АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Улан-Удэ
12 февраля 2020 года Дело № А10-2815/2019
Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хулугуровой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Теплоэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным приказа от 18.12.2018 №5/11 "Об утверждении норматива удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям АО «Теплоэнерго» МО «Город Северобайкальск»,
при участии в заседании
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 20.09.2018, ФИО2, директора;
от ответчика – ФИО3, представителя по доверенности от 09.01.2019,
установил:
Акционерное общество «Теплоэнерго» (далее- заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее- ответчик, РСТ РБ) о признании недействительным приказа от 18.12.2018 №5/11 "Об утверждении норматива удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям АО «Теплоэнерго» МО «Город Северобайкальск».
Определением суда от 28.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Солнечный ветер».
Представитель заявителя при рассмотрении дела требование поддержал. Пояснил, что общество является единой теплоснабжающей организацией в г.Северобайкальск на основании концессионного соглашения 2017 года, постановления Администрации МО «город Северобайкальск» от 26.09.2017 №893. Деятельность в сфере теплоснабжения осуществляется на основании цен (тарифов), устанавливаемых РСТ РБ. 18 декабря 2018 года приказом №5/11 «Об утверждении норматива удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям АО «Теплоэнрего» МО «город Северобайкальск» РСТ РБ установила на предстоящий регулируемый период (1год) норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию в размере 172,34 кг.у.т./Гкал и норматив потери и затраты теплоносителя (вода) в размере 100794 куб.м., норматив потери тепловой энергии в размере 76 359 Гкал. Вместе с тем, указанный приказ не может быть признан законным и обоснованным.
Во-первых, РСТ РБ не соблюдены требования, установленные Типовым регламентом внутренней организации органов исполнительной власти Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.12.2005 №395, Положением о коллегии Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, утвержденным Приказом РСТ РБ от 25.02.2014 №8, а именно нарушена процедура общественного обсуждения, антикоррупционной экспертизы, опубликования информации.
Во-вторых, допущены нарушения порядка определения нормативов технологических потерь, процедура установления НУР. Указанные в оспариваемом приказе нормативы удельного расхода топлива и нормативы технологических потерь определены Службой на основании экспертных заключений №№1, 2, подготовленных экспертной организацией ООО «Солнечный ветер», в рамках исполнения обязательств по государственному контракту от 14.05.2018 №25. Вместе с тем, указанные экспертные заключения не соответствуют требованиям законодательства, положениям государственного контракта №25 от 14.05.2018. Так, ООО «Солнечный ветер» неправильно применены СП 131.13330.2012 в части применения среднегодовых значений количества часов работы в отопительный период; не принят во внимание пункт 12.2 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 №325 в расчете затрат (расход электрической энергии)- не учтено насосное оборудование, установленное на сетях центральной котельной №6 и №12; допущены арифметические ошибки и иные несоответствия, влияющие на корректность итоговых результатов.
В-третьих, в силу пункта 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения для организаций, которые выступают концессионерами в отношении объектов теплоснабжения, при утверждении регулируемых цен (тарифов) должны использоваться только те показатели энергетической эффективности, которые определены в концессионном соглашении. Концессионное соглашение между АО «Теплоэнерго» и МО «город Северобайкальск» заключено по инициативе общества. Пунктом 1.3 Приложения №8 Концессионного соглашения в отношении АО «Теплоэнерго» установлены показатели энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе удельный расход топлива и уровень потерь тепловой энергии. Таким образом, показателями энергоэффективности для заявителя являются, в том числе удельный расход топлива и уровень потерь тепловой энергии, которые также являются и долгосрочными параметрами регулирования деятельности АО «Теплоэнерго». Установление регулируемых цен в отношении АО «Теплоэнерго» как лица, заключившего концессионное соглашение, осуществляется не на основании произвольных значений, а на основании показателей энергетической эффективности, установленных в концессионном соглашении.
