ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2538/11 от 07.11.2011 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

670001, г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru,web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Улан-Удэ

11 ноября 2011 года Дело № А10-2538/2011

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Найданова О. С., при ведении протокола секретарем Мантуровой М.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации г.Улан-Удэ (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия о признании недействительными пунктов 2, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 17, 18, 20 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 181/1/123 от 08.04.2011, пунктов 2, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 17, 18, 20 акта проверки № 181 от 08.04.2011

при участии:

заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 04.10.2011

ответчика: ФИО2 – инспектора, удостоверенике ГПН № 39308 от 20.12.2010

установил:

Администрация г.Улан-Удэ обратилась с заявлением к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия о признании недействительными пунктов № 2, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 17, 18, 20 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 181/1/123 от 08.04.2011, пунктов № 2, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 17, 18, 20 акта проверки № 181 от 08.04.2011.

В судебном заседании Администрацией г.Улан-Удэ заявлено об уточнении требований, в котором заявитель просил признать недействительными пункты № 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 20, 22 предписания №181/1/123 от 08.04.2011, пункты № 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 20, 22 акта проверки от 08.04.2011 № 181.

В обоснование заявления Администрация г.Улан-Удэ указала, что 08.04.2011 главным управлением МЧС по Республике Бурятия проведена проверка в отношении Администрации г. Улан-Удэ на территориях города Улан-Удэ, расположенных в лесной зоне или прилегающих к лесному массиву.

По результатам проверки 08.04.2011 вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №181/1/23. Администрация г. Улан-Удэ не согласна с актом проверки и указанным предписанием.

В акте проверки указано, что расстояния от границ застройки микрорайонов г. Улан-Удэ, ДНТ, СНТ до лесных массивов составляет менее 15 м. Ответственным лицом за совершение данного нарушения указан Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, которому предписано устранить выявленное нарушение до 20.05.2011, а именно обеспечить расстояние не менее 15 м от границ застройки микрорайонов, ДНТ, СНТ.

В соответствии с преамбулой СНИП 2.07.01-89* настоящие строительные нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке.

Требование об установлении расстояния от границ застройки до лесных массивов не менее 15 м может быть применено при планировании и проектировании застройки населенных пунктов. В пределах существующей застройки данное правило не применимо.

В соответствии со ст.34 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории. Контроль над соблюдением требований к возведению строений и сооружений проводит правление такого объединения, а также инспектора государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением за законодательства. Таким образом, ответственность, предусмотренная пп. 2,10,17 Предписания должна быть возложена на ДНТ и СНТ.

Требование об обеспечении подъезда к зданиям ссылается на ППБ 01-03, п.23, тогда как речь идет о дорогах, проездах и подъездах к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. В предписании речь идет обо всех зданиях, расположенных на улицах Огневая, Школьная, Березовая. ГУ МЧС России по РБ неправильно трактуются нормы права и неправомерно возлагается обязанность осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Ст. 19 ФЗ №69-ФЗ содержит исчерпывающий перечень полномочий органов МСУ городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов. Организация наружного противопожарного водоснабжения в соответствии со ст. 19 ФЗ № 69-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления на территории сельских населенных пунктов.

Ответчиком представлен отзыв на заявление, отзыв на заявление об уточнении требований.

В судебном заседании представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, указал, предписанием от 08.04.2011 , установлено, что заявителем нарушены СНиП 2.07.01-89* прил.1, п.5, а именно:

расстояния от границ застройки микрорайонов г. Улан-Удэ, ДНТ, СНТ, до лесных массивов составляет менее 15м.

На основании статьи 16 ФЗ № 131 от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского округа относится: планирование застройки, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, соответственно при планировании застройки и выделение земель орган местного самоуправления должен был учесть требования норм пожарной безопасности.

Кроме этого ДНТ, СНТ находятся на территории городского округа в лесной зоне, и в соответствии с законом к вопросам местного значения городского округа относится: использование и охрана городских лесов, расположенных в границах городского округа, соответственно выделение и согласование застройки ДНТ и СИТ осуществляет орган местного самоуправления, который в свою очередь должен был предусмотреть выполнение норм пожарной безопасности.

