ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2300/19 от 11.10.2011 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

11 октября 2019 года                                                                                  Дело № А10-2300/2019

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 11 октября 20119 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушевич К.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Читаэнергосбыт» (ОГРН 1057536132323. ИНН 7536066430) к муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ» (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514) о признании недействительным и отмене предписания от 27 февраля 2019 года №81-ПР,

при участии:

от заявителя - Калашниковой Т.К., представителя по доверенности от 29.12.2018 № 36/ТП,

от ответчика - Цыдыповой С.А., представителя по доверенности от 02.04.2019 №9,

от третьих лиц

Базаровой Э.С., личность установлена по паспорту, 

акционерное общество «Улан-Удэ Энерго» - не явилось, извещено надлежащим образом, установил:

Акционерное общество «Читаэнергосбыт» в лице Территориального подразделения «Энергосбыт Бурятии» (далее – АО «Читаэнергосбыт», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ» (далее – Управление, ответчик) о признании недействительным и отмене предписания от 27 февраля 2019 года №81-ПР.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Базарова Эржена Сангаевна и акционерное общество «Улан-Удэ Энерго».

Третье лицо АО «Улан-Удэ Энерго» в судебное заседание не явилось, представителя не направило, надлежащим образом извещено.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.

При рассмотрении дела представитель заявителя требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что основанием для вынесения Управлением оспариваемого предписания послужил вывод о нарушении заявителем требований пункта 48 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а именно, расчеты размера платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Шмидта д.30/1, кв.6 за период с 01.03.2015 по 31.05.2016 АО «Читаэнергосбыт» произведены не по нормативу. По мнению заявителя, Управлением при вынесении предписания не учтены положения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, в первую очередь, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а именно, прибора учета в точке учета от предыдущего гарантирующего поставщика ПАО «МРСК Сибири» с момента перехода, то есть с 01.06.2014 (акт допуска прибора учета в эксплуатацию №1887 от 22.10.2013). В связи с тем, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Улан-Удэ, ул. Шмидта д.30/1 оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета, при начислении платы гражданам за общедомовые нужды, АО «Читаэнергосбыт» руководствовалось пунктом 13 приложения №2 к Правилам №354, которым установлено, что объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле № 12. Для расчётов использовались площади жилых и нежилых помещений, полученные от предыдущего гарантирующего поставщика. Прибор учета Меркурий 233 был введен в эксплуатацию и принят гарантирующим поставщиком по акту допуска №1887 от 22.10.2013. При этом, установка указанного прибора учета АО «Улан-Удэ Энерго» была произведена до того, как АО «Читаэнергосбыт» был присвоен статус гарантирующего поставщика, в связи с чем, общество не могло знать о допущенных со стороны АО «Улан-Удэ Энерго» нарушениях. В адрес АО «Читаэнергосбыт» не было представлено сведений о том, что прибор учета был установлен и введен в эксплуатацию с нарушениями, следовательно, у заявителя отсутствовали правовые основания для признания установленного сетевой организацией АО «Улан-Энерго» прибора учета электроэнергии в качестве нерасчетного. При этом общедомовые приборы учета устанавливались не для расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, а именно для определения объема электрической энергии поступившего в многоквартирные дома с последующим предъявлением данного объема гражданам. Также указал, что требование Управления произвести перерасчет, в том числе за период за пределами трехгодичного срока исковой давности, незаконно. Вопросы возврата денежных средств регулируются нормами гражданского законодательства, в связи с чем, гражданско-правовое требование к АО «Читаэнергосбыт» касающегося возврата полученных/начисленных денежных средств не может быть указано в предписании надзорного органа.

