ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-2882/08 от 15.12.2008 АС Республики Бурятия

КОПИЯ

Арбитражный суд Республики Бурятия 670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

Именем Российской   Федерации РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ Дело №А10-2882/2008

«22»   декабря 2008г.

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2008 г. Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2008 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Дружининой О.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Аюшеевым А.С., рассмотрев дело по заявлению Улан-Удэнской местной религиозной организации «Буддийский центр алмазного пути школы Карма Кагью» к Комитету по строительству Администрации г. Улан-Удэ, третьему лицу Республиканской общественной организации «Золотая охота и рыбалка Бурятии» о признании недействительным разрешения на строительство   92 от 25.06.2008г.

При участии в судебном заседании:

от заявителя: Инкина Л.В., паспорт серии 81-05 №011219;

Егоров В .Г., представитель по доверенности от 09.09.08 г.; от ответчика: Аюшеева Д.Н., представитель по доверенности от 06.10.08 г.; от третьего лица: Архинчеева Е.В., представитель по доверенности от 05.11.08 г.;

УСТАНОВИЛ:

Улан-Удэнская местная религиозная организация «Буддийский центр алмазного пути школы Карма Кагью» (далее - Центр) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по строительству Администрации г. Улан-Удэ (далее - Комитет), третьему лицу - Республиканской общественной организации «Золотая охота и рыбалка Бурятии» (далее - Клуб) о признании недействительным разрешения на строительство здания клуба РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии», выданное 25 июня 2008 года.

Представитель заявителя в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Считает, что Комитет при принятии решения о выдаче разрешения на строительство нарушил нормы Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Градостроительного регламента г. Улан-Удэ, допустив строительство здания клуба

РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии» вплотную с границей земельного участка принадлежащего Центру, без учета отступа в 6 метров, то есть, без учета расстояния предусмотренного градостроительным регламентом, установленного решением № 817-82 от 25. 03. 2008 г. «О правилах землепользования и застройки городского округа «г. Улан-Удэ».

Пояснил, что оспариваемым разрешением ответчик нарушил права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Размещение стены здания клуба РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии» по границе участка с нарушением действующего законодательства и иных градостроительных норм препятствует осуществлению экономической деятельности и крайне затрудняет ее, а так же в случае пожара возлагает на заявителя обязанности обеспечить доступ и проезд к строящемуся зданию по земельному участку, принадлежащему заявителю.

В ходе незаконного строительства Центру причинен имущественный вред, поскольку забор, принадлежавший Центру, разрушен. На земельном участке Центра велись строительные работы, которые пришлось приостановить, поскольку при устройстве котлована Клуба оголились буробетонные сваи фундамента строения, осуществляемого Центром.

Незаконным разрешением на строительство нарушены права Центра в сфере экономической деятельности, поскольку в результате строительства Клуба, который с западной стороны вклинился на территорию Центра, невозможно осуществить строительство религиозного сооружения Ступы и молитвенных барабанов, так как, началась осыпка грунта по границе земельного участка с Клубом.

Строительством здания Клуба на границе между двумя земельными участками застройщик самовольно ограничил права Центра распоряжаться объектом недвижимости, в части, благоустройства земельного участка, размещения инженерных коммуникаций, зданий или сооружений.

Просит признать недействительным и отменить разрешение Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ на строительство здания клуба выданное РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии».

Представитель ответчика требования заявителя не признает. Считает, что оспариваемое разрешение на строительство выдано в соответствии с действующим на тот момент времени законодательством.

Порядок выдачи разрешения на строительство регламентируется статьей 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Застройщиком в Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ было подано заявление о выдаче разрешения на строительство и приложены все необходимые документы, в том числе, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации от 27.05.2008 г. № 03-1-5-0032-08 о соответствии проектной документации требованиям нормативно - техническим документам и результатам инженерных изысканий.

В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ требовать иные документы для получения разрешения на строительство, кроме указанных в части 7, не допускается. Отказ в выдаче разрешения на строительство производится только в случае отсутствия требующихся документов либо при несоответствии проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию. В данном случае застройщиком были представлены все требующиеся документы, проектная документация соответствовала разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-

планировочному заданию, на проектную документацию получено положительное заключение государственной экспертизы, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство Клуба у Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ не имелось.

