ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2289/08 от 07.08.2008 АС Республики Бурятия

Арбитражный суд Республики Бурятия

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ Дело № А10-2289/08

11 августа 2008г.

  Резолютивная часть решения вынесена 07 августа 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2008 г.

Судья Арбитражного суда Республики Бурятия Мархаева Г.Д-С.,

при ведении протокола судебного заседания Кушнаревой Н.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГОУ НПО «Профессиональный лицей №12 г.Улан-Удэ» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия   об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 10 июня 2008 г. № 02-56/2008,

при участии от заявителя: Разуваев С.И. - директор, Разуваева Ю. П., Очирова Т.К., доверенности от 05.08.2008г.,

от ответчика: Хушеев В.Б., доверенность от 14.01.2008г.

установил:

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №12 г.Улан-Удэ» (далее -лицей) обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее - территориальное управление) об оспаривании постановления от 10.06.2008 № 02-56/2008 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В судебном заседании представители лицея доводы, изложенные в заявлении, поддержали, в обоснование своих требований указали, что действия по расходованию бюджетных средств согласованы с Федеральным агентством по образованию и не противоречат требованиям бюджетного законодательства РФ.

Главным распорядителем бюджетных средств – Федеральным агентством по образованию на 2007 год утверждена смета доходов и расходов, в которой было предусмотрено финансирование по 262 и 340 подстатьям бюджетной классификации. Бюджетное учреждение действовало в соответствии с утвержденной сметой. Правильность расходования бюджетных средств подтверждается ответом на запрос в Рособразование.

Просили суд постановление о привлечении к административной ответственности от 10.06.2008 № 02-56/2008 признать незаконным.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным. Заявителем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ. Правонарушение выразилось в том, что денежные средства, полученные по коду бюджетной классификации 340, предусматривающей увеличение стоимости материальных запасов, были израсходованы на иные цели, а именно потрачены на нужды детей-сирот. Выплаты детям-сиротам должны были производиться из средств по статье 262 бюджетной классификации – «пособия по социальной помощи населению». Министерство финансов РФ в своем письме указало, что пособия по социальной помощи детям-сиротам, в т.ч. приобретение для них одежды, должно производиться за счет средств по статье 262 бюджетной классификации. Данное письмо своей силы не утратило. Из сметы расходов видно, что заявителю в 2007 году выделялось достаточно средств по статье 262 бюджетной классификации, в том числе на нужды детей-сирот. Таким образом, установлено, что бюджетные средства использовались заявителем не по целевому назначению. Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела по существу допущено не было. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Территориальным управлением проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности лицея за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 и установлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 52 860 руб.

Исходя из постановления от 10.06.2008г. правонарушение выразилось в том, средства, полученные из федерального бюджета по статье бюджетной классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», были направлены на цели, не соответствующие условиям их получения. Указанные средства израсходованы на вещевое обеспечение (одежды, обуви) учащихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти расходы должны производиться из средств, предусмотренные подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению».

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» 14.09.2007 по приходным кассовым ордерам получены бюджетные средства в сумме 183 160 руб.

На основании приказа директора ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» Разуваева С.И. от 11.09.2007 средства федерального бюджета по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 52 860 руб. выплачены учащимся – детям-сиротам на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря по ведомости по 17 643руб. каждому (л.д. 44).

Приобретение одежды, обуви производилось мастерами по производственному обучению совместно с детьми. Мастерами составлены авансовые отчеты на израсходованные суммы. Приобретенное имущество поступило на склад товароматериальных ценностей лицея как обмундирование детей-сирот (л.д.72). Затем в связи с выдачей одежды, обуви учащимся списано в соответствии с актом о списании материальных запасов №177 (л.д. 73).

По факту нарушения требований ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 168н, в отношении лицея должностным лицом территориального управления 04.05.2008 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ в присутствии законного представителя общества – директора лицея Разуваева С.И. Из протокола от 04.05.2008г. следует, что директору лицея разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данный факт подтверждается подписью Разуваева С.И. в протоколе. Директором лицея представлено объяснение, а также 04 мая 2008 г. вручена копия протокола, о чем в протоколе имеется подпись Разуваева С.И.

Постановлением территориального управления от 10.06.2008 № 02-52/2008 лицей привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Постановление о назначении административного наказания от 10.06.2008 г. вынесено в присутствии руководителя лицея. При вынесении данного постановления Разуваеву С.И. разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1. КоАП РФ. Копия постановления получена лицеем по почте 15.07.2008г. (л.д. 78).

Лицей, не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, 29.07.2008г. обжаловал его в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Исходя из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 08.12.2006. N 168н, действовавшими в период расходования лицеем средств, на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в целях обеспечения собственных нужд, в том числе мягкого инвентаря.

Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н к мягкому инвентарю относятся: белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.); постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.); одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.); обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.); портивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.); прочий мягкий инвентарь.

Как следует из материалов дела, лицеем произведены расходы на сумму 52 860 руб. на приобретение одежды, обуви учащимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В силу вышеназванной Инструкции Минфина РФ от 10.02.2006 приобретенные материалы относятся к мягкому инвентарю. Как следует, из Указаний Минфина от 08.12.2006 расходы на приобретение мягкого инвентаря относятся к расходам, предусмотренной статьей бюджетной классификации расходов 340.

Судом рассмотрен довод территориального управления, что в соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2006 № 02-14-10/880 обеспечение социальных гарантий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении в образовательных учреждениях общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования оплата одежды, обуви, инвентаря относятся к расходам, предусмотренной подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению».

Вместе с тем указанным Письмом разъясняется порядок применения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 г. N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2007 года.

В силу изложенного суд считает, что ссылка территориального управления на данный нормативный акт сделана необоснованно. Других доказательств неправомерного нецелевого использования лицеем бюджетных средств административным органом не представлено, а значит не доказано противоправность действий лицея.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения включена в перечень обстоятельств, подлежащих выявлению по делу об административном правонарушении.

Суд также считает, что территориальным управлением не установлена вина лицея в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не принимается довод территориального управления о том, что представленные лицеем письма Федерального агентства по образованию, имеют информационный характер, не являются нормативными правовыми актами и не обязывают ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» производить указанные расходы с нарушением требований бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктами 1, 5.3 Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 288 Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.

В рамках полномочий, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Рособразование в письме от 28.02.2007г. №10-54-1279/10-05 проинформировало федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Рособразования, о финансировании расходов на материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2007г.

Согласно письму в сметах и лимитах бюджетных обязательств подведомственных Рособразованию образовательных учреждений на 2007г. предусмотрены расходы, исходя из следующих норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в расчете на одного обучающегося), в том числе норма обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем в год 20 155руб. В соответствии с приложением к данному письму Рособразованием указаны статьи бюджетной классификации, из которых должно осуществляться финансирование расходов. Так, из статьи 262 – расходы на пополнение (приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на 1 учащегося в год) – 2 512руб., статьи 340 – расходы на пополнение одежды, обуви и мягкого инвентаря на 1 учащегося в год) – 17 643руб.

В письме Федерального агентства по образованию (Рособразования) «О финансировании федеральных учреждений в сентябре 2007 г.» от 14.08.2007 № 10-55-5754/10-07, что Рособразование на основании казначейских уведомлений Федерального казначейства соответственно № 073/043-073/059 распределило на сентябрь 2007 г. лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования федеральных государственных учреждений и организаций, находящихся в ведении Рособразования.

При распределении финансирования расходов в сентябре 2007г. предусмотрены ассигнования, в том числе на: материальное обеспечение учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в период обучения и при выпуске) в части выплаты денежной компенсации взамен питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования; единовременного денежного пособия в сумме не менее 500руб.; ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, повышенной в 1,5раза с 01.09.2007г.; оплаты проезда на транспорте – предусмотрены по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению»; в части приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях интернатного типа – по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Кроме того, после проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности лицеем направлен запрос в Рособразование о правомерности расходования средств, выделенных по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Управлением экономики и финансов Федерального агентства по образованию в лицей направлен ответ 20.05.2008 № ФАО-пр398/ю-05, из которого следует, что денежные средства на материальное обеспечение и питание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2007 год предусмотрены по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» и по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Финансирование по статье 340 предусмотрено в следующем объеме: расходы на питание на 1 учащегося в день – 108 руб., расходы на пополнение (приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на 1 учащегося в год) – 17 643 руб.

При таких обстоятельствах суд считает, что лицеем произведены расходы бюджетных средств по статье бюджетной классификации 340 в соответствии с условиями их получения согласно смете доходов и расходов. Территориальным управлением не доказана вина заявителя в нецелевом использовании бюджетных средств.

Суд приходит к выводу о том, что заявитель ошибочно оформил ведомость по выдаче денежных средств учащимся-сиротам, а не материально-ответственным лицам, но данное нарушение заявителя не повлекло нарушение бюджетного законодательства, и было исправлено заявителем при постановке товароматериальных ценностей на учет.

В силу изложенного суд считает, что у территориального управления отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности лицея по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Требования ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12 г.Улан-Удэ» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия от 10 июня 2008 года по делу об административном правонарушении № 02-56/2008 в отношении ГОУ НПО «Профессиональный лицей №12 г.Улан-Удэ» о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья Г.Д-С. Мархаева