ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3115/14 от 18.08.2014 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

18 августа 2014 года                                                                                              Дело № А10-3115/2014

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 670000, <...>) к открытому акционерному обществу «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 670034, <...>) о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия (далее – Управление, административный орган) обратилось в суд с заявлением к открытому акционерному обществу «Водоканал» (далее – ОАО «Водоканал», Общество) привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

Из заявления и дополнения к нему известно, что на основании лицензии Общество осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Проведенной проверкой установлено, что ОАО «Водоканал» нарушаются требования в области обращения с отходами, а именно: работники Общества, непосредственно осуществляющие деятельность по обращению с отходами, не обучены по программе профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами; отсутствует должностное лицо, ответственное за допуск работников к работе с опасными отходами; отсутствует мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха в зоне возможного неблагоприятного влияния иловых карт на окружающую среду. Допущенные Обществом нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Из отзыва и дополнений к нему, представленных ОАО «Водоканал», следует, что в деянии Общества в части не проведения мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха в зоне возможного неблагоприятного влияния иловых карт на окружающую среду отсутствует состав названного административного правонарушения. Иловые карты не являются объектами размещения отходов, поскольку являются частью системы очистных сооружений. Осадок на иловых площадках некорректно рассматривать как обычный отход и применять к нему установившийся порядок обращения с отходами. Требование производства мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха в зоне возможного неблагоприятного влияния иловых карт на окружающую среду не регламентировано ни одним правовым актом.

Из материалов дела следует, что 30 сентября 2010 года открытое акционерное общество «Водоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица.

17 января 2011 года Обществу выдана лицензия № ОП-64-000004 (03) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (л.д.42-44).

В период с 19 мая 2014 года по 16 июня 2014 года на основании приказа врио руководителя Управления от 13 мая 2014 года №311 в отношении Общества  проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения законодательства о лицензировании, природопользовании, охраны окружающей среды, в т.ч. обращения с отходами, по результатам которой, 16 июня 2014 года составлен акт (л.д.18-48).

Как следует из акта, Обществом нарушены следующие лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности:

- работники Общества, непосредственно осуществляющие деятельность по обращению с отходами, не обучены по программе профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами;

- отсутствует должностное лицо, ответственное за допуск работников к работе с опасными отходами;

- отсутствует мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха в зоне возможного неблагоприятного влияния иловых карт на окружающую среду.

10 июня 2014 года Обществом получено уведомление о явке в Управление к 16 ч 16 июня 2014 года для составления протокола об административном правонарушении.

16 июня 2014 года государственным инспектором Управления в отношении ОАО «Водоканал» в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д.8-10).

Изучив представленные доказательства, суд считает необходимым заявление удовлетворить.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 29 апреля 2005 г. N 115, в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования протоколы об административных правонарушениях, уполномочены составлять, в т.ч. другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции, являющиеся по должности государственными инспекторами по контролю и надзору в соответствующей сфере природопользования.

По настоящему делу протокол об административном правонарушении составлен ведущим специалистом-экспертом отдела надзора в области обращения с отходами и земельного надзора – государственным инспектором ФИО1, т.е. уполномоченным лицом.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено понятие лицензии. Под ней понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Под лицензионным требованиями той же статьей понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии со статьей 12 названного Федерального закона деятельность по обезвреживанию и размещению отходов IIV классовопасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 N 255 утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно пункту 3 названного Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются, в т.ч.:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

-  наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

-  проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Статьей 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Судом установлено, что Обществу выдана лицензия на транспортировку, использование, обезвреживание, размещение (хранение) отходов, относящимся к 1-4 классам опасности (ртутные лампы, аккумуляторы свинцовые, масла моторные, трансмиссионные, индустриальные, компрессорные отработанные, обтирочный материал, покрышки и камеры отработанные, пыль от шлифования черных металлов, автомобильные масляные фильтры отработанные, осадки с иловых карт после механической и биологической очистки сточных вод, содержащие опасные компоненты в количестве соответствующем 4 классу опасности, отходы из выгребных ям жидкие, отходы при обработке сточных вод, не вошедшие в другие позиции – мусор с решеток). При этом работники Общества, непосредственно осуществляющие деятельность по обращению с названными отходами – начальник левобережных очистных сооружений канализации ФИО2, инженер городских очистных сооружений канализации ФИО3 и начальник гаража ФИО4, не прошли профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами. Кроме этого, Обществом не назначено должностное лицо, ответственное за допуск работников к работе с отходами.

Таким образом, Обществом нарушены лицензионные требования, установленные подпунктами «в» и «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, Обществом не представлены.

 Данные нарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки и по существу Обществом не отрицаются.

При таких обстоятельствах вина ОАО «Водоканал»  в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной.

 Деятельность ОАО «Водоканал», связанная с обращением с отходами направлена на систематическое извлечение прибыли, т.е. является предпринимательской.

В то же время, суд считает необходимым исключить из объема правонарушения невыполнение Обществом требований подпункта «е» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ"Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Как видно из протокола об административном правонарушении, Обществом не проводился мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха в зоне возможного неблагоприятного влияния иловых карт на окружающую среду.

По мнению Управления, иловые карты являются объектом размещения отходов. Вместе с тем, как видно из лицензии, выданной Обществу, на размещение отходов на иловых картах она не выдавалась.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривает ответственность за нарушение лицензионных требований.

Поскольку Обществу не выдавалась лицензия на размещение отходов на иловых картах, то оно не обязано проводить мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха в зоне их возможного неблагоприятного влияния на окружающую среду.

Судом проверено соблюдение процессуальных требований при привлечении ОАО «Водоканал» к административной ответственности, нарушений не выявлено. Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, представитель Общества присутствовал при его составлении.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

 Суд не находит оснований для освобождения ОАО «Водоканал» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Совершенное правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок в области лицензирования отдельных видов деятельности в области обращения с отходами, в т.ч. с опасными и в связи с этим представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в названной сфере и поэтому не может быть признано малозначительным.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, сложное финансовое положение Общества и приходит к выводу о назначении в качестве наказания административного штрафа в минимальном размере.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда. В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, суд в течение трех суток направляет судебный акт с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель после получения судебного акта для принудительного исполнения составляет в отношении лица, не уплатившего штраф, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В целях своевременного исполнения судебного акта о наложении административного штрафа лицу, привлеченному к административной ответственности, необходимо в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу представить в суд документ, подтверждающий уплату административного штрафа.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении  Общества к административной ответственности

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Привлечь открытое акционерное общество «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 670034, <...>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного  штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.

Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:

Расчетный счет № <***>

ГРКЦ НБ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ БАНКА РОССИИ г. Улан-Удэ

БИК 048142001

Получатель – Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия л/сч <***>)

ИНН <***>  КПП 032601001, ОКАТО 81251833001,

ОКТМО 81651433 КБК 048 116 90050 05 6000 140

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Принятые по настоящему делу решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа инстанции в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной  и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                  Н.П. Кушнарева