ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3136/12 от 11.10.2012 АС Республики Бурятия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ

Резолютивная часть решения  объявлена  11 октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен  16 октября 2012 года

Арбитражный суд  Республики Бурятия в составе судьи  Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания  секретарем Будаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Бурятзолото»  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 1 по Республике Бурятия о признании незаконным решения от 24 апреля 2012 года № 765 в части уменьшения подлежащего уменьшению из бюджета субъекта Российской Федерации авансового платежа по налогу на прибыль организаций  за 11 месяцев 2011 года на сумму 21 517 295 руб.,

при участии:

заявителя:  ФИО1 – представителя по доверенности от 08.08.2012, ФИО2  - представителя по доверенности  от 06.08.2012, ФИО3 – представителя по доверенности от 03.09.2012,

ответчика: ФИО4 – представителя по доверенности от 10.01.2012 № 83, ФИО5 - представителя по доверенности от 10.01.2012 № 86,

установил:

Открытое акционерное общество «Бурятзолото» (далее - ОАО «Бурятзолото», Общество) обратилось в  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 1 по Республике Бурятия (далее – Инспекция, налоговый орган)  о признании незаконным решения от 24 апреля 2012 года № 765 в части уменьшения подлежащего  уменьшению из бюджета субъекта Российской Федерации авансового платежа по налогу на прибыль организаций  за 11 месяцев 2011 года на сумму 21 517 295 руб.

Представители заявителя требования поддержали, в обоснование доводов указали, что Общество правомерно воспользовалось  налоговой  льготой, предусмотренной  п.4 ст.8 Закона Республики Бурятия от 26 ноября 2002 года № 145-III  "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" (далее – Закон Республики Бурятия  № 145-III).

Порядок согласования размера налоговой преференции не установлен данным Законом, поэтому  Обществом  расчет  произведен на основании данных бухгалтерского и налогового учета по аналогии с порядком, установленным Постановлением Правительства РБ от 18.02.2003 № 62 «О порядке предоставления организациям субсидий на развитие производства».

Суммы начисленных и фактически уплаченных  налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Бурятия - это суммы  начисленных налогов и сборов, включенные в представленные в установленном порядке декларации по налогам, и расчеты за налоговый период, соответствующий календарному году, по данным налогоплательщика.

Исходя из текста Закона, в результате сравнения  должен быть получен один коэффициент (процент) снижения ставки налога. Указанное подтверждается письмом Министерства финансов Республики Бурятия, адресованным налоговому органу. В оспариваемом решении Инспекция рассчитывает два коэффициента (процента) темпа прироста.  Законом не предусмотрен  расчет двух коэффициентов и не предусмотрен  порядок получения (выбора) одного коэффициента из двух полученных.

Просили  требования удовлетворить.

Инспекция с заявленными требованиями не согласилась, представлен письменный отзыв и дополнения к нему.

Представители Инспекции,   сославшись на ст.ст.6.1, 11 НК РФ, ст.12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.14 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»  указали, что  на основании пункта 4 статьи 8 Закона Республики Бурятия  № 145-III для установления величины прироста сравниваются начисленные и уплаченные налоги и сборы в консолидированный бюджет Республики Бурятия в течение 2010 года календарного года с начисленными и уплаченными налогами и сборами в течение 2009 календарного года.

Налог считается начисленным   только при представлении налогоплательщиком декларации.  Под понятием «фактическая уплата сумма налога за календарный год» в соответствии со ст.45 НК РФ следует понимать уплату или перечисление платежным поручением или иным документом установленной формы в течение календарного года.

В решении  при сравнении 2009 и 2010 года Инспекция установила отсутствие прироста начисленных и уплаченных сумм налогов в консолидированный бюджет, поэтому  налогоплательщиком неправомерно применена пониженная ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации за 11 месяцев 2011 года.

Просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Заслушав объяснения представителей  сторон,  исследовав материалы дела,  суд находит заявление  необоснованным и  не подлежащим удовлетворению,  по следующим основаниям:

Открытое акционерное общество  «Бурятзолото»  зарегистрировано в качестве юридического лица  17.07.1996  за основным государственным регистрационным номером 1020300962780, ИНН <***>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.07.2012.

Как следует из материалов дела, 21 декабря 2011 г. Обществом представлена первичная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 11 месяцев 2011 г., 

28 декабря 2011 г. Обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (корректировка № 1) за 11 месяцев  2011 г.,

17 января 2012 г. Обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (корректировка № 2) за 11 месяцев  2011 г.,

20 февраля 2012 г. Обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (корректировка № 3) за 11 месяцев  2011 г.

