АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
10 декабря 2018 года Дело № А10-3204/2018
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола секретарем Якушевич К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (ОГРН 1020300972361, ИНН 0323082280) к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117) о признании недействительным представления от 05.03.2018 № 02-12-33/24-680, незаконными действий по бесспорному взысканию из республиканского бюджета Республики Бурятия в доход федерального бюджета 712 177 руб. 44 коп.,
при участии:
заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 09.01.2018 №01.08-111-и13, ФИО2, представителя по доверенности от 22.11.2018 №01.18-111-и9568;
ответчика: ФИО3 – представителя по доверенности от 29.02.2016 №02-18-29/35, ФИО4, представителя по доверенности от 17.08.2018;
установил:
Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия обратилась с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия о признании недействительным представления от 05.03.2018 № 02-12-33/24-680, незаконными действий по бесспорному взысканию из республиканского бюджета Республики Бурятия в доход федерального бюджета 712 177 руб. 44 коп.
Определением суда от 14 июня 2018 года заявление принято к производству.
Дело находилось в производстве судьи Кушнаревой Н.П.
В связи с назначением судьи Кушнаревой Н.П. судьей Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, по делу № А10-3204/2018 на основании распоряжения № 152 от 19.07.2018 произведена замена судьи Кушнаревой Н.П. на судью Логинову Н.А.
Представитель заявителя при рассмотрении дела поддержал заявленное требование. Пояснил, что Управлением проведена проверка соблюдения условий софинансирования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках целевой программы «Укрепление единства Российской нации и этнокультурное развитие народов России». По результатам проверки Управление пришло к выводу о необеспечении уровня финансирования мероприятий, направленных на содействие этнокультурному многообразию народов России. Вместе с тем, указанный вывод Управления постановлен при неполном анализе финансирования программных мероприятий всех главных распорядителей средств, на необоснованном расчете перерасхода средств федерального бюджета в отношении отдельных мероприятий, а также при неверном определении предмета проведения камеральной проверки. Управлением расчет уровня софинансирования произведен отдельно в отношении каждого мероприятия, указанного в приложении №1 к Соглашению. Однако, указанное приложение к соглашению, устанавливает лишь перечень мероприятий, составляющих предмет соглашения. Порядок же финансового обеспечения расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставлялась субсидия, регламентирован разделом 2 соглашения, устанавливающим, что уровень софинансирования определяется исходя из общего объема бюджетных ассигнований в размере 14,9%. Таким образом, в целях определения факта соблюдения условия софинансирования расчет уровня софинансирования не предусматривает разделения по отдельным мероприятиям. Кроме того, Управлением при подсчете уровня софинансирования из республиканского бюджета, не учтены мероприятия, направленные на устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия, являющиеся мероприятиями по содействию этнокультурному многообразию народов России. Как указано в акте проверки, объем бюджетных ассигнований в республиканском бюджете составил 43 338,8 тыс.руб., на основании чего и сделан вывод о необеспечении объема софинансирования, установленного соглашением 53 119,7 тыс.руб. Вместе с тем, объем финансирования из республиканского бюджета в сумме 53 119,7 тыс.руб. складывается из двух программных мероприятий (укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений- 14 814, 5 млн. руб.; содействие этнокультурному многообразию народов России- 38 305, 2 млн. руб.). При этом объем софинансирования из республиканского бюджета мероприятий, направленных на содействие этнокультурному многообразию народов России, должен включать 1209,7 тыс. руб. (ГРБС Минэкономики РБ). Таким образом, объем софинансирования из республиканского бюджета составил по соглашению 53 119,7 тыс. руб., по акту проверки 43 224, 6 тыс. руб., всего 44434,3 тыс. руб., в т.ч. 1209,7 тыс. руб. Исходя из фактического объема средств республиканского бюджета в размере 44 434,3 тыс. руб. в рамках реализации мероприятий ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» сумма долевого софинансирования из федерального бюджета могла быть израсходована в сумме 7 777, 1 тыс. руб., фактически использована в размере 7 761,2 тыс. руб., при этом недофинансирование субсидии из федерального бюджета составило 15, 9 тыс. руб.