Представитель Управления при рассмотрении дела с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что с 1.07.2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют, непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1.07.2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1.07.2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими,, (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии): организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. В соответствии с пунктом 137 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящем разделе порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля. В силу пункта 152 названного Постановления под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника  энергопринимающих  устройств.   При  допуске   в   эксплуатацию   общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества    собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного   потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Исходя из абз. 6 пункта 150 Основных положений, в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом. Поскольку собственники помещений в спорном многоквартирном доме расположенном по адресу: ул. Шмидта, №30/1 не выполнили требование закона по оснащению дома прибором учета электроэнергии, указанную обязанность взяла на себя ОАО «Улан-УдэЭнерго», установив прибор учета электроэнергии. Однако, при допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, были нарушены требования законодательства, предусмотренные пунктами 152 - 154 Основных положений. Уполномоченный представитель собственников квартир жилого дома о дате и времени допуска прибора учета в эксплуатацию извещен не был, в соответствующем акте его подпись отсутствует. Доказательств направления уведомления ОАО "Улан-Удэ Энерго" о допуске в эксплуатацию установленного общедомового прибора учета в адрес уполномоченного представителя собственников, квартир жилого дома не представлено. Для признания легитимной процедуры допуска в эксплуатацию установленного общедомового прибора учета «Улан-Удэ Энерго обязано было установить уполномоченного: представителя собственников квартир дома, избранного в установленном порядке, известить его о дате| и времени этой процедуры и включить в состав комиссии. Заявителем не представлены документы, подтверждающие направление уведомлений собственникам помещений многоквартирного жилого дома №30/1 по ул. Шмидта г.Улан-Удэ об установке и вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, произведенного 22.10.2013 (Акт №1887). Собственники многоквартирного дома №30/1 по ул. Шмидта г.Улан-Удэ не принимали решение об установке прибора учета электроэнергии, потребители не были уведомлены об установке общедомового прибора учета, предложений об оснащении дома прибором учета электрической энергии не направлялось. Общедомовой прибор учета электрической энергии в многоквартирном жилом доме №30/1 по ул. Шмидта 22.10.2013 установлен ОАО «Улан-Удэ Энерго» без договора, регулирующего условия установки и эксплуатации прибора учета электрической энергии, без обязательного предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме, лицам ответственным за содержание многоквартирного дома, предложения об оснащении многоквартирного дома прибором учета электрической энергии, без участия собственников помещений в указанном многоквартирном доме, либо лица ответственного за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, что не соответствует требованиям части 9, 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», пункту 152 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». В связи с тем, что работы по установке и допуску в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии согласно акта №1887 от 22.10.2013 в многоквартирном доме №30/1 по ул. Шмидта проведены с нарушениями действующего законодательства, показания указанного общедомового прибора учета электрической энергии не могут быть использованы для расчета размера платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам помещений в многоквартирном доме №30/1 по ул. Шмидта. Поскольку ОДПУ не мог быть использован при расчетах платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, плата за электрическую энергию, определенная в соответствии с показаниями такого ОДПУ, подлежит перерасчету. Вместе с тем, указанный прибор учета может и в дальнейшем применяться сетевой компанией для расчетов с поставщиком электроэнергии в отсутствие его возражений. Поэтому, в целом, действия АО "Улан-Удэ Энерго" по установке коллективного (общедомового) прибора учета и вводу его в эксплуатацию к незаконным причислить нельзя. По доводу заявителя о сроке исковой давности пояснил, что предметом рассматриваемого спора являются не исковые требования собственников квартир к Обществу, а законность ненормативного акта уполномоченного органа, принятого по результатам проверки соблюдения юридическим лицом требований нормативных актов. Оспариваемое предписание не содержит требования о возврате неосновательно полученных денежных средств. Возложение на заявителя обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги не является требованием имущественного характера. Исходя из содержания рассматриваемого спора, его предметом является оспаривание решения административного органа, которое принято в рамках Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ. Указанным законом не установлено ограничение по периоду, предшествующему проверке, который может быть проверен органом государственного (муниципального) контроля. Таким образом, поскольку спорные правоотношения по настоящему делу не носят имущественный характер, и не является гражданско-правовыми, то с учетом отсутствия прямого указания законодателя на возможность применения к спорному правоотношению норм гражданского законодательства и в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ положения о сроке исковой давности, установленные главой 12 ГК РФ, в настоящем споре не применяется, а доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм материального права.

Из отзыва АО «Улан-УдэЭнерго» следует, что в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Шмидта, 30/1 имеются сведения, что в указанном доме установлен общедомовой прибор учета. Сетевая компания АО «Улан-УдэЭнерго» вела учет передачи электрической энергии по указанному прибору учета без разбивки на отдельных потребителей в соответствии с абз. 5 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 27.12.2004 №861, постановлением  Правительства РФ от 13.08.2006 №491, пунктом 28 Правил заключения договоров между потребителями и гарантирующими поставщиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442. АО «Улан-УдэЭнерго» осуществляло передачу электрической энергии только до границы балансовой принадлежности. Далее передача электроэнергии, надлежащая эксплуатация внутридомовых сетей электроснабжения, учет электроэнергии относилась к обязательствам гарантирующего поставщика, лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, а также потребителя. Документы об установке общедомового прибора учета  в настоящее время у Общества отсутствуют, в связи с заключенными договорами аренды  с ПАО «МРСК Сибири».

Третье лицо Базарова Эржена Сангаевна пояснила, что требования заявителя считает не подлежащими удовлетворению, а предписание Управления законным и обоснованным.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,  суд установил следующее.

На основании приказа начальника Управления муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ Азаревич А.С. от 12 февраля 2019 года №81-П/244/19-С по обращению Базаровой Э.С., проживающей по адресу: г.Улан-Удэ, ул. Шмидта, д.30/1, кв.6/1 о неправомерном начислении платы за электрическую энергию потребленную на общедомовые нужды, Управлением 27 февраля 2019 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения АО «Читаэнергосбыт»  обязательных требований установленных муниципальными правовыми актами.

