ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
05 апреля 2021 года Дело № А10-3275/2020
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации г. Улан-Удэ
(ОГРН <***>, ИНН <***>) к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия
(ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным в части предписания от 30.04.2020 № 56/1/26,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 25.09.2020
№ 243, паспорт, диплом,
от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 11.03.2020 № 609-1-64, диплом, служебное удостоверение,
установил:
Администрация города Улан-Удэ (далее – Администрация) обратилась в суд с заявлением к Главному Управлению МЧС России по Республике Бурятия (далее – Управление, административный орган) о признании недействительными пунктов 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 26 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 30 апреля 2020 года № 56/1/26.
Согласно заявлению, оспариваемое предписание не соответствует требованиям законодательства. Требования предписания должны быть реально исполнимы и содержать четкие формулировки и исключать возможность двоякого толкования. Пункты 5 и 25 предписания возлагают на Администрацию обязанность по ликвидации свалок горючих отходов. Заявитель указывает, что из предписания не возможно установить, где расположены свалки в частности мкр. Восточный, о. Богородский, ул. Тубсанаторий, исполнить предписание в указанной части не представляется возможным. Пунктами 6, 13, 19 предписания на Администрацию возложена обязанность по обеспечению наружным противопожарным водоснабжением. Администрация считает, что с учетом требованиям, предъявляемым к источникам наружного противопожарного водоснабжения, в ряде ДНТ/СНТ старой застройки исполнить предписание будет невозможно. Администрация не может быть лицом, ответственным за соблюдение правил противопожарного режима на территории ДНТ/СНТ. Пунктами 10, 17, 23 возложена обязанность по обустройству ширины проезжей части более 7 метров. Заявитель указывает, что часть ДНТ/СНТ созданы и застроены до введения в действие СНиП 30-02-97*, соответственно, административный орган необоснованно требует приведение существующей застройки в соответствие с пунктом 5.7 СНиП 30-02-97*. Поскольку указанные СНТ застроены в соответствии с требованиями, действующими до 1997 года, то предписание в части приведения ширины проезжей части 7 метров неисполнимо и является незаконным. Таким образом, административный орган устанавливает заведомо неисполнимые в натуре требования. По иным пунктам заявитель считает, что в предписании указано устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, исполнение которых не является обязанностью Администрации. Заявитель считает, что ДНТ и СНТ являются ответственными лицами за соблюдение требований пожарной безопасности на своих земельных участках. Законодательством не предусмотрена прямая обязанность органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории СНТ и ДНТ.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, пояснил, что на основании статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Улан-Удэ, обязанным обеспечивать на территории городского округа первичные меры пожарной безопасности. СНТ, ДНТ, указанные в акте проверки и предписании, относятся к муниципальному образованию Городской округ «Город Улан-Удэ» и, соответственно, Администрацией должны быть выполнены все первичные меры пожарной безопасности на территориях СНТ, ДНТ.
С учетом принятых судом уточнений Заявитель просил признать недействительными пункты 5, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 26 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 30 апреля 2020 года № 56/1/26.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление частично обоснованным и подлежащим удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Республики Бурятия по пожарному надзору
от 31 марта 2020 года № 56 что 6 апреля 2018 года в рамках осуществления надзора за выполнением требований пожарной безопасности проведена проверка в отношении Администрации г. Улан-Удэ с целью осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности (л.д.27-30. т.1).
30 апреля 2020 года по результатам проверки составлен акт № 56, в котором зафиксирован ряд нарушений требований пожарной безопасности (л.д.85-95, т.1).
30 апреля 2020 года главным государственным инспектором г. Улан-Удэ по пожарному надзору выдано предписание № 56/1/26 (л.д. 96-150, т.1).
Не согласившись с пунктами 5, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 26, предписанием от 14.05.2018 № 39/1/30, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, обжалуемое предписание может быть признано незаконным при наличии двух условий: несоответствии его закону и нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности).
Статьей 6 Закона о пожарной безопасности установлено, что федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Органами государственного пожарного надзора являются, в частности, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно пунктам 8 и 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290, осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вправе главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители.
Оспариваемое предписание выдано главным государственным инспектором по г.Улан-Удэ по пожарному надзору Управления, то есть уполномоченным должностным лицом.
