ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3122/19 от 20.06.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

25 июня 2019 года                                                                          Дело № А10-3122/2019

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2019 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лахиной Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен, определение суда вручено 30.05.2019 заказным письмом №67000835883118;

ответчика ФИО1 (личность установлена по паспорту);

установил:

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (далее – ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия) обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом. Определение суда от 23.05.2019 о принятии заявления к производству вручено представителю заявителя 30.05.2019 заказным письмом №67000835883118.

Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.

В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.

В обоснование требования ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия в  заявлении указал, что в соответствии с приказом от 29.04.2019 № 148 в отношении ИП ФИО1 проведена плановая документарно-выездная проверка с целью выполнения плана контрольно-надзорных мероприятий ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия на 2019 год. В ходе проверки с 13.05.2019 по 15.05.2019 выявлен факт осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Ответчик в судебном заседании пояснила, что выявленные нарушения устранены в срок, указанный в предписании, представила для приобщения к материалам дела дополнительные доказательства, просила меру наказания в виде штрафа заменить на предупреждение.

Изучив материалы дела, выслушав ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 24.06.2009 за ОГРНИП <***>. Основным видом деятельности предпринимателя является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

Фармацевтическую деятельность ИП ФИО1 осуществляет на основании лицензии от 21.12.2012 №ЛО-03-02-001025, выданной Министерством здравоохранения Республики Бурятия (аптечный пункт). Срок действия лицензии – бессрочно. Виды работ и услуг: хранение, розничная торговля, перевозка, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

В период с 13.05.2019 по 15.05.2019 на основании приказа ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия от 29.04.2019 № 148 проведена плановая документарно-выездная проверка исполнения плана контрольно-надзорных мероприятий Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия на 2019 года, согласованного в органами прокуратуры и размещенного на официальных сайтах органов прокуратуры и Росздравнадзора: учетный номер проверки в едином реестре проверок 031901269447. Место проведения проверки – 670013, <...>, номера на поэтажном плане: III (№1-№3), этаж 1 (аптечной пункт), в котором предпринимательскую деятельность осуществляет ФИО1

В ходе проверки административным органом выявлены следующие нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

1. Нарушен подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081, Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 62 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.05.2016 №646н «Об утверждении правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения», а именно:

- отсутствует оборудование (транспортное средство) необходимое для осуществления заявленного вида фармацевтической деятельности «перевозка», договора на оказание услуг по перевозке лекарственных препаратов нет. Отсутствует специализированное оборудование (термоконтейнеры, термологеры и др.), обеспечивающее поддержание требуемых температурных режимов хранения лекарственных препаратов при перевозке термолабильных лекарственных препаратов.

2. Нарушен подпункт «г» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», приказ 647н от 31.08.2016 «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов», приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.05.2016 №646н «Об утверждении правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения».

Система обеспечения качества как неотъемлемая часть менеджмента качества в организации не доработана, не доработаны документы по эффективному планированию, в частности: Приказ о соблюдении Правил надлежащей практики своевременно не актуализируется, пункты приказа выполняются не в полном объеме, даты издания приказов не соответствуют датам утверждения приказов (ч.II-VII Приказа 647н.). План-график внутренних проверок на 2018г., 2019г. с составлением протоколов утвержден приказом от 10.01.2019 № 1 «О внутренних проверках», в котором ссылка на утративший силу приказ МЗ РФ от 04.03.2003 № 80, в соответствии с приказом Минздрава России от 09.01.2014 № 1н, должностные инструкции работников не пересмотрены, в соответствии с п. 8 приказа от 01.03.2017 № 10 не дополнены пункты о соблюдении требований надлежащих аптечных практик, утвержденных приказами №647н, 646н. Анализ представленных СОПов показал, что разработанные СОПы «Порядок отбора и оценки поставщиков ТАА», «Порядок разработки, согласования и обращения рабочих инструкций и стандартных операционных процедур» не применяются в работе аптечного пункта, также отсутствуют разработанные и применяемые рабочие инструкции. Фактически отбор и оценку делают сами поставщики.