Кроме того представитель заявителя поддержал ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
Представитель ответчика с заявленным требованием не согласился. Пояснил, что оспариваемым приказом установлены нормативы технологических потерь и удельного расхода топлива для общества в значениях НТП- 76 359 Гкал, НУР- 172,34 кг.у.т./Гкал. При установлении указанных нормативов РСТ РБ применяло экспертные оценки, основанные на отчетных данных, что допускается действующим законодательством. Заключения экспертов получены РСТ РБ в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам ООО «Солнечный ветер». Как указывает заявитель, РСТ РБ не имело права принимать результаты работ- экспертные заключения, ввиду несогласования экспертом произведенных расчетов с обществом и администрацией муниципального образования. Вместе с тем, согласование, предусмотренное пунктом 2 Технического задания к государственному контракту, заключенному с ООО «Солнечный ветер» не определяет конечную цель оказываемой услуги. В данном случае, при приемке выполненных работ РСТ РБ исходило из того, что экспертиза проведена специализированной организацией, имеющей опыт работы в сфере теплоснабжения и необходимую квалификацию, подтверждаемую соответствующими сертификатами. Выполненные указанной экспертной организацией расчеты являются правильными и само по себе отсутствие их согласования с Администрацией МО «Северобайкальский район» не может являться основанием для отказа в приемке работ. Кроме того, субъективное несогласие заявителя с результатами экспертизы, не могло служить для экспертной организации обстоятельством, которое могло повлиять на результаты выполняемой ею работы. Кроме того, выводы эксперта постановлены на основании данных, представленных АО «Теплоэнерго». Заявленные обществом доводы фактически направлены на опровержение данных, представленных им эксперту в целях проведения расчета. Учитывая то, что обязанность по подтверждению исходных данных возлагалась на общество, а расчет нормативов произведен на основании исходных данных заявленных обществом, оснований для пересмотра норматива в связи с изменением этих данных, в том числе путем представления дополнительных документов в рамках рассмотрения настоящего дела не имеется. В период проведения оценки общество не обосновывало заявленные величины надлежащим образом, а именно путем представления эксплуатационных документов (паспорта тепловой сети, оперативной схемы тепловой сети). Неисполнение обязанности общества по представлению подтверждающих документов не может свидетельствовать о незаконности произведенного расчета нормативов и, как следствие, о незаконности оспариваемого приказа. Как следует из пункта 2 Технического задания к государственному контракту, расчет и экспертиза нормативных значений производится на основании исходных данных, представленных со стороны АО «Теплоэнерго», поэтому представление заявителем дополнительных документов в материалы судебного дела никак не может подтверждать незаконность действий эксперта. По доводу заявителя о необходимости учета показателей энергетической эффективности, установленных в концессионном соглашении, указал следующее. Позиция заявителя о том, что ему не должны рассчитываться нормативы, а должны приниматься во внимание договорные значения по концессионному соглашению между ним и муниципалитетом, основана на неверном понимании норм действующего законодательства. Заявитель ранее не был связан с системами коммунальной инфраструктуры в МО ГО «Город Северобайкальск», договоры аренды не заключались и не исполнялись им в период, предшествующий заключению концессионного соглашения. Кроме того, концессионное соглашение заключено с заявителем без проведения конкурса не по инициативе последнего как потенциального инвестора. Следовательно, необходимость учета показателей, определенных в концессионном соглашении, в данном случае Основами ценообразования №1075 не предусмотрена. Кроме того, у общества отсутствует согласованная с органом регулирования программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Представитель третьего лица ООО «Солнечный ветер» пояснил следующее. Заключение эксперта основывается на оценке и анализе представленных АО «Теплоэнерго» материалов и обоснований. Доводы заявителя о несоответствии экспертного заключения установленным требованиям считает голословными, обусловленными стремлением дать иную оценку представленным документам. При проведении экспертизы данных, представленных АО «Теплоэнерго», экспертом установлены не состыковки, связанные с дублированием сетей (в представленном перечне задублирована 21 сеть), что явилось основанием для запроса дополнительной информации относительно владения тепловыми сетями (от одного теплового комплекса к другому). Письмом от 15.08.2018 №7/1 обществом представлены концессионное соглашение и акт приема-передачи имущества. По результатам анализа представленных документов, экспертом исключены из конечного расчета потери в тепловых сетях, не указанных в акте приема-передачи имущества. Установив факты дублирования сетей в приложении №1, сопоставив перечень сетей по приложению №1 с имуществом, переданным по акту приема-передачи, а также принимая во внимание наличие у общества обязанности подтвердить достоверность заявленных данных, раскрыть сети теплоснабжения, не конкретизированные в акте приема-передачи, эксперт пришел к выводу о частичной имитации объектов в представленном обществом перечне имущества в целях повышения нормативного значения. Таким образом, в отсутствие доказательств владения обществом имуществом, заявленным в приложении №1, эксперт обоснованно исключил из расчета относящиеся к нему потери.
