ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3186/15 от 10.08.2015 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

17 августа 2015 года                                                                                              Дело № А10-3186/2015

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 17 августа 2015 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурановой Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛИДЕР ОДИН» (670000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (670034, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не информировании о принятии к рассмотрению заявления о предоставлении лицензии в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления и документов от 31.03.2015, а также невручении уведомления об отказе в предоставлении лицензии в течение 3 рабочих дней со дня получения решения лицензионной комиссии от 08.05.2015,

при участии в заседании:

от заявителя:  ФИО1 – генерального директора;

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 15.06.2015 №20,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛИДЕР ОДИН» (далее – ООО «ЛИДЕР ОДИН», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее – РС ГЖИ, Инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не информировании о принятии к рассмотрению заявления о предоставлении лицензии в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления и документов от 31.03.2015, а также невручении уведомления об отказе в предоставлении лицензии в течение 3 рабочих дней со дня получения решения лицензионной комиссии от 08.05.2015, возложении обязанности выдать уведомление об отказе в предоставлении лицензии.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал и пояснил, что 31 марта 2015 года Общество подало в Инспекцию заявление о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с пунктом 3.2.12 Административного регламента, утвержденного приказом РС ГЖИ от 13.02.2015 №05/од, Общество должно было быть проинформировано Инспекцией о принятии к рассмотрению заявления о предоставлении лицензии в период с 01 по 03 апреля 2015 года, однако, никаких уведомлений от РС ГЖИ в адрес Общества не поступало. Основным видом деятельности Общества является управление эксплуатацией жилого фонда. С 01 мая 2015 года в силу части 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами  осуществляется на основании лицензии, после указанной даты в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 №255-ФЗ осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы Общества, поскольку в случае надлежащего информирования в установленный срок, Обществом могли быть подготовлены и поданы необходимые документы для получения лицензии, что могло повлиять на принятие Инспекцией положительного решения о предоставлении заявителю лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии в адрес заявителя в установленный срок также не направлено. Обществом понесены материальные и временные затраты, связанные с обращением в арбитражный суд с настоящим заявлением и заявлением об оспаривании решения об отказе в предоставлении лицензии. 

Представитель Инспекции  в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что на основании заявления Общества о предоставлении лицензии в соответствии с пунктом 3.2.12 Административного регламента, утвержденного приказом РС ГЖИ от 13.02.2015 №05/од, подготовлен приказ о проведении внеплановой выездной проверки, с которым 17 апреля 2015 года ознакомлен директор Общества. По итогам проверки  Инспекцией принято решение от 08 мая 2015 года и вынесен приказ от 15 мая 2015 года об отказе в предоставлении лицензии, которое направлено в адрес Общества 05 июня 2015 года. Уведомление о принятии заявления, а также уведомление об отказе в предоставлении лицензии не были направлены Обществу в установленный срок, однако, данным бездействием права Общества не могли быть нарушены, поскольку ему было известно о проведении проверки и отказе в предоставлении лицензии. На момент подачи заявления Общества, оно уже должно было соответствовать всем лицензионным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 01 февраля 2013 года общество с ограниченной ответственностью «ЛИДЕР ОДИН» зарегистрировано в качестве юридического лица.

31 марта 2015 года ООО «ЛИДЕР ОДИН» обратилось в РС ГЖИ с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.31-32).

01 апреля 2015 года руководителем Инспекции издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Общества на предмет соответствия лицензионным требованиям. 17 апреля 2015 года с копий приказа ознакомлен генеральный директор Общества (л.д.49).

20 апреля 2015 года по итогам проверки Инспекцией составлен акт (л.д.33-34).

22 апреля 2015 года Инспекцией в Лицензионную комиссию Республики Бурятия по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами направлено предложение об отказе в предоставлении ООО «ЛИДЕР ОДИН» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям, а также представлением недостоверной информации (л.д.35).

08 мая 2015 года проведено заседание Лицензионной комиссии Республики Бурятия по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, по результатам которого принято решение об отказе в предоставлении ООО «ЛИДЕР ОДИН лицензии (л.д.9-13).

15 мая 2015 года РС ГЖИ издан приказ об отказе в предоставлении ООО «ЛИДЕР ОДИН» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.36).

31 мая 2015 года по электронной почте и 05 июня 2015 года письмом  Инспекцией в адрес Общества направлено уведомление об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с приложением копии приказа от 15.05.2015 (л.д.37, 39-41, 43, 44, 46-48).

Полагая, что Инспекцией допущено бездействие, выразившееся в не информировании о принятии к рассмотрению заявления о предоставлении лицензии в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления и документов, а также невручении уведомления об отказе в предоставлении лицензии в течение 3 рабочих дней со дня получения решения лицензионной комиссии от 08.05.2015, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого бездействия незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: несоответствие его закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 мая 2015 года. После 01 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Частью 7 статьи 192 ЖК РФ определено, что Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 194 ЖК РФ установлено, что заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

В соответствии с Положением о Республиканской службе государственной жилищной инспекции", утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.05.2006 N 136, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль.

