ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2455/08 от 06.02.2009 АС Республики Бурятия

Арбитражный суд Республики Бурятия

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая 52

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

  г. Улан-Удэ Дело № А10-2455/2008

12 февраля 2009 г.

Резолютивная часть решения оглашена 06 февраля 2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2009 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия

в составе судьи Казанцева С.Л.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Макеевским А.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Прокурора Республики Бурятия

к Республиканскому агентству лесного хозяйства, ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра», Забайкальской базе авиационной охраны лесов – филиал ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра»

третье лицо: Титов В.Л. – индивидуальный предприниматель

о признании сделки недействительной,

при участии от истца: Астраханцева Е.П. – старший помощник Прокурора Республики Бурятия, удостоверение № 187759;

установил: В обоснование исковых требований истец указал, что 23 июля 2008 года Республиканским агентством лесного хозяйства в лице ведущего инженера отдела организации и обеспечения деятельности Улан-Удэнского лесничества Зубовой О.М. и Забайкальской базой авиационной охраны лесов – филиал ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра» в лице Брянского Н.М. заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 33/77-08. По условиям договора в собственность Забайкальской базой авиационной охраны лесов – филиала ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра» переданы лесные насаждения, занимающие площадь 12,7 га на территории Улан-Удэнского лесничества – Мостовского участкового лесничества, квартал № 52, выдел № 16. Договором покупателю (Забайкальской базе авиационной охраны лесов) предоставлено право заготовки древесины объемом 283 куб.м. Фактически вырубка лесных насаждений произведена в объеме 90 куб.м., а 193 куб.м. лесных насаждений не вырублено. Истец считает, что договор купли-продажи лесных насаждений от 23 июля 2008 г. № 33/77-08 противоречит требованиям федерального законодательства. Согласно ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона, за исключением случае, предусмотренных ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Обстоятельства заключения оспариваемого договора купли-продажи не соответствуют случаям, предусмотренным ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям. В оспариваемом договоре указано, что он заключен на основании договора на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов от 11 марта 2008 года, заключенного ответчиками по результатам размещения государственного заказа. В договоре на оказание услуг по проведению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов № 05-08 от 11 марта 2008 года, заключенном между Республиканским агентством лесного хозяйства и ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра», предусматривалась возможность продажи лесных насаждений. Однако их местоположение в договоре не указано, что, согласно ч. 4 ст. 75 Лесного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что условие о продаже лесных насаждений сторонами не согласовано и не является юридически действующим. Договор (контракт) в части условий о продаже лесных насаждений является незаключенным. Поэтому оспариваемый договор купли-продажи является самостоятельной сделкой и должен соответствовать требованиям, предъявляемым к договорам купли-продажи лесных насаждений (должен заключаться на основе аукциона). В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ органы государственной власти размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов. При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений. Аналогичная норма права предусмотрена в п. 7 Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 418. Следовательно, условие о продаже лесных насаждений должно предусматриваться в договоре, заключенном по результатам размещения заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а не в договоре купли-продажи лесных насаждений. Кроме того, продажа лесных насаждений должна осуществляться одновременно с размещением государственного заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов. Оспариваемый договор купли-продажи лесных насаждений заключен не одновременно с размещением государственного контракта. Поэтому оспариваемый договор не соответствует требованиям ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о необходимости его заключения на основе аукциона. Руководствуясь ст.ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит суд признать недействительным договор купли-продажи лесных насаждений № 33/77-08 от 23 июля 2008 г.; обязать ответчиков возвратить все полученное по сделке, а именно: Республиканское агентство лесного хозяйства – возвратить денежные средства в сумме 5346,7 руб., а ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра» возвратить лесные насаждения по акту передачи объемом 193 куб.м.