По результатам проверки составлен акт проверки от 27.02.2019 №81-А, согласно которому в нарушение пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 расчеты размера платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды по адресу:
г. Улан-Удэ, ул. Шмидта, д.30/1, кв.6 за период с 01.03.2015 по 31.05.2016 АО «Читаэнергосбыт» произведены не по нормативу.

В тот же день по факту выявленных нарушений Обществу выдано предписание № 81-ПР, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 27.03.2019 по адресу: г.Улан-Удэ, ул. Шмидта, д.30/1, кв.6, за период с 01.03.2015 по 31.05.2016 произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, не превышая установленного норматива (л.д. 45).

Заявитель, не согласившись с указанным предписанием Управления, обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в которых используются следующие понятия:

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее - Основные положения), "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии").

В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Согласно пункту 150 Основных положений в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (до 01.07.2012), действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности его установки, порядок заполнения акта обследования утверждены приказом Минрегионразвития от 29.12.2011 N 627.

В силу пункта 151 Основных положений если иное не установлено в настоящем пункте, сетевая организация, в границах балансовой принадлежности которой расположены точки (группы точек) поставки, с использованием которых на оптовом рынке приобретает электрическую энергию гарантирующий поставщик, обслуживающий потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации, обязана обеспечить оснащение таких точек (групп точек) поставки приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета в адрес гарантирующего поставщика, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка и касающимися организации коммерческого учета электрической энергии в указанных точках (группах точек) поставки. В этом случае гарантирующий поставщик обязан обеспечить разработку документов, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка. Порядок выполнения сетевой организацией и гарантирующим поставщиком указанных обязанностей подлежит определению в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, а в случае отсутствия договора оказания услуг по передаче электрической энергии, подлежит определению в соглашении, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.

На основании пункта 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:

- сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;

- гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;

- лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;

- собственника прибора учета;

- собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.

При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.

Пунктом 153 Основных положений установлено, что собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее - заявка) в адрес одной из следующих организаций.

В соответствии с пунктом 161 Основных положений если иные время и дата снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, не установлены договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, то снятие показаний расчетных приборов учета должно осуществляться по состоянию на 00 часов 00 минут 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом, а также дня, следующего за датой расторжения (заключения) договора энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Если иные время и дата сообщения снятых показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, не установлены договором энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, то показания расчетных приборов учета (в том числе их почасовые значения, в случае наличия интервального прибора учета и осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность) с использованием ставки за мощность нерегулируемой цены в ценовых зонах (регулируемой цены (тарифа) для территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка) и (или) за услуги по передаче электрической энергии с использованием ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, тарифа на услуги по передаче электрической энергии) сообщаются другой стороне договора с использованием телефонной связи, электронной почты или иным способом, позволяющим подтвердить факт получения, указанным в договоре, до окончания 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом, а также дня, следующего за датой расторжения (заключения) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также в письменной форме в виде акта снятия показаний расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней.

Показания контрольного прибора учета, когда он не используется в соответствии с настоящим документом в качестве расчетного прибора учета, снимает лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета, в сроки, установленные в настоящем пункте для снятия показаний расчетных приборов учета, и ведет учет снятых показаний контрольного прибора учета. Показания контрольного прибора учета, когда он не используется в соответствии с настоящим документом в качестве расчетного прибора учета, передаются по запросу контрагента по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договору оказания услуг по передаче электрической энергии в течение 2 рабочих дней со дня получения такого запроса, если иной срок их передачи не установлен договором. В случае если передача показаний контрольного прибора учета осуществляется потребителем (покупателем) гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в рамках заключенного между ними договора энергоснабжения, то гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан передать полученные от потребителя (покупателя) показания в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении этого потребителя (покупателя), в течение 1 рабочего дня со дня их получения.

Снятие показаний расчетных приборов учета, используемых для осуществления расчетов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354.

Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.05.2014 № 252 АО «Читаэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО «МРСК Сибири» на территории Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 15 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, АО «Читаэнергосбыт» принял на обслуживание потребителей предыдущего гарантирующего поставщика ПАО «МРСК Сибири».

Начисление платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Шмидта д. 30/1 производилось АО «Читаэнергосбыт» за период с 01.06.2014 по 30.06.2016, согласно Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, по формуле № 12, на основании показаний прибора учета установленного АО «Улан-УдэЭнерго» (акт допуска от 22.10.2013).

