ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3134/08 от 29.10.2008 АС Республики Бурятия

Арбитражный суд Республики Бурятия

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ Дело № А 10-3134/2008

“ 01 ” ноября 2008 г.

Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Республики Бурятияв составе судьи Найданова О.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жигжитовой Н.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республики Бурятия

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ  ,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО2 – представитель по доверенности б/н от 14.10.2008 г.;

от ответчика – ФИО1 - предприниматель

установил:

Межрайонная ИФНС России №8 по Республике Бурятия (далее - налоговая инспекция) обратилась в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, ответчик) о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания по ч. 2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявления представитель налоговой инспекции пояснил, что в ходе проверки принадлежащего ответчику магазина «Новенький» был установлен факт организации продажи алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность оборота и производства алкогольной продукции, а именно без товарно-транспортной накладной, справки к товарно-транспортной накладной. При составлении протокола об административном правонарушении ИП ФИО1 соответствующие сопроводительные документы на алкогольную продукцию не представлены.

В связи с изложенным просит привлечь ответчика к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и решить вопрос о конфискации изъятой алкогольной продукции.

Предприниматель требования заявителя не признала, в удовлетворении заявленного требования просила отказать, пояснила, что в принадлежащем ей магазине «Новенький» организована розничная продажа продуктов и алкогольной продукции, при этом требования законодательства соблюдены. Продажа продуктов организована по кассе, зарегистрированной на ИП, продажа алкогольной продукции осуществляется по другой кассе – ООО «Восход». Выявленное нарушение произошло по вине продавца, которая сначала не смогла пробить чек по кассе ООО «Восход», а затем самовольно пробила чек по другой кассе.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что заявление налоговой инспекции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, должностным лицом налоговой инспекции ФИО3 совместно с сотрудником ФФГУЗ ««Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в Кабанском районе» ФИО4 02.09.2008 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине «Новенький», расположенном по адресу: Кабанский район, п. Каменск, мкр. Молодежный, 12. В ходе проверки установлено, что на реализуемую алкогольную продукцию: водку «Зеленая марка» кедровая, 0,5 л., датой розлива 01.07.2008 г., производства ЗАО «ЛВЗ Топаз» стоимостью 127 руб. в количестве 5 бутылок; водку «Дистар», 0,5 л., датой розлива 14.08.2007 г., завод – изготовитель ООО «Ликероводочный завод «Дистар» стоимостью 85 руб. в количестве 1 бутылки, не предъявлены в момент проверки сопроводительные документы: товарно-транспортные накладные, справки к товарно-транспортным накладным, а также лицензия на право продажи алкогольной продукции.

Результаты проверки зафиксированы в акте № 37 от 02.09.2008 г., протоколе изъятия алкогольной продукции №8 от 02.09.2008 г.

В соответствии со статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых государственным налоговым инспектором проведено изъятие из оборота указанной алкогольной продукции в количестве 6 бутылок, о чем составлен протокол изъятия №8 от 02.09.2008 г. Товар оставлен на ответственное хранение продавцу ФИО5

О факте правонарушения составлен протокол об административном правонарушении №286 от 04.09.2008 г.

Судом установлено, что в ходе проверки выявлен факт розничной продажи продавцом ФИО5 1 бутылки водки «Зеленая марка» кедровая с применением контрольно-кассовой машины, зарегистрированной на ИП ФИО1 Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями ценника на водку «Зеленая марка» и кассового чека от 02.09.2008 г. на сумму 127 руб., а также пояснениями ответчика, данными в ходе судебного заседания.

В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Согласно пункту 1 статьи 26 названного Закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Под оборотом понимается – закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Закона).

Согласно пункту 139 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55 (далее – Правила продажи), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Пунктом 12 названных Правил установлено, что указанные документы должны быть предъявлены для ознакомления по требованию потребителя.

Суд приходит к выводу, что сотрудник налоговой инспекции осуществил проверочную закупку продукции, предлагаемой на продажу в магазине «Новенький».

Между тем, проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон №144-ФЗ) допускается как оперативно- розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно- розыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Таким образом, проведение должностными лицом налоговой инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Довод представителя налоговой инспекции о том, что должностное лицо налоговой инспекции не проводило контрольный закуп, и в акте проверки, протоколе об административном правонарушении отсутствует указание о нем, судом не принимается, так как противоречит материалам дела.

