ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2795/15 от 19.08.2015 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

20 августа 2015 года                                                                        Дело № А10-2795/2015

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2015 года.

Полный текст решения изготовлен  20 августа 2015 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Виневич Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации города Улан-Удэ о признании незаконным бездействий, обязании принять одно из решений, предусмотренных пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889,

при участии в заседании:

заявителя:  ФИО1 – представителя по доверенности от  18.05.2015 № 631/ЦДТВ,

ответчика: ФИО2 - представителя по доверенности от 23.06.2015 № 26,

третьего лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 04.02.2015 № 06-0167,

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (далее - ОАО «РЖД», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Улан-Удэ (далее – Администрация)  о признании незаконным бездействий, обязании принять одно из решений, предусмотренных пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889.

Определением суда от 19 апреля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ (далее – Комитет).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал и пояснил, что в собственности Общества имеется котельная школы-интерната ст.Улан-Удэ.

Деятельность котельной является убыточной, в связи с чем, собственником принято решение о выводе её из эксплуатации.

16 февраля 2015 года  Общество направило в Администрацию уведомление о выводе котельной из эксплуатации с 18 октября 2015 года.

В соответствии с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 (далее – Правила) орган местного самоуправления, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать такое уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения. О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения. Однако, в нарушение указанных норм, уведомление Общества о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии Администрацией в установленный срок не принято ни одно из  решений в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.

Допущенное Администрацией бездействие является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской деятельности.

Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель Администрации в отзыве и в ходе рассмотрения дела указала, что в данном случае обжалуется бездействие Администрации, однако уведомление Обществом направлено в адрес мэра - главы муниципального образования города Улан-Удэ, а не в Администрацию, поэтому Администрация и не могла направить  в ОАО «РЖД» ответ по уведомлению.

При этом 18 февраля 2015 года от  ОАО «РЖД» поступило  уведомление о выводе из эксплуатации  котельной школы-интерната, в приложении № 1 к уведомлению в инвентарном списке котельной были указаны тепловые сети.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении.

В связи с тем, что Обществом не были представлены согласования от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в адрес ОАО «РЖД»  был направлен отказ в согласовании вывода из эксплуатации котельной школы-интерната.

Письменный отказ в согласовании вывода из эксплуатации котельной заявителю был дан Комитетом, данный отказ Обществом в судебном порядке не оспорен.

Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Комитета поддержала позицию Администрацию, дала аналогичные пояснения.

Из материалов дела следует, что 23 сентября 2003 года открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

9 марта 2005 года за Обществом зарегистрировано право собственности  на здание котельной школы-интерната № 6 г.Улан-Удэ Улан-Удэнской дистанции гражданских сооружений и водоснабжения Восточно-Сибирской  железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», общей площадью 459,7 кв.м, расположенной по адресу: <...>, о чем  Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия выдано свидетельство о государственной регистрации права 03 АА № 207925.

Как видно из материалов дела, 18 февраля 2015 года в Администрацию поступило уведомление Общества  от 16.02.2015 о выводе с 18 октября 2015 года из эксплуатации котельной школы-интернат г.Улан-Удэ ОАО «РЖД» (источник тепловой  энергии), находящейся по адресу: <...>.

К уведомлению приложены свидетельство о государственной регистрации права на указанный объект, перечень  оборудования, перечень потребителей тепловой энергии, доверенность, технический паспорт.

Не получив ответ на указанное уведомление, Общество повторно обратилось к главе Муниципального образования города Улан-Удэ от  06.04.2015 с заявлением о рассмотрении уведомления.

Комитет городского хозяйства  Администрации г.Улан-Удэ  письмом от 08.04.2015 № 20520250  сообщил  заявителю о том, что  Администрация города Улан-Удэ не согласовывает вывод из эксплуатации котельной школы-интерната и прекращение теплоснабжения потребителей.

Полагая, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения в отношении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные Обществом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении), в том числе  организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;  согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

Пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» эксплуатирует источник тепловой энергии –  котельную школы-интерната, расположенную в <...>, и осуществляет передачу тепловой энергии различным потребителям. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надёжности теплоснабжения.

На основании п.1 ст.21 Закона о теплоснабжении  в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Пунктом 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении  предусмотрено, что порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

Согласно п.4 ст.21 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

На основании п.5 ст.21 Закона о теплоснабжении орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 21 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 16 Правил собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.

Согласно пункту 18 Правил орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления. В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.

