ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3268/12 от 09.01.2013 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: : info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ Дело №А10-3268/2012

«14» января 2013г.

Резолютивная часть решения объявлена 9 января 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 14 января 2013 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Дружининой О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бурдуковской А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению закрытого акционерного общества «Кабанский промысловик» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Республиканской службе по охране, контролю, и регулированию использования животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Республики Бурятия о признании недействительным решения от 11.07.2012 № 002-001267/12-О,

при участии в заседании

заявителя: ФИО1 – директора; ФИО2 - представителя по доверенности от 24.07.2012;

ответчика: ФИО3 – представителя по доверенности №29-Д от 06.09.2012;

третьего лица: ФИО4 – председателя МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов»,

установил:

Закрытое акционерное общество «Кабанский промысловик» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе по охране, контролю, и регулированию использования животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Республики Бурятия (далее – Бурприроднадзор, Республиканская служба) о признании недействительным решения об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений от 11.07.2012 г. исх. за № 002-001267/12-о, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и об обязании Республиканской службы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.08.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов».

В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса уточнил основание заявленных требований, просит признать отказ в заключении охотхозяйственного соглашения на Участок № 1 площадью 17 032 га, содержащийся в письме № 002-001267/11-о от 11.07.2012 г. незаконным по следующим основаниям.

ЗАО «Кабанский промысловик» является пользователем территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты на основании долгосрочной лицензии серии XX № 0482 от 29 августа 2002 г., общая площадь которых составляет 371 580 га. В том числе в пользовании заявителя находится участок № 1 общей площадью 17 032 га.

14 июня 2012 г. заявитель обратился к ответчику с заявкой на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении территории охотничьих угодий, находящейся в пользовании заявителя на основании долгосрочной лицензии серии XX № 0482 от 29.08.2002 г.

13 июля 2012 года в адрес заявителя поступил ответ от Республиканской службы за № 002-001267/12-о, из которого следует, что охотхозяйственное соглашение в отношении участка № 1 общей площадью 17 032 га не может быть заключено с заявителем, так как указанный участок предоставлен в пользование МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 10.07 2012 года № 00012, заключенного на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 05.11.2002 г. серии XX № 0469.

Таким образом, единственным основанием отказа от заключения охотхозяйственного соглашения на участок № 1 с ЗАО «Кабанский промысловик» является то обстоятельство, что спорный участок предоставлен в пользование третьему лицу - МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 05.11.2002 г. серии XX № 0469.

Однако, у Республиканской службы отсутствуют законные основания на заключение охотхозяйственного соглашения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ с МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» в связи с отсутствием долгосрочной лицензии на пользование животным миром у последнего.

Так, третье лицо МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» (ОГРН <***>), являющееся правопреемником Кабанского районного общества охотников и рыболовов (ОГРН <***>), не переоформило на себя долгосрочную лицензию XX № 0469 от 01.11.2002 г. и ее действие было прекращено в связи с прекращением деятельности Кабанского районного общества охотников и рыболовов 13.02.2012 г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Вместе с тем, законных оснований для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения в отношении участка № 1 общей площадью 17 032 га с ЗАО «Кабанский промысловик» у Республиканской службы не имелось и письмо от 11.07.2012 таких оснований не содержит.

Обжалуемый отказ привел к прекращению права заявителя на дальнейшее использование объектов животного мира на участке № 1, чем нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что с доводами ЗАО «Кабанский промысловик» Республиканская служба не согласна по следующим основаниям:

Решение о предоставлении ЗАО «Кабанский промысловик» территории отражено в Распоряжении Правительства Республики Бурятия от 21.08.2002г. № 768-р, на основании которого 29 августа 2002г. от имени Правительства Республики Бурятия с ЗАО «Кабанский промысловик» был заключен договор о предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства, в связи с чем, Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Бурятия выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX № 0482, срок действия которой установлен до 21 августа 2012г.

Так же в отношении Кабанское районное общество охотников и рыболовов 05 августа 2002г. принято решение о предоставлении права пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории охотничьих угодий общей площадью 85385 га, в том числе участок № 1 площадью 17032 га., которое закреплено в распоряжении Правительства Республики Бурятия от 01.11.2002 № 978-р и от имени Правительства Республики Бурятия с обществом заключен договор о предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства, в связи с чем, Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Бурятия выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX № 0469, срок действия которой установлен до 1 ноября 2012г.

Следовательно, оба юридических лица получили право пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, на закрепленных за ними охотничьих угодьях. Вид пользования животным миром установлен один - охота.

