ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3324/11 от 26.09.2011 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Улан-Удэ

«27» сентября 2011 года Дело №А10-3324/2011

Резолютивная часть решения объявлена «26» сентября 2011 года

В полном объёме решение изготовлено «27» сентября 2011 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С., при ведении аудиозаписи, протокола судебного заседания секретарем Стопичевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 11.01.2011 №01-01;

лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен;

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - УГАДН по РБ, Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее ИП ФИО1) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что 31 августа 2011 года инспектором УГАДН по РБ была проведена внеплановая проверка соблюдения ИП ФИО1 лицензионных требований в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом. В ходе проверки было установлено, что ИП ФИО1 допущены нарушения условий, предусмотренных лицензией, а именно: лицензиат не организовал работу водителей в соответствии с требованиями обеспечивающими безопасность дорожного движения, не обеспечив контроль за соблюдением установленного режима работы водителей (не представлена документация по учету рабочего времени и времени отдыха на 44 автомобиля, не ведется журнал учета путевых листов с отметками о времени выезда и возврата, установлен факт работы на линии водителя ФИО3 в обеденный перерыв, водитель ФИО4 работал по маршруту №64 с графиком работы на август 2011 года заполненным не в полном объеме, в путевых листах водителя ФИО5 не заполняются обязательные реквизиты – время выезда на линию); лицензиатом не организовано проведение работ по техническому обслуживанию (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (не представлена документация по проведению технического обслуживания на 45 автомобилей, не представлен действующий договор на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; не организовано проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей; лицензиат не организовал своевременное прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации; лицензиатом не представлена путевая документация за весь период деятельности на 44 автомобиля, журнал регистрации путевых листов, в путевых листах водителя ФИО5 отсутствует заполнение ряда строк, предусмотренных для обязательного заполнения – время выезда на линию; лицензиат не осуществляет учет сведений о проведении инструктажей с водителями по безопасности дорожного движения.

В действиях ИП ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

ИП ФИО1 в судебное заседание не явился. О месте и времени проведения судебного заседания ИП ФИО1 извещен надлежащим образом, что подтверждается возвратом заказного письма №41914202 с отметкой органа связи «отсутствие адресата», а также размещенной 08 сентября 2011 года на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» информацией о принятии заявления к производству, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Из материалов дела следует, что 18 ноября 2009 года ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д.36).

26 мая 2010 года ИП ФИО1 выдана лицензия №АСС 03 6923 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д.33).

31 августа 2011 года государственным инспектором УГАДН по РБ в отношении ИП ФИО1 была проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения лицензионных требований в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом, о чем составлен акт (л.д. 9-13).

31 августа 2011 года государственным инспектором УГАДН по РБ в отношении ИП ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Из указанного протокола следует, что ИП ФИО1 были нарушены требования пунктов 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637; статей 18, 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статей 2, 6 Федерального закона от 08 октября 2007 года №259-ФЗ; приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. № 152; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. №2; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 №15; пункт 1 приложения №9 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 №555, которые выразились в следующем:

- лицензиат не организовал работу водителей в соответствии с требованиями обеспечивающими безопасность дорожного движения, не обеспечив контроль за соблюдением установленного режима работы водителей (не представлена документация по учету рабочего времени и времени отдыха на 44 автомобиля, не ведется журнал учета путевых листов с отметками о времени выезда и возврата, установлен факт работы на линии водителя ФИО3 в обеденный перерыв, водитель ФИО4 работал по маршруту №64 с графиком работы на август 2011 года заполненным не в полном объеме, в путевых листах водителя ФИО5 не заполняются обязательные реквизиты – время выезда на линию);

- лицензиатом не организовано проведение работ по техническому обслуживанию (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (не представлена документация по проведению технического обслуживания на 45 автомобилей, не представлен действующий договор на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

- не организовано проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей;

- лицензиат не организовал своевременное прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации;

- лицензиатом не представлена путевая документация за весь период деятельности на 44 автомобиля, журнал регистрации путевых листов, в путевых листах водителя ФИО5 отсутствует заполнение ряда строк, предусмотренных для обязательного заполнения – время выезда на линию;

- лицензиат не осуществляет учет сведений о проведении инструктажей с водителями по безопасности дорожного движения.

Таким образом, ИП ФИО1 не соблюдаются лицензионные требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Выслушав объяснения заявителя, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Следовательно, обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола и привлечения к административной ответственности, должен доказать административный орган.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 62 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В силу статьей 5 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 октября 2006 года №637 утвердило Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение).

Согласно пункту 4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»   (далее -  Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

В соответствии с пунктами 3, 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно пункту 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (далее Положение об обеспечении безопасности перевозок) владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков.

Пунктом 2.2 названного Положения к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Статьей 18 названного Федерального закона предусмотрено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок, владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

В статье 23 Закона о безопасности дорожного движения указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Обязанность владельцев автобусов по организации проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов предусмотрена также пунктами 2.2, 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок.

Согласно пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок установлено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 №555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» утверждена инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение 9).

Пунктом 1 вышеуказанной инструкции установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств; медицинским персоналом на хозрасчетной основе по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи; инспекторами по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств.

В соответствии со статьей 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ, под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.

В соответствии со статьей 6 названного Устава обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. № 152 утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов», в соответствии с которым обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Из Приказа следует, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве, в т.ч. показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку; 5) сведения о водителе, в том числе дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.

Судом установлено, что ИП ФИО1 допущены нарушения условий, предусмотренных лицензией, а именно: лицензиат не организовал работу водителей в соответствии с требованиями обеспечивающими безопасность дорожного движения, не обеспечив контроль за соблюдением установленного режима работы водителей (не представлена документация по учету рабочего времени и времени отдыха на 44 автомобиля, не ведется журнал учета путевых листов с отметками о времени выезда и возврата, установлен факт работы на линии водителя ФИО3 в обеденный перерыв, водитель ФИО4 работал по маршруту №64 с графиком работы на август 2011 года заполненным не в полном объеме, в путевых листах водителя ФИО5 не заполняются обязательные реквизиты – время выезда на линию); лицензиатом не организовано проведение работ по техническому обслуживанию (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (не представлена документация по проведению технического обслуживания на 45 автомобилей, не представлен действующий договор на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; не организовано проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей; лицензиат не организовал своевременное прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации; лицензиатом не представлена путевая документация за весь период деятельности на 44 автомобиля, журнал регистрации путевых листов, в путевых листах водителя ФИО5 отсутствует заполнение ряда строк, предусмотренных для обязательного заполнения – время выезда на линию; лицензиат не осуществляет учет сведений о проведении инструктажей с водителями по безопасности дорожного движения.

Факт осуществления ИП ФИО1 предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), т.е. совершение им административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается исследованными судом доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, договором на оказание медицинских услуг, медицинскими справками, договором на техническое обслуживание автомашин, графиками работы водителей, путевыми листами.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Судом проверено соблюдение процессуальных требований при привлечении ответчика к административной ответственности, нарушений при этом не выявлено.

Суд не находит оснований для освобождения ИП ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и приходит к выводу о назначении в качестве наказания административного штрафа в минимальном размере.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, (ОГРН <***>, ИНН <***>), проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере трех тысяч рублей.

Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:

Получатель УФК МФ по РБ УГАДН по РБ, наименование платежа - штраф по статье 14.1, ИНН <***>, КБК 106 116 90040040000140, КПП 032601001, ОКАТО 81401000000, расчетный счет <***> ГРКЦ НБ РБ, БИК 048142001.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Принятые по настоящему делу решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайтах Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Судья Г.Д.-С. Мархаева