В рамках рассмотрения настоящего дела заявитель ходатайствовал о назначении судебной инженерно-экономической экспертизы в целях проверки заключения ООО «Солнечный ветер» на предмет их корректности (правильности) произведенных расчетов (т.5, л.д. 1-34).
Протокольным определением суда от 28.08.2019 в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы отказано ввиду отсутствия оснований для ее проведения.
16.12.2019 заявитель также заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы (т.9, л.д.77-82) с учетом уточнения от 31.01.20 с постановкой на разрешение эксперта следующих вопросов:
- определить норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии отдельно по каждой отопительной котельной АО «Теплоэнерго», расположенных в г.Северобайкальск, и средний норматив по данным котельным в целом по эксплуатирующей организации в соответствии с Порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденным Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 №323, действующим законодательством и обязательными к применению нормами права и правилами,
- определить норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, эксплуатируемым АО «Теплоэенерго», в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 №325, действующим законодательством и обязательными к применению нормами и правилами.
Протокольным определением суда от 05.02.2020 в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы отказано ввиду отсутствия оснований для ее проведения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
АО «Теплоэнерго» на территории г.Северобайкальск осуществляет регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения. Постановлением Администрации муниципального образования «Город Северобайкальск» от 26.09.2017 №893 АО «Теплоэнерго» определено единой теплоснабжающей организацией на территории МО «город Северобайкальск».
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 18.12.2018 №5/11 «Об утверждении норматива удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям АО «Теплоэнерго» МО «Город Северобайкальск» утвержден норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию 172,34 кг.у.т./Гкал., нормативы потери и затраты теплоносителя (вода) 100794 куб.м., потери тепловой энергии 76359 Гкал.
Несогласие общества с Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 18.12.2018 №5/11. Явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 3, 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
С настоящим заявлением общество обратилось в суд 06.08.2019, то есть по истечении установленного процессуального срока обращения до 18.03.2019. Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, заявитель указал, что первоначально обратился с соответствующим административным исковым заявлением в Верховный суд Республики Бурятия 15.03.2019 в связи с тем, что полагал, что оспариваемый приказ является нормативным правовым актом. Вместе с тем, Определением Верховного суда Республики Бурятия от 26.04.2019 производство по делу №3а-62/2019 прекращено в связи с неподведомственностью спора. При этом как указал суд, настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Причину пропуска установленного процессуального срока считает уважительной.
Руководствуясь статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает подлежащим удовлетворению ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с уважительностью причины пропуска срока.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в сфере теплоснабжения тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 1 статьи 10 данного Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 15, 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, тарифы на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются на основании заявления организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности и необходимых материалов, в числе которых предусмотрены расчеты, экономическое обоснование и т.п.
В силу пунктов 28, 29 Правил регулирования орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).
К основным плановым (расчетным) показателям на период регулирования, в том числе относятся:
- нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также объем технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, учтенный при расчете необходимой валовой выручки;
- нормативы удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии, а также удельный расход условного топлива, учтенный при расчете необходимой валовой выручки.
В силу пунктов 2, 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения, а также утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода).
