ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2719/09 от 04.12.2009 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

670001, г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

e-mail: asrb@burnet.ru web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

7 декабря 2009 года Дело № А10-2719/2009

Резолютивная часть судебного акта объявлена 4 декабря 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 7 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Устиновой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Охотничье-промысловое хозяйство «Уоянское» к Правительству Республики Бурятия о понуждении принять решение о предоставлении охотничьих угодий в пользование на площади 1213,1 тыс.га в муниципальном образовании «Северобайкальский район», к Республиканской службе по охране объектов животного мира о признании недействительным отказа в предоставлении охотугодий на площади 1213,1 тыс.га в муниципальном образовании «Северобайкальский район», оформленного заключением о возможности выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, от 10 марта 2009 г.

при участии:

заявителя: ФИО1 – директора ОАО «ОПХ «Уоянское»,

ответчиков: Правительства Республики Бурятия – ФИО2 – представителя по доверенности от 20.02.2008 № И098-000006,

Республиканской службы по охране объектов животного мира – ФИО3 – представителя по доверенности от 06.08.2009 № 19Д,

установил:

Открытое акционерное общество «Охотничье-промысловое хозяйство «Уоянское» (далее – общество, ОАО «ОПХ «Уоянское») обратилось в суд с заявлением к Правительству Республики Бурятия (далее – Правительство РБ) о понуждении предоставить охотничьи угодья в пользование на заявленной площади 1213,1 тыс.га, к Республиканской службе по охране объектов животного мира (далее – Республиканская служба) о признании недействительным отказа в предоставлении охотугодий на площади 1213,1 тыс.га в муниципальном образовании «Северобайкальский район», оформленного заключением о возможности выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, от 10 марта 2009 г.

Заявителем в судебном заседании требования к Правительству Республики Бурятия уточнены просил понудить ответчика принять решение о предоставлении охотничьих угодий в пользование на площади 1213,1 тыс.га в муниципальном образовании «Северобайкальский район».

Уточнения судом приняты.

В обоснование требований заявитель указал, в 2006 году охотничьи угодья на площади 1213,116 тыс.га были переданы кооперативу «Чильчигир» без конкурса. Решение о передаче обществом было обжаловано, отменено Четвертым арбитражным апелляционным судом. Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2007 постановление апелляционной инстанции от 12.02.2007 по делу № А10-4327/06 оставлено в силе.

Приказ о предоставлении угодий кооперативу Чильчигир признан недействительным.

В этот период произошло изменение республиканского и российского законодательства в данной сфере. До завершения изменений никакие решения Правительством РБ не принимались.

Заключением Республиканской службы по охране объектов животного мира от 10.03.2009 отказано по мотивам, не соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.

Документы вновь представлены по описи 14.12.2007, возвращены с отказом через 17 месяцев.

Просил суд признать недействительным отказ в предоставлении охотугодий ОПХ «Уоянское» на площади 1213,1 тыс.га и понудить Правительство Республики Бурятия принять решение о предоставлении охотничьих угодий в пользование на площади 1213,1 тыс.га.

Правительство Республики Бурятия с доводами заявителя не согласилось, представлен письменный отзыв. В обоснование возражений представитель Правительства РБ указала, что в соответствии со ст.37 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», п.7 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 № 569, Порядком предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на территории Республики Бурятия в долгосрочное пользование территорий (акваторий), необхоимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в целях охоты, утвержденным постановлением Правительства РБ от 19.04.2005 № 132 – Правительство РБ принимает решение о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, путем издания соответствующего распоряжения при наличии положительного заключения Республиканской службы о возможности выдачи долгосрочной лицензии, согласования условий предоставлений территорий с заинтересованными ведомствами и внесения в установленном порядке на рассмотрение и утверждение в Правительство РБ проекта распоряжения.

Между тем, по результатам рассмотрения заявки ОАО «ОПХ «Уоянское» Республиканской службой выдано отрицательное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 10.03.2009, согласование условий предоставления территорий с заинтересованными ведомствами не проведено, проект распоряжения для утверждения в Правительство РБ не вносился.

Просили исключить Правительство Республики Бурятия из участников процесса, в удовлетворении требований заявителю отказать.

Республиканская служба по охране объектов животного мира с доводами заявителя не согласилась, представила письменный отзыв.

