ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3164/2022 от 28.09.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

05 октября 2022 года                                                                              Дело № А10-3164/2022

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 05 октября 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>)  к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене решения от 03.03.2022 №003/10/18.1-102/2022 в части признания жалобы ООО «СФЗ» обоснованной,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, представителя по доверенности от 17.03.2022 № 294/2022, диплом о юридическом образовании от 11.07.2000,  

от ответчика - ФИО2, представителя по доверенности от 26.11.2021 № 06-82/4976, не имеет юридического образования, допущена судом к участию в деле в качестве представителя ответчика, ФИО3, представителя по доверенности от 01.08.2022 № 06-82/2782, диплом о юридическом образовании от 07.07.2018, ФИО4, представителя по доверенности от 26.11.2021 № 06-82/4978, диплом о юридическом образовании от 18.06.2001

от третьего лица - не явился, извещен,

установил:

Республиканское агентство лесного хозяйства (далее – заявитель, РАЛХ, Агентство) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - ответчик, Бурятское УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 03.03.2022 №003/10/18.1-102/2022 в части признания жалобы ООО «СФЗ» обоснованной. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью  «СФЗ» (далее – третье лицо, ООО «СФЗ»).

В судебном заседании 21.09.2022 объявлялся перерыв, о чем информация размещена на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел».

Третье лицо в судебное заседание не явилось, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

 Суд, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.

В обоснование требований заявителем указано, что агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение № 011021/0961436/06 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины. Конкурсной комиссией, в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся со ссылкой на то, что всем участникам, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсной комиссией единогласно было отказано в допуске к участию в конкурсе. Не согласившись с действиями конкурсной комиссии ООО «СФЗ» обратилось в Бурятское УФАС России с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов. По результатам рассмотрения жалобы Бурятским УФАС вынесено решение от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021, в соответствии с которым жалоба ООО «СФЗ» признана обоснованной, конкурсная комиссия РАЛХ признана нарушившей пункты 1, 2 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ, РАЛХ признано нарушившим часть 4 статьи 80.1 ЛК РФ. Комиссией Бурятского УФАС в адрес Агентства выдано предписание № 003/10/18.1-1205/2021 в срок не позднее 28.01.2022 устранить допущенное нарушение требований части 4 статьи 80.1, пунктов 1, 2 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации: отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса; вернуть поданные заявки; внести изменения в конкурсную документацию с учетом принятого решения от 12.01.2022 № 003/10/18.1 -1205/2021; продлить срок подачи заявок. Во исполнение указанного предписания Конкурсная комиссия в соответствии с протоколом от 24.01.2022 отменила, в том числе Протокол заседания конкурсной комиссии от 12.12.2021 по извещению № 011021/0961436/06, Агентство возвратило всем участникам конкурса заявки, 06.02.2022 на официальном сайте https://www.torgi.gov.ru разместило извещение и Документацию о конкурсе в новой редакции, согласно которой дата окончания подачи заявок - 16.02.2022. Далее Агентством внесены изменения в Документацию о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 15.02.2022. Дата заседания конкурсной комиссии по определению участников конкурса и вскрытию конвертов с конкурсными предложениями определена на 21 марта 2022 года в 14:00 часов, что не противоречит положениям части 10 статьи 80.1 ЛК РФ, согласно которым возможный срок проведения конкурса истекал 29 марта 2022 года. Таким образом, до даты проведения конкурса, а именно до 21.03.2022, Агентство вправе было отказаться от его проведения. Бурятское УФАС, не оспаривая право Агентства на отказ от проведения конкурса, в решении от 03.03.2022 №003/10/18.1-102/2022 ссылается на нарушение срока, установленного части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, в данном случае, Агентство издало приказ от 15.02.2022 № 133 «Об отказе от проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины», то есть  отказалось от проведения конкурса в отношении лесного участка, расположенного МО «Бичурский район», Бичурское лесничество, Куналейское участковое лесничество за тридцать дней до даты проведения конкурса. Следовательно, действия Агентства соответствуют положениям части 22 статьи 80.1 ЛК РФ, части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2.10.3 Административного регламента предоставления Республиканским агентством лесного хозяйства государственной услуги по подготовке, организации и проведению торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, утвержденного указом Главы Республики Бурятия от 22.05.2020 № 106. При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Бурятского УФАС не может быть признано законным. Также отмечено, что ссылки Бурятского УФАС на порядок проведения публичного конкурса не могут быть признаны обоснованными, поскольку открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, организованный на основании статей 80.1, 80.2 ЛК РФ, не регулируется условиям проведения публичного конкурса, установленным статьями 1057 - 1061 главы 57 «Публичный конкурс» ГК РФ.