На территории Республики Бурятия полномочия по определению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива в пределах своей компетенции осуществляет РСТ РБ.
Таким образом, оспариваемый приказ принят РСТ РБ в пределах предоставленных полномочий.
Процедура проведения экспертизы нормативов потребления коммунальных услуг, удельного расхода топлива, технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, предложений об установлении тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентирована Приказом Республиканской службы по тарифам РБ от 14.05.2013 №32.
В силу пункта 2.1 Порядка проведения экспертизы, утвержденного приказом РСТ РБ от 14.05.2013 №32, экспертиза проводится в соответствии с настоящим порядком, в том числе в целях определения нормативов удельного расхода топлива, технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя, используемых при расчете тарифов.
В соответствии с разделом 3 указанного Порядка для проведения данной экспертизы РСТ РБ обеспечивает привлечение независимых экспертов. РСТ РБ утверждает технические задания по проведению Экспертизы, подготовку конкурсной (аукционной) документации и заключение государственных контрактов на проведение Экспертиз в соответствии с действующим законодательством. Экспертные заключения независимых экспертов рассматриваются РСТ РБ и при отсутствии замечаний утверждаются соответствующими приказами РСТ РБ.
Как следует из материалов дела, РСТ РБ в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проведен открытый конкурс с объектом закупки «Оказание услуг по проведению экспертизы нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии». Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 16.04.2018 конкурс признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям закона и конкурсной документации (л.д. 11-54, т.3).
Решением комиссии Министерства финансов Республики Бурятия от 03.05.2018 (л.д.55-57, т.3) согласована возможность заключения РСТ РБ государственного контракта на оказание услуг по проведению экспертизы нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)- ООО «Солнечный ветер».
Между РСТ РБ и ООО «Солнечный ветер» в целях оказаний услуг по проведению указанной экспертизы заключен государственный контракт №25 от 14.05.2018 (л.д. 58-73, т.3).
Во исполнение обязательств по государственному контракту №25 от 14.05.2018 ООО «Солнечный ветер» проведена экспертиза нормативов удельного расхода топлива и норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям АО «Теплоэнерго» Северо-Байкальского района РБ, в адрес РСТ РБ представлены:
- заключение по результатам экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов удельных расходов топлива на отпущенную тепловую энергию на 2019 год от АО «Теплоэнерго» (л.д. 48-61, т.5),
- заключение по результатам экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов удельных расходов топлива на отпущенную тепловую энергию на 2019 год от Центральная котельная г.Северобайкальск, АО «Теплоэнерго» (л.д. 62-99, т.5),
- заключение по результатам экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов удельных расходов топлива на отпущенную тепловую энергию на 2019 год от котельной №12 г.Северобайкальск, АО «Теплоэнерго» (л.д. 100-128, т.5),
- заключение по результатам экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов удельных расходов топлива на отпущенную тепловую энергию на 2019 год от котельной №10 г.Северобайкальск, АО «Теплоэнерго» (л.д. 129-157, т.5),
- заключение по результатам экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов удельных расходов топлива на отпущенную тепловую энергию на 2019 год от котельной №6 г.Северобайкальск, АО «Теплоэнерго» (л.д. 158-186, т.5),
- заключение по результатам экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2019 год по сетям котельных «центральная», «котельная №6», «котельная №10», «котельная№12» АО «Теплоэнерго», 671700, <...> (л.д. 1-137, т.6).
Заказчик, рассмотрев результаты исполнения контракта №25 от 14.05.2018 (заключение от 27.08.2018) принял их и оплатил (л.д. 74-76).
Определенные экспертом нормативы, утверждены Приказом РСТ от 18.12.2018 №5/11.
Общество, оспаривая Приказ РСТ РБ от 18.12.2018 №5/11, заявляет несогласие с проведенной экспертизой нормативов удельного расхода топлива и норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям АО «Теплоэнерго», действиями РСТ РБ по принятию результатов исполнения ООО «Солнечный ветер» контракта №25 от 14.05.2018.