В судебном заседании представитель Республиканской службы в обоснование возражений пояснил, что территория охотничьих угодий площадью 1213,116 тыс.га до 2007 года была предоставлена ЭОРПК «Чильчигир». В результате исковых претензий ОАО «ОПХ «Уоянское» на данную территорию (дело № А10-4327/06) Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2007 признано незаконным предоставление территории охотугодий ЭОРПК «Чильчигир». Приказ Республиканского агентства по природным ресурсам и охране окружающей среды от 30.03.2006 № 12-ПР был аннулирован. Договор от 30.03.2006 № 4-ТО о предоставлении территории охотничьих угодий, заключенный между Республиканским агенством по природным ресурсам и охране окружающей среды и ЭОРПК «Чильчигир» расторгнут.

Охотничьи угодья, ранее закрепленные за ЭОРПК «Чильчигир» переведены в резервный фонд и объявлены свободными для предоставления претендентам.

ОАО «ОПХ «Уоянское» подало заявку на получение долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира на территории охотничьих угодий МО «Северобайкальский район» общей площадью 1424,6 тыс.га.

В связи с вступлением в законную силу с 1 января 2008 года Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ Агентство утратило полномочия по исполнению Постановления Правительства РБ от 19.04.2005 № 132. Вопросы предоставления долгосрочного права пользования возложены на Республиканскую службу по охране объектов животного мира, созданную в сентябре 2008 года.

Республиканской службой рассмотрена заявка ОАО «ОПХ «Уоянское» и выдано заключение о невозможности получения долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства. Решение Республиканской службы основано на несоответствии предоставленных документов заявителя установленным требованиям. Заявителем не соблюдены требования по форме предоставления материалов заявки. В материалах не содержится достаточных сведений для определения возможностей хозяйства по осуществлению охотхозяйственной деятельности.

Просил оставить заявление общества без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит заявленные требования к Республиканской службе по охране объектов животного мира обоснованными и подлежащими удовлетворению, к Правительству Республики Бурятия необоснованными, по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, ОАО «ОПХ «Уоянское» ранее обращалось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Республиканского агентства по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Бурятия (далее – Агентство) от 30.03.2006 № 12-ПР «О предоставлении ЭОРПК «Чильчигир» в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира в целях охоты».

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 декабря 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2007 года решение суда отменено. Приказ Агентства от 30.03.2006 № 12-ПР признан незаконным.

Из постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2007 следует, что участки угодий площадью 670,474 тыс. га и 1213,116 тыс. га объявлены охотугодьями общего пользования (резервный фонд).

На получение в пользование объектов животного мира на участке охотугодий площадью 1213,116 тыс. га (земли ФГУ "Уоянский лесхоз") представлены заявки от ЭОРПК "Чильчигир" и ОАО "ОПХ "Уоянское".

По результатам рассмотрения представленных заявителями материалов Управлением Госсельхознадзора по Республике Бурятия дано экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии на получение объектов животного мира в пользование ОПХ "Уоянское» и ЭОРПК "Чильчигир". Последний является эвенкийским кооперативом, основная цель которого - обеспечение занятости и удовлетворение социально-экономических интересов представителей коренных малочисленных народов Севера на основе национальных традиционных способов использования природных ресурсов. В связи с чем, ЭОРПК "Чильчигир" обладает приоритетным правом на пользование животным миром на запрашиваемой территории на основании статьи 49 Закона о животном мире, а также статьи 36 названного Закона, поскольку с 29.08.2002 по 29.08.2005 осуществлял пользование животным миром на запрашиваемой территории. ОАО "ОПХ "Уоянское" не обладает приоритетным правом на получение объектов животного мира в пользование и не может рассматриваться как лицо, равное по приоритету кооперативу. В связи с отсутствием равных по приоритету заявителей на одну и ту же территорию охотничьи угодья площадью 1213,116 тыс. га предоставляются ЭОРПК "Чильчигир" без конкурса.

Приказом Агентства от 30.03.2006 № 12-ПР, изданным на основании заключения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия о возможности выдачи ЭОРПК "Чильчигир" долгосрочной лицензии на получение объектов животного мира в пользование и полученных необходимых согласований, ЭОРПК "Чильчигир" предоставлена в долгосрочное пользование территория Северобайкальского района площадью 1213,116 га для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 25 лет, в границах согласно приложению.