В соответствии со ст. 15 Правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 г. № 817-82 градостроительный регламент центральной общественно-деловой зоны (зона ОЦ) допускает размещение объектов основных видов разрешенного использования по красным линиям земельного участка.

Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица требования заявителя не признала. Считает, что строительство клуба РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии» ведется на отведенном для строительства земельном участке в соответствии с утвержденным Архитектурно-планировочным заданием и выданным разрешением.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 09.07.2007 г. № 429 Комитет по управлению имуществом г. Улан-Удэ передал РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии» земельный участок в аренду сроком до 08.07.2010 г. Земельный участок предоставлен под строительство здания клуба, кадастровый номер земельного участка 03:24:022228:0055.

Согласно «ситуационному плану границ земельного участка» и «проектного плана границ земельного участка» земельный участок, выделенный под строительство здания клуба, и земельный участок, принадлежащий Центру, имеют смежную границу.

22 июня 2008 года общество «Золотая охота и рыбалка Бурятии» обратилось в Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта « Клуб Золотая охота и рыбалка Бурятии».

25 июня 2008 года Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ выдал РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии» разрешение № RU04302000-92 от 25. 06. 2008 г. на строительство Клуба по адресу: ул. Н. Петрова, г. Улан - Удэ.

В соответствии с вышеназванным разрешением на строительство началось строительство здания Клуба, вплотную с земельным участком , принадлежащего Центру.

Центр, полагая, что его права в сфере экономической деятельности нарушены, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании разрешения на строительство Клуба недействительным.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные

препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов, недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право проводить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, их капитальный ремонт.

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права реализуются при условии соблюдения градостроительной и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Таким образом, строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Если строение, сооружение или иное недвижимое имущество создано на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо - без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то оно будет являться самовольной постройкой.

В соответствии с Федеральным законом от 17. 11. 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации, иными застройщик, намеревающееся осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием

Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в

особых условиях, требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются документы, перечисленные в данной статье, в том числе градостроительный план земельного участка.

В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» ФЗ № 191 от 29.12. 2004 г. вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки:

до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочного задания, правила пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются и уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проводит проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию;

после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка в составе градостроительного плана земельного участка, указываются данные и информация, предусмотренные частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий.

В составе градостроительного плана указанного земельного участка также должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

В таком случае подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществляется на основании информации, указываемой в составе градостроительного плана земельного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка» утверждена форма

градостроительного плана земельного участка, постановление вступило в силу 25 января 2006 года.

Следовательно, при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство Комитет по строительству г. Улан-Удэ был обязан провести проверку документов в объеме, установленном пунктами 1 и 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, провести проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению и проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Судом установлено, что согласно реестру документов, приложенных к заявлению от 22 июня 2008 года обществом «Золотая охота и рыбалка Бурятии» о выдаче разрешения на строительство объекта « Клуб Золотая охота и рыбалка Бурятии», с которым оно обратилось в Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ, градостроительный план земельного участка представлен не был.

Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ письмом от 01. 08. 2008 г. сообщила, что РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии» с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в Управление не обращалось.

При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Комитет обязан был отказать РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии» в выдаче разрешения на строительство.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 817-82 от 25 марта 2008 г. утверждены правила землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», в соответствии с которыми границы соответствующей территориальной зоны устанавливаются градостроительным регламентом.

Из сообщения Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ от 01. 08. 2008 г. следует, что в соответствии с градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», земельный участок, предоставленный РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии» по ул. Н. Петрова, расположен в местной общественно-деловой зоне (зона ОР).

В соответствии с Градостроительным регламентом «местной общественно-деловой зоны (зона ОР)» (таблица 6) предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с градостроительной документацией и техническими регламентами, минимальный отступ от границ земельного участка -6 метров (за исключением памятников истории и культуры).

Согласно Архитектурно - планировочного задания № 34-2005 на разработку проекта объекта «Клуб «Золотая охота и рыбалка Бурятии», «ситуационному плану границ земельного участка» и «проектного плана границ земельного участка» земельный участок, выделенный под строительство здания клуба, и земельный участок, принадлежащий Центру, имеют смежную границу.

Из выписки «Генеральный план и транспорт» следует, что проектируемое здание Клуба размещается в 120 сантиметрах от границы земельного участка, принадлежащего Центру.