Вместе с тем, указанные действия РСТ РБ соответствуют Порядку, утвержденному приказом РСТ РБ от 14.05.2013 №32.
Доводы заявителя о том, что расчеты, на основании которых, утверждены оспариваемые нормативы удельного расхода топлива и тепловых потерь, не соответствуют действующему законодательству, судом проверены и не могут быть признаны обоснованными.
Расчеты потерь в тепловых сетях осуществляются на основании Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325, а нормативы удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии определяются в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 N 323.
При этом пунктами 5, 6.3 Порядка №323, пунктом 13.6 Порядка №325 предусмотрена возможность при установлении нормативов удельного расхода топлива и нормативов технологических потерь применения экспертных оценок.
В качестве нарушений утвержденных Порядков определения нормативов, заявитель ссылается на следующее.
Норматив удельного расхода топлива и норматив технологических потерь для АО «Теплоэнерго» неправомерно рассчитан без применения строительных норм и правил по строительной климатологии.
В соответствии с пунктом 11.1.1 Порядка №325 определение нормативных технологических потерь тепловой энергии, Гкал, обусловленных потерями теплоносителя, производится по формуле:
-6
Q = m ро c[bтау + (1 - b)тау - тау ]n 10 , (8)
у.н у.год.н год 1год 2год x.год год
где ро - среднегодовая плотность теплоносителя при средней (с учетом
год
b) температуре теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах
тепловой сети, кг/м3;
b - доля массового расхода теплоносителя, теряемого подающим
трубопроводом тепловой сети (при отсутствии данных можно принимать от 0,5
до 0,75);
тау и тау - среднегодовые значения температуры теплоносителя в
1год 2год
подающем и обратном трубопроводах тепловой сети по температурному графику
регулирования тепловой нагрузки, °C;
тау - среднегодовое значение температуры исходной воды, подаваемой
x.год
на источник теплоснабжения и используемой для подпитки тепловой сети, °C;
c - удельная теплоемкость теплоносителя, ккал/кг °C.
Среднегодовые значения температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах рассчитываются как средневзвешенные по среднемесячным значениям температуры теплоносителя в соответствующем трубопроводе с учетом числа часов работы в каждом месяце. Среднемесячные значения температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах определяются по эксплуатационному температурному графику отпуска тепловой энергии в соответствии с ожидаемыми среднемесячными значениями температуры наружного воздуха.
Ожидаемые среднемесячные значения температуры наружного воздуха определяются как средние из соответствующих статистических значений по информации метеорологической станции за последние 5 лет, или в соответствии со строительными нормами и правилами по строительной климатологии и климатологическим справочником.
Средневзвешенные значения температуры теплоносителя в подающих тау
1год
и обратных тау трубопроводах тепловой сети, °C, можно определить по
2год
формулам:
тау = SUM(тау n ) / (n + n ) = SUM(тау n ) / n ; (9а)
1год 1i i отл 1i i год
тау = SUM(тау n ) / (n + n ) = SUM(тау n ) / n , (9б)
2год 2i i отл 2i i год
где тау и тау - значения температуры теплоносителя в подающем и
1i 2i
обратном трубопроводах тепловой сети по эксплуатационному температурному
графику отпуска тепловой энергии при средней температуре наружного воздуха
соответствующего месяца, °C.
Среднегодовое значение температуры тау исходной воды, подаваемой
x.год
на источник теплоснабжения для подпитки тепловой сети, °C , определяется по
формуле, аналогичной формулам (9а) и (9б).
При отсутствии достоверной информации по температурам исходной воды
допустимо принимать тау = 5 °C, тау = 15 °C.
x.от х.л
Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 275 утверждены СП 131.13330.2012. Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*"
Как следует из представленного в материалы дела экспертного заключения по нормативам технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2019 год по сетям котельных «Центральная», котельные №№6, 10, 12 (таблица 4.3) среднемесячная температура воздуха принята экспертом в соответствии с СП 131.13330.2012. Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99* (таблица 3.1 «среднемесячная и годовая температура воздуха»).