Из пояснений представителя Администрации и Комитета следует, что  Общество адресовало уведомление мэру города Улан-Удэ, а не руководителю Администрации, в связи с чем,  Администрация не могла рассмотреть  спорное уведомление и дать соответствующий ответ.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении  к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения относится согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 № 624-63 принят   Устав городского округа "Город Улан-Удэ" (далее – Устав).

Согласно п.1 ст.23, ст.23.1 Устава  мэр города Улан-Удэ - высшее должностное лицо города Улан-Удэ, избираемое городским Советом из своего состава и исполняющее полномочия председателя городского Совета.

Мэр города, среди прочего  представляет город Улан-Удэ и городской Совет в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Улан-Удэ и городского Совета;  обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Республики Бурятия.

На основании статьи 28 Устава  Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Улан-Удэ.  Администрацией города руководит глава Администрации города - руководитель Администрации города на принципах единоначалия.

Статьей 30 Устава предусмотрено, что к полномочиям Администрации относятся, в том числе решение вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями руководителя Администрации города;  полномочия, отнесенные к ведению органов местного самоуправления федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами, за исключением полномочий, закрепленных за иными органами местного самоуправления решением городского Совета.

Таким образом, Администрация наделена полномочиями по  согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

Вместе с тем, тот факт, что  уведомление Общества адресовано мэру города Улан-Удэ  не свидетельствует о невозможности  передачи данного уведомления уполномоченному лицу и  невозможности его рассмотрения Администрацией города Улан-Удэ.  Как видно из представленного  в материалы дела уведомления ОАО «РЖД» от 16.02.2015   на нем имеется оттиск   штампа Администрации города Улан-Удэ с датой поступления документа – 18.02.2015 и входящим номером 00810047. 

Кроме  того, письмо Комитета  от 08.04.2015 об отказе в согласовании вывода  источника  теплоснабжения  из эксплуатации подписано  заместителем руководителя Администрации – председателем Комитета ФИО3 В данном письме указано «Администрация г.Улан-Удэ не согласовывает  вывод из эксплуатации котельной школы-интерната и прекращение теплоснабжения потребителей».

Согласно п.1.1  Положения о Комитете городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, утвержденного  Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 31.03.2010 № 134 (далее – Положение о Комитете), Комитет  является структурным подразделением Администрации г.Улан-Удэ. В соответствии с п.5.4 Положения о Комитете Комитет возглавляет заместитель  руководителя Администрации г.Улан-Удэ – председатель Комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Администрации г.Улан-Удэ по согласованию с Улан-Удэнским городским Советом депутатов.

Таким образом, достоверных доказательств того, что Администрация не получала уведомление Общества и не могла его рассмотреть,  материалы дела не содержат, ответчиком не представлены.

Администрация города в соответствии с п.4 ст.28 Устава  осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, настоящим Уставом, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями руководителя Администрации города.

С учетом изложенного, суд полагает, что Администрация  в соответствии с пунктом 18 Правил в течение 30 дней со дня поступления уведомления (то есть в срок до 18 марта 2015 года) должна была рассмотреть его и принять решение о согласовании вывода котельной из эксплуатации или о приостановлении вывода и в течении 7 дней сообщить об этом заявителю.

Вместе с тем, одно из названных решений в вышеуказанный срок принято не было, что свидетельствует о бездействии Администрации в оспариваемый период и о нарушении ею пункта 18 названных Правил.

При этом на уведомление Общества дан ответ от 08.04.2015, которым  отказано в согласовании вывода источника  теплоснабжения.  Основанием для отказа явилось непредставление письменных согласований  вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученных от всех потребителей тепловой  энергии, указанных в уведомлении в соответствии с п.17  Правил, поскольку в п.3 инвентарного списка котельной школы-интерната ст.Улан-Удэ, являющегося приложением № 1 к уведомлению, указаны тепловые сети.

Согласно п.8 ст.21 Закона о теплоснабжении вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.

В соответствии с п.3 Правил вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов (далее - орган местного самоуправления).

Вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления.

Вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение 15 дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения. В случае неполучения в течение 15 дней согласования потребителей вывода тепловых сетей из эксплуатации вывод их из эксплуатации считается согласованным и к уведомлению о выводе их из эксплуатации, направляемому в орган местного самоуправления, прикладываются уведомления о вручении почтовых отправлений, направленных потребителям.