В соответствии со статьями 37, 38 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
На основании статьи 1 Закона о пожарной безопасности под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, строениям, промышленным объектам.
Согласно статье 4 Федерального закона № 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Частями 2, 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом
«О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
На основании статьи 1 Закона о пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 28 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007
№ 624-63, администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Улан-Удэ.
Следовательно, Администрация обязана обеспечивать на территории городского округа первичные меры пожарной безопасности.
Пунктами 5, 25 оспариваемого предписания на Администрацию возложена обязанность по ликвидации свалки горючего мусора на территориях общего пользования городского округа, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а именно: остров Богородский, ДНТ «Озон», мкр. Старый Зеленый (вбили дома 4), мкр. Восточный, ул. Тубсанаторий, 24, ДНТ «Тимирязева», ул. Артема.
Согласно пункту 19 Правил противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
Заявляя требования относительно указанных пунктов Администрация указывает на невозможность установления месторасположения свалок, расположенных на острове Богородский, в мкр. Восточный, ул. Тубсанаторий.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание должностного лица органа государственного контроля (надзора) является обязательным для исполнения ненормативным правовым актом прямого действия, указанный акт должен соответствовать принципам определенности и исполнимости.
Требования, изложенные в предписании, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 № 309-КГ17-4669).
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 2423/13).
Между тем в пункте 5 предписания не указаны адресные ориентиры места расположения свалок в части мкр. Восточный и остров Богородский, акт проверки также не содержит указанных данных. Мкр. Восточный и остров Богородский занимают значительную территорию. Указанное влечет правовую неопределенность для администрации, как обязанного лица, при исполнении указанного предписания. С учетом отсутствия указаний месторасположения свалок и значительной территории указанных микрорайонов города оспариваемое предписание в указанной части является незаконным.
Неконкретность формулировок предписания, а также невозможность соотнесения вмененных нарушений с конкретными требованиями действующего законодательства исключают правильность уяснения субъектом, которому было адресовано властное требование, конкретного способа исполнения предписания.
Конечной целью вынесенного предписания является устранение и прекращение выявленного нарушения, однако неисполнимое предписание такие цели не обеспечивает.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что пункт 5 предписания в части возложения обязанности на администрацию по ликвидации свалок горючих отходов в мкр. Восточный и на острове Богородский не отвечает требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
В остальной части пункты 5 и 25 предписания являются законными и обоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывозы бытовых отходов и мусора. Формулировка пунктов в отношении иных дачных и садоводческих товариществ, поселков и микрорайонов г. Улан-Удэ, улиц является ясной и непротиворечивой.
Довод заявителя о том, что проверяющим органом не доказано, что свалки находятся на муниципальных землях, отклоняется ввиду его не состоятельности. Так, в частности, все перечисленные стихийные свалки выявлены в границах города Улан-Удэ. Их месторасположение (описание) свидетельствует о том, что они не имеют отношения к территории, принадлежащей на каком-либо вещном праве конкретному лицу. В случае, если при уборке стихийной свалки Администрация установит факт ее нахождения на иных землях, нежели земли городского населенного пункта, либо установит иных лиц, обязанных ее убрать, она вправе принять меры к понуждению соответствующих лиц к исполнению своих обязанностей в плане соблюдения требований противопожарной безопасности.
Довод о том, что обязанность ликвидации несанкционированных свалок возложена на регионального оператора в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, судом на основании следующего.
В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (пункт 1 статьи 13 ЗК РФ).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы) (статья 42 ЗК РФ).
В пунктах 1 и 2 статьи 13, статье 6, пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
В статях 3, 5 - 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Согласно пункту 16 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 № 641» в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО.
На основании пункта 17 Правил № 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Правилами предусмотрен порядок действий регионального оператора при ликвидации несанкционированной свалки. Из приведенных положений следует, что работы по ликвидации свалок после получения уведомления осуществляет прежде собственник земельного участка, и лишь в случае бездействия собственника к ликвидации свалки приступает региональный оператор.
С учетом изложенного, предписание в указанной части вынесено в адрес надлежащего лица.
Пунктами 6, 13, 19 оспариваемого предписания на Администрацию возложена обязанность обеспечить наружным противопожарным водоснабжением территории микрорайонов г. Улан-Удэ (перечень которых приведен в предписании).