Представитель ответчика с заявленным требованием не согласился. Пояснил, что по результатам проведенной проверки Управлением установлено несоблюдение условий предоставления (расходования межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), выразившееся в необеспечении уровня софинансирования за счет средств республиканского бюджета по мероприятиям в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», что повлекло перерасход средств федерального бюджета. В силу Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках Программы на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2013 №718, представление субсидии осуществляется на основании соглашения. В данном случае Соглашением о предоставлении субсидии от 06.07.2016 №К-169-16 на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (приложение №7 к Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (201-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 №718) из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия предоставлена субсидия на реализацию мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, а также мероприятий, направленных на содействие этнокультурному многообразию народов мира. При этом пунктами 2.1, 2.2 указанного соглашения от 06.07.2016 предусмотрено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Бурятия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2016 году 53 119 700 руб.; размер субсидии из федерального бюджета- 9 307 400 руб. (14,9% от общего объема расходов бюджета Республики Бурятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия). В приложении №1 к соглашению установлен объем финансового обеспечения мероприятий, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета, с разбивкой по мероприятиям и в следующих размерах: укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений – 5 369,9 тыс. руб. или 26,6% от общего объема финансирования; содействие этнокультурному многообразию народов России – 3 937,8 тыс.руб. или 9,32% от общего объема финансирования. В ходе проверки установлено, что фактический уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета составил по первому мероприятию 23,21%, по второму- 11,39%. Следовательно, по второму мероприятию перерасход средств федерального бюджета составил 712 177, 44 руб. Доводы заявителя о том, что расчет отклонения уровня софинансирования должен производиться исходя из общего объема по двум мероприятиям (14,9%) не может быть принят во внимание, поскольку в приложении №1 к соглашению уровень софинансирования определен по каждому мероприятию в отдельности. Доводы заявителя о том, что в расчет уровня софинансирования в долю субъекта (Республики Бурятия) должна быть включена сумма 1 209, 67тыс. руб., направленная из республиканского бюджета на реализацию мероприятия, направленного на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока (подпрограмма 3 «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия» Государственной программы №104), также не может быть принят во внимание, поскольку софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на реализацию указанного мероприятия соглашением от 06.07.2016 не предусмотрено. Кроме того, в обосновании ресурсного обеспечения Программы установлено, что предусмотренные на 2014-2016 годы федеральным бюджетом Федеральному агентству по делам национальностей 228 млн. руб. (ежегодно) на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, будут предоставляться бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с отдельными Правилами распределения и предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 №217. В соответствии с указанным, между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Республики Бурятия, заключено соглашение от 14.06.2016 №К-138-16, которым предусмотрено предоставление иного межбюджетного трансферта на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России в размере 4 228,20 тыс.руб., а субъект Российской Федерации, обязуется принять его и обеспечить финансирование в размере 1 209,67 тыс.руб. Таким образом, кассовый расход на реализацию мероприятия «Поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» обеспечивает уровень софинансирования расходного обязательства Республики Бурятия в рамках соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта от 14.06.2016 №К-138-16 и правомерно не принят в расчет уровня софинансирования по соглашению о предоставлении субсидии от 06.07.2016 №К-169-16.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В период с 19 января по 31 января 2018 года УФК по РБ на основании приказа руководителя Управления от 12.01.2018 №14 (л.д. 51-53, т.1) во исполнение поручения Федерального казначейства от 13.12.2017 №07-04-05/17-960 (л.д. 206-209, т.2) в отношении Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия проведена камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016 году.
По результатам проверки составлен акт от 31.01.2018 (л.д. 54-73, т.1).
