурятия (далее СМТУ Ростехрегулирования) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к индивидуальному предпринимателю Анашкиной Елене Геннадьевне (далее ИП Анашкина Е.Г., предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление телеграфом от 03.06.2009, телефонограмма от 03.06.2009).

Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержал, дал пояснения согласно заявлению. Просит привлечь ИП Анашкину Е.Г. к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 11 марта по 12 мая 2009 года начальником отдела госнадзора СМТУ Ростехрегулирования Автуховой Т.В. на основании распоряжения №05-10/028 от 06 марта 2009 г. была проведена проверка соблюдения обязательных требований государственных стандартов и нормативных документов при хранении, реализации (поставка, продажа) посуды в магазине «Елена» нового торгового центра, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Северобайкальск, ул. Полиграфистов, 2 «б» - ИП Анашкиной Е.Г., о чем составлен акт №028 от 15.05.2009.

11 марта 2009 года отобраны образцы на стадии хранения, реализации (поставке, продажи) продукции, а именно: 1. ножи кухонные с синей ручкой, в количестве 58 штук, на сумму 2 610 руб.; 2. набор вилок и ложек, 3492 изделия, на сумму 41904 руб.; 3. миска 20 см. (1.6 л.) 080226, артикул 76/11, нержавеющая сталь, Индия, знак соответствия АЕ96, 2 штуки, на сумму 190 рублей; 4. принадлежности кухонные из нержавеющей стали №1301 HAUSPROFY, 2 изделия, на сумму 196 рублей; 5. кружка керамическая, «Амур», Китай, 15 штук на сумму 825 рублей; 6. масленка с крышкой из нержавеющей стали SVR 51303, страна изготовитель Испания; 2 изделия, на сумму 480 руб.; 7. набор шести предметный ложек чайных, Лира, г. Нытва, знак соответствия при обязательном декларировании, 1 набор на сумму 280 рублей, в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ 28390-89, ГОСТ 27002-86, ГОСТ Р 51687-2000, ГОСТ Р 51015-97 для проверки на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов на проверяемую продукцию ГОСТ 28390-89, ГОСТ 27002-86, ГОСТ Р 51687-2000, ГОСТ Р 51015-97; для проверки на соответствие правилам обязательного подтверждения соответствия Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановления Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.07.2002 №64 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» и другим нормативных документам на проверяемую продукцию, о чем составлен акт отбора образцов.

В Акте проверки №028 от 15.05.2009 указано, что по результатам проверки выявлено нарушение обязательных требований государственных стандартов, нарушение правил обязательной сертификации. Ножи кухонные из набора с синей ручкой, приборы столовые: набор вилок и ложек (12 предметный), принадлежности кухонные из нержавеющей стали №1301 HAUSPROFY не предоставлены документы, подтверждающие, что продукция прошла процедуру обязательного подтверждения соответствия и находится в реализации без сертификата соответствия, без декларации о соответствии, без проставленного знака соответствия.

В результате проверки и протокола испытаний №496 от 20.04.2009 на приборы столовые: набор вилок и ложек (12 предметный) дано заключение: представленная продукция не соответствует требованиям ГОСТ Р 51687-2000 по п. 5.17 (стойкость к коррозии) и 5.24 (наличие трещины на поверхности изделия).

15 мая 2009 года начальником отдела (инспекции) госнадзора СМТУ Ростехрегулирования Автуховой Т.В. составлен протокол об административном правонарушении №32 по части 1, 2 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протокола об административном правонарушении №32 от 15.05.2009 ИП Анашкина Е.Г. в магазине «Елена», расположенного по адресу: г. Северобайкальск, ул. Полиграфистов, 2 «б», новый торговый центр – совершила правонарушение, выразившееся в том, что хранила, производила реализацию импортной посуды:

1. набор вилок и ложек (12 предметный), профессиональные принадлежности для кухни из нержавеющей стали №1301 HAUSPROFY - с нарушением обязательных требований государственных стандартов – п.п. 5.17, 5.24, 8.1 ГОСТ Р 51687-2000, п. 6.1 ГОСТ 27002-86, п. 4 ст. 7, п.п.1, 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»;

2. ножи кухонные из набора с синей ручкой, приборы столовые: набор вилок и ложек (12 предметный), принадлежности кухонные из нержавеющей стали №1301 HAUSPROFY- с нарушением правил обязательной сертификации – без сертификата соответствия, без декларации о соответствии.

Миска 20 см. (1.6 л.) 080226, артикул 76/11, нержавеющая сталь, Индия, с проставленным знаком соответствия АЕ-96, в товарно-сопроводительном документе к расходной накладной №Р0000023322 от 14.12.2008 ссылка на сертификат соответствия №РОСС GВ.АЯ46.А14864. Таким образом, невозможно идентифицировать посуду с предоставленными сведениями товарно-сопроводительных документов с ссылками на сертификат соответствия.

Реализация посуды с нарушением п.п. 3.8, 4.6 Постановления Госстандарта РФ от 10.05.2000 №26 «Об утверждении правил по проведению сертификации в РФ», п. 7.2 Постановления Госстандарта РФ от 25.07.1996 №14 «О правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации».

На составление протокола об административном правонарушении ИП Анашкина Е.Г. не явилась.

СМТУ Ростехрегулирования обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Анашкиной Е.Г. к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 19.19 названного Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, административный орган правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Полномочия должностных лиц территориальных отделов составлять протоколы подтверждаются приказом Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии от 17.11.2004 г. №246 «О должностных лицах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» зарегистрированных в Минюсте России 02.12.2004 г. за №6165.