Приказом РС ГЖИ от 13.02.2015 №05/од утвержден Административный регламент предоставления Республиканской службой государственной жилищной инспекции государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Административный регламент).

Подпунктом «а» пункта 2.6.1 Административного регламента установлен срок принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии - 40 (сорок) рабочих дней со дня поступления в РС ГЖИ надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов (сведений), предусмотренных пунктом 2.8.1 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Административного регламента рассмотрение заявления, документов о предоставлении лицензии и принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии осуществляется с момента поступления в РС ГЖИ заявления и других документов, указанных в пункте 2.8.1 Административного регламента, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Пунктом 3.2.12 Административного регламента определено, что в случае представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме других документов (сведений) в соответствии с требованиями, указанными в пункте 2.8.1 Административного регламента, либо устранения нарушений, указанных в уведомлении об устранении нарушений, ответственный исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления и документов информирует соискателя лицензии, в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий, об их принятии РС ГЖИ к рассмотрению, а также готовит проект приказа о проведении внеплановой выездной проверки.

В силу пункта 3.2.19 Административного регламента материалы и рекомендация РС ГЖИ, заявление и прилагаемые к нему документы для предоставления лицензии направляются в лицензионную комиссию в течение 3 рабочих дней, но не позднее 30 рабочих дней с даты регистрации поступивших от соискателя лицензии надлежащим образом оформленного заявления и других документов о предоставлении лицензии с целью принятия решения о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии. Лицензионная комиссия рассматривает направленные РС ГЖИ материалы и выносит решение в соответствии с Положением о ее деятельности, но не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанных материалов. Решение лицензионной комиссии направляется в РС ГЖИ в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

Согласно пункта 3.2.26 и 3.2.27 Административного регламента приказ РС ГЖИ об отказе в предоставлении лицензии издается в течение 3 рабочих дней со дня получения решения лицензионной комиссии. В течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа РС ГЖИ об отказе в предоставлении лицензии ответственный исполнитель вручает соискателю лицензии уведомление об отказе в предоставлении лицензии или направляет его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В уведомлении об отказе указываются мотивированные обоснования причин отказа со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа. Если причиной отказа является установленное в ходе внеплановой выездной проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, указываются реквизиты акта проверки. Уведомление об отказе может быть также направлено соискателю лицензии посредством информационно-коммуникационных технологий. Уведомление об отказе подписывается руководителем РС ГЖИ.

Судом установлено, что 31 марта 2015 года Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 17 апреля 2015 года законный представитель Общества ознакомлен с приказом о проведении проверки на предмет соответствия заявителя лицензионным требованиям.

Таким образом, заявление о предоставлении лицензии и приложенные к нему документы соответствовали формальным требованиям, поскольку они были приняты Инспекцией к рассмотрению по существу. Поэтому РС ГЖИ обязано было в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления уведомить Общество о его принятии к рассмотрению по существу. Вместе с тем в нарушении пункта 3.2.12 Административного регламента уведомление о принятии заявления к рассмотрению Инспекцией в адрес Общества направлено не было. Данное обстоятельство Инспекцией по существу не оспаривается.

В то же время приведенные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов заявителя, поскольку 17 апреля 2015 года законный представитель Общества был ознакомлен с приказом о проведении проверки на предмет соблюдения лицензионных требований, что означает его фактическое уведомление о принятии заявления о выдаче лицензии к рассмотрению. При этом заявление о выдаче лицензии было рассмотрено и в ее предоставлении было отказано. Действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления заинтересованным лицом дополнительных документов после принятия заявления о выдаче лицензии к рассмотрению по существу. В связи с чем, доводы заявителя о том, что в случае надлежащего информирования Общество представило бы дополнительные документы и получило бы лицензию, являются несостоятельными.

Приказ об отказе в предоставлении Обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами принят 15 мая 2015 года. Соответственно, уведомление об отказе в предоставлении лицензии должно было быть направлено в течение 3 рабочих дней после подписания приказа.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии с приложением копии приказа направлено Обществу по электронной почте 31 мая 2015 года и заказным письмом  05 июня 2015 года, т.е. с нарушением названного срока.

В то же время данные обстоятельства также не являются достаточными для удовлетворения заявленных требований, поскольку сами по себе не свидетельствуют о нарушении его прав.

О мотивах принятого решения об отказе в предоставлении лицензии заявителю известно, что подтверждается представленным им протоколом заседания лицензионной комиссии (л.д.9-13). Представитель заявителя в судебном заседании подтвердил факт получения уведомления. При этом отказ в предоставлении лицензии обжалован Обществом в судебном порядке (дело №А10-3960/2015).

Доводы о несении Обществом материальных и временных затрат, связанных с обращением в арбитражный суд с настоящим заявлением и заявлением об оспаривании решения об отказе в предоставлении лицензии также не могут быть приняты судом, поскольку обращение с заявлением в суд является правом, а не обязанностью лица, считающего, что его права нарушены.

С учетом этого, суд считает, что оспариваемое бездействие не нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба и кассационная жалоба подаются в арбитражный суд апелляционной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                  Н.П. Кушнарева