ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2696/10 от 03.09.2010 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: : info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

“10” сентября 2010 г. Дело № А10-2696/2010

Резолютивная часть решения объявлена 03.09.2010 г.

Полный текст решения изготовлен 10.09.2010 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Л. Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Аюшеевым А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТАХА» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Бурятия о признании незаконными решения и действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 30.11.2006 об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ

при участии:

заявителя: Типаевой Л.В., представителя по доверенности от 09.08.2010;

ответчика: Замбалова Д.В., представителя по доверенности №1 от 24.05.2010;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ТАХА» (далее – ООО «ТАХА», общество) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия (далее - налоговая служба) о признании незаконными решения и действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 30.11.2006 об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ.

Представитель заявителя в судебном заседании от 09.08.2010 уточнил заявленные требования, просит признать незаконными решение МРИ ФНС №9 по РБ от 26.12.2008 №127 и действия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 30.11.2006 (ГРН 1060326049497) об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ. В обоснование заявленных требований пояснил, что об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ обществу стало известно в январе 2010 году при обращении в налоговую инспекцию с целью перерегистрации Устава ООО «ТАХА». Инспектор налоговой инспекции сообщил, что решение об исключении общества вынесено 26.12.2008, а запись в ЕГРЮЛ внесена 24.04.2009. Инспектором налогового органа предложено было открыть новое юридическое лицо с аналогичным наименованием, при этом директору общества не были разъяснены последствия исключения общества из реестра юридических лиц, не был разъяснен порядок обжалования. Общество о данной процедуре уведомлено не было. Решение об исключении общества получено в процессе рассмотрения настоящего дела. По совету сотрудника налогового органа генеральный директор зарегистрировал новое юридическое лицо ООО «Таха». Считает, что срок, установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для обращения с заявлением о признании незаконным решения налогового органа, обществом не пропущен.

Имеющаяся в материалах дела выписка из «Вестника государственной регистрации» №52 (205) от 30.12.2008 – не содержит необходимых реквизитов, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в частности, не указан адрес, по которому могут быть направлены заявления. В соответствии с действующим законодательством юридическое лицо может быть ликвидировано только при фактическом прекращении своей деятельности, а не по формальным основаниям. Указывает, что общество действительно не представляло в налоговый орган отчетность, декларации, однако при этом общество не прекращало своей деятельности. Обществом велась работа по получению разрешительной документации на построенный недвижимый объект.

Считает, что оспариваемым решение нарушены права общества, так как общество не может произвести государственную регистрацию построенного объекта недвижимого имущества. Просит удовлетворить заявленное требование.

Представитель ответчика заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Пояснила, что заявителем пропущен процессуальный срок, установленный АПК РФ для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд. Считает решение налогового органа законным и обоснованным. Запись в Единый государственный реестр об исключении ООО «ТАХА» была внесена на законных основаниях. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, 30.11.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании общества с ограниченной ответственностью «ТАХА» с присвоением государственного регистрационного номера 1060326049497.

На основании Справки от 25.12.2008 №128-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, справки от 25.12.2008 №127-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, 26.12.2008 Межрайонной ИФНС России №9 по РБ принято решение №127 о предстоящем исключении недействующего юридического лица – ООО «ТАХА» из Единого государственного реестра юридических лиц.

30.12.2008 указанное решение №127 от 26.12.2008 о предстоящем исключении ООО «ТАХА» опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» №52 (205) (л.д. 52).

24.04.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» внесена запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа за государственным регистрационным номером 2090327078367.

Считая решение МРИ ФНС №9 по РБ от 26.12.2008 №127 и действия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ незаконными, ООО «ТАХА» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования заявителя не обоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц, находящихся на территории Республики Бурятия является Межрайонная ИФНС России №9 по РБ.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, регулирует Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001 (далее- Закон №129-ФЗ).

Статьей 21.1 Закона №129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Таким образом, основанием для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является признание его фактически прекратившим свою деятельность.

Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации. Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.