Пунктом 112 Приказа от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Администрацией города Улан-Удэ уже выделялись финансовые средства на выполнение данных противопожарных мероприятий и начато выполнение данного пункта предписания, а чем свидетельствует Распоряжение №762 от 02.06.2011г., письмо №738 и акты выполненных работ МАУ «Городское лесничество».

Согласно п. 27 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники.

Так же в соответствии со ст. 16 ФЗ-131 от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского округа относится: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, а в соответствии со ст. 63 ФЗ № 123 от 22.07.2009 первичные меры пожарной безопасности включают в себя: обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Согласно пункта 2.9*. таблицы №8 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ширина улиц должна быть не менее 7 метров, а проездов 3 метров. На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 м. и длиной 15 м. на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5, 5 м. Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

Согласно п. 27 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Кроме того, в соответствии со ст. 16 ФЗ № 131 от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского округа относится: организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номерами домов.

Считает, что ссылка заявителя на то, что микрорайоны г. Улан-Удэ не являются сельскими поселениями и не должны быть оборудованы наружным противопожарным водоснабжением не правомерна, так как в соответствии с п. 2.11. СНиП 02.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 № 123, противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства, и как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Согласно ст. 68 ФЗ № 123 от 22.07.2009 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

В период с 29.03.2011 по 08.04.2011 на основании распоряжения Главного государственного инспектора Республики Бурятия по пожарному надзору полковника внутренней службы ФИО3 от 28.03.2011 № 181 проведена внеплановая проверка в отношении Администрации г. Улан-Удэ на территориях микрорайонов города Улан-Удэ, расположенных в лесной зоне или прилегающих к лесному массиву. В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:

1. не установлены средства оповещения населения о пожаре в микрорайоне ФИО4, Стеклозавод, ДНТ, СНТ.

2. расстояния от границ застройки микрорайона ФИО4, Стеклозавод, ДНТ, СНТ до лесных массивов менее 15 м.

3. отсутствует наружное противопожарное водоснабжение на территории микрорайонов ФИО4, Стеклозавод

4. на территории микрорайона ФИО4, Стеклозавод не созданы добровольные противопожарные формирования

5. на территории микрорайона ФИО4, Стеклозавод не все улицы имеют наружное освещение в темное время суток

6. территории микрорайона ФИО4, Стеклозавод не очищены от сухой травы, горючего мусора

7. не обеспечен подъезд к зданиям расположен­ным на улице Огневая, Школьная микрорайона ФИО4; ул. Берёзовая микрорайон Стекло­завод

8. не произведены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожа­рах на здания и сооружения во всех микрорай­онах, ДНТ и СНТ

9. не установлены средства оповещения населе­ния о пожаре в микрорайонах Забайкальский, Светлый, Новая Комушка, Горький, Южный, Таежный, Энергетик, Тальцы, Строитель, 148,101, 120, 117, ДНТ, СНТ

10. расстояния от границ застройки микрорайона Забайкальский, Светлый, Новая Комушка, Горький, Южный, Таёжный, Энергетик, Тальцы, Строитель, 148, 101,120, 117, ДНТ, СНТ до лесных массивов менее 15 м.

11. отсутствует наружное противопожарное во­доснабжение на территории микрорайонов За­байкальский, Светлый, Новая Комушка, Горь­кого

12. на территории микрорайонов Энергетик, Строитель, 148,101,120,117 не созданы добро-вольные противопожарные формирования

13. не на всех улицах микрорайонов Забайкаль­ский, Светлый, Новая Комушка, Горький, Юж­ный, Таёжный, Энергетик, Тальцы, Строитель, 148, 101, 120,117 имеется наружное освещение в тёмное время суток

14. территории микрорайонов Забайкальский, Светлый, Новая Комушка, Горький, Южный,
Таёжный, Энергетик, Тальцы, Строитель, 148,101, 120, 117 не очищены от сухой травы, горючего мусора

15. не произведены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения во всех микрорай­онах, ДНТ и СНТ

16. не установлены средства оповещения населе­ния о пожаре в микрорайонах Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой, ДНТ, СНТ

17. в микрорайонах Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой, ДНТ, СНТ расстояние до лесных массивов менее 15 м.