14 июля 2012 года в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ оба юридических лица одновременно обратились в Бурприроднадзор с заявками на заключение охотхозяйственных соглашений.

Заявка МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» полностью соответствовала установленным требованиям, с четким описанием границ в соответствии с требованиями, предъявляемым к такому описанию приказом Минприроды России от 06.08.2010г. № 306 «Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий», в связи с чем, 10.07.2012г. с обществом заключено охотхозяйственное соглашение, которым за обществом закрепился участок № 1 площадью 17032 га. - «Дельта реки «Селенга».

Заявка ЗАО «Кабанский промысловик» содержала неточности по определению границ охотничьих угодий, что является предметом соглашения, и не содержала схему (карту), являющейся неотъемлемой частью описания, в связи с чем, обществом заявка дорабатывалась и повторно была подана в Службу 19.07.2012г.

В связи с тем, что заявка МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» содержала описание границ (предмет соглашения) в соответствии с установленными требованиями и была внесена оплата за заключение охотхозяйственного соглашения (платежное поручение от 10.07.2012г.), то основания для отказа заключения охотхозяйственного соглашения с МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» у Бурприроднадзор отсутствовали.

С учетом названных обстоятельств, охотхозяйственное соглашение было заключено 10 июля 2012 года с МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» на законных основаниях, поэтому в удовлетворении заявленных требованиях ЗАО «Кабанский промысловик» о признании незаконным решение Республиканской службы от 11.07.2012г. исх. № 002-001267/12-0 просит отказать.

Представитель третьего лица - МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» - заявленные требования считает необоснованными, поэтому в их удовлетворении просит отказать.,

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующее обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

ЗАО «Кабанский промысловик» является пользователем территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты на основании долгосрочной лицензии серии XX № 0482 от 29 августа 2002 г., выданной по распоряжению Правительства РБ от 21.08.2002 г. № 768-р и договора «О предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства» от 29.08.2002 г.

Общая площадь охотугодий, предоставленных ЗАО «Кабанский промысловик» в пользование, составляет 371 580 га, в том числе в пользовании заявителя находится участок № 1 общей площадью 17 032 га.

Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, на основании чего, ЗАО «Кабанский промысловик» с 21.08.2002 года получил статус землепользователя (пользователя охотничьим угодьями).

В соответствии с ч. 3 ст. 71 ФЗ № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов...» юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

14 июня 2012 г. заявитель в соответствии с ч.3 ч.9, ч.10 ст. 71 ФЗ №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов...» обратился в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Республики Бурятия (далее Республиканская служба) с заявкой на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении территории охотничьих угодий, находящейся в пользовании заявителя на основании долгосрочной лицензии серии XX № 0482 от 29.08.2002 г.

13 июля 2012 года в адрес ЗАО «Кабанский промысловик» поступил ответ от Республиканской службы за № 002-001267/12-о от 11.07.2012 следующего содержания.

Уведомляем Вас о том, что Ваша заявка о заключении охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий участка № 1 (водно-болотные) общей площадью 17,032 тыс. га МО «Кабанский район» не может быть удовлетворена в связи с тем, что указанный участок охотничьих угодий представлен в пользование МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 10.07.2012г. № 00012, заключенным на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 05.11.2002 г. серии XX № 0469.

В дальнейшем разъясняем, что в соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Таким образом охотхозяйственное соглашение заключается с одним юридическим лицом на конкретные охотугодья.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» воспользовалось правом заключения охотхозяйственного соглашения на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре о предоставлении в пользование территории охотничьих угодий, расположенных в дельте р. Селенга (водно-болотные угодья) общей площадью 17,032 тыс. га., представив все необходимые документы.

В соответствии с частью 5 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов ...» МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» внесла единовременную плату за заключение охотхозяйственного соглашения от 10.07.2012 г. № 00012 в размере 362,180 тыс. рублей, в том числе за водно-болотные угодья общей площадью 17,032 тыс. га. На основании заявки и произведенной единовременной оплаты Службой заключено охотхозяйственное соглашение с МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов».

На основании вышеизложенного сообщаем, что в дальнейшем Бурприроднадзор не может рассматривать Вашу заявку на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий участка № 1 (водно-болотные угодья) общей площадью 17,032 тыс. га.

ЗАО «Кабанский промысловик», расценив уведомление Республиканской службы за № 002-001267/12-о от 11.07.2012 как отказ на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий участка № 1 общей площадью 17,032 тыс. га., и не согласившись с названным отказом, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 33 (в редакции действовавшей до 01.04.2010г.) Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее -Федеральный закон № 52-ФЗ), было предусмотрено, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.