Ответчик, Республиканское агентство лесного хозяйства представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что  с исковыми требованиями не согласен.  Исходя из положений статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2008 г. № 418 «Об утверждении Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров», ответчиком был размещен заказ для государственных нужд на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия. По результатам открытого конкурса и в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2008 г. №418 «Об утверждении Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров» между Республиканским агентством лесного хозяйства и ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра» заключен договор от 11.03.2008 г. № 05-08 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия. Указанный договор содержит элементы договора купли-продажи лесных насаждений, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 г. № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».  Приложением № 6 к договору является форма договора купли-продажи лесных насаждений, в пункте 2 которого указываются площадь лесных насаждений, подлежащих рубке, наименование лесничества, наименование участкового лесничества, номера квартала и выдела. Включение в договор данного приложения обусловлено тем, что в соответствии со статьями 75, 77 Лесного кодекса Российской Федерации, продажа лесных насаждений осуществляется только по договорам купли-продажи лесных насаждений. Поэтому, в каждом случае продажи лесных насаждений заключается отдельный договор купли-продажи лесных насаждений. Кроме того, разделом 5 договора установлено, что внесение платы по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется после проведения отвода лесосек. Предельный объем заготовки древесины указан в приложении № 1 к договору, установлен по материалам лесоустройства, что соответствует положениям статьи 14 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, указана в пункте 4.1. договора и составляет 73395100 рублей. Разделом 5 договора предусмотрено, что плата по настоящему договору исчисляется в порядке, предусмотренном статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании материалов отвода и материально-денежной оценки лесосек, произведенной в соответствии с действующим лесным законодательством по каждой лесосеке, в пределах установленного предельного объема заготовки древесины. Исполнитель вносит установленную заказчиком плату по договорам купли- продажи лесных насаждений (Приложение № 6) в течение 5 (пяти) дней после проведения отвода лесосек. В соответствии с разделом 10 договор действует до 31 декабря 2008 г. включительно. Техническим заданием на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия (Приложение № 1 к договору) выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов предусмотрено в течение 2 и 3 кварталов. В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 Правил заготовки древесины и статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка). Поэтому заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в течение данного периода времени, в соответствии с установленными предельными объемами заготовки древесины, вытекает из смысла договора и соответствует положениям части 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 7 Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, воспроизводству лесов и заключения договоров. Условие об одновременной с выполнением мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов продаже лесных насаждений как самостоятельного вида использования лесов, предусмотрено пунктом 1.2. договора. Поэтому ссылка истца на положения статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованна, а договор № 33/76-08 от 23.07.2008 г. купли-продажи лесных насаждений является неотъемлемой частью Договора от 11.03.2008 г. № 05-08 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия.

Определением по делу от 03 сентября 2008 г. привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуальный предприниматель Титов Валерий Леонидович.

Ответчики и третье лицо, индивидуальный предприниматель Титов Валерий Леонидович в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие ответчиков и третьего лица.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они изложены в исковом заявлении.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации заготовка древесины является одним из видов использования лесов и представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации. Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. ст. 25, 29).

В соответствии с положениями ст. ст. 29, 75, 77 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 406, заготовка древесины без предоставления лесных участков осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого по результатам проведенного, с соблюдением требований ст. 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, аукциона на право заключения такого договора.

Нормами ст.ст. 19, 30 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев заключения таких договоров без соблюдения указанного выше требования: при размещении государственного заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов (ст. 19) и в случае заготовки древесины гражданами для собственных нужд (ст. 30).

Заказы на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов (на землях различных категорий), которые не предоставлены в пользование частным лицам, должны размещаться в соответствии с ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При размещении заказа на такие работы, сопровождающиеся рубкой, должна осуществляться продажа древесины путем заключения смешанного договора с условиями о выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов и купли-продажи лесных насаждений.

Заключение смешанных договоров допускается пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 418 утверждено Положение об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, воспроизводству лесов и заключения договоров.

В соответствии с пунктом 7 указанного Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, воспроизводству лесов и заключения договоров, при размещении заказа с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

При заключении указанного договора помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», указываются:

а) местоположение лесных насаждении (лесничество, лесопарк, лесной квартал,
лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) предельный объем заготовки древесины;

в) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и
воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или
аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в
 соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании
предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.

Из представленных материалов следует, что по результатам открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 24.07.2007г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 418 «Об утверждении Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров», протоколом рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе по определению исполнителей в целях заключения с ними договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия и на землях, находящихся в государственной собственности на территории Республики Бурятия от 26.02.2008 г. № 06-2 по Лоту № 1 между Республиканским агентством лесного хозяйства (заказчик)   и ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного реестра» (исполнитель)   11 марта 2008 г. заключен договор за № 05-08 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия.