Представитель заявителя при рассмотрении дела требования поддержал. Пояснил, что утверждение Бурятского УФАС России о первоначальном отказе от проведения конкурса и последующем внесении изменений в документацию о конкурсе в части переноса срока проведения конкурса не соответствует действительности. Право Агентства как организатора конкурса на внесение изменений в документацию о конкурсе в части сроков проведения конкурса ограничено только положениями части 10 статьи 80.1 ЛК РФ. Бурятское УФАС России в материалы настоящего дела доказательств со ссылками на иные нормы, предусматривающие ограничение для организатора торгов на внесение изменений в Документацию о конкурсе, в том числе в части сроков его проведения, не представило. При этом отметил, что статья 80.1 ЛК РФ не содержит требования об указании в извещении о проведении конкурса предельной даты отказа от проведения конкурса. Частью 22 статьи 80.1 ЛК РФ установлено, что организатор конкурса вправе отказаться от его проведения конкурса в сроки, предусмотренные гражданским законодательством. Данное положение закреплено на странице 3 Документации о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, утвержденной от 15.02.2022, а также размещенной на официальном сайте https://www.torgi.gov.ru от 06.02.2022.

Представители Бурятского УФАС в ходе рассмотрения возражали против заявленного требования. Пояснили, что изменив сроки заседаний конкурсной комиссии, организатор торгов фактически внес изменения в извещение о проведении рассматриваемого конкурса за пределами установленных действующим законодательством сроков. Изменения дат заседаний конкурсной комиссии осуществлены для формального исполнения части 4 статьи 448 ГК РФ. Согласно представленным документам организатор торгов отказался от проведения конкурса менее чем за тридцать дней до его проведения. Тем самым, организатором торгов допущено нарушение части 22 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ. В силу части 1 статьи 1058 Гражданского кодекса РФ лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока. Вместе с тем, изменения условий конкурса согласно сведениям, размещенным на официальном сайте для размещения торгов, заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса, с учетом всех размещенных извещений об изменении срока заседаний конкурсной комиссии (первоначально назначенного на 10 и 14 марта 2022), назначено на 21 и 23 марта 2022. Таким образом, изменив сроки заседаний конкурсной комиссии, организатором торгов фактически внесены изменения в документацию о проведении рассматриваемого конкурса за пределами установленных действующим законодательством сроков. Поскольку изменение условий проведения конкурса внесено организатором торгов за пределами срока, установленного гражданским законодательством, полагают, что Агентством нарушены требования части 22 статьи 80.1 Лесного кодекса. Организатор торгов вправе был отказаться от проведения конкурса в соответствии с требованиями части 22 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ в срок до 14.02.2022. Однако Приказ об отказе от проведения конкурса издан 15.02.2022, то есть за пределами срока, установленного Лесным кодексом РФ. При этом именно в этот же день внесены изменения в конкурсную документацию в части переноса сроков заседаний конкурсной комиссии, что, по мнению Комиссии Бурятского УФАС, свидетельствует о неправомерном переносе сроков с целью формального соблюдения требований части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах считают, что решением Бурятского УФАС России от 03.03.2022 № 003/10/18.1-102/2022 правильно установлен факт нарушения срока отказа от проведения конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования, исходя из следующего.

01.10.2021 на сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины № 011021/0961436/06. Дата окончания подачи заявок 06.12.2021, дата и время заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссии 10.12.2021 в 16 часов 00 минут.

Организатором конкурса выступило Республиканское агентство лесного хозяйства.

Предмет конкурса - право заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

Лесной участок, предполагаемый к предоставлению в аренду, расположен: Республика Бурятия, МО «Бичурский райо», Бичурское лесничество, Куналейское участковое лесничество, кварталы 5, 7, 8, 19, 20, 21, 22, 23, 34, 35, 36, 41, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 67, 68.

Площадь лесного участка - 9 144 га.

Разрешенный вид использования - заготовка древесины. Срок аренды: Лет: 49, месяцев:0, дней:0.

Начальная цена: 1 190 000 руб. Начальная цена за весь срок аренды-  58 310 000,00 рублей.

До истечения срока подачи заявок поступило пять предложений: ООО «Рассвет», ООО «Заречное», ООО «Восток Плюс», ООО «СФЗ», ООО «Промтехлес».

Конкурсной комиссией, в соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021, в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что всем участникам, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсной комиссией единогласно было отказано в допуске к участию в конкурсе.