Статьей 37 Федерального закона № 52-ФЗ «О животном мире», действовавшей до 01.04.2010, предусмотрен порядок выдачи лицензии. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

Специальный уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимал решение о предоставлении заявленных территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно.

На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключали договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

Долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна была содержать в числе других сведений границы и площадь территории, акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром (статья 38 Федерального закона № 52-ФЗ).

С 01.04.2001 введен в действие Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ).

Названным Законом в Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" внесены изменения. В частности, признаны утратившими силу статьи 37, 38 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире"; вместо лицензий на пользование объектами животного мира выдаются разрешения на добычу охотничьих ресурсов (объектов животного мира); предусмотрен иной порядок регулирования отношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов.

Предоставление юридическим лицам права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотохозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона (статьи 25, 27 Федерального закона № 209-ФЗ).

По охотохозяйственному соглашению орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется по результатам аукциона предоставить юридическому лицу в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Федерального закона № 209-ФЗ).

Данное соглашение содержит ряд условий, в том числе сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья; о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках; об обязательствах сторон; обязательстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу, заключившему соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения (часть 4 статьи 27 Федерального закона № 209-ФЗ).

Следовательно, действующее законодательство также предусматривает обязательное заключение с уполномоченным органом договора на предоставление в пользование территорий охотничьих угодий с указанием их местоположения, границ и площади в целях реализации юридическим лицом права на осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическим лицом, заключившим охотохозяйственные соглашения (статья 31 Федерального закона № 209-ФЗ).

Частью 1 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.

Статьей 70 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что положения ранее действовавшего законодательства могут применяться в случае, если они не противоречат данному Закону.

В силу части 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотохозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ).

Как следует из материалов дела, решение о предоставлении ЗАО «Кабанский промысловик» территории отражено в распоряжении Правительства Республики Бурятия от 21.08.2002г. № 768-р.

На основании вышеуказанного распоряжения, 29 августа 2002г. от имени Правительства Республики Бурятия с ЗАО «Кабанский промысловик» был заключен Типовой договор о предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства, в связи с чем, Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Бурятия выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX № 0482, срок действия которой установлен до 21 августа 2012г.

Общая площадь охотугодий, представленных ЗАО «Кабанский промысловик» составляет 371 580 га., в том числе в пользовании общества находится участок № 1 общей площадью 17 032 га.

В отношении Кабанского районного общества охотников и рыболовов 05 августа 2002г. принято решение о предоставлении права пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории охотничьих угодий общей площадью 85 385 га, в том числе участок № 1 площадью 17 032 га.

Решение о предоставлении Кабанское районное общество охотников и рыболовов закреплено в распоряжении Правительства Республики Бурятия от 01.11.2002 № 978-р и от имени Правительства Республики Бурятия с обществом заключен Типовой договор о предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства, в связи с чем, Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Бурятия выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX № 0469, срок действия которой установлен до 1 ноября 2012г.

Из вышеизложенного следует, что оба юридических лица получили право пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, на закрепленных за ними охотничьих угодьях. Вид пользования животным миром установлен один - охота.

14 июня 2012 года, в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ оба юридических лица обратились в Бурприроднадзор с заявками на заключение охотхозяйственных соглашений.

13 июля 2012 года в адрес ЗАО «Кабанский промысловик» поступил ответ от Республиканской службы за № 002-001267/12-о, из которого следует, что охотхозяйственное соглашение в отношении участка № 1 общей площадью 17 032 га не может быть заключено с заявителем, так как указанный участок предоставлен в пользование МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 10.07 2012 года № 00012, заключенного на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 05.11.2002 г. серии XX № 0469.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что в рассматриваемом случае основанием для отказа обществу в предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира послужило то обстоятельство, что спорный участок охотничьих угодий уже представлен в пользование МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 10.07.2012г. № 00012, заключенным на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 05.11.2002 г. серии XX № 0469.

Иных оснований отказа в уведомлении Бурприроднадзора не содержится.

Вместе с тем, судом установлено, что спорный участок предоставлен Бурприроднадзором в пользование третьему лицу - МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» в отсутствии законных оснований.

Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ, сформированной на дату подачи заявки - 14.06.2012 г. в отношении местной общественной организации «Кабанское районное общество охотников и рыболовов», в строке № 216 (л. д. 128) указано, что действие лицензии ХХ № 0469 прекращено в связи с прекращением деятельности Кабанского районного общества охотников и рыболовов.

На основании статьи 70 Федерального закона № 209-ФЗ, положения ранее действовавшего законодательства могут применяться в случае, если они не противоречат данному закону.