Согласно постановлению Четвертого арбитражного апелляционного суда - материалами дела не подтверждается наличие у ЭОРПК «Чильчигир» приоритетного права по сравнению с ОАО «ОПХ «Уоянское», властный орган (Агентство) не доказал, что принятое им оспариваемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем, приказ Агентства от 30.03.3006 № 12-ПР признан незаконным.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2007 № А10-4327/06-Ф02-2737/2007 постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2007 оставлено без изменения.

Во исполнение решения суда приказ Республиканского агентства по природным ресурсам и охране окружающей среды от 30.03.2006 № 12-ПР аннулирован. Договор от 30 марта 2006 года № 4-ТО о предоставлении территории охотничьих угодий, заключенный между Республиканским агентством по природным ресурсам и охране окружающей среды и ЭОРПК «Чильчигир» расторгнут.

Охотничьи угодья, ранее закрепленные за ЭОРПК «Чильчигир», общей площадью 1213,1 тыс.га переведены в резервный фонд.

В газете "Бурятия" от 22.09.2007 № 177 опубликована информация о наличии свободной территории, акватории охотничьих угодий на территории МО «Северобайкальский район» общей площадью 1424,6 тыс.га.

14 декабря 2007 года (вх.№ 1454) ОАО ОПХ «Уоянское» обратилось в Республиканское агентство природных ресурсов и охране окружающей среды с заявкой на получение объектов животного мира на заявленной территории в долгосрочное пользование, в том числе на общей площади 1424,6 тыс.га, из них р.Чая 211,5 тыс.га, Уоянский участок 1213,1 тыс.га. К заявке ОАО «ОПХ «Уоянское» приложен пакет документов.

13 февраля 2008 года Республиканским агентством по природным ресурсам и охране окружающей среды в адрес ОАО «ОПХ «Уоянское» направлено письмо № 115 о том, что в связи с приведением в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации Положения о Республиканском агентстве по природным ресурсам и охране окружающей среды, Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на территории Республики Бурятия в долгосрочное пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в целях охоты, Положения о Республиканской службе по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса, рассмотрение заявки откладывается до вступления в законную силу указанных выше нормативных актов (л.д.37 т.1).

В соответствии с Указом Президента Республики Бурятия от 25.07.2008 № 204 образована Республиканская служба по охране объектов животного мира. На основании п.1 данного Указа Республиканской службе переданы функции, в том числе Республиканского агентства по природным ресурсам и охране окружающей среды – по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 23.09.2008 № 447 утверждено Положение о Республиканской службе по охране объектов животного мира.

Согласно п.1.1. Положения о Республиканской службе - Республиканская служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственные функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.

Республиканская служба выдает долгосрочные лицензии (за исключением распорядительных) на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (пункт 2.1.6). Подготавливает заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными и проект решения Правительства Республики Бурятия о предоставлении территории или акватории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными (пункт 2.1.7).

Республиканской службой рассмотрены заявка ОАО «ОПХ «Уоянское» на получение объектов животного мира в пользование в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства и материалы к ней, по результатам рассмотрения 10 марта 2009 года выдано заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. В данном заключении указано, что заявка ОАО «ОПХ «Уоянское» на получение долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты и ведения охотничьего хозяйства на территории охотничьих угодий МО «Северобайкальский район» общей площадью 1424,6 тыс.га не может быть удовлетворена.

Не согласившись с заключением Республиканской службы от 10.03.2009 ОАО «ОПХ «Уоянское» обжаловало его в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

На основании статьи 33 Федерального закона № 52-ФЗ объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Статьей 36 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, установлен Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 № 569 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 10 Положения основанием для отказа в выдаче долгосрочной лицензии являются: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям; непредставление всех необходимых документов в указанный срок.

Пункт 4 Положения устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными, которые соискатель лицензии подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

С заявкой на получение охотничьих животных в пользование соискатель лицензии подает:

копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены в установленном порядке, для индивидуального предпринимателя идентификационный номер налогоплательщика (пункт 4.2);

справку налогового органа о постановке на учет (пункт 4.3);

сведения о профессиональной или квалификационной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности (пункт 4.4);

данные о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения пользования охотничьими животными, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования (пункт 4.5);

экологическое обоснование (готовится соискателем лицензии и включает в себя краткую характеристику состояния среды обитания и объектов животного мира, перспективный план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории, акватории) (пункт 4.6).