Статьей 68 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Свод Правил 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*» (далее – Свод Правил 31.13330.2012).
Согласно пункту 5.10 Свода Правил 31.13330.2012 вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону, а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130, СП 12.13130.
Разделом 4 Свода Правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» (действовал до 29.09.2020) установлены требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению.
Пунктом 4.1 Свода Правил 8.13130.2009 определено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.
Согласно пункту 8.6 СП 8.13130.2009 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п 9.11, по дорогам с твердым покрытием.
На основании пункта 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м.
Таким образом, названными нормами предусмотрено, что наружное противопожарное водоснабжение должно обеспечивать возможность тушения пожара в радиусе 200 метров.
Вместе с тем, данные требования Администрацией г.Улан-Удэ не выполнены, территории г.Улан-Удэ, указанные в пунктах 6, 13 и 19 предписания, не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением, что подтверждается актом проверки и заявителем по существу не оспаривается.
Формулировка пунктов 6, 13 и 19 предписания является ясной и непротиворечивой.
Приказом Росстандарта от 17 апреля 2019 года № 832 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г.
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Пунктом 214 указанного Перечня к таким документам отнесен Свод Правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения».
Статьей 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) установлено, что федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункт 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Вместе с тем данное положение не означает, что Администрация не обязана соблюдать требования СП 8.13130.2009 и применять или не применять их по своему усмотрению.
Отказ от применения соответствующих стандартов и (или) сводов правил влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти стандарты и (или) своды правил. То есть произвольное нежелание исполнять такой стандарт без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Администрацией не представлены доказательства того, что требования технического регламента в области пожарной безопасности в части наличия источников наружного противопожарного водоснабжения обеспечены иным способом с применением иных документов.
Суд также отмечает, что в силу статьи 144 Федерального закона № 123-ФЗ оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится, в том числе в форме федерального государственного пожарного надзора.
В рассматриваемом случае такая оценка была проведена Управлением в рамках проверки в отношении Администрации.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что пункты 6, 13 и 19 предписания соответствуют действующему законодательству.
Суд не соглашается с доводом Заявителя о том, что в ряде ДНТ/СНТ старой застройки, исполнить предписание будет невозможно, ширина улиц не соответствует современным требованиям. Указанный довод Заявитель обосновывает лишь ссылками на СНиП 30.02-97 и СП 8.13130.2009, при этом доказательств фактической невозможности исполнения предписания в указанной части не представил.
Пунктами 8, 18 и 24 оспариваемого предписания на Администрацию возложена обязанность очистить от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в СНТ «Зенит», ДНТ «Озон», ДНТ «Солнечный», ДНТ «Академия», мкр. Дивизионный, мкр. ФИО3, ул. Ижевская восточнее жилого дома № 41, ДНТ «Песпектива», ул. Красивая, за мкр. Энергетик, мкр. Забайкальский. ДНТ «Энергостроитель», ДНТ «Родник», 123 мкр., ДНТ «Ургы», ДНТ «Лесное», ДНТ «Шамбала», ул. Улаан Туяа, ДНТ «Актер», ДНТ «Тимирязева», СНТ «Связист», СНТ «Горки-12», ДНТ «Пионер-1».
Согласно пункту 72.3 Правил противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Таким образом, орган местного самоуправления обязан обеспечить очистку территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса.
Заявитель указывает, что обязанность по очистке от сгораемого мусора, веток и сухой растительности в отношении СНТ «Академия» по пункту 8 предписания вменена Администрации ошибочно, поскольку у СНТ «Академия» отсутствуют территории, граничащей с лесным массивом (л.д.13-14, т.5).
Представитель административного органа в судебном заседании 01.04.2021 согласился с указанным доводом заявителя.
Таким образом, пункт 8 оспариваемого предписания подлежит признанию недействительным в указанной части.
В остальной части пункты 8, 18 и 24 предписания являются законными и обоснованными.
Факт неисполнения Администрацией указанной обязанности подтверждается актом проверки, заявителем по существу не оспорен, какие-либо доводы о незаконности данного пункта предписания заявителем не приведены.
