Арбитражный суд Республики Бурятия
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ Дело № А10-2167/08
05 августа 2008г.
Резолютивная часть решения вынесена 31 июля 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 05 августа 2008 г.
Судья Арбитражного суда Республики Бурятия Мархаева Г.Д-С .,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГОУ НПО «Профессиональный лицей №15 г.Улан-Удэ» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 18 июня 2008 г. № 02-102/2008,
при участии:
от заявителя: ФИО2 Б-Д. - директор, ФИО3, ФИО4, ФИО5, по доверенности от 24.07.2008 № 154:
от ответчика: ФИО6 – по доверенности от 14.01.2008 № 02-09-09-21\919,
установил:
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №15 г.Улан-Удэ» (далее -лицей) обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее - территориальное управление) об оспаривании постановления от 18.06.2008 № 02-102/2008 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В судебном заседании представители лицея доводы, изложенные в заявлении, поддержали, в обоснование своих требований указали, что расходы на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря детям-сиротам произведены за счет средств федерального бюджета по статье бюджетной классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» на основании писем Федерального агентства по образованию от 28.02.2007 № 10-54-1279-10-05, от 09.10.2007 № 10-55-7319/10-07, от 08.11.2007 № 1110-55-8260/10-07.
Обоснованность произведенных лицеем выплат по статье 340 подтверждается письмом Управления экономики и финансов Федерального агентства по образованию от 20.05.2008 № ФАО-пр398/10-05.
В результате вынесенного постановления нарушаются интересы в части уменьшения размера бюджетных ассигнований лицею.
Считают, что расходование средств на обеспечение обязательств учреждения по полному государственному обеспечению детей-сирот по статье 340 не является нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку ни в каких действующих на момент совершения расходования средств нормативных актах не установлено обратного.
Просили суд постановление о привлечении к административной ответственности от 18.06.2008 № 02-102/2008 признать недействительным.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия с доводами заявителя не согласилось, представило письменный отзыв.
В обоснование возражений территориальное управление указало, что 14.12.2007 с лицевого счета по учету средств федерального бюджета по статье бюджетной классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» получены денежные средства в сумме 88 215,0 руб. (приходный кассовый ордер от 14.12.2007 № 625).
На основании приказа директора ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» от 05.12.2007 средства федерального бюджета в сумме 88 215руб. выданы для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря расходным кассовым ордером от 14.12.2008 № 246.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 168н, письма Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2006 № 02-14-10/880 выплаты по обеспечению социальных гарантий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другим лицам, находящимся на государственном обеспечении в образовательных учреждениях общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования (оплата проезда, приобретение питания, одежды, обуви, инвентаря, канцелярских принадлежностей) производятся за счет денежных средств, предусмотренных по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению».
Представленные письма Федерального агентства по образованию имеют информационный характер, не являются нормативными правовыми актами и не обязывают ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» производить указанные выше расходы с нарушением требований бюджетного законодательства. В бюджетные полномочия Федерального агентства по образованию, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, согласно статье 158 БК РФ не входят разъяснение либо изменение структуры бюджетной классификации Российской Федерации.
ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, что доказывает виновность в совершении административного правонарушения.
Оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным, порядок его принятия соответствует закону, основания для привлечения заявителя к административной ответственности имелись.
Представитель территориального управления в судебном заседании просил суд в удовлетворении заявления лицея отказать.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Территориальным управлением проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности лицея за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 и установлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 88 215 руб., которое выразилось в том, что средства, полученные из федерального бюджета по статье бюджетной классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», были направлены на цели, не соответствующие условиям их получения. Указанные средства израсходованы на вещевое обеспечение (одежды, обуви) учащихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти расходы должны производиться из средств, предусмотренных подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению».
ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» 14.12.2007 получены бюджетные средства в сумме 88 215 руб. с лицевого счета по учету средств федерального бюджета по статье бюджетной классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
На основании приказа директора ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» ФИО2 Б-Д. от 05.12.2007 средства федерального бюджета по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 88 215 руб. выданы в подотчет кладовщику ФИО7 расходным кассовым ордером от 14.12.2007 № 246 на обмундирование учащимся – сиротам. Кладовщиком ФИО7 14.12.2007 произведены расходы в сумме 88 215 руб. по приобретению одежды, обуви учащимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и представлен авансовый отчет № 217 от 27.12.2007 на общую сумму 176 430,0 руб.