Согласно пункту 66 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ в компетенцию должностных лиц органов стандартизации, метрологии и сертификации входит составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 19.19 названного Кодекса.

Таким образом, проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением положений ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены. Нарушений административным органом при производстве по административному делу процессуальных требований, установленных КоАП РФ, арбитражным судом не установлена.

Ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а также правил обязательной сертификации предусмотрена частями 1, 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В соответствии с п. 5.17 ГОСТ Р 51687-2000 «Приборы столовые и принадлежности кухонные из коррозионностойкой стали» металлические поверхности изделий должны выдерживать испытания на коррозионную стойкость. Пунктом 5.24 ГОСТ Р 51687-2000 установлено, что на металлических поверхностях изделий не допускаются трещины, царапины, раковины, плены, дефекты формовки и шлифовки, искажение формы и рисунка, гофры, заусенцы и острые кромки, ухудшающие товарный вид изделия.

Фактически приборы столовые испытания не выдержали: заржавели и имеют недопустимые трещины.

Профессиональные принадлежности для кухни из нержавеющей стали №1301 HAUSPROFYне соответствуют обязательным требованиям государственных стандартов: п. 8.1 ГОСТ Р 51687-2000, п. 6.1 ГОСТ 27002-86 в части нанесения знака соответствия, так как не содержат необходимые сведения для потребителя, имеющаяся маркировка на иностранном языке, без знака соответствия.

Пунктом 8.1 ГОСТ Р 51687-2000 предусмотрено, что при сертификации изделий знак соответствия по ГОСТ Р 50460 наносят на сопроводительную документацию, ярлыки и этикетки.

Согласно пункту 4 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям. В соответствии с п.п. 1, 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.

Поскольку предпринимателем допущены нарушения требований ГОСТ Р 51687-2000, ГОСТ 27002-86 суд делает вывод о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо не доведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Постановлением Госстандарта РФ от 10.05.2000 №26 утверждены Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Согласно п. 3.8 Правил изготовители (продавцы, исполнители) продукции применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы.

Пунктом 4.6 Правил установлено, что на продукцию, для которой по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат. Эта продукция маркируется знаком соответствия. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации.

Согласно п. 7.2 Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 25.07.1996 №14, знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции и (или) на каждую упаковочную единицу этой продукции рядом с товарным знаком изготовителя, на сопроводительную техническую документацию на свободном поле, как правило, в месте, где приведены сведения о сертификации продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.07.2002 №64 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» данная продукция входит в Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация, из коррозионно-стойкой стали, что гарантирует безопасность для жизни и здоровья потребителей и эта продукция должна соответствовать обязательным требованиям нормативных документов.

Так, ножи кухонные из набора с синей ручкой, приборы столовые: набор вилок и ложек (12 предметный), принадлежности кухонные из нержавеющей стали №1301 HAUSPROFY- с нарушением правил обязательной сертификации – без сертификата соответствия, без декларации о соответствии. На миску 20 см. (1.6 л.) 080226, артикул 76/11, нержавеющая сталь, Индия, с проставленным знаком соответствия АЕ-96, в товарно-сопроводительном документе к расходной накладной №Р0000023322 от 14.12.2008 ссылка на сертификат соответствия №РОСС GВ.АЯ46.А14864. Проставленный знак соответствия на маркировке изделия не соответствует представленной ссылке на сертификат, код органа по сертификации не совпадает в одном случае это АЕ 96, в другом – АЯ 46. Таким образом, невозможно идентифицировать посуду с предоставленными сведениями товарно-сопроводительных документов с ссылками на сертификат соответствия.

Совершенное предпринимателем административное правонарушение нарушает установленный режим государственного регулирования в области стандартизации, обязательной сертификации и обеспечения единства измерений на территории Российской Федерации.

Вследствие этого имеются основания для вывода о том, что событие правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 ст. 19.19 КоАП РФ, имело место в деятельности ИП Анашкиной Е.Г.

С учетом изложенного, арбитражный суд признал правильной квалификацию обстоятельств реализации предпринимателем импортной посуды по частям 1, 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

Административным органом доказан факт совершения ИП Анашкиной Е.Г. правонарушений, указанных в частях 1, 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

Таким образом, у арбитражного суда имеются основания для привлечения ИП Анашкиной Е.Г. к административной ответственности, установленной частями 1, 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечаниях к данной статье указано, что совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявленное требование удовлетворить.

2. Привлечь индивидуального предпринимателя Анашкину Елену Геннадьевну, 07.12.1962 года рождения, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии 03 №001177055 от 31.01.2008, за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304031326600032, проживающую по адресу: 671701, Республика Бурятия, г. Северобайкальск, ул. Полиграфистов, дом 7, квартира 97, к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде взыскания штрафа в размере 4 500 руб.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.

5. Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Административный штраф перечислить по следующим реквизитам:

Безналичный расчет: ИНН 5407270200, КПП 540701001; получатель – УФК по Новосибирской области (СМТУ Ростехрегулирования), расчетный счет получателя - 401 018 109 000 000 100 01 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г.Новосибирск; БИК банка получателя - 045004001, в поле «101» указывается значение «08»; код бюджетной классификации - 172 1 16 01000 01 0000 140, ОКАТО - 50401000000;

Наличный расчет (через отделения Сбербанка): получатель – УФК по Новосибирской области (СМТУ Ростехрегулирования), ИНН 5407270200, КПП 540701001; расчетный счет -401 018 109 000 000 100 01 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск; БИК банка получателя - 045004001, код бюджетной классификации - 172 1 16 01000 01 0000 140.

При отсутствии документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.

Судья Л. Ю. Рабдаева