ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
14 ноября 2018 года Дело № А10-3198/2018
Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борхоновой Л. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Цоктоевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» (ОГРН <***> ИНН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН <***> ИНН <***>)
о признании недействительным представления от 16 мая 2018 года №02-12-34/24-1624,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещён (ходатайство об отложении судебного разбирательства);
от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности № 02-18-2/35 от 29.02.2016;
от третьего лица: не явился, извещен, определение суда вручено 04.09.2018 заказным письмом № 670008 26 910212;
установил:
Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия о признании недействительным представления от 16 мая 2018 года №02-12-34/24-1624.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ФИО2.
В обоснование заявитель указал, что вынесенное представление не соответствует закону, поскольку представленные ФИО2 документы соответствовали подпункту «а» пункта 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного Приложением № 4 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 и подпункту «а» пункта 31 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьями молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.05.2015 № 235. В оспариваемом представлении не указано, какие именно документы не были представлены ФИО2, либо какие документы были приняты (не приняты) от ФИО2 в нарушение вышеуказанных положений закона. По результатам проверки представленных ФИО2 документов она была включена в сводный список участников мероприятия по улучшению жилищных условий. Сформированный список по муниципальному образованию был направлен в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия для рассмотрения и принятия решения об утверждении сводного списка в выдаче свидетельства. Оснований для исключения ФИО2 из сводного списка установлено не было. Согласно заключенному соглашению № 04УРСТ-2016 от 28.04.2016 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и Муниципальным образованием «Северо-Байкальский район», последнее приняло на себя обязательство обеспечивать целевое использование субсидий, перечисленных Территориальным органом Федерального казначейства. Специалистом 2 квалификационного уровня МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» ФИО3, в соответствии с должностной инструкцией от 01.09.2013 была разработана муниципальная программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий» (утверждена постановлением Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 710 от 20.12.2013), ей же осуществлялся контроль за реализацией данной программы.
Ответчиком представлен отзыв на заявление, согласно которому указано на несогласие с заявленными требованиями. В соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления социальных выплат, установлено в качестве обязательного требования – работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. В ходе проверки установлено, что основным местом работы ФИО2 в период с 10.09.2014 по 31.12.2016 являлся Вагонный участок Северобайкальск – структурное подразделение Восточно-Сибирского филиала – пассажирского военного депо Иркутского акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», который не является учреждением агропромышленного комплекса или социальной сферы, расположенным в сельской местности. Представление от 16 мая 2018 года №02-12-34/24-1624 вынесено в соответствии с утвержденной формой представления для территориальных органов Федерального казначейства. МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» является надлежащим субъектом, поскольку в соответствии с п. 6 соглашения № 04УРСТ-2016 от 28.04.2016 является фактическим получателем средств. Объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств, считается оконченным с момента осуществления такой операции. Представитель указал, что доводы МКУ о целевом использовании средств субсидии (индивидуального жилого дома ФИО2) не имеют значения, поскольку соглашением, федеральной целевой программой закреплены требования к кругу лиц, которым могут быть предоставлены средства субсидии и которым не соответствовала молодая семья ФИО2
В судебное заседание представитель заявителя не явился, заявлений, пояснений не направил.
Определением от 16.10.2018 суд уведомил МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», что в случае отсутствия технической возможности проведения видеоконференцсвязи между Арбитражным судом Республики Бурятия и Северобайкальским городским судом Республики Бурятия, с учетом неоднократности отложения судебного заседания по ходатайству заявителя, у суда отсутствуют правовые основания для отложения судебного заседания ввиду отдаленности нахождения заявителя. Также разъяснено, что заявитель в случае невозможности обеспечить явку представителя в судебное заседание вправе направить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, изложив свою позицию в письменном виде и представив ее суду и лицам, участвующим в деле.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился согласно доводам, изложенным в письменном отзыве.
Дело рассмотрено судом в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия в соответствии с приказом Управления от 07.02.2018 № 92 в период с 15.03.2018 по 06.04.2018 в отношении муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» проведена внеплановая камеральная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» государственной программы Российской Федерации государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохохзяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (ИКМ 2018-ВК.000.0007-0200.007) за 2016 год.