Согласно указанному акту Управлением по результатам проверки установлено нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 26 Правил распределения и предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 №718, пункта 2.1, подпункта 4.3.1 пункта 4.3 Соглашения от 06.07.2016 №К-169-16, заключенного между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Республики Бурятия о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», связанных с реализацией региональной программы, утверждаемой в форме государственной программы субъекта Российской Федерации, предусматривающей поддержку общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, а также на реализацию мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации, выразившееся в необеспечении соблюдения условий софинансирования расходных обязательств при использовании субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации, а именно не обеспечение уровня софинансирования за счет средств республиканского бюджета, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 712 177,44 руб.
13.02.2018 Администрацией Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия в адрес Руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия представлены возражения на акт проверки от 31.01.2018 (л.д. 74-76, т.1).
05.03.2018 заместителем руководителем Управления в адрес Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия вынесено представление №02-12-33/24-680, которым указано на необходимость в срок до 30.03.2018 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения: провести работу с ответственными должностными лицами по недопущению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в части соблюдения уровня софинансирования, о результатах исполнения представления проинформировать Управление в срок до 02.04.2018 (л.д. 9-11, т.1).
Не согласившись с названным представлением от 05.03.2018 №02-12-33/24-680, Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия обратилась в Федеральное казначейство с жалобой от 19.03.2018 №01.08-015-и2188.
Руководитель Федерального казначейства по результатам рассмотрения указанной жалобы от 19.03.2018, вынес приказ от 14.05.2018 №126 (л.д. 38, т.1) об оставлении жалобы без удовлетворения.
17.04.2018 Министром финансов Российской Федерации вынесен приказ №260 об исполнении в 2018 году Федеральным казначейством бюджетной меры принуждения в отношении Правительства Республики Бурятия (Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Бурятия в сумме 712 177, 44 руб., рассчитанной по состоянию на 20.03.2018.
26.04.2018 платежным поручением №230455 произведено взыскание средств в размере 712 177, 44 руб. из бюджета Республики Бурятия в адрес Федерального агентства по делам национальностей в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации (л.д. 18, т.3).
Несогласие с представлением Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия от 05.03.2018 №02-12-33/24-680, явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений части 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, Управление федерального казначейства по Республике Бурятия является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с подпунктами «а, б» пункта 7 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила №1092), объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами.
Как следует из обстоятельств дела, оспариваемое представление вынесено Управлением по результатам проведения проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы Российской Федерации «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».
В силу подпункта «г» пункта 10 Правил N 1092 заместитель руководителя территориального органа Федерального казначейства, вправе выдавать представления об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 67 Правил №1092 также установлено, что по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Таким образом, оспариваемое представление вынесено заместителем руководителя Управления федерального казначейства по Республике Бурятия ФИО5 в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Из акта проверки и оспариваемого предписания следует, что Администрацией не обеспечено соблюдение условий софинансирования расходного обязательства при использовании субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств республиканского бюджета, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 712 177,44 руб., в нарушение положений пункта 3 статьи 132, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 26 Правил распределения и предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 №718, пункта 2.1, подпункта 4.3.1 пункта 4.3 Соглашения от 06.07.2016 №К-169-16.
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)" (далее - постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718) утверждена федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)" (далее - Программа), которая содержит, в том числе следующие мероприятия: «Поддержка региональных программ, направленных на укрепление российской нации и гармонизацию межнациональных отношений», «Поддержка региональных программ, направленных на содействие этнокультурному многообразию народов России».
Поддержка направлений реализации Программы осуществляется посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и мероприятий указанных региональных целевых программ.
Указанной программой (в редакции постановления Правительства РФ от 25.08.2015 N 881 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)) предусмотрено, что предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет в рамках Программы Федеральное агентство по делам национальностей.
Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)" на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации утверждены приложением N 7 к Программе (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил распределения и предоставления субсидий предусмотрен конкурсный отбор субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий в соответствии с Порядком и условиями конкурсного отбора региональных целевых программ, утверждаемых в форме государственных программ субъектов Российской Федерации или подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих поддержку общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, а также на реализацию мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Федерального агентства по делам национальностей от 25.01.2016 №12.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.03.2015 №104 утверждена государственная программа Республики Бурятия «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Республике Бурятия».