Пунктом 14 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 № 569, действовавшего до 27.08.2010, был установлен исчерпывающий перечень оснований для переоформления лицензий.

Так, при ликвидации юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя выданная лицензия аннулируется. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, утраты лицензии лицензиат или его правопреемник подает заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, Кабанское районное общество охотников и рыболовов (Кабанское РОО и Р, ОГРН <***>), прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоеденения к местной общественной организации «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» (ОГРН <***>).

Из выписки ЕГРЮЛ строка № 204 (л. д. 128) следует, что в отношении местной общественной организации «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» сведений о предоставлении лицензии нет.

Таким образом, третье лицо МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» (ОГРН <***>), являющееся правопреемником Кабанского районного общества охотников и рыболовов (ОГРН <***>), не переоформило на себя долгосрочную лицензию XX № 0469 от 01.11.2002 г. и ее действие было прекращено в связи с прекращением деятельности Кабанского районного общества охотников и рыболовов 13.02.2012 г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Следовательно, у Бурприроднадзора отсутствовали правовые основания для заключения охотхозяйственного соглашения в порядке пункта 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ с МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов», в связи с отсутствием у последнего долгосрочной лицензии на пользование животным миром и названное обстоятельство не может служить законным основанием для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения с ЗАО «Кабанский промысловик» в соответствии с типовым договором о предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства, и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX № 0482, срок действия которой установлен до 21 августа 2012г.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что заявка МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» от 14.06.2012 полностью соответствовала установленным требованиям, с четким описанием границ, а заявка ЗАО «Кабанский промысловик» от 14.06.2012 содержала неточности по определению границ охотничьих угодий и не содержала схему (карту), являющейся неотъемлемой частью описания, в связи с чем заявка обществом дорабатывалась и повторно была подана в Службу 19.07.2012г., поэтому соглашение было заключено с тем обществом, которое подало надлежаще оформленную заявку.

Суд, оценив довод ответчика, признает его несостоятельным, поскольку такого основания отказа в заключении охотхозяйственное соглашение с ЗАО «Кабанский промысловик» обжалуемое уведомление не содержит.

По тем же основаниям не принимается довод ответчика о том, что охотхозяйственным соглашением не может быть одновременно представлен в пользование двум юридическим лицам один и тот же участок, так как это противоречит требованиям статьи 35 Федерального закона № 52-ФЗ устанавливающий, что на одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого, а в своих заявках оба юридических лица заявили один вид пользования – охота, поскольку этот довод не был изложен в уведомление от 11.07.2012г. № 002-001267/12-О о невозможности заключения охотхозяйственного соглашения в отношении части заявленных охотничьих угодий - участка № 1.

Обжалуемый отказ мотивирован тем, что спорный участок охотничьих угодий уже представлен в пользование МОО «Кабанское районное общество охотников и рыболовов» на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 05.11.2002 г. серии XX № 0469, однако, отказ не содержит ссылки на договор «О предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства», заключенный Правительством Республики Бурятия с Кабанским районным обществом охотников и рыболовов, как на основание заключения спорного охотхозяйственного соглашения, поэтому этот довод ответчика судом также не принимается.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что изложенный в обжалуемом ненормативном акте отказ не основан на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку привел к ограничению конкуренции и прекращению права заявителя, как держателя долгосрочной лицензии и пользовавшегося Участком № 1 на основании долгосрочной лицензии серии XX № 0482 и договора от 29.08.2002 г. на дальнейшее использование объектов животного мира на участке № 1 путем заключения охотхозяйственного соглашения в порядке пункта 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования закрытого акционерного общества «Кабанский промысловик» удовлетворить.

Признать незаконным отказ Республиканской службы по охране, контролю, и регулированию использования животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в заключении охотхозяйственного соглашения с закрытым акционерным обществом «Кабанский промысловик» в отношении охотничьих угодий участка № 1 площадью 17 032 га, содержащийся в письме № 002-001267/12-о от 11.07.2012 года.

Республиканской службе по охране, контролю, и регулированию использования животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Республики Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Республиканской службы по охране, контролю, и регулированию использования животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в пользу закрытого акционерного общества «Кабанский промысловик» 2 000 рублей- государственную пошлину, оплаченную заявителем при обращении в суд.

Возвратить из федерального бюджета в пользу закрытого акционерного общества «Кабанский промысловик» 2 000 рублей - государственную пошлину, излишне уплаченную при обращении в суд по чеку-ордеру от 26.07.2012 г.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме),

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/

Судья О.Н. Дружинина