По факту нарушения требований ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 168н, в отношении лицея должностным лицом территориального управления 06.06.2008 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ в присутствии законного представителя общества – директора лицея ФИО2 Б-Д. Из протокола от 06.06.2008 следует, что директору лицея разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данный факт подтверждается подписью ФИО2 Б-Д. в протоколе. Руководителем лицея представлено объяснение, а также 6 июня 2008 г. вручена копия протокола, о чем в протоколе имеется подпись ФИО2 Б-Д.
Постановлением территориального управления от 18.06.2008 № 02-102/2008 лицей привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановление о назначении административного наказания от 18.06.2008 вынесено в присутствии руководителя лицея. При вынесении данного постановления ФИО2 Б-Д. разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1. КоАП РФ, вручена копия постановления.
Лицей, не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, обжаловал его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 08.12.2006. N 168н, действовавшими в период расходования лицеем средств, на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в целях обеспечения собственных нужд, в том числе мягкого инвентаря.
Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н к мягкому инвентарю относятся: белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.); постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.); одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.); обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.); спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.); прочий мягкий инвентарь.
Как следует из материалов дела, лицеем произведены расходы на сумму 88 215руб. на приобретение одежды, обуви учащимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В силу вышеназванной Инструкции Минфина РФ от 10.02.2006 приобретенные материалы относятся к мягкому инвентарю. Как следует, из Указаний Минфина от 08.12.2006 расходы на приобретение мягкого инвентаря относятся к расходам, предусмотренной статьей бюджетной классификации расходов 340.
Судом рассмотрен довод территориального управления, что в соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2006 № 02-14-10/880 обеспечение социальных гарантий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении в образовательных учреждениях общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования оплата одежды, обуви, инвентаря относятся к расходам, предусмотренной подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению».
Вместе с тем указанным Письмом разъясняется порядок применения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 г. N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2007 года.
В силу изложенного суд считает, что ссылка территориального управления на данный нормативный акт сделана необоснованно. Других доказательств неправомерного нецелевого использования лицеем бюджетных средств административным органом не представлено, а значит не доказано противоправность действий лицея.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения включена в перечень обстоятельств, подлежащих выявлению по делу об административном правонарушении.
Суд также считает, что территориальным управлением не установлена вина лицея в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не принимается довод территориального управления о том, что представленные лицеем письма Федерального агентства по образованию, имеют информационный характер, не являются нормативными правовыми актами и не обязывают ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» производить указанные расходы с нарушением требований бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 5.3 Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 288 Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
В рамках полномочий, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Рособразование в письмах проинформировало федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Рособразования, о финансировании расходов на содержание учреждений начального профессионального образования из средств федерального бюджета на октябрь и ноябрь 2007 года.
В письмах Федерального агентства по образованию (Рособразования) «О финансировании федеральных учреждений в октябре 2007 г.» от 09.10.2007 № 10-55-7319/10-07 и «О финансировании федеральных учреждений в ноябре 2007г.» от 08.11.2007 № 10-55-8260/10-07 указано, что Рособразование на основании казначейских уведомлений Федерального казначейства соответственно № 073/060-073/065 и № 073/066-073/073 распределило на октябрь и ноябрь 2007 г. лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования федеральных государственных учреждений и организаций, находящихся в ведении Рособразования.
При распределении лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования предусмотрены ассигнования в том числе: материальное обеспечение учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в период обучения и при выпуске) в части приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях интернатного типа – по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
При осуществлении указанных расходов следует руководствоваться пунктами 5, 8 и 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 659 нормами материального обеспечения указанной категории лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.
Кроме того, после проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности лицеем направлен запрос в Рособразование о правомерности расходования средств, выделенных по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Управлением экономики и финансов Федерального агентства по образованию в лицей направлен ответ 20.05.2008 № ФАО-пр398/ю-05, из которого следует, что денежные средства на материальное обеспечение и питание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2007 год предусмотрены по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» и по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Финансирование по статье 340 предусмотрено в следующем объеме: расходы на питание на 1 учащегося в день – 108 руб., расходы на пополнение (приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на 1 учащегося в год) – 17 643 руб.
При таких обстоятельствах суд считает, что лицеем произведены расходы бюджетных средств по статье 340 в соответствии с условиями их получения согласно смете доходов и расходов. Территориальным управлением не доказана вина заявителя в нецелевом использовании бюджетных средств.
В силу изложенного суд считает, что у территориального управления отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности лицея по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с этим, уплаченная лицеем государственная пошлина в размере 4000 рублей, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15 г.Улан-Удэ» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия от 18 июня 2008 года по делу об административном правонарушении № 02-102/2008 в отношении ГОУ НПО «Профессиональный лицей №15 г.Улан-Удэ» о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвратить ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» ошибочно уплаченную государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Г.Д-С.Мархаева