Из положений статьи 21 Закона о теплоснабжении и пункта 3 Правил № 889 следует, что порядок вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей имеет различия, а именно: в отношении непосредственно источников тепловой энергии требуется получение соответствующего согласования органом местного самоуправления, тогда как в случае вывода из эксплуатации тепловых сетей необходимо дополнительно согласование данного вопроса потребителями тепловой энергии.

В Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, приводится понятие "котельная", которая представляет комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным, а тепловая сеть - совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.

Указанные понятия котельной и тепловой сети согласуются с понятиями этих объектов, приведенными в Законе о теплоснабжении, где под источником тепловой энергии понимается устройство, предназначенное для производства тепловой энергии, а тепловая сеть - совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Как видно из уведомления и приложенных к нему документов, Общество  просило о согласовании вывода из эксплуатации  только источника теплоснабжения – котельной без тепловых сетей.  К уведомлению приложены документы в отношении именно котельной – свидетельство о государственной регистрации права, технический паспорт, перечень оборудования котельной.

Как пояснил представитель Общества, инвентарный список котельной школы-интернат ст.Улан-Удэ  содержит в себе не только  источник теплоснабжения котельную, но и земельный участок, водопроводные сети, шкафы, трансформатор и другое  имущество. Данный список  был составлен и направлен для сведения, общего представления.

Кроме того, заявитель  представил суду свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Росреестра по Республике Бурятия  от 20.05.2015,  о праве собственности ОАО «РЖД» в отношении тепловых сетей – сооружения коммунального хозяйства, назначение: коммунально-бытовое, протяженностью 284 км, по адресу <...>.

Таким образом,  Обществом представлены доказательства того, что тепловые сети и  источник теплоснабжения – котельная школы-интерната являются самостоятельными объектами недвижимости.

Поскольку материалами дела подтверждено, что ОАО «РЖД» намерено вывести из эксплуатации принадлежащую Обществу на праве собственности  котельную, без вывода тепловых сетей, следовательно,  необходимости в получении согласования потребителей тепловой энергии на вывод котельной в данном случае не имеется.

Кроме того, представитель Администрации представила суду Постановление Администрации г.Улан-Удэ  от 27 декабря 2013 года № 511 «Об утверждении схемы теплоснабжения г.Улан-Удэ на период до 2028 года», пояснив, что согласно пункту 41  таблицы 6.1.1 «Перспективные тепловые нагрузки в зоне действия источников тепловой энергии города Улан-Удэ»  на 2027 год предусмотрена  нулевая нагрузка  котельной школы-интерната № 6 ОАО «РЖД». Указанное означает   плановый вывод спорной котельной из эксплуатации в 2027 году.

Вместе с тем, схемы теплоснабжений разрабатываются в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий (пункт 1 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154).

В соответствии с пунктом 22 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных, в том числе распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки;  изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки и др.

Из смысла указанных правовых норм и Правил не следует, что в случае планирования вывода  источника теплоснабжения в схеме теплоснабжения отсутствует  возможность для его вывода ранее предусмотренного такой схемой срока.

В данном случае, Администрация при направлении Обществу ответа от 08.04.2015  фактически не приняла соответствующего решения, предусмотренного пунктом 18 Правил, необоснованно указав Обществу на необходимость представления письменных согласований потребителей тепловой энергии, поскольку исходя из смысла пунктов 3 и  17 Правил такие письменные согласования необходимы исключительно в случаях вывода из эксплуатации тепловых сетей, тогда как в настоящем случае спор возник ввиду вывода из эксплуатации источника тепловой энергии.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие Администрации  по нерассмотрению по существу и в установленный срок уведомления Общества нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому заявленное ОАО "РЖД" требование подлежит удовлетворению.

Заявитель в порядке восстановления нарушенного права  просил  обязать Администрацию г.Улан-Удэ принять одно из решений, предусмотренных п.18 Правил. Данное требование также подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3  части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

На основании статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, расходы по госпошлине в сумме 3 000 рублей относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями  167-170, 201  Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требование заявителя удовлетворить.

Признать незаконным бездействие  Администрации города Улан-Удэ, как не соответствующее требованиям Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 6 сентября 2012 года № 889.

Обязать Администрацию города Улан-Удэ принять одно из решений, предусмотренных пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 6 сентября 2012 года № 889.

Взыскать с Администрации города Улан-Удэ (ОГРН <***>, ИНН  <***>)  в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Возвратить  открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную по платежному поручению от 29 октября 2014 года № 605797 государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                           А.ФИО4