Из заключения Республиканской службы следует, что на основании замечаний по пунктам 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 14 и 16 представленные материалы к заявке не соответствуют требованиям Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на территории Республики Бурятия в долгосрочное пользование территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 19 апреля 2005 года № 132.

В пунктах 2, 3, 4, 5, 6 заключения указано, что Устав ОАО «ОПХ «Уоянское», пронумерован, не прошнурован, нотариально не заверен. Каждая страница Устава заверена печатью Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Бурятия «Бурятохотуправление», которое не существует с 2006 года, подпись заверяющего не расшифрована. Учредительный договор о создании ОАО «ОПХ «Уоянское» не представлен. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации, нотариально не заверено. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не представлена. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица нотариально не заверено.

Вместе с тем, пунктом 4.2 Положения не предусмотрено нотариальное заверение учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Более того, данным пунктом предусмотрена возможность представления соискателем оригиналов в случае, если копии не заверены в установленном порядке, однако Республиканская служба с предложением к ОАО «ОПХ «Уоянское» о представлении оригиналов Устава и свидетельства о государственной регистрации не обращалась.

Пунктом 4.2 Положения также не предусмотрено представление Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Необоснованным является требование Республиканской службы о предоставлении учредительного договора общества. Заявитель в судебном заседании пояснил, что к заявке не представлен учредительный договор ввиду его отсутствия, поскольку общество образовано постановлением главы администрации Северо-Байкальского района 10.06.1994 № 218 на основании Закона РФ «О разгосударствлении и приватизации государственных и муниципальных предприятий» и является правопреемником государственного предприятия «Охотничье-промыслового хозяйства «Уоянское».

В пункте 7 оспариваемого заключения Республиканской службы указано, что сведения о профессиональной подготовке специалиста, обеспечивающего осуществление лицензируемого вида деятельности, представлены не в полном объеме; копия диплома не заверена печатью, нет копии трудовой книжки на руководителя. Представлена копия диплома принятого на работу специалиста, не заверена печатью и подписью. Нет копии трудовой книжки, приказа о приеме на работу специалиста.

Вместе с тем, согласно перечню документов к заявке ОАО «ОПХ «Уоянское», принятых 14.12.2007 ФИО4, кроме копии диплома специалиста ФИО5 представлена копия его трудовой книжки.

Поскольку пунктом 4.4 Положения не установлена форма и перечень представляемых документов, отсутствуют требования о представлении дипломов, трудовых книжек и приказов о приеме на работу специалистов, следовательно, Республиканской службой необоснованно указано о неполном объеме представленных сведений.

Из пункта 11 заключения Республиканской службы следует, что не представлена карта-схема запрашиваемых территорий (акваторий) с описанием границ и согласованная в соответствующих органах общей площадью 1424,6 тыс.га, в масштабе 1:200000.

В пункте 12 заключения Республиканской службы указано, что лист согласования с районными подразделениями специально уполномоченных органов по территории (акватории) МО «Северобайкальский район» не представлен.

Однако Положением не предусмотрено представление соискателем лицензии карты-схемы запрашиваемой территории, листа согласований.

Вместе с тем, ОАО «ОПХ «Уоянское» к заявке представлено описание границ территории (акватории) охотничьих угодий Северобайкальского района, истребуемых ОАО «ОПХ «Уоянское» для осуществления пользования объектами животного мира в целях охоты площадью 1213116 га.

Кроме того, представлены согласования: Агентства лесного хозяйства по Республике Бурятия от 05.05.2006 № ВО-001-0139 на получение охотхозяйством ОАО «ОПХ «Уоянское» права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Северобайкальского района, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия от 28.08.2006 № 1088, Комитета водных ресурсов озера Байкал от 25.05.2006 № 451.

Согласно пункту 14 заключения Республиканской службы обществом представлена справка о наличии материально-технической базы, которые обеспечивают выполнение работ по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства. Ксерокопии паспортов на технические средства, разрешений на оружие не имеется. Документы, подтверждающие наличие основных средств отсутствуют.

