АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
12 октября 2021 года Дело № А10-2796/2021
Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2021 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Хулугуровой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к муниципальному казенному учреждению Управление образования муниципального образования «Тарбагатайский район» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным приказа от 15 апреля 2021 года №116 в части пункта 5 плана мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки МКУ «Управление образования МО «Тарбагатайский район»,
при участии в заседании:
заявителя- ФИО2, представителя по доверенности от 20.05.2021, диплом о высшем юридическом образовании от 05.05.2014,
ответчика- ФИО3, представителя по доверенности от 0.06.2021, диплом о высшем юридическом образовании от 26.10.2002.
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее- заявитель, предприниматель) обратилась с заявлением к Муниципальному казенному учреждению Управление образования Муниципального образования «Тарбагатайский район» (далее- ответчик, Управление) о признании недействительным приказа от 15 апреля 2021 года №116 в части пункта 5 плана мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки МКУ «Управление образования МО «Тарбагатайский район» (приложение №1).
Представитель заявителя при рассмотрении дела требование поддержал. Пояснил, что предприниматель в сентябре 2019 года вступил в программу субсидирования на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. В рамках соглашения о предоставлении субсидии от 01.11.2019 №1, заключенного с Управлением, предпринимателем на погашение задолженности по арендным платежам за 2019 год использована субсидия в размере 160 000 руб. При этом отметил, что между предпринимателем и арендодателем заключено соглашение, которым установлено, что платежи по арендной плате по договору аренды помещения от 01.09.2018 засчитываются сначала на погашение долга, потом на погашение текущей задолженности. Таким образом, с учетом того, что у предпринимателя имелась задолженность по арендным платежам за 2018 год, платежи, осуществленные предпринимателем в 2019 году, засчитывались на погашение задолженности за 2018 год, а за 2019 год имелась задолженность, которая и была погашена за счет средств субсидии. Вместе с тем, как следует из акта проверки от 16.02.2021, в рамках встречной проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств за 2018-2019 года, истекший период 2020 года, проведенной в Управлении, Счетной палатой РБ установлено, что у Управления отсутствовали основания для возмещения расходов ИП ФИО1 по задолженности аренды помещения по договору от 01.09.2018 в рамках соглашения о предоставлении субсидии от 01.11.2019 №1, поскольку у предпринимателя отсутствовала задолженность по арендной плате за сентябрь- декабрь 2019 года, а оснований для оплаты задолженности за 2018 год не имелось ввиду того, что в программу субсидирования предприниматель вступил с 01.09.2019. Указанный акт послужил основанием для вынесения Управлением Приказа «О приведении в соответствии с НПА» №116 от 15.04.2021, которым, в том числе утвержден план мероприятий по устранению нарушений. Пунктом 5 указанного Плана мероприятий на ИП ФИО1 возложена обязанность произвести возврат суммы субсидии, использованной не в соответствии с целями ее предоставления в размере 160 000 руб. Предприниматель считает, что указанный ненормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству, нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на нее обязанность возвратить средства субсидии, фактически использованные в соответствии с условиями Соглашения о предоставлении субсидии от 01.11.2019 №1.