В поручении № 100 от 02.09.2008 г. указано, что должностное лицо налоговой инспекции – госналогинспектор ФИО6, а также сотрудник ФФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в Кабанском районе» ФИО7 уполномачиваются провести проверку по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере оборота алкогольной и табачной продукции на территории Кабанского района в магазине «Новенький», принадлежащем ИП ФИО1

Именно указанные в поручении должностные лица посетили магазин «Новенький» и осуществили там покупку 1 бутылки водки «Зеленая марка» кедровая стоимостью 127 руб. При осуществлении расчета продавец выдала им кассовый чек, пробитый ККМ, зарегистрированной на ИП ФИО1, что и послужило основанием для составления акта проверки и протокола, обращения с заявлением о привлечении к административной ответственности. Кроме того, по пояснениям предпринимателя, с которыми представитель налоговой инспекции согласился, денежные средства в размере 127 руб. были возвращены инспектору, проводившему проверку.

Суд приходит к выводу, что целью посещения должностными лицами магазина «Новенький» и покупки ими алкогольной продукции, продаваемой в данном магазине, была проверка соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, должностным лицом налоговой инспекции проведена контрольная закупка продукции, предлагаемой на продажу в магазине «Новенький».

На основании изложенного, суд считает, что налоговой инспекцией не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, вменяемого ответчику.

По поводу легальности нахождения в обороте изъятой алкогольной продукции в количестве 6 бутылок суд приходит к следующим выводам.

Согласно протоколу №8 от 02.09.2008 г. проверяющими было изъято и передано на ответственное хранение продавцу ФИО5 два наименования алкогольной продукции:

1. водка «Дистар», 0,5 л., датой розлива 14.08.2007 г., завод – изготовитель ООО «Ликероводочный завод «Дистар» стоимостью 85 руб. в количестве 1 бутылки;

2. водка «Зеленая марка» кедровая, 0,5 л., датой розлива 01.07.2008 г., производства ЗАО «ЛВЗ Топаз» стоимостью 127 руб. в количестве 5 бутылок.

Из представленных документов следует, что алкогольная продукция - водка «Зеленая марка» кедровая в количестве 5 бутылок, приобретена для реализации ООО «Восход» и находится в законном обороте.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Налоговой инспекцией в ходе судебного заседания не подтверждена принадлежность водки «Зеленая марка» кедровая 0,5 л. ИП ФИО1, тогда как на данную алкогольную продукцию были представлены подтверждающие легальность нахождения в обороте документы.

Доказательств легальности нахождения в обороте водки «Дистар» в количестве 1 бутылки предпринимателем не представлено.

Алкогольная продукция, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, как находящаяся в незаконном обороте, подлежит направлению на переработку или уничтожение и не может быть возвращена лицу, у которого изъята.

Согласно статье 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Такая продукция подлежит направлению на переработку или уничтожение на основании части 12 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Находящаяся в незаконном обороте не соответствующая требованиям ГОСТа алкогольная продукция подлежит безусловному изъятию вне зависимости от существования на нее права собственности у правонарушителя или лица, у которого она находится во владении, и не может быть возвращена владельцу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 №883 утверждено Положение о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которым предусмотрено, что государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения, передают такую продукцию на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение. Переработка или уничтожение продукции осуществляется под контролем территориальных налоговых органов. Уничтожение продукции осуществляется на основании решений комиссий, в состав которых входит представитель уполномоченного органа, Российского фонда федерального имущества (его отделения), территориального органа Федеральной налоговой службы и руководитель организации, осуществляющей уничтожение.

Таким образом, изъятая алкогольная продукция - водка «Зеленая марка» кедровая, 0,5л., датой розлива 01.07.2008 г., производства ЗАО «ЛВЗ Топаз» стоимостью 127 руб. в количестве 5 бутылок, подлежит возвращению законному владельцу – ООО «Восход». Изъятая водка «Дистар», 0,5 л., датой розлива 14.08.2007 г., завод – изготовитель ООО «Ликероводочный завод «Дистар» стоимостью 85 руб. в количестве 1 бутылки подлежит передаче на переработку или уничтожение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, отказать.

Изъятую алкогольную продукцию - водку «Дистар», 0,5 л., датой розлива 14.08.2007г., завод – изготовитель ООО «Ликероводочный завод «Дистар» стоимостью 85 руб. в количестве 1 бутылки, находящуюся в незаконном обороте, направить на переработку или уничтожение в установленном законодательством порядке.

Выдать исполнительный лист.

Изъятую алкогольную продукцию - водку «Зеленая марка» кедровая, 0,5л., датой розлива 01.07.2008 г., производства ЗАО «ЛВЗ Топаз» стоимостью 127 руб. в количестве 5 бутылок вернуть законному владельцу – ООО «Восход».

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.

Судья О.С. Найданов