В пункте 16 заключения также указано, что организационно-техническая и материальная обеспеченность не соответствуют уровню, заявленной при получении долгосрочной лицензии.

Представитель Республиканской службы в судебном заседании пояснил, что вывод о несоответствии организационно-технической и материальной обеспеченности общества сделан на основании ответов на запросы из Северобайкальского территориального отдела Управления Гостехнадзора Республики Бурятия, РЭП ОГИБДД Северобайкальского РОВД об отсутствии зарегистрированного автомототранспорта за обществом, самоходных машин и прицепов к ним.

Вместе с тем, заявителем суду представлен акт от 31.03.2007 проверки основных материально-технических ценностей по ОАО «ОПХ «Уоянское» по состоянию на момент проверки 01.04.2007, составленный, в том числе главой администрации МО СП «Уоянское эвенкийское» ФИО6

Согласно данному акту на базе общества имеется автомототранспорт – всего 31 единица (микроавтобус «Нисан», Урал-375, ГАЗ-66, УАЗ-33-3, Автокран КРАЗ, ЗИЛ-131 и др.), здания сооружения: контора, дом охотника, приемный пункт пушнины, цех по выделке шкур, гараж, складские помещения, подстанция, линия электропередач, оружейный склад и др.)

Нахождение на базе ОАО «ОПХ «Уоянское» автотранспорта, самоходных механизмов, плавсредств, станков, зданий и сооружений подтверждается актом внеплановой проверки выполнения условий пользования охотничьими животными ОАО «ОПХ «Уоянское» от 29.07.2007, составленным должностными лицами ТУ Россельхознадзора по Республике Бурятия.

Таким образом, ссылка Республиканской службы в заключении от 10.03.2009 на непредставление документов либо их представление не в установленной форме является необоснованной.

Заявка на получение объектов животного мира в пользование представлена обществом по установленной форме, с приложением необходимых документов в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 26.06.2000 № 569.

В заключении указано, что представленные материалы к заявке не соответствуют требованиям Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на территории Республики Бурятия в долгосрочное пользование территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 19 апреля 2005 г. № 132 (далее – Порядок). Основанием для составления заключения и фактически отказа в предоставлении долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира ОАО «ОПХ «Уоянское» явилось, по мнению Республиканской службы, нарушение названного Порядка.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.04.2005 № 132 утверждено Положение "О порядке проведения конкурса по предоставлению в долгосрочное пользование территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в целях охоты" (далее – Порядок).

В разделе 2 данного Порядка установлен перечень документов, представляемых соискателями.

Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.04.2005 № 132, не предусматривает требования к оформлению заявки на получение объектов животного мира в пользование, перечень документов и сведений, прилагаемых к заявке.

Порядок представления заявки и необходимых документов предусмотрен Положением, однако в оспариваемом заключении данное положение не упомянуто, отсутствуют ссылки на конкретные нормы Положения либо Порядка, устанавливающие перечень документов, представляемых соискателем, и нормы, которыми руководствовалась Республиканская служба при издании заключения от 10.03.2009.

В заключении также указано, что в целом представленные документы содержат информацию по состоянию на 2000-2007 годы и требуют серьезной переработки.

Вместе с тем, как следует из материалов дела обществом заявка и документы к ней направлены в уполномоченный орган 14 декабря 2007 года. Заявка рассмотрена Республиканской службой только 10 марта 2009 года, в связи с чем, не может быть указано в качестве нарушения представление информации обществом за период до 2007 года, поскольку в период с 2007 по 2009 гг. заявка не рассматривалась по причинам, не зависящим от общества.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 31.01.1977 № 36 организован госпромхоз «Уоянский», за госпромхозом закреплены охотугодья, предоставлено в пределах закрепленных границ монопольное право организации промысла и заготовок пушных и диких копытных зверей, боровой дичи, мехсырья, лектехсырья, кожсырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов и орехов. В постановлении Совета Министров Бурятской АССР от 20.03.89 № 69 установлено перезакрепить охотничьи угодья за госпромхозом «Уоянский» сроком на 10 лет в границах, установленных Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 31.01.1977 № 36, общей площадью 3436 тыс.га. В 1994 году государственное предприятие «Охотничье-промысловое хозяйство «Уоянское» преобразовано в акционерное общество открытого типа «Охотничье-промысловое хозяйство «Уоянский», существующее до настоящего времени.

