ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3261/08 от 10.11.2008 АС Республики Бурятия

КОПИЯ

Арбитражный суд Республики Бурятия

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ Дело № А10-3261/08

10 ноября 2008 г.

  Резолютивная часть решения вынесена 10 ноября 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2008 г.

Судья Арбитражного суда Республики Бурятия Пунцукова А.Т.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Устиновой М.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Венера» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 14 октября 2008 г. № 321,

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 24.10.2008,

от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 14.10.2008

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Венера» (далее ООО «Венера», общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия (далее налоговая инспекция, налоговый орган) об оспаривании постановления от 14 октября 2008 г. № 321 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей.

В судебном заседании представитель ООО «Венера» в порядке ст.49 АПК РФ уточнила заявленные требования, поддержала доводы, изложенные в дополнении к жалобе. В обоснование своих требований указала, что при составлении протокола об административном правонарушении от 10.10.2008 заявителем указано, что документы, которые продавец магазина не предъявил должностным лицам в момент проведения проверки, имелись в магазине на момент проверки. Однако продавец растерялся и не предоставил требуемые документы проверяющим. Фактически требуемая товарно-транспортная накладная была в другой папке, а требование проверяющих предъявить сертификат соответствия продавец не поняла, хотя сертификат был рядом.

Непредъявление продавцом проверяющим требуемых документов в момент проверки не повлияло на обеспечение качества алкогольной продукции и не создало угрозу жизни и здоровью граждан-потребителей, фактически какие-либо вредные последствия непредъявления указанных документов проверяющим отсутствовали. Кроме того, административное правонарушение обществом совершено впервые.

В связи с этим, вменяемое налоговым органом административное правонарушение является малозначительным.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.

С учетом пунктов 17, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» просили признать незаконным и отменить постановление налоговой инспекции от 14.10.2008 № 321.

Представитель налоговой инспекции с доводами заявителя не согласился, в обоснование возражений указал, что в данном случае статью 2.9 КоАП РФ применять нельзя. В торговой точке отсутствовали основные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции – сертификат соответствия, товарно-транспортная накладная, поэтому ООО «Венера» допущены существенные нарушения. На момент проверки в связи с отсутствием необходимых документов на алкогольную продукцию, имелась угроза охраняемым общественным отношениям.

На момент проведения проверки в магазине имелись только разделы А и Б справки к товарно-транспортной накладной, из которой нельзя сделать вывод, что алкогольная продукция прошла сертификационный контроль, общество не доказало, что алкогольная продукция соответствует предъявляемым требованиям по качеству и не создает угрозу жизни и здоровью граждан-потребителей.

Совершение административного правонарушения впервые учтено как смягчающее обстоятельство при назначении административного наказания.

Просил суд постановление налогового органа от 14.10.2008 № 321 оставить без изменений.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении общества, выслушав объяснения сторон, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

9 октября 2008 года государственным налоговым инспектором налоговой инспекции ФИО3, специалистом 1 разряда налоговой инспекции ФИО4 на основании поручения от 09.10.2008 № 108 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине «Байкал», принадлежащем ООО «Венера», расположенном по адресу: с.Байкало-Кудара Кабанского района, ул.Пионерская,1.

В ходе проверки установлен факт непредставления по требованию проверяющих копий сертификатов соответствия, товарно-транспортной накладной на спиртосодержащую продукцию: коктейль «Амрита», изготовленный ОАО «Байкалфарм», объемом 0,5 л, дата розлива 10.07.2008, 3 бутылки по цене 72 руб. каждая.

По результатам проверки составлен акт от 9 октября 2008 г. № 44, протокол изъятия от 09.10.2008.

Копии требуемых документов (товарно-транспортная накладная № 0000047166 от 22.07.2008, сертификат соответствия № РОСС RU.АЯ62.ВО6049) представлены в налоговую инспекцию на момент составления протокола об административном правонарушении 10 октября 2008 г. директором ООО «Венера» ФИО5.

По факту нарушения требований ст.10.2, п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, п.12, п.139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, в отношении общества должностным лицом налоговой инспекции 10 октября 2008 г. составлен протокол № 321 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника налоговой инспекции от 14 октября 2008 г. № 321 общество привлечено к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее Федеральный закон № 171-ФЗ) не допускается оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона и без сертификатов соответствия.

Согласно пункту 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Из смысла пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее Правила), следует, что в торговой точке при продаже алкогольной продукции должны находиться и предъявляться продавцом по требованию следующие документы:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Пунктом 139 указанных Правил предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Факт реализации алкогольной продукции без товарно-транспортной накладной и сертификата соответствия с их последующим представлением в налоговую инспекцию подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10.10.2008 № 321, актом проверки от 09.10.2008, объяснением продавца ФИО6, присутствовавшей при проверке, объяснением директора общества ФИО5 при составлении протокола об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах нарушения, допущенные ООО «Венера», по продаже алкогольной продукции без сопроводительных документов,   образуют состав административного правонарушения, установленный частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, т.е. нарушение иных (не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи) правил продажи алкогольной продукции.

Протокол об административном правонарушении от 10.10.2008 № 321 составлен должностным лицом налоговой инспекции в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ в присутствии законного представителя общества – директора ООО «Венера» ФИО5. Из протокола № 321 следует, что директору общества разъяснены права и обязанности, предусмотренные пунктом 1 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данный факт подтверждается подписью ФИО5 в протоколе. Директором общества ФИО5 представлено объяснение, а также ей вручена копия протокола, о чем в протоколе имеется подпись.

Постановление о привлечении ООО «Венера» № 321 вынесено 14 октября 2008 года в присутствии законного представителя общества. При вынесении постановления о назначении административного наказания от 14.10.2008 ФИО5 разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, вручена копия постановления.

Довод заявителя о малозначительности совершенного обществом правонарушения судом не принимается по следующим основаниям:

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.

В соответствии с п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершенное обществом административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оно относится к административным правонарушениям с формальным составом, который образует непредставление по первому требованию покупателя или контролирующего органа документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции. Данное административное правонарушение считается оконченным в момент непредставления соответствующих документов.

Поскольку состав правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.

Совершение обществом административного правонарушения впервые, неопытность продавца ФИО6, присутствовавшей при проведении проверки, отсутствие реальной угрозы охраняемым законом общественным отношениям в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, представление соответствующих документов на алкогольную продукцию при составлении протокола об административном правонарушении не свидетельствуют о малозначительности данного правонарушения.

Совершенное ООО «Венера» административное правонарушение в области предпринимательской деятельности затрагивает экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг.

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей, а производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым контролем государства.

Таким образом, предусмотренные ст.2.9 КоАП РФ основания для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела отсутствуют.

ООО «Венера» привлечено к административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность, совершением административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, налогового инспекцией не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья подпись А.Т.Пунцукова