В судебном заседании были исследованы фотографии строящегося объекта «Клуб «Золотая охота и рыбалка Бурятии», приобщенные к материалам дела заявителем. Стороны и третьи лица, обозрев фотографии, подтвердили, что это действительно строящейся объект «Клуб «Золотая охота и рыбалка Бурятии». Представитель третьего лица пояснила, что котлован строящегося клуба с западной стороны вклинился на территорию Буддийского центра.

На фотографиях зафиксировано частичное разрушение забора, который согласно показаниям сторон, принадлежит Центру.

Статьей 6 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (ФЗ № 191 от 29.12. 2004 г.) устанавливается, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий и размещению зданий проводится проверка соответствия проектной документации нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения по архитектурно-строительному проектированию, действуют на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, и применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 7).

Положениями СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утверждены постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 13.07.1990 № 61, приказом Минстроя России от 23.12.1992 № 269, постановлением Госстроя России от 25.08.1993 № 18-32), СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (утверждены постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7, с изменениями, утвержденными постановлениями Росстроя от 03.06.1999 № 41, от 19.07.2002 № 90) устанавливаются следующие требования к разрывам между зданиями, между зданиями и красными линиями или границами земельных участков, путям эвакуации:

обеспечение возможности проезда пожарных машин к общественным зданиям и доступа пожарных с автолестниц или автоподъемников в любое помещение. Расстояние от края проезда до стены здания следует принимать 5-8 метров для зданий до 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев (пункт 2.12, пункт 2 приложения 1 СНиП 2.07.01-89*; пункт 8.1, пункт 8.2 СНиП 21-01-97*);

расстояния от наружных стен зданий до деревьев и кустарников должно быть не менее 5,0 и 1,5 метра соответственно (пункт 4.12, таблица 4 СНиП 2.07.01-89*);

расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий должны быть не менее 0,6 (силовые кабели) - 5,0 (водопровод и канализация) метра (пункт 7.23, таблица 14 СНиП 2.07.01-89*);

так как застройщик строит здание клуба, то есть досугово-развлекательное учреждение, должны быть предусмотрены мероприятия по снижению шума и вибрации, в том числе путем установления необходимых расстояний между зданиями и прилегающих к ним территорий (пункты 9.16, 9.17 СНиП 2.07.01-89*);

эвакуация людей из зданий должна осуществляться на прилегающую к зданию территорию (пункт 4.1, подпункт а) пункта 6.9 СНиП 21-01-97*), то есть на земельный участок, на котором размещено здание, или на территорию общего пользования;

объемно-планировочными решениями должно быть предусмотрено нераспространение пожара на рядом расположенные здания, в том числе при обрушении горящего здания (пункт 4.1 СНиП 21-01-97*).

Суд не принимает довод ответчика, что права заявителя не нарушены, поскольку в соответствии с пунктом 15 Правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 г. № 817-82, градостроительный регламент центральной общественно-деловой зоны (зона ОЦ) допускает размещение объектов основных видов разрешенного использования по красным линиям земельного участка. Суд

установил, что строительство Клуба ведется не по краской линии земельного участка, а на смежной границе с земельным участком, принадлежащего Буддийскому центру.

Суд приходит к выводу, что при рассмотрении заявления о выдаче оспариваемого разрешения на строительство Комитет по строительству г. Улан-Удэ не провел проверку документов в объеме, установленном пунктами 1 и 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и, несмотря на отсутствие градостроительного плана земельного участка, выдал разрешения на строительство в нарушение части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемое разрешение на строительство объекта «Клуб «Золотая охота и рыбалка Бурятии» выдано с нарушением градостроительных норм и регламентов, оно нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, так как ограничивает права Буддийского центра распоряжения объектом недвижимости, в части благоустройства земельного участка, размещения инженерных коммуникаций, зданий или сооружений.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным разрешение на строительство № RU04302000-92 от 25.06.2008г., выданное Комитетом по строительству Администрации г. Улан-Удэ на строительство Клуба РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии».

Комитету по строительству Администрации г. Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ в пользу Улан-Удэнской местной религиозной организации «Буддийский центр алмазного пути школы Карма Кагью» 2000 рублей - государственную пошлину, уплаченную заявителем при обращении в суд.

Выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца с даты принятия.

Судья (ПОДПИСЬ)
О.Н. Дружинина