В соответствии с п.2 ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Согласно п.9.1 ст.88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия проведена камеральная  налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 11 месяцев 2011 года  (корректировка № 3).

По результатам составлен акт от 20  марта 2012 года № 1160 камеральной налоговой проверки  ОАО «Бурятзолото».

24 апреля 2012  г. Инспекцией  вынесено  решение № 765 об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения, которым уменьшен подлежащий уменьшению из бюджета субъекта Российской Федерации авансовый платеж по налогу на прибыль организаций за 11 месяцев 2011 года на сумму 21 517 295 руб.

Общество оспорило решение  № 765  в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия.

Решением УФНС России по РБ от 09.06.2012 № 04-14/-04072 решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Бурятия от 24.04.2012 № 765  оставлено без изменения и утверждено.

Не согласившись с решением Инспекции  от 24.04.2012 № 765   ОАО «Бурятзолото» обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Как следует из материалов дела, 20 февраля 2012 года ОАО «Бурятзолото» представило в  Инспекцию уточненную (номер корректировки 3)  налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 11 месяцев 2011 года.  В данной декларации  Общество исчислило  налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 142 481 070 руб.,  применив пониженную налоговую ставку по указанному налогу в размере 15,58%.

Налоговым органом по результатам проверки названной налоговой декларации сделан вывод, что Обществом неправомерно применена пониженная ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ за  указанный период. Данный вывод Инспекции явился основанием для  уменьшения подлежащего уменьшению из бюджета субъекта Российской Федерации авансового платежа по налогу на прибыль организаций за 11 месяцев 2011 года на сумму 21 517 295 руб.

Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20 процентов,  при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пунктом  4 статьи 8 Закона  Республики Бурятия от 26.11.2002 № 145-III "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" (далее – Закон Республики Бурятия № 145-III)  предусмотрено, что для организаций снижается ставка налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет, на 0,1 процента за каждый полный процент прироста суммы начисленных и фактически уплаченных налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Бурятия, но не более чем на 4,5 процента. Установление величины прироста производится путем сравнения двух календарных лет, предшествующих году, в котором налогоплательщик претендует на снижение налоговой ставки.

По мнению заявителя,  суммы начисленных и фактически уплаченных  налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Бурятия - это суммы  начисленных налогов и сборов, включенные в представленные в установленном порядке декларации по налогам, и расчеты за налоговый период, соответствующий календарному году, по данным налогоплательщика. Представители заявителя указали, что Инспекция произвела сравнение не начисленных налогов и сборов за календарный год, а сравнение авансовых платежей за отдельно взятые отчетные периоды, относящиеся  к разным  налоговым периодам, начисление по которым произведено в разные календарные годы.

Данный довод заявителя судом не принимается.

Порядок исчисления сроков для целей налогового законодательства установлен статьей 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 6.1 НК РФ предусмотрено, что годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

При этом определение календарного года в данной статье  не приведено.

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п.1 ст.11 НК РФ).

Определение календарному году дано в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ "Об исчислении времени": календарный год - период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем.

Как следует из п.1 ст.14 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"  отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

На основании статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации  финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Исходя из анализа указанных норм, календарным годом является период с 1 января по 31 декабря включительно.

Следовательно, начисленными в течение календарного года считаются налоги, начисленные в период с 1 января по 31 декабря года, т.е. в данном случае,  с 1 января по 31 декабря 2009 года  в 2009  календарному году, с 1 января по 31 декабря 2010 года в 2010 календарном году.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В этом же пункте раскрывается понятие "расчет авансового платежа" - это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

В соответствии со статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно пункту 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых согласно статье 341 НК РФ  признается календарный месяц.

В соответствии с  п.2 ст.345 НК РФ  налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье  360 НК РФ  налоговым периодом  по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период)  налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.  Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Статьей 379 НК РФ  определено, что налоговым периодом  по налогу на имущество признается календарный год.  Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с п.1 ст.386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

По земельному налогу на основании статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.  Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

В соответствии с п.3 ст.398 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Поскольку указанными нормами прямо предусмотрена обязанность представления налогоплательщиком налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам  по итогам как налоговых, так и отчетных периодов, то Инспекцией  при расчете прироста начисленных налогов  обоснованно приняты декларации и расчеты, представленные Обществом  в  2009, 2010 календарных годах.