Из правового смысла и буквального содержания приведенных выше правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что основанием для внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра является соответствующее решение регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Таким образом, исходя из предусмотренных Законом требований, порядок ликвидации недействующего юридического лица, предусматривает четыре этапа: регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ; регистрирующий орган осуществляет публикацию соответствующего решения; регистрирующий орган принимает решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; осуществляет ликвидацию недействующего юридического лица путем внесения записи в ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении от 26.12.2008 №127 принято налоговым органом на основании документов, подтверждающих неосуществление в последние 12 месяцев операций по банковскому счету и непредоставление в последние 12 месяцев документов налоговой отчетности. Публикация указанного решения была осуществлена 30.12.2008 в «Вестник государственной регистрации» №52 (205).

При этом налоговый орган запись в ЕГРЮЛ от 24.04.2009 внес при отсутствии решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, что является существенным нарушением порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Кроме того, из положений Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица в обязательном порядке влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы указанной статьи направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.

Судом не принимается довод заявителя, что общество фактически свою деятельность не прекратила и на момент исключения из ЕГРЮЛ являлась действующим юридическим лицом, так как Общество в течение последних 12 месяцев 2008 года не представляла документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и общество движения денежных средств по банковским счетам не осуществляла.

Не принимается и довод о том, что обществу согласно решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ «О предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 06.08.2009 №З-2818 предоставлен в аренду земельный участок и заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, №336 от 06.08.2009. Так как заключение данного договора состоялось уже после исключения общества из ЕГРЮЛ.

Также в материалах дела имеются квитанции и описи вложения в ценное письмо, которые подтверждают, что общество подавало отчеты в ФСС по РБ (л.д. 41-47).

Суд не принимает все доводы заявителя об осуществлении деятельности обществом, так как основным критерием отнесения общества к действующему юридическому лицу должно являться фактическое осуществление им уставной деятельности. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 30.06.2010 в разделе «Сведения об экономической деятельности, которыми занимается юридическое лицо» указано, что видом деятельности общества является розничная торговля, а дополнительным видом - деятельность ресторанов и кафе. Представитель заявителя пояснил, что обществом велась работа по получению разрешительной документации на построенный недвижимый объект. Фактически уставной деятельностью общество не занималось.

При таких обстоятельствах арбитражный суд, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что, налоговым органом не соблюдена процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Вместе с тем, в пункте 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока.

Представителем заявителя ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлялось. Заявитель указал, что об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ обществу стало известно в январе 2010 году при обращении в налоговую инспекцию с целью перерегистрации Устава ООО «ТАХА». Инспектор налоговой инспекции сообщил, что решение об исключении общества вынесено 26.12.2008, а запись в ЕГРЮЛ внесена 24.04.2009. Общество о данной процедуре уведомлено не было. Решение об исключении общества получено в процессе рассмотрения настоящего дела. Считает, что срок, установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для обращения с заявлением о признании незаконным решения налогового органа, обществом не пропущен.

Решение о предстоящем исключении принято налоговым органом от 26.12.2008 №127, запись в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ внесена налоговым органом от 24.04.2009. При этом, как установлено в ходе рассмотрения дела, общество о нарушении его прав узнало в январе 2010 года.

Довод о том, что общество узнало об исключении из ЕГРЮЛ в январе 2010 года подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от 31.08.2010 о регистрации ООО «Таха» от 03.02.2010 за основным государственным номером 1100327001433.

В суд ООО «ТАХА» обратилось с настоящим заявлением 02.07.2010.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявителем нарушен трехмесячный срок на обжалование Решения о предстоящем исключении от 26.12.2008 №127, действий по внесению записи в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от 24.04.2009, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

ООО «ТАХА» не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности для соблюдения установленного порядка обращения в суд. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявляли. Уважительных причин для пропуска срока на обжалование решения и действий налогового органа судом не установлено и заявителем не указано.

Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований заявителю отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/

Судья Л. Ю. Рабдаева