В соответствии с условиями указанного договора Республиканское агентство лесного хозяйства поручило, а ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного реестра» приняло на себя обязательство по выполнению комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия. Содержание и объемы работ, а также требования к выполнению работ, определены в техническом задании (Приложение № 1) и карте-схеме расположения лесничеств Республики Бурятия (Приложение № 2), являющимися неотъемлемыми частями договора (пункт 1.1.)

Стоимость выполнения работ по договору определена Протоколом рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе по определению исполнителей в целях заключения с ними договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия и на землях, находящихся в государственной собственности  на территории Республики Бурятия от 26.02.2008 г. № 06-2 по Лоту № 1 и составляет 73395100,0рублей, в том числе НДС 18% -11195862,71 рубля. В стоимость выполняемых работ включаются необходимые налоги, пошлины, расходы на страхование и другие обязательные платежи (п.4.1).

В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора одновременно с выполнением работ, предусмотренных п. 1.1. настоящего договора, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины, в связи с чем, заказчик продает, а исполнитель покупает лесные насаждения, местоположение которых указано в Сводной ведомости лесных насаждений и Схемах расположения лесных насаждений (Приложение № 3), являющимися неотъемлемой частью Договора.

Согласно пункту 2.4 указанного договора №05-08, заготовка древесины

осуществляется исполнителем на основании договоров купли продажи лесных
насаждений (приложение № 6), являющихся неотъемлемой частью настоящего договора,
заключаемых на каждую лесосеку в порядке, установленном постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 г. № 406 «О договоре купли-
продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в
 государственной или муниципальной собственности».

По согласованной сторонами в приложении № 6 к договору №05-08 от 11 марта 2008г. форме, со ссылкой на положения ст. 19 Лесного Кодекса РФ с указанием в качестве основания договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия от 11 марта 2008 г. № 05-08 Республиканским агентством лесного хозяйства (продавец)   заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 33/76-08 от 23 июля 2008 г. с Забайкальской базой авиационной охраны лесов - филиалом ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра» (покупатель)   в лице директора филиала Брянского Н.М. действующего на основании доверенности ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра» от 17.03.2008 г.

В соответствии с условиями указанного договора (п.п.1, 2, 4, 14, 15) Республиканское агентство лесного хозяйства по акту №33/76-08 от 23 июля 2008 г. передало лесные насаждения, занимающие площадь 1,7 га., расположенные на территории Улан-Удэнского лесничества, Мостовского участкового лесничества, квартал №52, выдел №20, а ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра» представленное филиалом - Забайкальской базой авиационной охраны лесов соответственно приняло указанные лесные насаждения, обязалось в срок до 15.12.2008 г. осуществить заготовку древесины в объеме 103 куб.м., а также оплатить за данный товар в срок не позднее 20рабочих дней со дня подписания договора 3107рублей.

Исходя из изложенного, следует признать, что применительно к положениям вышеупомянутых положений ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, воспроизводству лесов и заключения договоров утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 418, Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 406 оспариваемый прокурором договор купли-продажи № 33/77-08 от 23 июля 2008 г. как сделка, заключенная при размещении государственного заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия могла быть совершена без соблюдения установленных ст. ст. 29, 75, 77 Лесного кодекса Российской Федерации требований об обязательности аукциона на право заключения такого договора. Оспариваемый договор заключен в развитие договора № 05-08 от 11.03.2008 г. на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия, конкретизирует и дополняет его положения.

Доводы прокурора об отсутствии в договоре № 05-08 от 11.03.2008 г. сведений о количестве и точном местоположении являющихся предметом купли-продажи лесных насаждений, что свидетельствует о незаключенности данного договора (контракта) в части продажи лесных насаждений, судом во внимание не приняты, поскольку данные о площади лесных насаждений, подлежащих рубке, наименовании лесничества, наименовании участкового лесничества, номера квартала и выдела содержатся в

договоре купли-продажи № 33/77-08 от 23 июля 2008 г. являющемся приложением и неотъемлемой частью договора № 05-08 от 11.03.2008 г. на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 августа 2008 г. в виде запрета Забайкальской базе авиационной охраны лесов – филиалу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра», а также ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра», индивидуальному предпринимателю Титову Валерию Леонидовичу осуществлять рубку лесных насаждений на территории Улан-Удэнского лесничества – Мостовского участкового лесничества, квартал № 52, выдел № 16, отменить.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья подпись С.Л. Казанцев