В руководстве по качеству указан перечень документов по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими, которые включают организационную структуру. На момент проверки организационная структура представлена, однако не применима к аптечному пункту. Представленная структура аптеки со штатом должностей не соответствует штатному расписанию, фактически работают заведующая аптечным пунктом и два фармацевта.

Имеются нарушения приказа 646н, приказа647н, а именно:

- не обеспечен несанкционированный доступ посторонних лиц в помещения, отсутствует приказ (п. 20 приказа 647н);

- административно-бытовая зона совмещена с зоной хранения, зона не изолирована, просматривается смешение зон, не обеспечено безопасное раздельное хранение и перемещение лекарственных препаратов, не разработан и не утвержден комплекс мер, направленных на минимизацию риска контаминации материалов или лекарственных препаратов (п. 19 приказа 647н, п.12, п. 19, п. 24 приказа 646н);

- лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту на лекарственный препарат, хранятся вместе с безрецептурными лекарственными препаратами в ящиках шкафов, в некоторых случаях без отметки «по рецепту на лекарственный препарат» нанесенной на полку или шкаф, в которых размещены такие лекарственные препараты (п. 36 приказа №647н);

- отсутствует разработанная и утвержденная программа адаптации для вновь нанятых работников в соответствии с локальными актами (п. 14 приказа 647н);

- не проводятся корректирующие мероприятия по результатам внутренних проверок и план их выполнения, отсутствует контроль выполнения рекомендаций и их эффективность, не представлены подтверждающие документы (п. 59, п. 62, п. 63, п. 65, п. 67 приказа 647н).

3. Нарушен подпункт «ж» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»:

- работа по фармаконадзору не организована, ответственный за мониторинг безопасности ИП по организации не назначен, персонифицированный доступ (логин и пароль) заполнения карты-извещения, размещенной в электронном виде на сайте www.roszdravnadzor.ru не получено;

- зона карантинного хранения и зона для хранения фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров аптечного ассортимента, а также с истекшим сроком годности не изолированы друг от друга (п. 66 приказа №647н, ст. 64 Федерального закона №61-ФЗ).

4. В нарушение статьи 96 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Минздрава России от 20.06.2012 №12н «Об утверждении Порядка сообщения субъектами обращения медицинских изделий обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинский изделий» не проведены организационные мероприятия:

- не назначен ответственный за мониторинг безопасности медицинских изделий по организации;

- не получен персонифицированный доступ (логин и пароль) заполнения карты-извещения, размещенной в электронном виде на сайте www.roszdravnadzor.ru в подразделе «Мониторинг безопасности МИ» раздела «Изделия медицинского назначения».

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.05.2019 № 148 (л.д.17-22). По итогам проверки выдано предписание  от 15.05.2019 № 70 (л.д. 23-24).

Уведомлением от 15 мая 2019 года ИП ФИО1  извещена о необходимости явки для составления протокола на 16 мая 2019 года (л.д.25).

Заявлением от 15 мая 2019 года ИП ФИО1 просила рассмотреть материалы для составления протокола об административном правонарушении в её отсутствие, указала на согласие с выявленными нарушениями (л.д.28).

16 мая 2019 года специалистом-экспертом отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия в отсутствие предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 45 (л.д. 7-11).

Протокол об административном правонарушении вместе с материалами проверки переданы в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объективную сторону данного правонарушения образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно статье 3 Федерального закона № 99-ФЗ  лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (вместе с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности") (далее - Положения № 1081) лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соблюдать при изготовлении лекарственных препаратов для медицинского применения правила изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.

Согласно пункту 6 указанного Положения № 1081  осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Положения №1081 лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе, иметь в  наличии помещения и оборудования, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующие установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).

В соответствии с пунктом 33 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н (далее – Правила № 647н) оборудование, используемое субъектом розничной торговли, должно иметь технические паспорта, хранящиеся в течение всего времени эксплуатации оборудования.