В оспариваемом решении налоговым органом для установления прироста сопоставлены начисленные Обществом  налоги и сборы в консолидированный бюджет Республики Бурятия в течение 2010 календарного года  с начисленными налогами и сборами в течение 2009 календарного года.

Данные по авансовым платежам и земельному налогу, налогу на имущество организаций,  налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, транспортному налогу,  налогу на добычу полезных ископаемых, расчету регулярных платежей за пользование недрами приведены в таблице  № 1 (л.д.11-16 т.1). В подтверждение налоговым органом представлены  налоговые декларации и налоговые расчеты по авансовым платежам  по указанным налогам (л.д.29-144 т.2, т.3, т.4).

Исходя из указанных документов следует, что  в 2009 году  Обществом начислен земельный налог в сумме  258 520 руб.,  налог на имущество организаций  в сумме 20 321 122 руб.,  налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 260 393 227 руб., транспортный налог в размере  942 284 руб.,  налог на добычу полезных ископаемых в сумме  158 728 810 руб.,  расчет регулярных  платежей за пользование недрами  в размере 34 923 руб., всего 440 678 886 руб.

В 2010  году  ОАО «Бурятзолото»  начислен земельный налог в сумме  258 520 руб.,  налог на имущество организаций  в сумме 16 897 062 руб.,  налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 68 953 327 руб., транспортный налог в размере  945 002 руб.,  налог на добычу полезных ископаемых в сумме  183 151 398 руб.,  расчет регулярных  платежей за пользование недрами  в размере 34 922,4 руб., всего 270 240 231,4  руб.

Представители заявителя указали, что  Инспекция, опираясь на сведения деклараций и авансовых расчетов при сравнении налогов начисленных, включает в базу для сравнения вместо сумм налогов начисленных  суммы налогов (авансовых  платежей), подлежащие уплате (доплате). Обществом приведен  пример по налоговой декларации по налогу на прибыль,  и указано, что Инспекция  включает для сравнения сведения, отраженные по строке 070 Раздела 1 «Сумма к доплате», а не сведения,  отраженные  по строке 200 листа 02.

Данный довод заявителя отклоняется.

Приказом  Минфина РФ от 05.05.2008 № 54н утверждена  форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и  порядок ее заполнения" (далее - Приказ Минфина РФ № 54н).

Согласно п.4.2 Приказа Минфина РФ № 54н в подразделе 1.1 раздела 1 налоговой декларации по налогу на прибыль  указываются суммы авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджеты всех уровней по итогам отчетного (налогового) периода.

Пунктом 4.2.1 Приказа Минфина РФ № 54н  по строке 070  подраздела 1.1 раздела 1 указывается сумма налога на прибыль к доплате в бюджет субъекта Российской Федерации, определяемая путем вычитания из строки 200 показателей строк 230 и 260 Листа 02. Данный показатель указывается, если показатель строки 200 превышает сумму строк 230 и 260 Листа 02 (строка 200 - строка 230 - строка 260, если строка 200 больше суммы строк 230 и 260).

Как следует из пункта 5.8  Приказа Минфина РФ № 54н  по строке 230 указываются суммы начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. По строкам 210 - 230 указываются:

- организациями, уплачивающими ежемесячные авансовые платежи не позднее 28-го числа каждого месяца, с последующими расчетами в Декларациях за соответствующий отчетный период, - суммы исчисленных авансовых платежей согласно Декларации за предыдущий отчетный период данного налогового периода, и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитавшихся к уплате 28-го числа каждого месяца последнего квартала отчетного периода;

- организациями, уплачивающими ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, - суммы исчисленных авансовых платежей согласно Декларации за предыдущий отчетный период;

- организациями, уплачивающими авансовые платежи только по итогам отчетного периода, - суммы исчисленных авансовых платежей согласно Декларации за предыдущий отчетный период;

- суммы авансовых платежей, доначисленных (уменьшенных) по камеральной налоговой проверке Декларации за предыдущий отчетный период, результаты которой учтены налогоплательщиком в Декларации за последующий отчетный (налоговый) период.

Организации, у которых выплаченная за пределами Российской Федерации сумма налога на прибыль зачтена в предыдущем отчетном периоде (строки 240 - 260) в установленном порядке в уплату налога на прибыль в Российской Федерации за указанный отчетный период, суммы начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период (строки 210 - 230) уменьшают на сумму указанного зачтенного налога на прибыль.

На основании п.5.9  Приказа Минфина РФ № 54н  по строкам 240 - 260 указывается сумма налога на прибыль, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога на прибыль согласно порядку, установленному статьей 311 Кодекса.