Между тем, Управлением при проведении проверки установлено, что при допуске в эксплуатацию указанного общедомового (коллективного) прибора учета, были нарушены требования законодательства, предусмотренные пунктами 152 - 154 Основных положений. Уполномоченный представитель собственников квартир жилого дома о дате и времени допуска прибора учета в эксплуатацию извещен не был, в соответствующем акте его подпись отсутствует. Собственники многоквартирного дома №30/1 по ул. Шмидта г.Улан-Удэ не принимали решение об установке прибора учета электроэнергии, потребители не были уведомлены об установке общедомового прибора учета, предложений об оснащении дома прибором учета электрической энергии не направлялось. Общедомовой прибор учета электрической энергии в многоквартирном жилом доме №30/1 по ул. Шмидта 22.10.2013 установлен ОАО «Улан-Удэ Энерго» без договора, регулирующего условия установки и эксплуатации прибора учета электрической энергии, без обязательного предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме, лицам ответственным за содержание многоквартирного дома, предложения об оснащении многоквартирного дома прибором учета электрической энергии, без участия собственников помещений в указанном многоквартирном доме, либо лица ответственного за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,

Представитель Управления пояснил, что в ходе проведения проверки, доказательств направления уведомления ОАО "Улан-УдэЭнерго" о допуске в эксплуатацию установленного общедомового прибора учета в адрес уполномоченного представителя собственников, квартир жилого дома представлено не было. Не представлены также документы, подтверждающие направление уведомлений собственникам помещений многоквартирного жилого дома №30/1 по ул. Шмидта г.Улан-Удэ об установке и вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, произведенного 22.10.2013 г. (Акт №1887).

Указанные документы в ходе рассмотрения дела заявителем также не представлены.

Кроме того, не представлено доказательств, что при установке приборов учета, принимаемого в качестве расчетного, были проверены все необходимые условия, включая техническую возможность его установки, метрологические характеристики прибора учета.

Таким образом, процедура допуска в эксплуатацию установленного прибора учета электроэнергии, предусмотренная п. 152 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 нарушена, в связи чем, данные приборы учета нельзя признать расчетными, а показания прибора учета нельзя применять для определения объема потребления электрической энергии, в том числе для начисления платы на ОДН собственникам жилья.

Начисления размера платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, по квартире № 6/1 составили: март 2015 г. - 1090 кВт.ч., апрель 2015 г. - 838 кВт.ч., май 2015 г. - 418 кВт.ч., июнь 2015 г. - 133 кВт.ч., июль 2015 г. - 40 кВт.ч., август 2015 г. - 180 кВт.ч., сентябрь 2015 г. - 183 кВт.ч., октябрь 2015 г. -501 кВт.ч., февраль 2016 г.-711 кВт.ч., март 2016 г. -531 кВт.ч., апрель 2016 г. -277 кВт.ч., май 2016 г. -69 кВт.ч.

Расчеты размера платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Шмидта д. 30/1, кв. 6 за период с 01.03.2015 по 31.05.2016  АО «Читаэнергосбыт» произведены не по нормативу, а по показаниям вышеуказанного прибора учета.

С 01.06.2016 г. по 31.12.2018 расчет размера начисления платы произведён АО «Читаэнергосбыт» не превышая  установленного норматива.

На основании изложенного, предписание Управления от 27.02.2019 № 81-ПР, указывающее на перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды не превышая установленного норматива за период с 01.03.2015 по 31.05.2016 является законным, соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации.

Указывая на несоответствие действующему законодательству обжалуемого предписания, Общество сослалось также на истечение срока исковой давности по периоду, по которому Управление обязало произвести перерасчет.

Вместе с тем статьей 195 Гражданского кодекса РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исковая давность - это в первую очередь срок судебной защиты. В этот период лицо, субъективное право которого нарушено, имеет возможность судебной защиты своего права.

При этом предметом рассматриваемого спора являются не исковые требования собственников квартир к Обществу, а законность ненормативного акта уполномоченного органа, принятого по результатам проверки соблюдения юридическим лицом требований нормативных актов. В данном случае между сторонами имеются публично-правовые отношения и отсутствуют отношения по защите нарушенного права, к которым мог быть применен срок исковой давности.

Оспариваемое предписание не содержит требования о возврате неосновательно полученных денежных средств. Возложение на Общество обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с 01.03.2015 по 31.05.2016 не является требованием имущественного характера. В связи с этим положения статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей применение сроков исковой давности, в данном случае применению не подлежат.

Федеральным  законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) не установлено ограничение по периоду, который может быть проверен органом государственного контроля.

В данном случае,  оспариваемое предписание содержит законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Обществу и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Предписание не может быть признано нарушающим права и охраняемые законом интересы, поскольку принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а защите подлежит только право, основанное на законе.

При таких обстоятельствах предписание Управления соответствует нормам жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями  167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                  Н.А. Логинова