ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3001/08 от 23.12.2008 АС Республики Бурятия

копия

Арбитражный суд Республики Бурятия

670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52 Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Улан-УдэДело №А10-3001/2008

"26" декабря 2008 года

Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2008г. Решение в полном объеме изготовлено 26 декабря 2008г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Дружининой О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Аюшеевым А.С., рассмотрев заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» к МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск» о признании недействительной конкурсной документации, включая концессионное соглашение, предлагаемое к заключению участникам конкурса МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск»,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1- представитель по доверенности №219Н\66 от 13.10.08 г.;

от ответчика: ФИО2.- представитель по доверенности от 04.06.08г.,

ФИО3- представитель по доверенности №16 от 18.11.08г.;

от третьего лица: ООО «Байкалэнерго» - ФИО4- представитель по доверенности № 4 от 13.11.08 г., ФИО5- представитель по доверенности № 5 от 13. 11.08 г.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее - ОАО «МРСК Сибири») обратилось с заявлением к МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск» о признании недействительной конкурсной документации,

включая концессионное соглашение, предлагаемое к заключению участникам конкурса МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск».

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель заявителя уточнил заявленные требования, просит суд:

- признать действия МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск» по утверждению Конкурсной документации от 20.08.2008 г. незаконными;

- признать конкурсную документацию, включая концессионное соглашение, предлагаемое к заключению участникам конкурса МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск», недействительной.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02. 12. 2008 г. к участию деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Байкалэнерго».

В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что распоряжением Главы муниципального образования «Город Гусиноозерск» №158 от 14.08.2008 г. определено провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении имущества - электросетевого комплекса МО «Город Гусиноозерск», - установлены условия концессионного соглашения, МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск» назначен ответственным за подготовку, получение, регистрацию, заполнение, хранение конкурсной документации.

МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск» подготовлена и 20. 08. 2008 г. утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, в которой содержится в том числе концессионное соглашение, предлагаемое к заключению.

ОАО «МРСК Сибири» считает, что утвержденная конкурсная документация не соответствует Федеральному закону от 01.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», поскольку она утверждена неуполномоченным лицом, распоряжением №158 от 14.08.2008 г. полномочиями по утверждению конкурсной документации Глава Администрации МО «Город Гусиноозерск» КУИ не наделял.

Также заявитель полагает, что конкурсная документация, рассматриваемый проект концессионного соглашения на право заключения концессионного соглашения в отношении имущества электросетевого комплекса МО «Город Гусиноозерск», должны быть признаны судом незаконными, поскольку в настоящий момент объект концессионного соглашения не находится у концедента, не свободен от прав ОАО «МРСК Сибири» в связи с действующим договором аренды электросетевого комплекса №3 от 01.01.2007 г., поэтому концедент не имеет права распоряжаться указанным имуществом.

По мнению заявителя, конкурсная документация является незаконной, так как не включает описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения.

Порядок предоставления земельного участка, а также способы обеспечения исполнения обязательств и порядок внесения концессионной платы конкурсной документацией не предусмотрены.

Сообщение о проведении торгов должно быть опубликовано на официальном сайте субъекта Российской Федерации.

Ни на сайте МО «Город Гусиноозерск», ни на официальном сайте органов власти Республики Бурятия, ни на официальном сайте органов власти Российской Федерации информация о конкурсе не размещалась.

Отсутствие существенных условий концессионного соглашения ведет к признанию такого концессионного соглашения незаключенным, что в будущем повлечет нарушение прав и законных интересов ОАО «МРСК Сибири» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель считает, что оспариваемая конкурсная документация нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заключение соглашения на указанных условиях, не соответствующих закону, приведет в будущем к многочисленным судебным спорам и признанию концессионного соглашения не заключенным. Объявление конкурса препятствует обществу осуществлять свою деятельность с использованием имущества, оговоренного в заключенном договоре аренды № 3 объекта концессионного соглашения.

Просит суд признать действия МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск» по утверждению Конкурсной документации незаконными, конкурсную документацию, включая концессионное соглашение, предлагаемое к заключению участникам конкурса МУ КУИ Администрации МО «Город Гусиноозерск», недействительной.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что требования заявителя не признает в полном объеме.

Считает, МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО
 «Город Гусиноозерск» обладал полномочиями по утверждению конкурсной
 документация и эта документация соответствует законодательству о

концессионных соглашениях.

Право аренды общества на электросетевой комплекс прекратится с 04.01.2009 г., поэтому утвержденная конкурсная документация не нарушает права общества (арендатора) на пользование арендованным имуществом.

07 ноября 2008 г. общество было уведомлено о том, что объект
концессионного соглашения будет передан победителю конкурса после окончания
 права аренды за ОАО «МРСК Сибири». Права и законные интересы общества,
основанные на договоре аренды № 3 от 01.01.2007 г., конкурсной документацией
 не нарушаются.