Подпунктом «г» пункта 5 Положения № 1081 установлено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соблюдать правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

На основании пункта 4 Правил № 647н  оборудование, документация системы качества ведется уполномоченным руководителем субъекта розничной торговли работниками на бумажных и (или) электронных носителях и включает, в том числе, документ о политике и целях деятельности субъекта розничной торговли, в котором определяются способы обеспечения спроса покупателей на товары аптечного ассортимента, минимизации рисков попадания в гражданский оборот недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, медицинских изделий и биологически активных добавок; документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими.

Пунктом 5 Правил № 647н установлено, что документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими в зависимости от функций реализуемых субъектом розничной торговли, включают журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, журнал учета инструктажей по пожарной безопасности, журнал регистрации инструктажа по электробезопасности.

Согласно пункту 20 Правил № 647н все помещения субъекта розничной торговли должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены, изолированы от других организаций и обеспечивать отсутствие несанкционированного доступа посторонних лиц в помещения. Допускается вход (выход) на территорию субъекта розничной торговли через помещение другой организации.

Площадь помещений, используемых субъектом розничной торговли, должна быть разделена на зоны, предназначенные для выполнения функций, в том числе, торговли товарами аптечного ассортимента с обеспечением мест хранения, не допускающим свободного доступа покупателей к товарам, отпускаемым, в том числе по рецепту;  приемки товаров аптечного ассортимента, зона карантинного хранения, в том числе отдельно для лекарственных препаратов; раздельного хранения одежды работников (пункт 24 Правил № 647н).

Согласно пунктам 35, 36 Правил № 647н  информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, может быть размещена на полке в виде постера, воблера и иных носителях информации в целях предоставления покупателю возможности сделать осознанный выбор товара аптечного ассортимента, получить информацию о производителе, способе его применения и с целью сохранения внешнего вида товара. Также в удобном для обозрения месте должен быть помещен ценник с указанием наименования, дозировки, количества доз в упаковке, страны производителя, срока годности (при наличии). Лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту на лекарственный препарат, размещаются отдельно от безрецептурных лекарственных препаратов в закрытых шкафах с отметкой "по рецепту на лекарственный препарат", нанесенной на полку или шкаф, в которых размещены такие лекарственные препараты.

На сопроводительных документах (накладной, счете-фактуре, товарно-транспортной накладной, реестре документов по качеству и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров) проставляется штамп приемки, подтверждающий факт соответствия принятых товаров аптечного ассортимента данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товаров аптечного ассортимента, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заверяет ее печатью субъекта розничной торговли (при наличии) (пункт 46 Правил № 647н).

Согласно пункту 19 Правил № 647н помещения и оборудование необходимо располагать, оснащать и эксплуатировать таким образом, чтобы они соответствовали выполняемым функциям. Их планировочное решение и конструкция должны сводить к минимизации риск ошибок и обеспечивать возможность эффективной очистки и обслуживания в целях исключения накопления пыли или грязи и любых факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на качество товаров аптечного ассортимента.

В соответствии с пунктом 12 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н (далее – Правила надлежащей практики хранения), помещения для хранения лекарственных препаратов должны обладать вместимостью и обеспечивать безопасное раздельное хранение и перемещение лекарственных препаратов.

В помещениях для хранения лекарственных препаратов запрещается хранение пищевых продуктов, табачных изделий, напитков, за исключением питьевой воды, а также лекарственных препаратов, предназначенных для личного использования работниками субъекта обращения лекарственных препаратов (пункт 20 Правил надлежащей практики хранения).

Субъект обращения лекарственных препаратов разрабатывает и утверждает комплекс мер, направленных на минимизацию риска контаминации материалов или лекарственных препаратов, при условии соблюдения защиты от воздействия факторов внешней среды (пункт 24 Правил надлежащей практики хранения).

Согласно пункту 36  Правил № 647н лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту на лекарственный препарат, размещаются отдельно от безрецептурных лекарственных препаратов в закрытых шкафах с отметкой "по рецепту на лекарственный препарат", нанесенной на полку или шкаф, в которых размещены такие лекарственные препараты.

В соответствии с пунктом 14 Правил № 647н для вновь нанятых работников в соответствии с локальными актами субъекта розничной торговли внедряется программа адаптации и регулярно проверяются квалификация, знания, опыт таких работников.

