Арбитражный суд Республики Бурятия
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52 Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ
" 08 " августа 2008 г. Дело №А 10-2290/08
Резолютивная часть решения объявлена О7августа 2008 г.
В полном объеме решение изготовлено 08 августа 2008 г.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Л.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Минеевой СИ.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного
общеобразовательного учреждения начального профессионального образования
«Профессиональный лицей № 12» г. Улан-Удэ об оспаривании 1 Гостановления
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по
Республике Бурятия № 02-58/2008 от 10.06.2008г. о назначении административного наказания,
при участии:
от заявителя: ФИО1.- директор;
ФИО2 - представитель по доверенности от 05.08.2008г.;
ФИО3 - представитель по доверенности от 05.08.2008г.;
от ответчика: ФИО4 - представитель по доверенности от 14.01.2008г.;
установил:
Государственное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 12» г. Улан-Удэ (далее ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением об отмене Постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Бурятия (далее ТУ Росфиннадзора в РБ) № 02-58/2008 о назначении административного наказания предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к заявлению. В обоснование своих требований указали, что была составлена ведомость на выдачу денежных средств и деньги были выданы на приобретение одежды, обуви детям-сиротам , выдача денег произведена за счет средств федерального бюджета по статье бюджетной классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» на основании писем Федерального агентства по образованию от 28.02.2007 № 10-54-1279-10-05, от 24.08.2007 № 10-55-5754/10-07.
При решении вопроса, связанного с использованием бюджетных средств, руководствуются инструктивными письмами Главного распорядителя бюджетных средств , т.е. Федерального
агентства по образованию.
Материальные ценности, приобретенные на денежные средства по статье 340, после предоставления авансовых отчетов были поставлены на учет учреждения, а в последующем были списаны. Тем самым произошло увеличение стоимости материальных запасов профессионального лицея.
Данные выплаты произведены не из средства по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению», в связи с тем , что бюджетной росписью предусмотрены иные расходы по данной статье.
Ведомость на выдачу денежных средств и сама выдача денежных средств была произведена с целью, чтобы каждый из 20 детей -сирот, обучающихся в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» знал, о том, что федеральный бюджет выделил ему 17 643 руб.
Обоснованность произведенных лицеем выплат по статье 340 подтверждается письмом Управления экономики и финансов Федерального агентства по образованию от 20.05.2008 № ФАО-пр094/10-05.
Заявитель считает, что в данном случае отсутствует состав правонарушения по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ , так как нарушений ст.38 Бюджетного кодекса РФ не допускалось. Просит отменить оспариваемое постановление.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве. В обосновании возражений по заявлению пояснил, что 17.09.2007 г. с лицевого счета по учету средств федерального бюджета по статье бюджетной классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» ГОУ НПО «Профессиональный лицей №12»по приходному кассовому ордеру № 1000000498 от 17.09.2007 г. получены денежные средства в сумме 100000,00 рублей.
На основании приказа директора ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» №01-05/129 средства федерального бюджета в сумме 100000,00 рублей выданы учащимся сиротам для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря расходным кассовым ордером № 318 от 17.09.2007 г.
Согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации № 168и от 08.12.2006 г., письма Министерства финансов Российской Федерации № 02-14-10/880 от 14.04.2006 г. (действующего в настоящее время) выплаты по обеспечению социальных гарантий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другим лицам, находящимся на государственном обеспечении в образовательных учреждениях общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования (оплата проезда, приобретения питания, одежды, обуви, инвентаря, канцелярских принадлежностей) производится за счет денежных средств, предусмотренных по ст. 262 «Пособия по социальной помощи населению». Тогда как согласно ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» согласно приказа Министерства финансов Российской Федерации № 168н от 08.12.2006 г. предусматривает расходы учреждения по оплате договоров на приобретения сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течении периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течении периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов в целях обеспечения собственных нужд и не включает вышеуказанные расходы, произведенные ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12».
ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» не были приняты вес зависящие от него меры для соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, что доказывает виновность в совершении административного правонарушения.
Представленные письма Федерального агентства по образованию имеют информационный характер, не являются нормативными правовыми актами и не обязывают ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» производить указанные выше расходы с нарушением требований бюджетного законодательства. В бюджетные полномочия Федерального агентства по
образованию, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, согласно статье 158 БК РФ не входят разъяснение либо изменение структуры бюджетной классификации Российской Федерации.
Оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным, порядок его принятия соответствует закону, основания для привлечения заявителя к административной ответственности имелись.
Представитель ответчика в судебном заседании просил суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
Суд, выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, выяснил следующее.
Территориальным управлением проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности лицея за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 пактом № 66 от 25 апреля 2008г. установлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 100000 руб., которое выразилось в том, что средства, полученные из федерального бюджета по статье бюджетной классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», были направлены на цели, не соответствующие условиям их получения. Указанные средства израсходованы на вещевое обеспечение (одежды, обуви) учащихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти расходы должны производиться из средств, предусмотренных подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению».