Законом Республики Бурятия от 21.12.2015 №1575-V «О республиканском бюджете на 2016 год» на финансовое обеспечение мероприятий, в целях софинансирования которых планировалось привлечение средств федерального бюджета, было предусмотрено финансирование за счет средств республиканского бюджета в размере 53 119 700 руб.
11.03.2016 Республика Бурятия направила в адрес Федерального агентства по делам национальностей заявку для участия в конкурсном отборе региональных целевых программ.
06.07.2016 между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Республики Бурятия заключено соглашение №К-169-16, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2016 году бюджету Республики Бурятия субсидий на реализацию мероприятий ФЦП, связанных с реализацией региональной целевой программы, утверждаемой в форме государственной программы субъекта Российской Федерации, предусматривающей поддержку общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, а также на реализацию мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации, в соответствии с приложением №1 к данному соглашению «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия», по следующим кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
- код главного распорядителя средств федерального бюджета: 380 «Федеральное агентство по делам национальностей;
- раздел: 14 «Межбюджетные трансферты общего характера»;
- подраздел 03 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера»;
- целевая статья 11 8 00 52360 «Субсидии на реализацию мероприятий ФЦП государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы»;
- вид расходов 521 «Субсидия, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности».
Согласно разделу 2 Соглашения от 06.07.2016 общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Бурятия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых, предоставляются субсидии, составляет в 2016 году 53 119 700 руб., при этом размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия в 2016 году составляет 9 307 400 руб. (14,9% от общего объема расходов бюджета Республики Бурятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия).
Приложением №1 к соглашению от 06.07.2016 «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия» установлен объем финансового обеспечения расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидии. Так, на мероприятия, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, объем финансового обеспечения за счет средств республиканского бюджета составляет 14 814 500 руб., за счет средств федерального бюджета- 5 369 600 руб. (26,6%); на мероприятия, направленные на содействие этнокультурному многообразию народов России, за счет средств республиканского бюджета- 38 305 200 руб., за счет средств федерального бюджета- 3 937 800 руб. (9,32%).
Согласно соглашению от 06.07.2016 условиями предоставления субсидии явились:
- наличие правового акта Республики Бурятия об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия,
- наличие в бюджете Республики Бурятия сводной бюджетной росписи, местных бюджетах Республики Бурятия бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в предусмотренных объемах.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Пунктом 26 Правил распределения и предоставления субсидий предусмотрено, что в случае нарушения получателем субсидии условий и обязательств, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением, предоставление субсидии до устранения нарушений приостанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Если указанные нарушения не устранены в установленный срок, а также, если субсидия использовалась не по целевому назначению, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.
В 2016 году в рамках указанной федеральной целевой программы бюджету Республики Бурятия предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 9 307 400 руб. (расходное расписание от 07.07.2016 №73).
Однако, объем бюджетных ассигнований в бюджете Республики Бурятия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, составил 43 338 800 руб. (приложение №9 к Закону о республиканском бюджете на 2016 год «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета» в редакции Закона Республики Бурятия от 13.12.2016 №2210-V, таб. 4, 5 Акта проверки от 31.01.2018, л.д. 62-63, т.1).
Таким образом, субъектом не выполнены обязательства в части обеспечения наличия в бюджете Республики Бурятия бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия из федерального бюджета, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 Соглашения (53 119 700 руб.).
Следовательно, вывод Управления, изложенный в оспариваемом предписании, о не обеспечении Администрацией соблюдения условий софинансирования расходного обязательства (предоставления субсидии) при использовании настоящей субсидии из федерального бюджета, является правильным.