18. отсутствует наружное противопожарное водоснабжение на территории микрорайонов Аршан, Шишковка, Лысая гора

19. в микрорайонах Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой, ДНТ, СНТ не созданы добровольные противопожарные формирования

20. не на всех улицах в микрорайонах Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой, имеется наружное освещение в темное время суток

21. территории микрорайонов Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой не очищены от сухой травы, горючего мусора

22. не произведены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения во всех микрорайонах ДНТ, СНТ.

По результатам проверки 08.04.2011 вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 181/1/23, в соответствии с которым Администрации необходимо:

1. Оборудовать средствами оповещения населе­ния о пожаре в микрорайоне ФИО4 , Стек­лозавод, ДНТ, СНТ

2. Обеспечить расстояние не менее 15м. от гра­ниц застройки микрорайона ФИО4, Стекло­завод, ДНТ, СНТ до лесных массивов

3. Оборудовать наружным противопожарным водоснабжением территории микрорайонов ФИО4 и Стеклозавод

4. Создать на территории микрорайонов Вагжа­нова и Стеклозавод добровольные противопо­жарные формирования

5. Оборудовать все улицы наружным освещением в тёмное время суток территории микрорайонов ФИО4, Стеклозавод.

6. Очистить от сухой травы, горючего мусора территорию микрорайонов ФИО4 и Стекло­завода

7. Обеспечить подъезд ко всем зданиям, располо­женным на улице Огневая, Школьная микро­района ФИО4; ул. Берёзовая микрорайон Стеклозавод.

8. Выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожа­рах на здания и сооружения во всех микрорай­онах, ДНТ и СНТ

9. Оборудовать средства оповещения населе­ния о пожаре в микрорайонах Забайкальский, Светлый, Новая Комушка, Горький, Южный, Таежный, Энергетик, Тальцы, Строитель, 148,101, 120, 117, ДНТ, СНТ

10. Обеспечить расстояние от границ застройки микрорайона Забайкальский, Светлый, Новая Комушка, Горький, Южный, Таёжный, Энергетик, Тальцы, Строитель, 148, 101,120, 117, ДНТ, СНТ до лесных массивов не менее 15 м.

11. Оборудовать наружное противопожарное во­доснабжение на территории микрорайонов За­байкальский, Светлый, Новая Комушка, Горь­кого

12. создать на территории микрорайонов Энергетик, Строитель, 148,101,120,117 добро-вольные противопожарные формирования

13. оборудовать все улицы микрорайонов Забайкаль­ский, Светлый, Новая Комушка, Горький, Юж­ный, Таёжный, Энергетик, Тальцы, Строитель, 148, 101, 120,117 наружным освещением в тёмное время суток

14. Очистить территории микрорайонов Забайкальский, Светлый, Новая Комушка, Горький, Южный, Таёжный, Энергетик, Тальцы, Строитель, 148,101, 120, 117 не очищены от сухой травы, горючего мусора

15. Выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения во всех микрорай­онах, ДНТ и СНТ

16. Оборудовать средствами оповещения населе­ния о пожаре микрорайоны Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой, ДНТ, СНТ

17. Обеспечить в микрорайонах Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой, ДНТ, СНТ расстояние до лесных массивов не менее 15 м.

18. Оборудовать наружное противопожарное водоснабжение на территории микрорайонов Аршан, Шишковка, Лысая гора

19. Создать в микрорайонах Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой, ДНТ, СНТ добровольные противопожарные формирования

20. Оборудовать все улицы в микрорайонах Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой, наружным освещением в темное время суток

21. Очистить территории микрорайонов Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой не очищены от сухой травы, горючего мусора

22. Выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения во всех микрорайонах ДНТ, СНТ.

23. Подготовить распорядительный документ о назначении ответственных за выполнение пунктов предписания, с указанием сроков выполнения и финансирования.

Предписание вручено 08.04.2011 меру г.Улан-Удэ ФИО5 Срок устранения предписания установлен до 20.05.2011.