Представитель ответчика в судебном заседании требование не признал. Пояснил, что в декабре 2020 года Счетной палатой РБ начата проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных из республиканского бюджета на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а также на мероприятие по реализации образовательных программ дошкольного образования в частных организациях и индивидуальных предпринимателей за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года, в феврале 2021 года данная проверка окончена, о чем 16.02.2020 составлен соответствующий акт. По итогам указанной проверки в адрес начальника МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район» председателем Счетной палаты Республики Бурятия внесено представление в соответствии с требованиями которого предложено разработать план мероприятий по устранению замечаний и нарушений, отмеченных в акте встречной проверки, а также провести иные мероприятия. Во исполнение указанного представления МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район» издан приказ №16 от 15.04.2021, которым утвержден План мероприятий по устранению нарушений, выявленных в результате проверки. Данные мероприятия проводились исключительно во исполнение требований представления с целью устранения недостатков, отраженных в акте проверки. Отметил, что указанная субсидия по возмещению затрат предоставлялась на территории МО «Тарбагатайский район» на основании соглашения от 09.01.2020 в соответствии с Порядком предоставления и расходования средств субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на софинансирование мероприятий, направленных на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.10.2017 №486, в котором определен перечень мероприятий, расходования предоставляемых финансовых средств в виде субсидий. Факт использования ИП ФИО1 средств из предоставленной субсидии не по назначению отражен в акте Счетной палаты РБ, соответственно включен в план мероприятий, утвержденный оспариваемым приказом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
01.11.2019 между МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район» и ИП ФИО1 В заключено Соглашение о предоставлении субсидии по возмещению затрат на осуществление присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста частным дошкольным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми на территории МО «Тарбагатайский район» №1.
Плановый размер субсидии, предоставляемый из бюджета «Тарбагатайский район» составляет 345,6 тыс. руб., действие соглашения распространяется на отношения, возникшие с 01.09.2019 по 31.12.2019.
12.12.2019 сторонами соглашения заключено дополнительное соглашение №1, которым внесены изменения в пункт 1.2 Соглашения в части увеличения размера субсидии в части республиканского бюджета, всего предусмотрено 864 тыс. руб., в том числе 518,4 тыс. руб. средства республиканского бюджета, 345, 6 тыс. руб. средства местного бюджета.
Возмещение расходов ИП ФИО1 за период сентябрь-декабрь 2019 года составило 728,32484 тыс. руб.
16.02.2021 Счетной палатой РБ составлен акт встречной проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных из республиканского бюджета на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а также на мероприятие по реализации образовательных программ дошкольного образования в частных организациях и индивидуальных предпринимателей за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года, проведенной в МКУ Управление образования «Тарбагатайский район», согласно которому по результатам проверки первичных документов, представленных в подтверждение расходов, в том числе ИП ФИО1, Счетной палатой РБ, установлено отсутствие оснований для возмещения расходов по задолженности аренды помещения за 2018 год по договору от 01.09.2018.
26.02.2021 по результатам указанной встречной проверки Счетной палатой РБ в адрес МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район» вынесено представление №4, которым Управлению предложено, в том числе разработать План мероприятий по устранению замечаний и нарушений, отмеченных в акте встречной проверки (пункт 1), обеспечить восстановление в местный бюджет субсидии, использованной не в соответствии с целями ее предоставления, за счет виновных лиц, а также перечисление доли республиканского бюджета в Минобрнауки РБ (пункт 10).
15.04.2021 начальником МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район» вынесен Приказ «О приведении в соответствие НПА» №16, пунктом 1 которого утвержден план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в результате проверки Счетной палаты Республики Бурятия согласно приложению №1.
Пунктом 5 Плана мероприятий (приложение №1 к Приказу от 15.04.2021 №116) в целях обеспечения восстановления в местный и республиканский бюджеты суммы субсидии, использованной не в соответствии с целями ее предоставления, предусмотрено произвести возврат денежных средств в сумме 160 000 руб. в срок до 01.06.2021, ответственным лицом указана ФИО1
Несогласие ИП ФИО1 с Приказом начальника МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район» от 15 апреля 2021 года №116 в части возложения на нее обязанности произвести возврат денежных средств в сумме 160 000 руб. в срок до 01.06.2021, явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности совершения оспариваемых действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который их совершил.
Из положений статьи 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3).
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, предоставление субсидий в 2019 году на возмещение расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста предусмотрено приложением №2 «Мероприятия, направленные на создание частных детских садов» к Муниципальной программе «Развитие системы образования МО «Тарбагатайский район», утвержденной Постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от 06.06.2019 №563.
Порядок предоставления субсидии по возмещению затрат на осуществление присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста частным дошкольным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми на территории МО «Тарбагатайский район» и имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности (далее- Порядок предоставления субсидии), утвержден Постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от 06.09.2019 №1023, с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от 29.09.2019 №1325.