Разделом V  Приказа Минфина РФ № 54н   определен порядок заполнения Листа 02 "Расчет налога на прибыль организаций" Декларации.

Согласно 5.7 Приказа Минфина РФ № 54н   по строке 200 сумма исчисленного налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, не имеющей обособленных подразделений, определяется путем умножения строк 120 и (или) 130 (налоговая база) на ставки налога на прибыль, действующие по месту нахождения налогоплательщика (строки 160 и (или) строки 170).

Пунктом 7 статьи 274 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

На основании пункта 2.1 Приказа Минфина РФ № 54н   декларация составляется нарастающим итогом с начала года.

В соответствии со статьей 285 НК РФ  налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Таким  образом, по строке 200 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль отражается сумма исчисленного налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации организацией по итогам отчетного или налогового периодов нарастающим итогом с начала года.

По строке 070 подраздела 1.1 раздела 1 налоговой декларации по налогу на прибыль отражаются суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, исчисленные по тому налоговому либо отчетному периоду, по которому представляется налоговая декларация.

Учитывая, что налоговым органом сделан обоснованный вывод о необходимости сравнения сумм налогов, в том числе на прибыль, начисленных в календарном году, то, следовательно,  Инспекция правомерно  суммировала  исчисленные налогоплательщиком  суммы к доплате за  конкретные отчетные и налоговые периоды.

В том случае, если бы Инспекция суммировала данные, отраженные в строке 200 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, то  указанные сведения  носили бы искаженный характер, поскольку в каждом последующем периоде  сумма налога отражается нарастающим итогом с начала года, т.е. с учетом  ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Кроме того, налоговым органом  в оспариваемом решении   проанализированы  в сравнении фактически  уплаченные налоги и сборы за период с 1 января по 31 декабря 2009 года  и с 1 января  по 31 декабря 2010 года.

При этом  учтены все платежные поручения по уплате налогов, авансовых платежей, сборов, решения о зачете сумм, излишне уплаченных, или сумм, излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих налогов.

На основании пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком-организацией:

с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента.

В соответствии с п.1 ст.58 НК РФ  уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Пунктами 2 и 3 данной статьи предусмотрено, что подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.  В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Данные о фактической уплате налогов и сборов в течение  2009 и 2010 годов  также приведены в таблице № 1 (л.д.11-16 т.1).

Представитель заявителя пояснила суду, что указанные в таблице платежные поручения и решения о зачетах перечислены верно, суммы, указанные в них,  отражены правильно.

Из решения налоговой инспекции  от 24.04.2012 № 765  следует, что в 2009 году уплачены: земельный  налог  в сумме 258 520 руб.,  налог на имущество организаций в размере 20 841 565,5 руб.,  налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме  266 197 352 руб.,  транспортный налог в размере 949 338 руб.,  налог на добычу полезных ископаемых 158 728 810 руб.,  расчет регулярных платежей за пользование недрами   - 34 923 руб.  Всего в 2009 году налогоплательщиком уплачено  в консолидированный бюджет Республики Бурятия 447 010 508,5 руб.

В 2010  календарном году в бюджет республики уплачено Обществом 280 377 797,4 руб., в том числе земельный  налог  в  сумме 258 520 руб.,  налог на имущество организаций в размере 17 454 046 руб.,  налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме  78 533 909 руб.,  транспортный налог в размере 945 002 руб.,  налог на добычу полезных ископаемых 183 151 398 руб.,  расчет регулярных платежей за пользование недрами   - 34 922,4 руб.

Таким образом, при сравнении показателей 2009 и 2010 годов у Общества отсутствует  прирост, как по начисленным,  так и по фактически уплаченным налогам и сборам  в консолидированный бюджет Республики Бурятия.

При этом  снижение показателей  по начисленным налогам:  с 440 678 886 руб.  до  270 240 231,4 руб., по фактически уплаченным:  с 447 010 508,5 руб.  до  280 377 797,4 руб.

По мнению заявителя, в результате сравнения  должен быть получен один коэффициент (процент) снижения ставки налога. Законом Республики Бурятия № 145-III не предусмотрен  расчет двух коэффициентов и не предусмотрен  порядок получения (выбора) одного коэффициента из двух полученных.

Данный довод Общества не принимается.

Пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Бурятия № 145-III установлено, что для организаций снижается ставка налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет, на 0,1 процента за каждый полный процент прироста суммы начисленных и фактически уплаченных налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Бурятия.

