АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ Дело №А10- 2424/2010
01 сентября 2010 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 25 августа 2010года
В полном объеме решение изготовлено 01 сентября 2010года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ковалевой Н.А.
при ведении протокола секретарем Сергеевой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ» к Гаражному кооперативу №60 о взыскании 518307 руб. 78 коп.
в присутствии:
от истца –ФИО1- представитель по доверенности от 02.07.2010г №192
от ответчика – ФИО2- председатель, ФИО3- адвокат, ордер №029033 от 12.07.2010г.
УСТАНОВИЛ: Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Гаражному кооперативу №60 о взыскании 518 307 руб. 78 коп.- суммы неосновательного обогащения, составляющего стоимость фактического пользования земельным участком площадью 1820 кв.м, расположенным по адресу: <...> (напротив МОУ Средняя школа №9) за период с 09.06.2006г. по 17.06.2010г.
Исковые требования мотивированы тем, что гаражный кооператив занимает земельный участок, государственная собственность на который не разграничена , площадью 1820 кв.м.
Согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или праве пожизненного владения. Все остальные лица должны вносить плату за землю, в размере арендной платы, установленной соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Гаражный кооператив №60 правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования на занимаемый объектами недвижимости земельный участок не обладает, договор аренды земельных участков не заключал, в каком либо виде плату за землю не производит, т.е. использует земельный участок, не имея на то законных оснований.
В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения, которая выражается в форме сбережения арендной платы за период пользования земельным участком без законных оснований, рассчитанной по формуле, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия №4 от 14.01.2008г. (с изменениями и дополнениями от 13.10.2009г. №386 Постановление Правительства РБ).
Факт пользования гаражным кооперативом №60 спорным земельным участком площадью 1820 кв.м, установлен в результате проверки, проведенной на основании решения Управления местных доходов Администрации г.Улан-Удэ от 06.04.2010г. №8-12.
Свое право на обращение с данным иском Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обосновывает ссылкой на пункт 3.1.2 Положения о Комитете , утвержденного постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 15.01.2008г. №41.
На заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик в отзыве на исковое заявление иск считает необоснованным. Считает, что утверждение истца о пользовании гаражным кооперативом №60 спорным земельным участком без правовых оснований находится в противоречии с представленными истцом доказательствами, а именно, копиями выписок из решений Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся №75 от 26.04.1972г., №159 от 10.09.1975г., №211 от 19.09.1993г., на основании которых гаражному кооперативу выделялись три земельных участка под строительство индивидуальных гаражей, общей площадью 1820 кв.м. Исходя из положений статьи 11 Земельного кодекса РСФСР земельные участки были выделены гаражному кооперативу №60 в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно положениям пункта 2.1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации №137-ФЗ от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на гаражные потребительские кооперативы граждан, каковым в соответствии с Уставом является гаражный кооператив №60, не возлагается обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в порядке, установленном на праве аренды или приобрести в собственность. Таким образом, гаражный кооператив №60 сохранил за собой право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земель являются земельный налог и арендная плата.
Принимая во внимание, что гаражный кооператив №60 не заключал договоры аренды земельных участков и не обязан был их заключать, обоснование истцом размера неосновательного обогащения уклонением от заключения договора аренды ответчик считает незаконным.
Полагает, что поскольку гаражный кооператив №60 имеет право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, выделенными ему в установленном законом порядке, то он должен осуществлять плату за пользование землей путем уплаты земельного налога. Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ не является лицом, уполномоченным собирать налоги и не вправе заявлять такие иски, т.е. является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Истцом не представлены доказательства проведения проверки, в результате которой установлен факт пользования ответчиком земельным участком площадью 1820 кв.м., из текста искового заявления непонятно каким образом определена кадастровая стоимость земельного участка, в отсутствие его кадастрового номера.
В судебном заседании представители ответчика поддержали свои возражения против иска.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по нижеизложенным основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения Исполкома Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 26.04.1972 №75 кооперативу владельцев индивидуального транспорта №60 был отведен земельный участок площадью 750 кв.м. в Советском районе по ул. Тарбагатайской под строительство гаражей для индивидуального транспорта.
На основании решения Улан-Удэнского городского Совета народных депутатов в дополнение к пункту 47 решения исполкома Горсовета за №75 от 26.04.1972г. кооперативу был отведен дополнительный земельный участок площадью 690 кв.м. под строительство гаражей для индивидуального транспорта по ул. Тарбагатайской.
Постановлением главы Администрации г.Улан-Удэ от 19.08.1993г. №211 ответчику также был предоставлен в постоянное пользование дополнительный земельный участок площадью 380 кв.м. в Советском районе по ул. Тарбагатайская под строительство индивидуальных гаражей.
Факт предоставления указанных земельных участков подтверждается выписками соответственно из решений Улан-Удэнского горсовета депутатов трудящихся от 26.04.1972г. №75, из решения Улан-Удэнского горсовета народных депутатов от 10.09.19975г. №159 и из постановления главы Администрации г. Улан-Удэ от 19.08.1993г. №211, общая площадь предоставленных земельных участков под строительство индивидуальных гаражей составляет 1820 кв.м.
Гаражный кооператив №60 согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серия 03 №001001123, и выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.06.2010г. зарегистрирован в качестве юридического лица 09.06.2006г., основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1060326044514.
Ответчик не оспаривает факт использования земельных участков под индивидуальные гаражи.
