ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2683/11 от 13.09.2011 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ

14 сентября 2011 года Дело № А10-2683/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола секретарем Будаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к Обществу с ограниченной ответственностью «Багдаринская геологоразведочная экспедиция» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 3342 руб. 62 коп.

при участии:

заявителя – не явился, извещен,

ответчика – не явился, извещен,

третьего лица - Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия – ФИО1 Тумэна Доржиевича - представителя по доверенности от 01.02.2011 № КД-06-38,

установил:

Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Забайкальское управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Багдаринская геологоразведочная экспедиция» (далее – общество, ООО «Багдаринская геологоразведочная экспедиция») о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 3342 руб. 62 коп.

Определением суда от 17 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия (далее – Управление Росприроднадзора по РБ).

Определением суда от 13 сентября 2011 г. заявителю отказано в процессуальной замене истца (заявителя) Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, представители извещены распиской от 29 августа 2011 года.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и ответчика.

В заявлении Забайкальского управления Ростехнадзора указано, что общество осуществляет негативное воздействие на окружающую среду путем выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а также путем размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с расчетами за третий квартал 2008 года размер платы составил 3342,62 руб.

Просили взыскать с ответчика указанную задолженность.

Ответчик в предварительном судебном заседании представил платежное поручение от 22.08.2011 № 942 об оплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в размере 3342,62 руб.

Представитель Управления Росприроднадзора по РБ пояснил, что в настоящее время администратором бюджетных средств по оплате за негативное воздействие на окружающую среду является Росприроднадзор. Поскольку ответчиком представлено платежное поручение, задолженность погашена.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Багдаринская геологоразведочная экспедиция» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.01.2007 за основным государственным регистрационным номером 1070326000249, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.08.2011.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Из материалов дела следует, что обществом представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2008 года, где отражена сумма платежа за данный период в размере 3342,62 руб., в том числе плата за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ – 409,72 руб., плата за выбросы от передвижного объекта – 155,40 руб., плата за сверхлимитное размещение отходов в размере 2777,50 руб.

Как следует из заявления Забайкальского управления Ростехнадзора данные платежи за третий квартал 2008 года обществом уплачены не были, в связи с чем у ООО «Багдаринская геологоразведочная экспедиция» образовалась задолженность в данной сумме.

Представитель ответчика в предварительном судебном заседании согласился с имеющейся задолженностью, в предварительное судебное заседание 29 августа 2011 года представил платежное поручение от 22 августа 2011 года № 942 по перечислению на лицевой счет Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 3342,62 руб.

Вместе с тем, Указом Президента РФ от 23 июня 2010 г. № 780
 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (вступившим в силу со дня его подписания) переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.

На основании пункта 4 данного Указа внесены соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную этим Указом.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее – Постановление № 717) пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 дополнен подпунктом 15, в соответствии с которым, к источникам доходов, закрепляемых за Росприроднадзором, включена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании Постановления № 717 Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 дополнено среди прочих пунктом 5.5.10. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

Также Постановлением № 717 признан утратившим силу пункт 5.3.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г., согласно которому Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 3.1 совместного приказа Ростехнадзора и Росприроднадзора от 29.09.2010 № 975/282 "О взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов по реализации постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717" Управлению Росприроднадзора переданы кассовые доходы бюджетов бюджетной системы РФ в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, полномочиями по взиманию платы за негативное воздействие на момент подачи заявления в суд Забайкальским управлением Ростехнадзора обладало Управление Росприроднадзора по РБ.

Статья 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

На основании пункта 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Учитывая изложенное, полномочиями по взиманию платы за негативное воздействие, а, соответственно, правом на обращение в суд обладает Управление Росприроднадзора по РБ.

Забайкальское управление Ростехнадзора не представило суду доказательств наличия права на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, наличия функций по сбору и получению названных платежей, в связи с чем, иск заявлен ненадлежащим истцом.

Кроме того, на момент вынесения решения по настоящему делу ответчиком имевшаяся за 3 квартал 2008 года задолженность погашена в полном объеме, данный факт третьим лицом не оспаривается.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы..

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья подпись А.Т.Пунцукова