Согласно доводу заявителя, ДНТ «Солнечный» на территории г. Улан-Удэ одноименное ДНТ не зарегистрировано.
Однако указанный довод заявителя не подтверждает необоснованность оспариваемого предписания, поскольку представители Администрации имели возможность идентифицировать местонахождение указанного ДНТ, либо представить какие-либо возражения административному органу в ходе проверки.
Пунктами 10, 17 и 23 оспариваемого предписания на Администрацию возложена обязанность обеспечить ширину проезжей части ряда улиц, в том числе расположенных в ДНТ и СНТ, не менее 7 метров.
На основании статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Данное требование означает также обеспечение надлежащей ширины проезжей части улиц с целью беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Пунктом 5.7* СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» (в редакции, вступившей в силу с 01 апреля 2001 года) предусмотрено, что на территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц - не менее 15 м; для проездов - не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части - 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц - не менее 7,0 м, для проездов - не менее 3,5 м.
До 01 апреля 2001 года ширина проезжей части улиц в садоводческих товариществах названным СНиПом не нормировалась.
Следовательно, требования пункта 5.7* СНиП 30-02-97* не могут быть применены к построенным до 01 апреля 2001 года садоводческим товариществам.
Из представленных Администрацией документов следует, что ДНТ «Озон» создано 25 декабря 1987 года, ДНТ (ТСН) «Сибиряк» - 23 января 1996 года,
ДНТ «Коммунальник»- 27 января 1998 года, ДНТ (СНТ) «20 лет Победы» создано 4 апреля 1995 года, ДНТ «Весна» - 2 февраля 1966 года, ДНТ «Дружба» - 23 января 1996 года, ДНТ «Черемущки» - 30 марта 1993 года, СНТ «Профсоюзник» - 29 мая 1996 года, СНТ «Урожай» -13 февраля 1979 года, СНТ «Тепловик» - 31 марта 1993 года,
ДНТ «Пионер 1» - 4 апреля 1995 года, ДНТ «Багульник» - 25 мая 1998 года,
ДНТ «Удинское» - 16 июля 1997 года, ДНТ «Энергетик» - 21 ноября 1990 года,
ДНТ «Вишня» - 26 октября 1995 года, ДНТ «Тимирязева» - 23 октября 1968 года.
С учетом указанного, суд полагает, что на Администрацию не может быть возложена обязанность по обеспечению ширины проезжей части улиц не менее 7 метров в отношении ДНТ и СНТ, застроенных до 01 апреля 2001 года. Доказательства того, что застройка указанных ДНТ и СНТ осуществлялась после названной даты, в деле отсутствуют.
Таким образом, пункты 10, 17 и 23 оспариваемого предписания подлежит признанию недействительным в указанной части.
Довод Управления о том, что ранее изданные Правила также предусматривали требования к ширине проезжей части, был отклонен судом как основанный на ошибочном толковании права.
В отношении иных дачных и садоводческих товариществ («Радуга», «Субурга») сведения о дате застройки Администрацией не представлены, доводов о том, что они были застроены до 01 апреля 2001 года не заявлено, следовательно, на них распространяются требования пункта 5.7* СНиП 30-02-97* о ширине проезжей части улиц в 7 метров.
В этой части пункт 23 предписания является законным и обоснованным.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые улицами, не подлежат приватизации. Соответственно, улицы в границах ДНТ или СНТ находятся на земельных участках общего пользования и обязанность по обеспечению надлежащей ширины проезжей части на них в целях беспрепятственного проезда пожарной техники возлагается в рассматриваемом случае на Администрацию.
Приказом Росстандарта от 17 апреля 2019 года № 832 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Пунктом 203 указанного Перечня к таким документам отнесен СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».
Статьей 16.1 Закона о техническом регулировании установлено, что федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Вместе с тем, данное положение не означает, что Администрация не обязана соблюдать требования СНиП 30-02-97* и применять или не применять их по своему усмотрению.
Отказ от применения соответствующих стандартов и (или) сводов правил влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти стандарты и (или) своды правил. То есть произвольное нежелание исполнять такой стандарт без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Названный свод правил содержит не только требования в сфере безопасности зданий и сооружений, но и фактически устанавливает требования в области пожарной безопасности.