Полагает, что заявителем не доказано, что конкурсная документация, рассматриваемый проект концессионного соглашения на право заключения концессионного соглашения в отношении имущества электросетевого комплекса МО «Город Гусиноозерск», нарушает права и законные интересы ОАО «МРСК Сибири» в осуществлении обществом предпринимательской деятельности.

Просит суд в удовлетворении требований заявителя отказать.

Представитель третьего лица - ООО «Байкалэнерго» - считает, что конкурсная документация, включая концессионное соглашение, соответствуют действующему законодательству о концессионных соглашениях.

8 своем заявлении ОАО «МРСК Сибири» ссылается на предполагаемые в
будущем нарушения прав и законных интересов общества в сфере
 предпринимательской и иной экономической деятельности, утверждает, что

заключение соглашения на подобных, не соответствующих закону условиях, приведет в будущем к многочисленным спорам. Вместе с тем, заявителем не доказано, что оспариваемые действия МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск» не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы ОАО «МРСК Сибири» в сфере осуществления им предпринимательской деятельности, что является необходимым условием для признания ненормативного правового акта недействительным. Требования заявителя считает необоснованными.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Распоряжением Главы муниципального образования «Город Гусиноозерск» №158 от 14.08.2008 г. определено провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества - электросетевого комплекса МО «Город Гусиноозерск».

МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск» подготовил и 20. 08. 2008 г. утвердил конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, в которой содержится концессионное соглашение, предлагаемое к заключению ответчиком.

Не согласившись с действиями МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск» по утверждению конкурсной документации ОАО МРСК «Сибири» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании действий незаконными, конкурсную документацию и, содержащееся в ней концессионное соглашение, -недействительными.

Суд исследовал доводы заявителя и находит их необоснованными по следующим основаниям.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов, недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено материалами дела, Комитетом по управлению имуществом Администрации МО «Город Гусиноозерск» и ОАО «Бурятэнерго» заключен договор аренды имущественного электросетевого комплекса № 3 от 1 января 2007 года.

Пунктом 1.3. договора аренды имущественного электросетевого комплекса №3 предусмотрено, что настоящий договор действует с 01 января 2008 года по 30 декабря 2008 года.

На основании решения внеочередного собрания акционеров ОАО «МРСК Сибири» от 25.12. 2007   г. общество реорганизовано в форме присоединения к нему ОАО «Алтайэнерго», ОАО «Бурятэнерго», ОАО «Красноярскэнерго», ОАО «Кузбасэнерго - РСК», ОАО АК»Оскэнерго», ОАО «ТРК», ОАО «Тываэнерго - Холдинг», ОАО «Хакасэнерго», ОАО «Читаэнерго». С момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности вышеназванных акционерных обществ, ОАО «МРСК Сибири» является правоприемником каждого из указанных обществ по всем правам и обязанностям. Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» является правоприемником ОАО «Бурятэнерго».

Имущество электросетевого комплекса является муниципальной собственностью МО «Город Гусиноозерск» и от лица муниципального образования полномочия собственника в отношении данного имущества в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 8 Положения «О порядке управления и распоряжением муниципальным имуществом», утвержденного Решением 32 очередной сессии депутатов МО «Город Гусиноозерск» № 131 от 07 мая 2008 года, администрация МО «Город Гусиноозерск» является уполномоченным органом местного самоуправления по вопросам распоряжения муниципальным имуществом, в том числе путем проведения торгов на право заключения концессионного соглашения.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать любые действия в отношении принадлежащего ему имущества.

Согласно статье 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135 ФЗ заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Следовательно, заключение договоров аренды без проведения конкурса или аукциона являются нарушением федерального закона

Сдача имущества в аренду является одним из способов распоряжения собственником своим имуществом.

Порядок, содержание и условия заключения концессионных соглашений установлены Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года №115-ФЗ.

Распоряжением Главы администрации МО «Город Гусиноозерск» № 158 от 14 августа 2008 г., в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», определено провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении имущества электросетевого комплекса.

30 июня 2008 года в статью 3 часть 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.

В соответствии со ст. 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды заключается на срок определенный договором.

Статьей 622 Гражданского кодекса установлено, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендованное имущество.

Администрация МО «Город Гусиноозерск» уведомлением от 03 октября 2008 года уведомила ОАО «МРСК Сибири» о прекращении арендных отношений с 04 января 2009 года. Таким образом, право аренды Заявителя на имущественный электросетевой комплекс прекратится с 04 января 2009 года.

В соответствии с извещением о проведении торгов на право заключения концессионного соглашения, опубликованном в «Официальном вестнике города Гусиноозерска» № 19 от 20 августа 2008 г., установлено, что концессионное соглашение должно быть заключено с победителем в течение 90 рабочих дней с момента подписания протокола об определении победителя, то есть после прекращения у заявителя права аренды.