Пунктом 1.4 Порядка предоставления субсидии предусмотрено, что главным распорядителем бюджетных средств является МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район».
Пунктом 1.6 установлено, что настоящий порядок определяет:
- условия и порядок предоставления судсидий по возмещению затрат на осуществление присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста частным образовательным учреждениям,
- критерии отбора организаций, оказывающих услуги,
- порядок возврата субсидий,
- контроль за использованием предоставленных субсидий.
Согласно пункту 5.2 Порядка, предоставление субсидий осуществляется ежемесячно на основании договора о предоставлении субсидии из бюджета МО «Тарбагатайский район», заключенного между организацией, в отношении которой принято решение о заключении договора, и Управлением.
Пунктом 7.4 Порядка установлено, что Управление и органы муниципального финансового контроля проводят проверку соблюдения организациями, получившими субсидии, условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с ежегодно утверждаемым в установленном порядке планом проверок.
Пунктом 7.5 указанного Порядка предусмотрено, что в случае выявления нарушений организацией, получившей субсидии, условий. Установленных при предоставлении субсидии настоящим Порядком и (или) договором, субсидии подлежат возврату в бюджет МО «Тарбагатайский район».
Пунктом 7.6 Порядка предусмотрен следующий порядок возврата субсидий:
- Управление в течение 10 рабочих дней со дня выявления факта нарушения организацией, получившей субсидии, условий, установленных при предоставлении субсидий, либо получения представления об устранении выявленных нарушений направляет организации требование о возврате субсидии,
- требование о возврате субсидий должно быть исполнено организацией в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования,
- в случае невыполнения организацией в установленный срок требования о возврате субсидий Управление обеспечивает взыскание субсидий в судебном порядке (пункт 7.6 Порядка).
Таким образом, Управление, как главный распорядитель бюджетных средств, в случае выявления нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий, ИП ФИО1, как получателем субсидии по соглашению от 12.12.2019 №1, в течение 10 рабочих дней со дня выявления факта нарушения, либо получения представления об устранении выявленных нарушений, могло направить в адрес ФИО1 требование о возврате субсидии.
Вместе с тем, Управление во исполнение представления Счетной палаты РБ от 26.02.2021 №4, вынесло оспариваемый приказ от 15.04.2021 №116, которым утвержден Плана мероприятий, в том числе предусматривающий обязанность ФИО1 в срок до 01.06.2021 произвести возврат денежных средств в сумме 160 000 руб. в целях обеспечения восстановления в местный и республиканский бюджеты суммы субсидии, использованной не в соответствии с целями ее предоставления.
Как пояснил представитель ответчика в рамках рассмотрения настоящего дела, включение оспариваемого требования в План мероприятий по устранению нарушений, выявленных по результатам проверки МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район» связано с предоставлением ИП ФИО1 возможности в добровольном порядке осуществить возврат субсидии, использованной не в соответствии с целями ее предоставления. При этом ответственности за невозврат субсидии в добровольном порядке указанный приказ не предусматривает.
С учетом того, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) в силу собственного волеизлияния подает заявление о предоставлении субсидий, прилагает к нему пакет документов и между данным лицом и распорядителем средств бюджета заключается соглашение о предоставлении субсидии на условиях, согласованных сторонами, суд признает, что в данном случае Управление властных полномочий на взыскание субсидий, использованных с нарушением условий их предоставления, в бесспорном порядке не имеет.
Взыскание выданных субсидий производится Управлением путем подачи иска в суд, что также предусмотрено пунктом 7.6 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от 06.09.2019 №1023, и именно при рассмотрении такого иска в судебном заседании производится оценка изложенных в акте проверки нарушений, доказательств представленных сторонами.
Таким образом, приказ от 15 апреля 2021 года №116 в части пункта 5 Плана мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки МКУ «Управление образования МО «Тарбагатайский район». не может нарушать прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Н.А. Логинова