На основании приказа директора ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» ФИО1. №01-05/129 средства федерального бюджета 17.09.2008г. по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 100 000 руб. выданы учащимся сиротам для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря. Выдача денег происходила в присутствии опекуна и мастера .Одежда , обувь и мягкий инвентарь были приобретены и после сдачи авансовых отчетов мастерами лицея приняты на подотчет учреждения и согласно акта о списании материальных запасов №177 от 28.09.07г. данные денежные средства списаны в связи с передачей обмундирования детям-сиротам.
ТУ Росфиннадзора в РБ усмотрел в действиях заявителя факт нарушения требований ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 168н и в связи с этим 04 мая 2008г. должностным лицом территориального управления составлен протокол об административном правонарушении в отношении заявителя о совершении административного правонарушения , предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении Вр.И.О. руководителя ТУ ФСФБН по РБ 10.06.2008 вынес Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 02-58 /2008 лицей привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной
росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 08.12.2006. N 168н, действовавшими в период расходования лицеем средств, на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в целях обеспечения собственных нужд, в том числе мягкого инвентаря.
Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н к мягкому инвентарю относятся: белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.); постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.); одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.); обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.); спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.); прочий мягкий инвентарь.
Как следует из материалов дела, лицеем произведены расходы на сумму 100000руб. на приобретение одежды, обуви учащимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В силу вышеназванной Инструкции Минфина РФ от 10.02.2006 приобретенные материалы относятся к мягкому инвентарю. Как следует, из Указаний Минфина от 08.12.2006 расходы на приобретение мягкого инвентаря относятся к расходам, предусмотренной статьей бюджетной классификации расходов 340.
Судом рассмотрен довод территориального управления, что в соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2006 № 02-14-10/880 обеспечение социальных гарантий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении в образовательных учреждениях общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования оплата одежды, обуви, инвентаря относятся к расходам, предусмотренной подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению» и данный довод не принят как необоснованный так как указанным Письмом разъясняется порядок применения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 г. N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2007 года.
Не принимается довод территориального управления о том, что представленные лицеем письма Федерального агентства по образованию, имеют информационный характер, не являются нормативными правовыми актами и не обязывают ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» производить указанные расходы с нарушением требований бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 5.3 Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 288 Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган,
исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
В рамках полномочий, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Рособразование в письмах проинформировало федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Рособразования, о финансировании расходов на содержание учреждений начального профессионального образования из средств федерального бюджета на октябрь и ноябрь 2007 года.
В письме Федерального агентства по образованию (Рособразования) «О финансировании федеральных учреждений в сентябре 2007 г.» от 24.08.2007 №10-55-5754/10-07 указано, что Рособразование на основании казначейских уведомлений Федерального казначейства соответственно № 073/043-073/059 распределило на сентябрь 2007 г. лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования федеральных государственных учреждений и организаций, находящихся в ведении Рособразования.
При распределении лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования предусмотрены ассигнования в том числе: материальное обеспечение учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в период обучения и при выпуске) в части приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях интернатного типа - по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
При осуществлении указанных расходов следует руководствоваться пунктами 5, 8 и 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 659 нормами материального обеспечения указанной категории лиц, обучающихся в образовательных учреждениях. Кроме того, после проведения ответчиком ревизии финансово-хозяйственной деятельности заявителем направлен запрос в Рособразование о правомерности расходования средств, выделенных по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Управлением экономики и финансов Федерального агентства по образованию в лицей направлен ответ 20.05.2008 № ФАО-пр398/ю-05, из которого следует, что денежные средства на материальное обеспечение и питание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2007 год предусмотрены по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» и по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Финансирование по статье 340 предусмотрено в следующем объеме: расходы на питание на 1 учащегося в день - 108 руб., расходы на пополнение (приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на 1 учащегося в год) - 17 643 руб.
При таких обстоятельствах суд считает, что лицеем произведены расходы бюджетных средств по статье 340 в соответствии с условиями их получения согласно смете доходов и расходов. Территориальным управлением не доказана вина заявителя в нецелевом использовании бюджетных средств.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Других доказательств неправомерного нецелевого использования лицеем бюджетных средств административным органом не представлено.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд приходит к выводу о том, что заявитель ошибочно оформил ведомость по выдаче денежных средств детям -сиротам , а не материально ответственным лицам , но данное нарушение заявителя не повлекло нарушение бюджетного законодательства и заявителем было исправлено при постановке ТМЦ на учет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в действиях заявителя отсутствует
состав правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия по делу об административном правонарушении № 02-58/2008 от 10.06.2008г. о привлечении Государственного общеобразовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 12» г. Улан-Удэ к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.
Судья Л.Ю. Рабдаева