Администрацией не представлены доказательства того, что требования технического регламента в области пожарной безопасности в части соблюдения противопожарных расстояний обеспечены иным способом с применением иных нормативных документов.
Суд также отмечает, что на основании статьи 144 Федерального закона № 123-ФЗ оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится, в том числе в форме федерального государственного пожарного надзора.
В рассматриваемом случае такая оценка была проведена Управлением в рамках проверки в отношении Администрации.
Пунктами 12 и 26 предписания на Администрацию возложена обязанность по уборке сухой растительности, мелкого кустарника и мусора на территории СНТ «Зенит», ДНТ «Озон», ДНТ «Академия», п. Дивизионный, п. ФИО3, СНТ «Экзотика» («Учитель»), автодорога от железнодорожного переезда до кладбища мкр. Стеклозавод, СНТ «Пионер 1 и 2», ДНТ «Терра», ДНТ «Баяр», СНТ «Горки 12», мкр. Матросово, мкр. новый Зеленый, мкр. Старый Зеленый, Площадка, кладбище мкр. Восточный, вдоль дорог проезжей части ул. Ветровая.
В соответствии с пунктом 17 (1) Правил противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Пунктом 19 Правил противопожарного режима запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах обеспечивается путем выполнения первичных мер пожарной безопасности.
На основании изложенного, пункты 12 и 26 предписания являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы Администрации в сфере экономической деятельности.
Пунктами 15 и 21 оспариваемого предписания на Администрацию возложена обязанность обеспечить расстояние от границ застройки до лесного массива не менее 15 м и не менее 30 м (по застройке после 29.07.2013) в отношении микрорайонов, дачных и садоводческих товариществ (перечень которых приведен в предписании).
Согласно статье 2 Федерального закона № 123-ФЗ под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) понимается нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
На основании статьи 69 Федерального закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков); 2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Данное требование является первичным требованием пожарной безопасности, которое должно исполняться органами местного самоуправления.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 года № 288 с 29 июля 2013 года введен в действие свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
В соответствии с пунктом 4.14 СП 4.13130 противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Ранее действовавшим пунктом 5* приложения 1* «Противопожарные требования» СНиП 2.07.01-89 предусматривалось, что расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м. В городских поселениях для районов одно-, двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.
Вместе с тем, из формулировки пунктов 15 и 21 предписания следует, что на Администрацию возложена обязанность обеспечить расстояние от границ застройки до лесного массива, в том числе в отношении указанных ДНТ И СНТ, не менее 15 метров и не менее 30 метров по застройке после 29.07.2013.
В обоснование заявленных требования в части признания указанных пунктов незаконными Администрация указывает, что актами комиссионного обследования территорий, составленными при участии ответчика, не подтверждена необходимость вырубки лесных насаждений по ул. Рубиновая, ул. Речная, ул. Челутаевская (л.д. 47, 48, 50, 51 т.4).
В судебном заседании 01.04.2021 представитель Управления подтвердил, что необходимость вырубки лесных насаждений по указанным улицам отсутствует.
Таким образом, пункт 15 предписания подлежит признанию недействительным в указанной части.
Факт неисполнения Администрацией обязанности по обеспечению расстояния границ застройки до лесного массива не менее 15 м в отношении ДНТ и СНТ, созданных до 29.07.2013, в оставшейся части подтверждается актом проверки и представленными Актами обследования территорий.
Пунктами 15 и 21 акта от 14.05.2018 № 39 установлено, что расстояние границ застройки в отношении перечисленных ДНТ и СНТ составляет менее 15 метров и 30 метров по застройке после 29.07.2013 до лесного массива.
В судебном заседании 01.04.2021 представитель Управления пояснил, что в пункте 21 предписания допущена опечатка, неверно указано расстояние до ближайшего дома
№ 84 ДНТ «Актер». Фактически расстояние составляет менее 15 метров.
Указанная опечатка не повлияла и не могла повлиять на права и законные интересы Администрации, поскольку текст оспариваемого предписания позволяет точно определить содержание предписания, оспариваемое предписание каких-либо неясностей, непонятных положений в связи с допущенной опечаткой не содержит.
Таким образом, в остальной части пункты 15, 21 предписания являются законными и обоснованными, поскольку противопожарное расстояние от них до лесных массивов составляет менее 15 метров и по застройке после 29.07.2013 - 30 метров.
