АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: info@ buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ Дело №А10-3218/2010
“11” октября 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 11 октября 2010 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д.-С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатьевым И.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению дачного некоммерческого товарищества «Энергетик» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Бурятия о признании незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении ДНТ «Энергетик» как недействующего юридического лица из государственного реестра и обязании исключить указанную запись из государственного реестра,
при участии:
заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 12.12.2009;
ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 01.07.2010 №03-13/1.;
третьего лица: ФИО3, представителя по доверенности от 8.09.2010 г.;
установил:
Дачное некоммерческое товарищество «Энергетик» (далее- ДНТ «Энергетик», тварищество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Бурятия (далее- Межрайонная ИФНС России №9 по РБ) о признании незаконным внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) записи об исключении ДНТ «Энергетик» как недействующего юридического лица из государственного реестра и обязании исключить указанную запись из государственного реестра.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал и указал, что заявителем 08.07.2010 года получена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой ДНТ «Энергетик» прекратило свою деятельность в связи с исключением его из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001. ДНТ «Энергетик» является действующим юридическим лицом, поскольку в налоговый орган представлялись налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Кроме этого, товарищество в настоящее время осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом.
Решение о предстоящем исключении, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, не были опубликованы налоговым органом в органах печати. Оспариваемыми действиями прекращена правоспособность заявителя как юридического лица. Просил отнести расходы по уплате государственной пошлины на заявителя.
Представитель ответчика по существу заявленные требования не оспорил, пояснил, что решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ принято на основании справок Межрайонной ИФНС №1 по РБ, содержащих сведения о недействующих юридических лицах, в том числе о ДНТ «Энергетик». В соответствии с Порядком организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, утвержденным приказом ФНС России от 16.11.2005 №САЭ-3-09/591, решение о предстоящем исключении принимается на основании справок отдела камеральных проверок налогового органа, в котором юридическое лицо состоит на налоговом учете, об отсутствии информации о банковских счетах юридического лица и о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности. Поскольку отдел камеральных проверок Межрайонной ИФНС России №1 по РБ представил в регистрирующий орган указанные справки, инспекцией было принято решение о предстоящем исключении. Полномочий по проверке достоверности сведений содержащихся в указанных справках, а также по принятию решения о признании регистрационной записи недействительной у инспекции не имеется.
Представитель Межрайонной ИФНС России №1 по РБ в судебном заседании не возражал против восстановления прав заявителя путем исключения из ЕГРЮЛ записи об исключении ДНТ «Энергетик» как недействующего юридического лица из государственного реестра.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, 29 августа 2008 года ДНТ «Энергетик» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство №001295255.
23 октября 2009 года Межрайонной ИФНС России № 1 по РБ составлена справка об отсутствии сведений об открытых банковских счетах ДНТ «Энергетик», а также справка о непредставлении ДНТ «Энергетик» в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
23 октября 2009 года Межрайонной ИФНС России № 9 по РБ принято решение №285 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
28 октября 2009 года сообщение о предстоящем исключении ДНТ «Энергетик» из Единого государственного реестра юридических лиц опубликовано в Вестнике государственной регистрации №42.
19 февраля 2010 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись №2100327065771 о прекращении деятельности юридического лица – ДНТ «Энергетик».
Изучив представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд признает требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации) ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил, государственный реестр содержит записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц, находящихся на территории Республики Бурятия является Межрайонная ИФНС России №9 по РБ.
Пунктами 1-3 статьи 21.1 Закона о регистрации установлено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Таким образом, только при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона о регистрации признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с Порядком организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (далее- Порядок), утвержденным Приказом ФНС России от 16.11.2005 №САЭ-3-09/591, определение недействующих юридических лиц, обладающих указанными в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ признаками, производится на основании справки отдела камеральных проверок об отсутствии в налоговом органе информации о банковских счетах юридического лица и справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по утвержденным формам (пункт 1.3 Порядка).
Указанные справки не позднее дня, следующего за днем оформления, направляются в структурное подразделение налогового органа по месту нахождения юридического лица, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц (пункт 1.4 Порядка).
Судом установлено, что 23 октября 2009 года в Межрайонную ИФНС России №9 по РБ представлены справки отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России №1 по РБ об отсутствии у ДНТ «Энергетик» открытых банковских счетов, а также о непредставлении товариществом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Представленная информация послужила основанием для принятия Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Бурятия решения №285 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и последующем исключении товарищества из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, из смысла приведенных правовых норм Закона о регистрации следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ возможно только при наличии одновременно всех указанных в законе признаков недействующего юридического лица на момент принятия решения о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно справкам №285-С, №285-О от 23.10.2009 товариществом не представляется отчетность в течение последних 12 месяцев и у него отсутствуют счета в банке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Предметом деятельности товарищества, в соответствии с пунктом 2.1 Устава, является удовлетворение материальных и иных потребностей членов Товарищества в результате выращивания ими на земельных участках своими силами и средствами плодовых, ягодных, овощных и иных сельскохозяйственных культур.
Согласно статье 6 вышеуказанного Федерального закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации, иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Таким образом, открытие счета в банке не является для некоммерческой организации обязательным.
В этой связи отсутствие у юридического лица банковского счета не является равнозначным понятию "отсутствия операций хотя бы по одному банковскому счету", а соответственно, не означает наличия условия, предусмотренного пунктом 1 статьи 21.1 Закона о регистрации.
Следовательно, один из признаков недействующего юридического лица, указанных в качестве основания, предусмотренного для исключения юридического лица из реестра, отсутствует.
Материалами дела установлено, что отчетность за 2008-2009 годы товариществом в налоговый орган была представлена только 11 февраля 2010 года, решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц принято налоговым органом 23 октября 2009 года.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона о регистрации для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо наличие одновременно двух признаков недействующего юридического лица, указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона о регистрации.
Нормы статьи 21.1 Закона о регистрации направлены на исключение из ЕГРЮЛ юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически, однако материалами дела установлено, что товарищество осуществляет деятельность, предусмотренную уставом. Данное обстоятельство подтверждается заключенным ДНТ «Энергетик» с Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ договором аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 25 ноября 2008 года №335. По условиям указанного договора Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (арендодатель) передал ДНТ «Энергетик» (арендатор) земельный участок в пос. Энергетик для ведения дачного хозяйства сроком на 3 года (с 25.11.2008 по 24.11.2011) (л.д.21-25). По данному договору в 2008 - 2010 годах товариществом производились выплаты арендной платы, о чем свидетельствуют квитанции (л.д.51).
Кроме того, заявителем в материалы дела представлен договор на создание научно-технической продукции от 03.06.2010 заключенный между ООО «Проектно-строительное бюро» и товариществом на разработку проекта застройки ДНТ «Энергетик».
Суд приходит к выводу о том, что действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Бурятия по внесению 19 февраля 2010 года записи №2100327065716 в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении из государственного реестра дачного некоммерческого товарищества «Энергетик» как недействующего юридического лица, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а также противоречит статье 21.1 Закона о регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
За рассмотрение заявления в арбитражном суде заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
В ходе рассмотрения дела заявитель ходатайствовал об отнесении расходов по уплате государственной пошлины на товарищество. В силу изложенного, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным действие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Бурятия по внесению 19 февраля 2010 года записи №2100327065716 в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении из государственного реестра дачного некоммерческого товарищества «Энергетик» как недействующего юридического лица.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №9 по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов дачного некоммерческого товарищества «Энергетик» путем исключения записи №2100327065716 из Единого государственного реестра юридических лиц.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд Республики Бурятия.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья Г.Д.-С. Мархаева