Не согласившись с действиями конкурсной комиссии по организации и проведению 08.12.2021 открытого конкурса, ООО «СФЗ» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (вх. № от 21.12.2021 № 8192) и Дополнением к жалобе от 24.12.2021.

По результатам рассмотрения жалобы Бурятским УФАС России вынесено решение от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021, в соответствии с которым Комиссия Бурятского УФАС России решила:

1. признать жалобу ООО «СФЗ» обоснованной.

2. признать конкурсную комиссию Республиканского агентства лесного хозяйства нарушившей пункты 1, 2 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.

3. признать Республиканское агентство лесного хозяйства нарушившим часть 4 статьи 80.1 ЛК РФ.

4. выдать обязательное для исполнение предписание.

5. передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.

Также, Комиссией Бурятского УФАС России на основании решения от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021 в адрес Агентства выдано предписание от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021 об устранении нарушения, согласно которому предписано в срок не позднее 28.01.2022 устранить допущенное нарушение требований части 4 статьи 80.1, пунктов 1, 2 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно:

- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса;

- вернуть поданные заявки;

- внести изменения в конкурсную документацию с учетом принятого решения от 12.01.2022 № 003/10/18.1 -1205/2021;

- продлить срок подачи заявок.

Во исполнение указанного предписания Конкурсная комиссия протоколом заседания о рассмотрении решений и предписаний от 24.01.2022 отменила протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021 по извещению № 011021/0961436/06; Агентство всем участникам конкурса возвратило заявки; 06.02.2022 на официальном сайте https://www.torgi.gov.ru Агентство разместило Извещение и Документацию о конкурсе в новой редакции, согласно которым дата начала подачи заявок - 01.10.2021, дата окончания подачи заявок -16.02.2022.

15.02.2022 Агентство внесло изменения в Документацию о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины. Дата заседания конкурсной комиссии по определению участников конкурса и вскрытию конвертов с конкурсными предложениями определена на 21 марта 2022 года в 14:00 часов, по адресу: 670013, <...> «а».

Приказом от 15.02.2022 № 133 «Об отказе от проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины» Агентство отказалось от проведения конкурса по номеру извещения на официальном сайте торгов РФ torgi.gov.ru. - № 011021/0961436/06 по лоту 1 в отношении лесного участка, расположенного МО «Бичурский район», Бичурское лесничество, Куналейское участковое лесничество.

Не согласившись с действиями Агентства по отказу от проведения открытого конкурса, ООО «СФЗ» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (исх. № от 18.02.2022 № 12).

По результатам рассмотрения жалобы Бурятским УФАС России вынесено решение от 03.03.2022 №003/10/18.1-102/2022, согласно которому Комиссия Бурятского УФАС России решила:

1. признать жалобу ООО «СФЗ» обоснованной.

2. признать Республиканское агентство лесного хозяйства нарушившим часть 22 статьи 80.1 ЛК РФ.

3. предписание не выдавать в связи с отменой конкурса.

4. передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства по части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным решением Бурятского УФАС, Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»):

- противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения,

- нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, действий и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на органы, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

В соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).

На основании части 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания (часть 23 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).

Как следует из оспариваемого решения, основанием его принятия послужил вывод  Комиссии Бурятского УФАС о нарушении организатором торгов части 22 статьи 80.1 Лесного Кодекса Российской Федерации ввиду того, что организатор торгов отказался от проведения конкурса менее чем за тридцать дней до его проведения.

На основании частей 1, 2, 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в соответствии с указанным Кодексом.

По общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса (часть 1 статьи 7.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 указанной статьи.

Частью 22 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации организатору торгов предоставлено право на отказ от проведения конкурса в сроки, предусмотренные гражданским законодательством.

При этом указанное право организатора торгов не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия каких-либо оснований.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Как установлено пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случае если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Извещение об отказе в проведении конкурса размещается организатором конкурса на официальном сайте торгов в течение двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Организатор конкурса в течение двух рабочих дней с даты размещения на официальном сайте торгов извещения об отказе в проведении конкурса обязан известить участников конкурса о своем отказе в проведении конкурса и в течение пяти дней возвратить им внесенные задатки (часть 23 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, во исполнение предписания Бурятского УФАС от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021 заявителем 06.02.2022 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено Извещение и Документация о конкурсе в новой редакции, согласно которой дата и время окончания приема заявок на участие в конкурсе определены до 16 час. 00 мин. 16 февраля 2022 года. Заседание конкурсной комиссии по определению участников конкурса и вскрытию конвертов с конкурсными предложениями назначено на 10 марта 2022 года в 14-00 часов, заседание конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке конкурсных предложений и подведению итогов конкурса назначено на 14 марта 2022 года на 10-00 часов.