Обстоятельств, свидетельствующих об определении среднемесячной температуры, на основании иных данных судом не установлено (таблица 4.3 заключения, выписка из СНиП 23-01-99*)
В соответствии с абз. 3, 4 пункта 40 Порядка №323 норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию от котельной (групповой норматив) рассчитывается на основе индивидуальных нормативов котлоагрегатов с учетом их производительности, времени работы, средневзвешенного норматива на производство тепловой энергии всеми котлоагрегатами котельной и величине расхода тепловой энергии на собственные нужды котельной. В качестве расчетного топлива принимается вид топлива, указанный в техническом паспорте котла.
Как указывает заявитель, экспертом неверно определено время работы котлов- количество часов работы подлежало увеличению с учетом того, что отопительный сезон начинается с 19 сентября и заканчивается 20 мая.
Как следует из экспертных заключений по нормативам удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию на 2019 год от котельных Центральная, №№6, 10, 12 данных по сроку отопительного сезона на которые ссылается АО «Теплоэнерго» в адрес эксперта не представлялось. Экспертом принята во внимание информация, размещенная на сайте Администрации г.Северобайкальск, согласно которой срок отопительного сезона (2016-2017 года) установлен до 15.05.2017 года (л.д.33, т.7). Кроме того, среднегодовые и среднесезонные значения величин АО «Теплоэнерго» не представлялись в связи с чем, указанные величины определены экспертом как средневзвешанные, исходя из представленного АО «Теплоэнерго» предложения, в котором указаны продолжительность работы котлов в часах.
Суд соглашается с позицией РСТ РБ о том, что количество часов работы котлов, принятое экспертом в целях установления нормативов удельного расхода топлива, основывается на представленных заявителем документах. При этом ни нормами СП 131.13330.2012. Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*, ни нормами Порядка №323 не предусмотрено, что отчетным данным, предоставленным организацией по времени работы котлового оборудования, противопоставляются иные показатели.
Таким образом, ссылка заявителя на произвольное определение экспертом количества часов работы котлов не может быть признана обоснованной.
Также, заявитель ссылается на необоснованность расчета нормативного расхода топлива без учета данных режимных карт на котлоагрегаты.
В соответствии с пунктом 45 Порядка №323 основу расчетов и обоснования НУР составляют результаты режимно-наладочных испытаний, периодичность которых установлена правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (для котлов, работающих на газовом топливе, - три года, на твердом и жидком топливе - пять лет). При отсутствии результатов режимно-наладочных испытаний временно до проведения режимной наладки и испытаний допускается использовать индивидуальные нормативы расхода топлива, приведенные в таблице 1 (рекомендуемая). При этом к расчету и обоснованию НУР прилагается план проведения испытаний на три года, включая текущий и расчетный периоды.
Расчет индивидуальных нормативов удельного расхода топлива (норматив расхода расчетного вида топлива по котлоагрегату на производство 1 Гкал тепловой энергии при оптимальных эксплуатационных условиях) осуществляется в следующем порядке:
1) индивидуальные нормативы определяются на основании нормативных характеристик котлоагрегатов.
Под нормативной характеристикой в настоящем порядке понимается
зависимость расхода условного топлива на 1 Гкал произведенной тепловой
бр
энергии (b ) от нагрузки (производительности) котлоагрегата при
к.а.
нормальных условиях его работы на данном виде топлива:
(в ред. Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 N 377)
б 142,86
b = ------------ кг у.т./Гкал, (90)
4бр
к.а. эта
к.а.
бр
где: эта - КПД брутто котлоагрегата во всем диапазоне его
к.а.
нагрузки;
2) КПД брутто определяется по результатам режимно-наладочных испытаний котлоагрегата при сжигании топлива одного вида одинаковым способом;
3) нормативные характеристики составляются для котлоагрегата, находящегося в технически исправном и отлаженном состоянии и работающего в соответствии с режимными картами.