В ходе проверки выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципльных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля. В частности нарушены: абзац 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт «а» пункта 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного Приложением № 4 к Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, подпункт «а» пункта 31 Положения о предоставлении социальных вылат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Республики бурятия от 18.05.2015 № 235, пункты 1.1., 2.2.7 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального и республиканского бюджетов, заключенного между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и Муниципальным образованием «Северо-Байкальский район», от 28.04.2016 № 04УРСТ-2016. Нарушения в денежном выражении совершены на сумму 339 337 руб., дата совершения – 14.06.2016.
По результатам выявленных нарушений Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия составлен акт выездной проверки от 31.05.2018 и в адрес МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» вынесено представление от 16 мая 2018 года №02-12-34/24-1624. В соответствии с представлением, указано на необходимость рассмотреть в срок до 20.07.2018 информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения, а именно: провести работу с ответственными должностными лицами по недопущению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашений о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета в части соблюдения целевого использования указанных средств.
Полагая, что предписание не соответствует закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении заявления отказать.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Статья 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривает, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и других органов.
Согласно статье 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами, государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (ст. 270.2 БК РФ).
Таким образом, проверка в отношении Администрации проведена в соответствии с действующим законодательством, оспариваемое представление вынесено уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 года», Федеральной целевой программой «Устойчивое» развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (далее – Программа), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий гражадан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (Приложение № 3 к Программе), Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенным между Министретсвом сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия, от 30.03.2016 № 200/10-с, Соглашением о предоставлении субсидии из федерального и республиканского бюджетов, заключенным между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее Минсельхозпрод РБ) и Муниципальным образованием «Северо-байкальский район», от 28.04.2016 № 04УРСТ-2016 (далее – Соглашение) в 2016 году за счет средств федерального бюджета бюджету муниципального образования «Северо-байкальский район» на реализацию мероприятия Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предоставлена субсидия в размере 932 819,18 рублей по КБК 08210032570050180521.
Согласно подпункту «а» пункта 33 Типового положения, утвержденного Приложение № 4 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территори на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Феерации от 15.07.2013 № 598 (далее Типовое положение), подпункту «а» пункта 31 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.05.2015 № 235 «О реализации в Республике Бурятия федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598» (далее – Положение № 235), право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осущетсвление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
- постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств.
ФИО2 обратилась в Администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия с заявлением от 11.09.2015 о включении неполной молодой семьи в состав участников Мероприятия с приложением документов, перечень которых установлен п. 39 Типового положения и п. 37 Положения № 235.
Письмом от 30.03.2016 № 886 Администрация направила в Минсельхозпрод РБ сводный список участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности.
05.04.2016 ФИО2 выдано Свидетельсво о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельсой местности № 11 МС СБ. МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» платежным поручением от 14.06.2016 № 585168 ФИО2 перечислена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 339 337 рублей на приобретение жилья.
Между тем, согласно информации Вагонного участка «Северобайкальск» – пассажирского военного депо «Иркутск» - структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» от 29.03.2018 № 205В, предоставленной по запросу Управления от 16.03.2018 № 82-12-34/24-816, ФИО2 в период с 10.09.2014 по 31.12.2016 являлась работником данной организации по основному месту работы.
Вагонный участок «Северобайкальск» расположен на территории муниципального образования «город Северобайкальск» и не является учреждением агропромышленного комплекса или социальной сферы, расположенным в сельской местности.
Следовательно, как верно установлено Управлением в ходе проверки, на момент обращения за социальной выплатой (11.09.2015) ФИО2 не соответстовала условию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 33 Типового положения и подпунктом «а» пункта 31 Положения № 235, а именное не работала по трудовому договору в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Таким образом, Администрацией муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия не соблюдены требования абз. 4 ст. 162, ст. 306 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в не осуществлении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных ФИО2 с заявлением о включении неполной молодой семьи в состав участников Мероприятия в соответствии с п. 39 Типового положения и п. 37 Положения № 235, в результате чего было допущено нецелевое использование средств федерального бюджета в размере 339 337,00 рублей на социальную выплату гражданину, не имеющему права на ее получение.
На основании изложенного, суд находит оспариваемое предписание законным, соответствующим требованиям закона, обоснованным и исполнимым.
В связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Л.В. Борхонова