06.04.2010г. Управлением местных доходов Администрации г.Улан-Удэ проведена проверка по вопросу платы за пользование земельными участками на основании решения МУ «Управление местных доходов» Администрации г.Улан-Удэ от 06.04.2010г. №8-12 в присутствии председателя гаражного кооператива №60 ФИО2 В результате проверки установлено, что гаражный кооператив занимает земельный участок площадью 1820 кв.м., расположенный по адресу: <...> (напротив МОУ средней школы №9) для размещения капитальных гаражей.
В нарушение статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации земельный налог и (или) арендная плата за пользование земельными участками за период с 06.04.2007г. по 06.04.2010г. гаражным кооперативом не оплачивались.
Неосновательное обогащение за указанный период составило 292131 руб. 51 коп.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 06.04.2010г., подписанном проверяющим, главным специалистом отдела выездных проверок и взыскания задолженности Управления местных доходов Администрации г.Улан-Удэ ФИО4 и председателем гаражного кооператива №60 ФИО2
07.04.2010г. Управлением местных доходов Администрации г.Улан-Удэ вынесено предписание об устранении нарушений, гаражному кооперативу №60 на основании пункта 7.4 Положения о порядке зачисления в бюджет г.Улан-Удэ налоговых видов доходов, утвержденного решением сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005г. №267-32 и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Кооперативу предложено перечислить с рок до 07.05.2010г. неосновательное обогащение в сумме 292131 руб.51 коп. по указанным в предписании реквизитам. Предписание вручено под расписку председателю кооператива ФИО2
Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ председателю гаражного кооператива №60 ФИО2 также было вручено предупреждение от 07.04.2010г. №6-2 о наличии задолженности по состоянию на 07.04.2010г. по расчету неосновательного обогащения за пользование спорным земельным участком в сумме 292131 руб. 51 коп. и предложено погасить задолженность в срок до 07.05.2010г.
Непогашение ответчиком указанной задолженности в добровольном порядке явилось основанием обращения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ с данным иском.
Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ заявлено требование о взыскании суммы неосновательного обогащение в размере арендной платы, в размере соответствующем сохраненной им арендной платы, рассчитанной за период с 09.06.2006г. по 17.06.2010г. по формуле, установленной постановлением Правительства Республики Бурятия №4 от 14.01.2008г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.10.2009г. №386) Ап=КСзу*К*S
Где: КСзу - кадастровая стоимость земельного участка =3540,14 руб; К- коэффициент кадастровой стоимости-2%; S-площадь земельного участка 1820 кв.м.
Ответчик не оспаривает, что в заявленный истцом период им не вносилась плата за пользование земельным участком ни в виде земельного налога, ни в виде арендной платы. Также это подтверждается письмом межрайонной ИФНС России №2 по РБ от 22.07.2010г. №05-28/0729, адресованным Управлению местных доходов Администрации г. Улан-Удэ и письмом от 03.08.2010г. № 05-08/07901, адресованным Арбитражный суд Республики Бурятия.
Из указанных писем следует, что плательщиком гаражный кооператив №60 ИНН <***> отчетность по земельному налогу не предоставляется. По базе данных налогового органа сведения об объектах налогообложения по земельному налогу отсутствует. Данных от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия по указанному налогоплательщику не поступало.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия письмом от 05.08.2010г. №016-000041/10-0-1 сообщило об отсутствии сведений о земельном участке, занятым гаражным кооперативом №60 в реестре республиканского имущества.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В статье 11 Земельным кодексом РСФСР (от 01.07.1970г), действовавшей на момент предоставления ответчику земельных участков площадью 750 кв.м. и 380 кв.м, указано, что бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.
Следовательно, поскольку в решении исполкома Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 26.04.1972г. №75 и решении исполкома Улан-Удэнского городского Совета народных депутатов от 10.09.1975г. №159 о предоставлении земельных участков ответчику не указан срок пользования земельными участками, то они были предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование.
В выписке из постановления главы Администрации г.Улан-Удэ прямо указано, что дополнительно земельный участок предоставляется ответчику под строительство индивидуальных гаражей в постоянное пользование.
В пункте 2.1 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18.10.2007г. №230-ФЗ) указано, что на гаражные потребительские кооперативы граждан не распространяется порядок переоформления земельных участков находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобретение их в собственность, установленный пунктом 2 названной статьи.
Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.
Гаражный кооператив №60 исходя из его уставной деятельности (выписка из ЕГРЮЛ), относится к потребительскому гаражному кооперативу, так как он осуществляет услуги по эксплуатации гаражей, используемых гражданами для хранения автомашин, велосипедов, исключительно в личных, семейных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, за гаражным кооператив №60 сохранилось право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, которое признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку возникло до введение в действие Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестр.
Доказательства отказа ответчика от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками суду не представлены.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для применения положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении, поскольку отсутствует одно из обязательных условий применения норм о неосновательном обогащении - факт пользования ответчиком земельными участками в отсутствие законных на то оснований.
Наряду с этим в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательствам существования зарегистрированного права.
На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ (в ред. от 31.12.2005) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", следует, что согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.
Следовательно, гаражный кооператив №60 обязать осуществлять оплату за пользование земельными участками в форме земельного налога.
Ответчиком представлены квитанции на прием налоговых платежей, сводная налоговая декларация на 2001 год, в подтверждение, что им оплачивается земельный налог на землю за указанные земельные участка до 2001г., в последующем как пояснил председатель кооператива налоговые платежи принимать не стали.
Исходя из пункта 9 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» взимание недоимок по налогам и налоговым платежам (в том числе и земельному налогу) входит в компетенцию органов государственной налоговой службы, Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ к таковым не относится, т.е. является ненадлежащим истцом по данному спору.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску подлежит отнесению на истца.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков. Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Судья Ковалева Н.А.