Вывод Управления о не обеспечении Администрацией уровня софинансирования, предусмотренного соглашением от 06.07.2016, в части расходных обязательств субъекта на реализацию мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 712 177,44 руб., также является правильным.
Как следует из материалов дела, перечисление денежных средств (субсидии из федерального бюджета) осуществлялось в бюджет Республики Бурятия на лицевой счет Администрации под фактическую потребность на основании заявок на кассовый расход в период с 22.07.2016 по 29.12.2016, и составило в общей сумме 7 768 238 руб. 77 коп. (таб. 6 Акта проверки от 31.01.2018, л.д. 65-66, т.1).
При этом кассовый расход при реализации мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия из федерального бюджета, составил:
- средства федерального бюджета 7 761 244, 27 руб.
- средства республиканского бюджета 43 224 572, 59 руб.,
(в разрезе исполнителей Государственной программы Республики Бурятия кассовый расход приведен в таблице №7 Акта проверки от 31.01.2018 л.д. 67-68, т.1).
Таким образом, кассовый расход при реализации мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации, выглядит следующим образом:
- поступило из федерального бюджета 3 930 300 руб.,
- израсходовано средств федерального бюджета 3 923 305,50 руб.,
- израсходовано средств республиканского бюджета 30 524 275 руб.,
- итого израсходовано 34 447 580, 50 руб.
Принимая во внимание, объем финансового обеспечения расходных обязательств 9,32%, установленный Приложением №1 к соглашению от 06.07.2016, по мероприятиям, направленным на содействие этнокультурному многообразию народов России, суд соглашается с доводами Управления о том, что при общем объеме фактически использованных средств в размере 34 447 580, 50 руб., субсидия из федерального бюджета могла быть использована Республикой Бурятия в размере не более 3 211 128, 06 руб. (34 447 580, 50 х 3 937 800 / 42 243 000). Фактически использовано средств федерального бюджета 3 923 305,50 руб. Перерасход средств федерального бюджета составил 712 177, 44 руб. (3 923 305, 50-3 211 128, 06).
Следовательно, оспариваемое представление от 05.03.2018 №02-12-33/24-680, соответствует действующему законодательству в сфере бюджетных правоотношений, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Приходя к указанному выводу, суд, в том числе отмечает, что фактическое обеспечение уровня софинансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, соответствует целям и задачам предоставления субсидии, поскольку в данном случае субсидия предоставлялась на софинансирование расходных обязательств субъекта, исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе субъекта Российской Федерации, с учетом уровня софинансирования, предусмотренного соглашением.
Довод заявителя о том, что в расчет объема финансового обеспечения расходных обязательств Республики Бурятия по мероприятиям, направленным на содействие этнокультурному многообразию народов России, подлежит включению сумма в размере 1 209, 7 тыс. руб., судом не принимается в силу следующего.
Как указал заявитель в ходе рассмотрения настоящего дела, объем софинансирования из республиканского бюджета в сумме 53 119, 7 тыс руб., указанный в пункте 2.1 Соглашения и приложении №1 к соглашению, складывается из двух программных мероприятий, при этом в приложении №8 «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности) видам расходов ведомствам, а также по разделам, подразделам классификации расходов бюджета» Закона Республики Бурятия от 21.12.2015 №1575-V «О республиканском бюджете на 2016 год» (редакция 1) данные мероприятия охватываются тремя подпрограммами, из них мероприятия Подпрограмм 2,3 являются составными частями мероприятий, направленных на содействие этнокультурному многообразию народов России совпадают с объемами финансирования, указанными в соглашении. Главным распорядителем бюджетных средств, по данному мероприятию являлось Министерство экономики Республики Бурятия, расходы которого на реализацию мероприятия, также включены в долю софинансирования, определенную пунктом 2.1 Соглашения.
Согласно паспорту Программа №104 состоит из трех подпрограмм:
- Подпрограмма 1 «Обеспечение единства российской нации и развитие культуры межнационального диалога»,
- Подпрограмма 2 «Развитие этнокультурного многообразия народов России в Республике Бурятия»,
- Подпрограмма 3 «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия».