Как следует из экспертного заключения по результатам экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов удельных расходов топлива на отпущенную тепловую энергию на 2019 год от котельной «центральная», экспертом отражен факт представления режимных карт для учета в экспертной работе, данные режимных карт раскрыты в приложении №3 к экспертному заключению.
Таким образом, суд признает, что данные режимных карт, представленных АО «Теплоэнерго» (л.д. 34-109, т.7)в целях исчисления норматива удельного расхода топлива учтены.
При этом суд отмечает, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о полном представлении АО «Теплоэнерго» режимных карт для определения отдельных показателей.
Так, расход тепловой энергии на собственные нужды котельных в виде воды или пара определяется с учетом пунктов 51, 53 Порядка №323 и включает, в том числе потери тепловой энергии. Потери тепловой энергии определяются в соответствии с пунктом 57.1 Порядка №323 по формулам (103.2) или (103.3). По формуле 103.2 для определения потерь тепловой энергии котлоагрегатами необходимо исчисление средних потерь тепловой энергии всеми элементами котлоагрегата в окружающую среду, принимаемого по показателям режимной карты. Соответствующие режимные карты по котельным «центральная», №№6, 10, 12 не представлены. В представленных паспортах котлов, расположенных в указанных котельных, не указаны элементы котлоагретов, в которых могут образовываться потери. Кроме того, при расчете потерь в теплоагрегатах по формуле 103.3 Порядка №323 учитывается производство тепловой энергии конкретным котлом за расчетный период, однако таких данных АО «Теплоэнерго» также не было представлено в целях проведения экспертизы.
Таким образом, непредставление данных за отчетное время, необходимых для расчета соответствующих величин, в соответствии с пунктом 25 Порядка №323, позволило эксперту определить соответствующие потери как прочие потери на основании пункта 57.1 Порядка №323, в соответствии с пунктом 59 Порядка №323 в размере 0,1% о чем указано в примечании в приложении №7 к экспертизам.
Кроме того, заявитель ссылается на необоснованность исключения из расчетов, осуществленных в целях определения нормативов тепловых сетей которые, по мнению эксперта, задублированы АО «Теплоэнерго» в целях искусственного завышения нормативов.
Как следует из материалов дела, в подтверждение перечня тепловых сетей, находящихся во владении АО «Теплоэнерго», заявителем в адрес эксперта представлен непосредственно перечень тепловых сетей (л.д. 110-160, т.7) и акты приема-передачи к концессионному соглашению (л.д. 112-125, т.8 ).
В результате анализа указанных документов эксперт пришел к выводу о неподтверждении факта владения в отношении 21 сети (л.д.126-198, т.8).
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, утверждены «Правила технической эксплуатации тепловых установок».
В соответствии с пунктом 1.3 Правил №115 электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
В организациях, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок, ведется их учет в соответствии с Приложением N 1 к настоящим Правилам (пункт 1.5)
Оперативный персонал ведет оперативную документацию, примерный перечень которой приведен в Приложении N 4. В зависимости от местных условий перечень оперативных документов может быть изменен решением технического руководителя. Решение оформляется в виде утвержденного руководством предприятия перечня оперативных документов, включающего наименование документа и краткое его содержание (пункт 2.8.9.)
На каждый вновь вводимый в работу участок теплосети (независимо от параметров теплоносителя и диаметра трубопроводов) составляется паспорт установленной формы (Приложение N 5). В паспорте ведется учет продолжительности эксплуатации трубопроводов и конструкций теплосети, делаются записи о результатах всех видов испытаний (кроме ежегодных на прочность и герметичность по окончании отопительного сезона), заносятся сведения о ремонтах, реконструкциях и технических освидетельствованиях (пункт 6.2.33).
Таким образом, АО «Теплоэнерго», как организация, осуществляющая эксплуатацию тепловых сетей, обязана вести оперативную документацию по эксплуатируемым тепловым сетям, энергоустановкам.