Не согласившись с пунктами № 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 20, 22 предписания №181/1/123 от 08.04.2011, пунктами № 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 20, 22 акта проверки от 08.04.2011 № 181 администрация обратилась с заявлением об их оспаривании.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Закон о пожарной безопасности) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В силу статьи 6 Закона о пожарной безопасности Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии.

На основании статьи 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с пунктом 25 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Пунктом 26 статьи 16 вышеуказанного закона установлено, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

В силу пункта 112 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Как видно из пунктов 2,10,17 оспариваемого предписания Администрации города Улан-Удэ предписано обеспечить расстояние не менее 15 метров от границ застройки микрорайонов ФИО4, Стекло­завод, ДНТ, СНТ, микрорайонов Забайкальский, Светлый, Новая Комушка, Горький, Южный, Таёжный, Энергетик, Тальцы, Строитель, 148, 101,120, 117, ДНТ, СНТ до лесных массивов не менее 15 м. Обеспечить в микрорайонах Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой, ДНТ, СНТ расстояние до лесных массивов не менее 15 м.

Пунктами 8, 15, 22 оспариваемого предписания Администрации города Улан-Удэ предписано выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожа­рах на здания и сооружения во всех микрорай­онах, ДНТ и СНТ.

Исходя из анализа вышеприведенных норм следует, что мероприятия указанные в пунктах 2,10,17, 8, 15, 22 оспариваемого предписания, являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления, то есть Администрация города Улан-Удэ.

Довод заявителя о недействительности пунктов 3, 11,18 оспариваемого предписания, которым Администрации города Улан-Удэ предписано оборудовать наружным противопожарным водоснабжением территории микрорайонов ФИО4 и Стеклозавод, За­байкальский, Светлый, Новая Комушка, Горь­кого, Аршан, Шишковка, Лысая гора судом рассмотрен и не принят во внимание на основании следующего.

Согласно статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 2.11. "СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123 противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Довод заявителя о недействительности пункта 7 предписывающего обеспечить подъезд ко всем зданиям, располо­женным на улице Огневая, Школьная микро­района ФИО4; ул. Берёзовая микрорайон Стеклозавод оспариваемого предписания не принимается судом по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно пункту 6 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В силу пункта 23 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Довод заявителя о недействительности пункта 5, 13, 20 оспариваемого предписания, предписывающего оборудовать все улицы наружным освещением в тёмное время суток территории микрорайонов ФИО4, Стеклозавод, Забайкаль­ский, Светлый, Новая Комушка, Горький, Юж­ный, Таёжный, Энергетик, Тальцы, Строитель, 148, 101, 120,117, Аршан, Верхняя Берёзовка, Новый Зелёный, Старый Зелёный, Шишковка, Лысая гора, Солнечный, Мостовой, наружным освещением в темное время суток также не принят судом.

На основании пункта 27 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Пунктом 27 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" установлено, что территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

При таких обстоятельствах и нормах правового регулирования суд приходит к выводу о том, что Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия вынесено законное и обоснованное предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 181/1/123 от 08.04.2011 и оснований для его отмены не имеется.

Как видно из материалов дела Администрацией города Улан-Удэ заявлены требования о признании недействительным акта проверки № 181 от 08.04.2011.

Вместе с тем суд считает необходимым отметить следующее.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Под ненормативным актом понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения.

Исследовав оспариваемый акт проверки № 181 от 08.04.2011 суд, приходит к выводу о том, что он не является ненормативным актом, поскольку не содержат обязательные предписания, распоряжения, затрагивающие права и охраняемые законом интересы, которые влекут для заявителя неблагоприятные юридические последствия.

Оспариваемым актом не затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Вероятность негативных правовых последствий после совершения государственным органом подобных, сугубо процессуальных, действий очевидна. Однако наступление таких последствий (процессуальных обязанностей) не зависит от материально-правового статуса лица, определяющего его участие в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, дело в части признании недействительным акта проверки № 181 от 08.04.2011 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, и производство по нему подлежит прекращению в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.

Судья О.С. Найданов