При этом в целях реализации подпрограммы 3 поставлены две задачи:
- «Содействие в создании условий для сохранения национальной культуры, традиций и родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия» (задача №1),
- «Содействие в развитии традиционной хозяйственной деятельности и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия» (задача №2).
Согласно таблице №5 «Структура подпрограммы №3» Программы №104 в рамках реализации задачи №2 предусмотрено мероприятие «Поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», ответственным исполнителем которого является Министерство экономики Республики Бурятия.
На финансовое обеспечение данного мероприятия согласно таблице №6 «Ресурсное обеспечение Программы №104» предусмотрено 5 652, 67 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета- 4 228,2 тыс. руб. и республиканского бюджета 1 209,67 тыс. руб.
Фактически средства федерального бюджета по мероприятию «Поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», ответственным исполнителем которого являлось Министерство экономики Республики Бурятия, предоставлены Республике Бурятия как иной межбюджетный трансферт в соответствии с Правилами распределения и предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 №217 на основании соглашения от 14.06.2016 №К-138-16 (л.д.107-128, т.1).
Таким образом, с учетом доводов заявителя суд приходит к выводу о том, что в адрес ФАДН России от Республики Бурятия направлялось две заявки:
- заявка на конкурсный отбор программ субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии,
- заявка на получение иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходных обязательств Республики Бурятия по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
По результатам, средства федерального бюджета доведены до Республики Бурятия следующим образом:
- субсидия по соглашению от 06.07.2016 по целевой статье 11 8 00 52360 «Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы»,
- по соглашению от 14.06.2016 доводилась по целевой статье 11 7 02 50910 «Иные межбюджетные трансферты на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» в рамках основного мероприятия «Государственная поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» подпрограммы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.
Таким образом, субсидия из федерального бюджета предоставлялась в рамках Федеральной целевой программы, а иной межбюджетный трансферт в рамках подпрограммы.
Тот факт, что в государственную программу Республики Бурятия «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Республике Бурятия», утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.03.2015 №104, включена подпрограмма 3 «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия» не свидетельствует о том, что субсидия бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета должна была быть направлена и на данную подпрограмму, поскольку Федеральной целевой программой предоставление субсидии бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета на мероприятие по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, Управлением правильно при расчете объема финансового обеспечения расходных обязательств Республики Бурятия по мероприятиям, направленным на содействие этнокультурному многообразию народов России, не учтены средства республиканского бюджета, израсходованные по соглашению от 14.06.2016 №К-138-16.
Доводы заявителя о том, что расчет уровня софинансирования произведен отдельно в отношении каждого мероприятия, указанного в приложении №1 к соглашению от 06.07.2016, без обоснования законности данного разделения судом не принимается, поскольку пунктами 2.1, 2.2 Соглашения от 06.07.2016 во взаимосвязи с приложением №1 к указанному соглашению, уровень софинансирования в размере 14,9% определен с учетом объема бюджетных ассигнований по каждому мероприятию в отдельности.
Относительно требования заявителя о признании незаконными действий по бесспорному взысканию из республиканского бюджета Республики Бурятия в доход федерального бюджета суммы в размере 712 177 руб. 44 коп., суд приходит к следующим выводам.
Как указал заявитель в ходе рассмотрения дела, указанное требование заявлено, как следствие его доводов о незаконности представления от 05.03.2018 №02-12-33/24-680.
Учитывая выводы суда, изложенные ранее об отсутствии оснований признания представления от 05.03.2018 №02-12-33/24-680 недействительным, проверив процедуру бесспорного взыскания денежных средств, а также принимая во внимание то, что приказ Министра финансов Российской Федерации от 17.04.2018 №260 в установленном законом порядке заявителем не оспорен, с учетом положений, предусмотренных статьями 38, 132, 166, 306.1 - 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения настоящего требования заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья Н.А. Логинова