Учитывая изложенное, оценивая представленные заявителем документы и заключение Республиканской службы с указанными в нем основаниями для отказа в предоставлении долгосрочной лицензии ОАО «ОПХ «Уоянское» суд приходит к выводу о формальном подходе Республиканской службы к порядку выдачи лицензии, без учета фактических обстоятельств дела и требований Федерального закона № 52-ФЗ в целом.

На основании изложенного, суд полагает, что обществом были выполнены все необходимые и зависящие от него условия, предусмотренные действующим законодательством, для предоставления ему долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты и ведения охотничьего хозяйства на территории охотничьих угодий МО «Северобайкальский район».

Несоблюдение ответчиком положений названных нормативных актов повлекло нарушение прав и законных интересов соискателя лицензии, заявка которого была рассмотрена в нарушение установленных требований.

При таких обстоятельствах, отказ Республиканской службы по охране объектов животного мира в предоставлении охотугодий на площади 1213,1 тыс.га в муниципальном образовании «Северобайкальский район», оформленный заключением о возможности выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от 10 марта 2009 года, следует признать незаконным.

Требование ОАО «ОПХ «Уоянское» к Правительству Республики Бурятия о понуждении принять решение о предоставлении охотничьих угодий в пользование на площади 1213,1 тыс.га в муниципальном образовании «Северобайкальский район» является необоснованным и не подлежит удовлетворению на основании следующего:

В подпункте "д" пункта 1 статьи 72 Федерального закона "О животном мире" указано, что вопросы природопользования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании статей 33, 35 Федерального закона "О животном мире" объекты животного мира предоставляются органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии в границах определенной территории и акватории.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона "О животном мире", пункту 7 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства России от 26.06.2000 № 569, для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (лицензирующего органа) принимает решение о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на территории Республики Бурятия в долгосрочное пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в целях охоты, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 19.04.2005 № 132 Республиканская служба на основании Заявки, заключения о возможности выдачи долгосрочной лицензии в течение сорока дней проводит согласование условий предоставления территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в целях охоты, с заинтересованными ведомствами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что материалы согласования предоставляются для ознакомления соискателю. В случае несогласия соискателя с результатами согласования в части платности пользования отдельными участками заявленной территории Республиканская служба совместно с соискателем проводит корректировку границ и площади заявленной территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира в целях охоты.

На основании пункта 8 Порядка - после завершения процедуры согласования Республиканская служба разрабатывает и представляет в установленном порядке на рассмотрение и утверждение в Правительство Республики Бурятия проект распоряжения о предоставлении территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира в целях охоты.

К проекту распоряжения Правительства Республики Бурятия прилагаются материалы согласования условий предоставления заявленной территории (акватории), а также положительное заключение Республиканской службы о возможности предоставления соискателю права пользования объектами животного мира на территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира в целях охоты.

Из анализа указанных норм следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о предоставлении объектов животного мира в пользование только на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, после проведения процедуры согласования.

Таким образом, принятие решения о предоставлении охотничьих угодий в пользование на площади 1213,1 тыс.га в муниципальном образовании «Северобайкальский район» Правительством Республики Бурятия может быть осуществлено при выполнении ряда действий Республиканской службой - вынесении положительного заключения о возможности выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, согласования условий предоставления заявленной территории, ознакомления с ними соискателя. Следовательно, у суда отсутствуют основания для понуждения Правительства Республики Бурятия к принятию решения о предоставлении охотничьих угодий в пользование ОАО ОПХ «Уоянское».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении требований к Правительству Республики Бурятия отказать.

2. Признать недействительным отказ Республиканской службы по охране объектов животного мира в предоставлении охотугодий на площади 1213,1 тыс.га в муниципальном образовании «Северобайкальский район», оформленный заключением о возможности выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от 10 марта 2009 года.

3.Обязать Республиканскую службу по охране объектов животного мира устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

4. Взыскать с Республиканской службы по охране животного мира в пользу открытого акционерного общества «Охотничье-промысловое хозяйство «Уоянское» судебные расходы в размере 2 000 руб. Выдать исполнительный лист.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья подпись А.Т.Пунцукова