Проведение процедур по конкурсу в соответствии с нормами ФЗ «О концессионных соглашениях» не препятствует Заявителю осуществлять свою деятельность на арендованном имуществе до окончания срока аренды по договору №3 от 01.01.2007 г.

Таким образом, на момент передачи муниципального имущества от собственника МО «Город Гусиноозерск» к победителю конкурса, которое состоится в январе 2009 года, муниципальное имущество будет свободно от права аренды ОАО «МРСК Сибири», поэтому распоряжение №158 от 14. 08. 2008г. вынесено в пределах полномочий органов местного самоуправления предоставленных вышеназванными законами и конкурсная документация утверждена уполномоченным органом..

Судом проверен довод ОАО «МРСК-Сибири» о том, что в конкурсной документации не указаны объекты концессионного соглашения, и не принимает его, поскольку согласно пункту 2.4 распоряжении № 158 наименование и технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения указаны в Приложение № 1.

В конкурсной документации действительно отсутствует порядок предоставления земельного участка, который необходим для осуществления

концессионером деятельности. Вместе с тем, статьей 11 Федерального закона «О концессионных соглашениях» установлен особый порядок предоставления концессионеру и использования им земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр.

Исходя из толкования положений данной статьи, земельный участок передается победителю торгов, то есть концессионеру, в аренду на срок действия концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 1 подпунктом 6.1. статьи 10 Закона «О концессионных соглашениях» в распоряжении о заключении концессионного соглашения должны быть указаны способы обеспечения исполнения обязательств, осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушения обязательств по концессионному соглашению, размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется.

ОАО «МРСК Сибири» указывает на невозможность исполнения данного требования ответчиком, в связи с тем, что требования в отношении страховых организаций с которыми концессионер может заключить договор страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации, однако до настоящего времени такие требования не установлены.

В конкурсной документации указан способ обеспечения путем

страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению в размере 60 000 000 рублей на срок не менее 20 лет.

Действительно, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона «О концессионных соглашениях» установлено, что требования к страховым организациям с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности устанавливаются Правительством Российской Федерации и на момент издания оспариваемого распоряжения данные требования к страховым организациям определены не были.

Однако, отсутствие подзаконного акта, устанавливающие требования к страховым организациям не влечет недействительность указанной нормы закона. МО «Город Гусиноозерск» исполнил требования Закона «О концессионных соглашениях», определил способ обеспечения обязательства путем страхования риска ответственности, что не повлияло на результаты конкурса, права и интересы заявителя это обстоятельство не нарушило.

Суд не соглашается с доводом заявителя о том, что в конкурсной документации отсутствуют требования по форме и порядку внесения концессионной платы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона «О концессионных соглашениях» конкурсной документацией установлена форма платы - твердая сумма платежей, размер - 2 400 000 рублей в год, порядок и сроки внесения -ежемесячно не позднее 15 числа отчетного месяца.

Статьей 26 Закона «О концессионных соглашениях», установлено, что сообщение о проведении торгов должно быть опубликовано на официальном сайте субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 14.02.2006 г. № 57-р определен официальный сайт для размещения заказов для государственных нужд. Пунктом 11 данного распоряжения установлено, что муниципальные органы в случае отсутствия у них официального сайта, размещают информацию о размещении заказов на официальном сайте.

МО «Город Гусиноозерск» не имеет официального сайта, поэтому сообщение о проведение конкурса размещено на официальном сайте Республики Бурятия о закупках и в официальном издании «Официальный вестник Города Гусиноозерска».

В соответствии с частью 8 Положения «О порядке управления и распоряжением муниципальным имуществом», утвержденного Решением 32 очередной сессии депутатов МО «Город Гусиноозерск» № 131 от 07 мая 2008 года, Администрация МО «Город Гусиноозерск» является уполномоченным органом местного самоуправления по вопросам распоряжения муниципальным имуществом, в том числе путем проведения торгов на право заключения концессионного соглашения. Распоряжением № 158 от 14.08. 2008 г.определен орган, уполномоченный в соответствии со ст. 22 Закона на утверждение конкурсной документации, создание конкурсной комиссии и утверждение персонального состава.

Судом установлено, что распоряжением № 158 от 14. 08. 2008 г.
 обозначены условия концессионного соглашения, назначены ответственные лица
 за подготовку, получение, регистрацию, заполнение, хранение конкурсной
 документации, создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального
 состава, поэтому МУ Комитет по управлению имуществом Администрации МО
 «Город Гусиноозерск» в соответствии с установленными полномочиями

подготовил и 20. 08. 2008 г. утвердил конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, включая концессионное соглашение, предлагаемое к заключению ответчиком.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемые действия и конкурсная документация, которая содержит концессионное соглашение, соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом «О концессионных соглашениях» и не нарушают права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца с даты принятия.

Судья (подпись) О.Н. Дружинина