В данном случае  применен союз «и», означающий  как суммы начисленных, так и суммы, фактически уплаченных налогов, а не «или», который бы  означал применение  какого-либо одного из показателей.

Заявителем в материалы дела представлены разъяснения Министерства экономики Республики Бурятия, Министерства финансов Республики Бурятия и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия, направленные  на запросы Общества, по применению  спорного пункта Закона Республики Бурятия № 145-III.

Как следует из писем Минэкономразвития РБ от 11.10.2011 № 16/002-360, от 20.01.2012  № 03/16-ИО16-195  (л.д.10-11, 19-20 т.2)  «в абзаце первом рассматриваемого пункта установлена обязательность наличия каждого из признаков условий предоставления налоговых льгот: как прироста суммы начисленных, так и фактически уплаченных налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Бурятия». «Обязательность наличия каждого из условий была введена для сохранения стимулирующего характера предоставления данной льготы, в том числе для исключения случаев ее предоставления в случае переплаты (недоплаты) в сравниваемых годах, а также исключения из базы сравнения размера предоставленных налоговых льгот».

Аналогичные разъяснения даны Обществу Министерством финансов РБ от 20.01.2012 и УФНС России по РБ от 17.01.2012 (л.д.21-23 т.2).

Таким образом, налоговым органом  правомерно на основании п.4 ст.8 Закона Республики Бурятия № 145-III сопоставлены начисленные и уплаченные налоги и сборы в консолидированный бюджет Республики Бурятия  в 2009 и 2010 календарных годах и сделан  вывод об отсутствии прироста  как по начисленным,  так и по фактически уплаченным налогам и сборам в бюджет республики.

При этом  письма МРИ ФНС России № 1 по Республике Бурятия от 05.07.2011 №№ 12-17/06216, 12-17/06126  (л.д.6-7 т.2) сами по себе не свидетельствуют о наличии у Общества льготы по налогу на прибыль, зачисляемому  в  бюджет субъекта Российской Федерации, поскольку  в данных письмах  показатели по налогам рассчитаны по налоговым периодам, кроме того, у налогоплательщика  отсутствует прирост по фактически уплаченным налогам и сборам в бюджет республики, что является одним из условий для применения льготы, предусмотренной  Законом Республики Бурятия № 145-III.

В соответствии с представленной  ОАО «Бурятзолото» уточненной (корректировка № 3) налоговой декларацией  по налогу на прибыль за 11 месяцев 2011 года  налоговая база для исчисления данного налога  составляет 911 102 030 руб.,  следовательно, налог в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 18% составляет 163 998 365 рублей.  Общество отразило в налоговой декларации налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в размере 142 481 070 руб., разница составляет 21 517 295 руб.

Следовательно, Инспекция в ходе проверки обоснованно пришла к выводу о занижении Обществом суммы исчисленного авансового платежа по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 21 517 295 руб. в результате  применения пониженной налоговой ставки  в размере 15,58%.

Более того,  вывод налогового органа подтверждается изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия № 145-III, вступающими в силу с 1 января 2013 года.

Законом  Республики Бурятия от 09.07.2012 № 2864-IV  "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Бурятия по вопросам налогового регулирования в Республике Бурятия"  часть 4 статьи 8 изложена  в следующей редакции:

"4. Для организаций снижается ставка налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет, на 0,1 процента за каждый полный процент прироста начисленных и фактически уплаченных в течение календарного года сумм налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет, налога на имущество организаций, земельного налога, транспортного налога, налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Республики Бурятия, но не более чем на 4,5 процента при условии, что по итогам года, предшествующего году применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, суммарный прирост балансовой стоимости основных фондов организации составил не менее 100 процентов от налоговой базы налога на прибыль организаций, исчисляемой в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах.

Начисленными в течение календарного года налогами считаются суммы налогов по налоговым декларациям (расчетам), представленным в течение календарного года. Фактически уплаченными в течение календарного года налогами считаются суммы налогов, которые были уплачены в течение календарного года.

Установление величины прироста начисленных и фактически уплаченных в течение календарного года налогов в консолидированный бюджет Республики Бурятия производится путем сравнения данных показателей отдельно по начисленным и фактически уплаченным налогам за два календарных года, предшествующих году, в котором налогоплательщик претендует на снижение налоговой ставки. При этом учитывается наименьший из двух показателей."

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания недействительным решения Инспекции от 24 апреля 2012 года № 765.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных  открытым акционерным обществом «Бурятзолото»  требований отказать.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья                                                 подпись                                             А.ФИО6