Приказом Росстандарта от 17 апреля 2019 года № 832 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Пунктом 212 указанного Перечня к таким документам отнесен Свод Правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Статьей 16.1 Закона о техническом регулировании установлено, что федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Вместе с тем, данное положение не означает, что Администрация не обязана соблюдать требования СП 4.13130 и применять или не применять их по своему усмотрению.
Отказ от применения соответствующих стандартов и (или) сводов правил влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти стандарты и (или) своды правил. То есть произвольное нежелание исполнять такой стандарт без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Администрацией не представлены доказательства того, что требования технического регламента в области пожарной безопасности в части соблюдения противопожарных расстояний обеспечены иным способом с применением иных нормативных документов.
Суд также отмечает, что в силу статьи 144 Федерального закона № 123-ФЗ оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится, в том числе в форме федерального государственного пожарного надзора.
В рассматриваемом случае такая оценка была проведена Управлением в рамках проверки в отношении Администрации.
При таких обстоятельствах суд считает, что пункт 5 в части возложения на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по ликвидации свалок горючих отходов на территории острова Богородский, мкр. Восточный, пункт 8 в части возложенияна Администрацию города Улан-Удэ обязанности по очистке от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в ДНТ «Академия», пункты 10, 17, 23 в части возложения на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по обеспечению ширины проезжей части не менее 7 метров в ДНТ «Озон», ДНТ «Сибиряк», ДНТ «Коммунальник», ДНТ «20 лет Победы», ДНТ «Весна», ДНТ «Дружба», ДНТ «Черемушки», СНТ «Профсоюзник», СНТ «Урожай», СНТ «Тепловик», ДНТ «Пионер 1», ДНТ «Багульник». ДНТ «Удинское», ДНТ «Энергетик», ДНТ «Вишня», ДНТ «Тимирязева», пункт 15 в части возложения на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по обеспечению противопожарных расстояний не менее 15 метров, 30 метров от границ застройки ул. Речная, ул. Челутаевская, ул. Рубиновая, как несоответствующие Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нарушают права Администрации в сфере экономической деятельности, поскольку исполнение пунктов оспариваемого предписания может привести к значительным материальным затратам.
Относительно общего довода Администрации, заявленного по всем оспариваемым пунктам предписания, о том, что обязанность устранить выявленные нарушения возложена на граждан и юридических лиц, ДНТ, СНТ и т.п., не принимается судом, поскольку с помощью данных субъектов, органы управления местного самоуправления праве достигнуть соблюдения нарушенных правил пожарной безопасности, путем реализации в отношении таких субъектов мер муниципального воздействия.
Учитывая, что в результате не принятия органами управления муниципального образования мер по соблюдению на его территории правил пожарной безопасности, органы федерального пожарного надзора правомерно выдали указанное предписание, потребовав от органов муниципального образования принять соответствующие меры по соблюдению правил пожарной безопасности и приведению городской инфраструктуры к установленным требованиям.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание от 30 апреля 2020 года № 56/1/26 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданное главным государственным инспектором города Улан-Удэ по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия в части:
пункта 5 о возложении на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по ликвидации свалок горючих отходов на территории острова Богородский,
мкр. Восточный,
пункт 8 о возложении на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по очистке от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в ДНТ «Академия»,
пунктов 10, 17, 23 в части возложения на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по обеспечению ширины проезжей части не менее 7 метров в ДНТ «Озон», ДНТ «Сибиряк», ДНТ «Коммунальник», ДНТ «20 лет Победы», ДНТ «Весна»,
ДНТ «Дружба», ДНТ «Черемушки», СНТ «Профсоюзник», СНТ «Урожай»,
СНТ «Тепловик», ДНТ «Пионер 1», ДНТ «Багульник». ДНТ «Удинское»,
ДНТ «Энергетик», ДНТ «Вишня», ДНТ «Тимирязево»,
пункта 15 о возложении на Администрацию города Улан-Удэ обязанности по обеспечению противопожарных расстояний не менее 15 метров, 30 метров от границ застройки ул. Речная, ул. Челутаевская, ул. Рубиновая, как несоответствующие Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.А. Бурдуковская