Принимая во внимание ссылку в техническом задании на проведение экспертизы (стр.16) в соответствии с Правилами №115, суд признает обоснованным довод РСТ РБ о необходимости учета в целях проведения экспертизы тепловых сетей АО «Теплоэнерго», факт владения которыми должен быть подтвержден документацией по эксплуатируемым тепловым сетям, оформленной в соответствии с приложениями №№4, 5 к Правилам №115.
Учитывая непредставление в адрес эксперта паспорта тепловой сети, оперативной схемы тепловых сетей в подтверждение перечня (приложение №1) оборудования, находящегося во владении АО «Теплоэнерго», а также невозможность сопоставления указанного перечня с перечнем имущества, переданного по акту приема- передачи к концессионному соглашению, в оспариваемой части, суд признает обоснованным исключение части сетей из расчета нормативов, осуществленного экспертом.
Приходя к указанному выводу, суд отмечает, что документы, представленные в материалы дела заявителем в подтверждение фактической эксплуатации спорных тепловых сетей, тепловых камер, в том числе свидетельства о государственной регистрации права, схемы тепловых сетей не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого приказа РСТ РБ, поскольку обязанность по подтверждению указанных обстоятельств возлагалась на АО «Теплоэнерго» в момент осуществления расчета нормативов на основании анализа исходных данных.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у АО «Теплоэнерго» причин, препятствующих своевременному представлению в адрес эксперта подтверждающих документов, заявителем в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд признает, что при определении нормативов удельного расхода топлива и тепловых потерь нарушения положений Порядков №323, №325 не допущено.
Иные доводы заявителя, относительно нарушения порядков определения нормативов судом также проверены и не нашли своего подтверждения.
Также судом проверен довод заявителя о том, что необходимые параметры нормативов удельного расхода топлива и технологических потерь определены в концессионном соглашении.
Как следует из материалов дела, в отношении системы коммунальной инфраструктуры, находящейся в собственности МО «Город Северобайкальск» между муниципальным образованием «Город Северобайкальск» и АО «Теплоэнерго» заключено концессионное соглашение без проведения конкурса по процедуре частной коммерческой инициативы от 20.06.2017 (л.д. 9-149, т.4).
В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования №1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива. В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергоэффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на теполовую энергию применяется удельный расход топлива , указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.
Таким образом, в части удельного расхода топлива показатели, указанные в концессионном соглашении от 20.06.2017 не могут быть приняты, поскольку концессионное соглашение заключено без проведения конкурса.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования №1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых ресурсов, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, заключенного без проведения конкурса в соответствии с положениями статей 51 и 52 Федерального закона «О концессионных соглашениях» и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных концессионным соглашением предусмотрен уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), указанный в концессионном соглашении на соответствующий год действия концессионного соглашения.
Поскольку в данном случае АО «Теплоэнерго» не является лицом, которое ранее владело системами коммунальной инфраструктуры на основании договора аренды, и уровень потерь тепловой энергии, указанный в концессионном соглашении не согласовывался РСТ РБ в качестве долгосрочного параметра регулирования в порядке, предусмотренном разделом IX(1) Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, а был определен АО «Теплоэнерго» и Администрацией МО «Город Северобайкальск», с учетом положений статьей 46, 51, 52 Федерального закона «О концессионных соглашениях», суд признает, что данные по потерям тепловой энергии, указанные в концессионном соглашении от 20.06.2017 (п.1.3.4, стр.129) не являются долгосрочными параметрами регулирования в части показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и не могли быть приняты во внимание в целях проведения экспертизы нормативов технологических потерь.
С учетом изложенного, суд признает, что оспариваемый приказ РСТ РБ от 18.12.2018 №5/11 "Об утверждении норматива удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям АО «Теплоэнерго» МО «Город Северобайкальск» соответствует закону, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Приходя к указанному выводу, суд отмечает, что тариф, утвержденный для АО «Теплоэнерго» на основании, в том числе оспариваемых нормативов удельного расхода топлива и тепловых потерь заявителем не оспорен.
руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба и кассационная жалоба подаются в арбитражный суд апелляционной, кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья Н.А.Логинова