15.02.2022 в 8 час. 41 мин. Агентство вносит изменения в Документацию о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, а именно:

- заседание конкурсной комиссии по определению участников конкурса и вскрытию конвертов с конкурсными предложениями назначено на 21 марта 2022 года в 14:00 часов, по адресу: 670013, <...> «а»,

- заседание конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке конкурсных предложений и подведению итогов конкурса назначено на 23 марта 2022 года на 10-00 часов.

При этом срок подачи заявок для участия в конкурсе изменен не был.

            При этом, как указывает представитель заявителя при рассмотрении дела, поскольку решение о проведении конкурса оформлено приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 30.09.2021 № 1032, возможный срок его проведения (не позднее 6 месяцев) истекал 29 марта 2022 года (часть 10 статьи 80.1 ЛК РФ), что свидетельствовало о возможности переноса дат определения участников конкурса и подведения его итогов на 21 и 22 марта 2022 года.

Также, 15.02.2022 Агентство издает Приказ № 133 об отказе от проведения конкурса по номеру извещения на официальном сайте торгов РФ torgi.gov.ru. - № 011021/0961436/06 по лоту 1 в отношении лесного участка, расположенного МО «Бичурский район», Бичурское лесничество, Куналейское участковое лесничество.

При этом, как указывает представитель заявителя при рассмотрении дела, отказ от проведения конкурса с учетом внесенных изменений в Документацию о конкурсе заявлен за тридцать четыре дня до даты проведения конкурса, что свидетельствует о соблюдении срока, установленного пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса).

16.02.2022 в 05:30 час. на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение и приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от 15.02.2022 № 133 «Об отказе от проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины».

По смыслу статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации реализовать свое право и отказаться от проведения торгов организатор торгов вправе до того как подведены их итоги.

В данном случае, решение об отказе от проведения конкурса принято до вскрытия представленных в конкурсную комиссию конвертов, содержащих условия участника конкурса, рассмотрение конкурсных предложений и определение победителя, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.

С учетом изложенного, суд признает, что отказ от проведения конкурса, оформленный приказом Агентства от 15.02.2022 № 133 не противоречит требованиям действующего законодательства.

Следовательно, жалоба ООО «СФЗ» на неправомерный отказ от проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (исх. № от 18.02.2022 № 12) не подлежала удовлетворению.

Приходя к указанному выводу, суд отмечает, что согласно пункту 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение установленного тридцатидневного срока влечет иные правовые последствия в виде возмещения организатором торгов участникам торгов реального ущерба.

Кроме того, факт нарушения организатором торгов срока, установленного пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть признан подтвержденным. 

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что право Агентства, как организатора конкурса, на внесение изменений в документацию о конкурсе в части сроков проведения конкурса ограничено положениями части 10 статьи 80.1 ЛК РФ, при этом Бурятское УФАС не представило доказательств, свидетельствующих о несоблюдении организатором конкурса установленных ограничений. Иные нормы, предусматривающие ограничение для организатора торгов на внесение изменений в Документацию о конкурсе в части сроков проведения торгов, Бурятским УФАС не заявлены. Следовательно, довод Бурятского УФАС о том, что срок проведения конкурса должен быть определен как 08.02.2022, не может быть признан обоснованным.  

Довод Бурятского УФАС о том, что организатором торгов нарушен порядок внесения изменений в Документацию о конкурсе, судом также не принимается, поскольку  обстоятельств, свидетельствующих о необходимости издания Агентством соответствующего приказа, судом не установлено. В данном случае изменения в Документацию о конкурсе вносились во исполнение предписания Бурятского УФАС от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021, которое содержало требование внести изменение в конкурсную документацию с учетом решения от 12.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021 и продлить срок подачи заявок. При этом в извещении о проведении конкурса, документации о конкурсе соблюдены требования, установленные пунктом 6 части 17 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

 Также, суд находит обоснованным довод заявителя о неправомерности ссылки Бурятского УФАС в оспариваемом решении на статьи 1057, 1058 Гражданского Кодекса Российской Федерации, поскольку открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, организован в соответствии со статьями 80.1, 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое решение от 03.03.2022 №003/10/18.1-102/2022 не соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение по результатам рассмотрения жалобы от 03.03.2022 №003/10/18.1-102/2022, вынесенное Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия, как несоответствующее положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объёме) через арбитражный суд, принявший решение.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                  Н.А. Логинова