Программа адаптации включает в том числе:

а) вводный инструктаж при приеме на работу;

б) подготовку (инструктаж) на рабочем месте (первичный и повторный);

в) актуализацию знаний:

законодательства Российской Федерации в сфере обращении лекарственных средств и охране здоровья граждан, защите прав потребителей;

правил личной гигиены;

по порядку оказания фармацевтических услуг, в том числе фармацевтического консультирования и применения медицинских изделий в домашних условиях;

г) развитие коммуникативных навыков и предотвращение конфликтов;

д) инструктаж по технике безопасности и охране труда.

В соответствии с пунктом 59 Правил № 647н руководитель субъекта розничной торговли проводит оценку деятельности с целью проверки полноты выполнения требований, установленных настоящими Правилами, и определения корректирующих действий.

Результаты внутреннего аудита оформляются документально. Документы, составленные по результатам аудита, должны включать в себя всю полученную информацию и предложения по необходимым корректирующим действиям. Меры, предпринимаемые по результатам проведенного внутреннего аудита, также оформляются документально (пункт 62 Правил № 647н).

Внутренний аудит проводится также с целью выявления недостатков по выполнению требований законодательства Российской Федерации и вынесения рекомендаций по корректирующим и предупреждающим действиям (пункт 63 Правил № 647н).

Лицо, ответственное за проверяемую область деятельности субъекта розничной торговли, должно обеспечить незамедлительное выполнение корректирующих и предупреждающих действий.

Дальнейшие действия должны включать в себя аудит (проверку) предпринятых корректирующих и предупреждающих действий и отчет о результатах выполненных действий и их эффективности (пункт 65 Правил  647н).

В соответствии с пунктом 66 Правил 647н руководитель субъекта розничной торговли должен обеспечивать идентификацию товаров аптечного ассортимента, не соответствующих требованиям нормативной документации, в целях предотвращения непреднамеренного их использования или продажи.

Фальсифицированные, недоброкачественные, контрафактные товары аптечного ассортимента должны быть идентифицированы и изолированы от остальных товаров аптечного ассортимента в соответствии со стандартными операционными процедурами.

Маркировка, место и способы выделения карантинной зоны, а также лицо, ответственное за работу с указанными товарами аптечного ассортимента, устанавливаются приказом руководителя субъекта розничной торговли.

Согласно подпункту «ж» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (вместе с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности") лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соблюдать требования статьи 57 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», в соответствии с которой запрещается продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские изделия, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации, подлежат мониторингу безопасности в целях выявления и предотвращения побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, нежелательных реакций при его применении, особенностей взаимодействия медицинских изделий между собой, фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 вину в совершенном административном правонарушении признала полностью.

Факт совершения ИП ФИО1 правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела (актом проверки от 15.05.2019 №148, протоколом об административном правонарушении от 16.05.2019 № 45, заявлением предпринимателя от 15.05.2019).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В настоящем случае вина ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что грубое нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Поскольку доказательств принятия предпринимателем  необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных лицензионных требований и условий в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о наличии вины ИП ФИО1 в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении в отношении предпринимателя не имеется.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Исследовав вопрос о возможности применения малозначительности правонарушения, суд отмечает следующее.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» установлено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным  отсутствуют, поскольку выявленные нарушения создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

ИП ФИО1 просила назначить административное наказание в виде предупреждения, пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены,  на иждивении находятся  несовершеннолетний ребенок и отец-инвалид первой группы.

Согласно  части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как установлено судом, ИП ФИО1 включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, как микропредприятие.

Поскольку, ИП ФИО1 относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, правонарушения, выявленные в ходе проверки устранила, имеет на   иждивении несовершеннолетнего ребенка и инвалида первой группы, правонарушения не повлекли причинение вреда жизни и здоровью человека, доказательств обратного материалы не содержат и заявителем не представлены, суд считает возможным применить положения статьи 4.1.1, частей 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ,  заменив административный штраф на предупреждение.

На основании части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, зарегистрированной по адресу: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде  предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                           А.ФИО2