ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3364/2022 от 27.09.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

04 октября 2022 года Дело № А10-3364/2022

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 04 октября 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борголовой Г. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора
(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения от 20.01.2022 №003S19220000228,

при участии в заседании

от заявителя: ФИО1– представителя по доверенности от 26.01.2022 (явился после перерыва);

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 01.10.2021 №8,

установил:

Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора (далее по тексту – заявитель, страхователь, Госстройжилнадзор) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия (далее по тексту – заинтересованное лицо, пенсионный фонд, учреждение) с заявлением о признании недействительным решения от 20.01.2022 №0003S19220000228.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.06.2022 суд принял заявление к производству.

Заявитель в обоснование заявления указал на то, что 10.11.2021 представил отчет по форме СЗВ-М (тип «ИСХ») на 47 застрахованных лиц за октябрь 2021 года. Ошибку выявили самостоятельно и 15.11.2021 подали отчет по форме СЗВ-М (тип «ИСХ») на
48 застрахованных лиц. Отчет не принят, поступило уведомление об исправлении и повторной отправки отчета.

30 ноября 2021 года в пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М (тип «ДОП») за отчетный период октябрь 2021 года и получен положительный протокол входного контроля.

20 января 2022 года вынесено решение №0003S19220000228 о привлечении заявителя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете, в соответствии с которым заявитель привлечен в ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Закон №27-ФЗ).

В дополнении к заявлению заявитель указывает, что имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора приняла все меры для предотвращения правонарушения и в ходе обнаружения ошибки, воспользовалась правом его исправления.

Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование оспариваемого решения. В обоснование ходатайство указано на то, что жалоба подана в пенсионный фонд 14.03.2022, ответ на нее получен 29.03.2022.

Заявитель просит признать незаконным решения от 20.01.2022 №003S19220000228.

Заинтересованное лицо представило в суд отзыв и дополнение к отзыву, в котором просит в удовлетворении требований отказать. В отзыве указано на то, что 10.11.2021 заявитель представил отчет по форме СЗВ-М (тип «ИСХ») за октябрь 2021 года на
47 застрахованных лиц.

15 ноября 2021 года страхователь направил индивидуальные сведения в отношении 48 застрахованных лиц по форме СЗВ-М (тип «ИСХ») за отчетный период октябрь
2021 года. Отделением проведена проверка достоверности отчета в отношении страхователя. После проведения проверки в адрес страхователя направлены уведомления от 15.11.2021 об устранении ошибок.

30 ноября 2021 года страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (тип «ДОП») за отчетный период октябрь 2021 года на 3 застрахованных лиц, которые отсутствовали в форме СЗВ-М (тип «ИСХ»). Указанные лица ФИО3, ФИО4 и ФИО5 не были указаны в СЗВ-М (тип «ИСХ»).

Пенсионный фонд считает, что страхователь нарушил срок сдачи отчетности за октябрь 2021 года, представив его только 30.11.2021.

В суд от заявителя 27.09.2022 поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии свидетельства от 07.11.2008 №582131.

От пенсионного фонда 21.09.2022 поступило ходатайство о приобщении к материалам дела доказательства направления документов.

В судебном заседании 21 сентября 2022 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до
09 часов 00 минут 27 сентября 2022 года.

После перерыва представитель заявителя, поддержал заявление и дополнение к заявлению в полном объеме. Пояснил, что штраф в сумме 1 500 рублей оплачен 05.08.2022 физическим лицом. Поддержал ходатайство о восстановлении пропущенного срока, ссылаясь на получение ответа на жалобу 29.03.2022 и с этого момента исчилял срок на подачу заявления в суд.

Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве и его дополнении. Подтвердил, что штраф заявителем оплачен, в материалы дела представлены доказательства поступления
1 500 рублей.

Поступившие документы приобщены судом к материалам дела.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов в территориальном органе Пенсионного фонда Республики Бурятия и ему присвоен регистрационный номер 003-023-065867.

Пенсионным фондом в отношении Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Закон №27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.

В ходе проверки пенсионным фондом установлено нарушение Госстройжилнадзором установленного Законом № 27-ФЗ срока представления формы СЗВ-М (тип «ДОП») за отчетный период октябрь 2021 года в отношении
3 застрахованных лиц.

Результаты проверки отражены в акте о выявлении правонарушения в сфере
законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.12.2021 №003S18210005459.

11 января 2022 года страхователем представлено возражение на акт от 13.12.2021 №003S18210005459, в котором указано, что вина отсутствует, так как самостоятельно выявлены и устранены нарушения.

Решением Пенсионного фонда от 20.01.2022 №003S19220000228 страхователь
привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона №27-ФЗ за
непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11
Закона №27-ФЗ, применены финансовые санкции в размере 1 500 рублей.

Требованием от 15.02.2022 №003S01220000459 страхователю предложено в срок до
05.03.2022 уплатить штрафные санкции.

Не согласившись с указанным решением пенсионного фонда, посчитав их не соответствующими закону и нарушающими их права и законные интересы, заявитель обратился в суд заявлением об оспаривании указанного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за
защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке,
установленном настоящим кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании
ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и
законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
регламентирован порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых
актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных
правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если
полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и
нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие – либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной
экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,
решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,
должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку
оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий
(бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному
правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли
оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также
устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и
законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.

Федеральный закон №27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы
организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на
которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об
обязательном пенсионном страховании. Этим же нормативным правовым актом
определены обязанность (статья 15 Закона №27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона №27-ФЗ) представления таких сведений.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при
наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика
застрахованного лица).

В соответствии статьями 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов пенсионного фонда
Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления
страхователями сведений, определенных указанным законом, в том числе по их учетным данным.

Судом установлено, что страхователем - Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора 10.11.2021 представлен отчет по форме СЗВ-М
(тип «ИСХ») за октябрь 2021 года на 47 застрахованных лиц. Отчет принят.

15 ноября 2021 года страхователь представил отчет по форме СЗВ-М (тип «ИСХ») за октябрь 2021 года на 48 застрахованных лиц, выявив самостоятельно ошибку, об отсутствии сведений о застрахованных лицах и подал исправленный отчет (включил сведения СЗВ-М о застрахованных лицах ФИО3, ФИО4 и ФИО5). В этот же день получено уведомление, что отчет не принят с кодом ошибки 50 (повторно отправить отчет СЗВ-М (тип «ИСХ»), об устранении ошибок и несоответствий между представленным страхователем сведениями в пенсионный фонд.

30 ноября 2021 года заявителем направлено в пенсионный фонд исправленный отчет по форме СЗВ-М (тип «ДОП») за октябрь 2021 года.

В ходе проведения проверки достоверности сведений, представленных учреждением от 15.11.2021 по форме СЗВ-М (тип «ИСХ») и сопоставлении их с ранее представленными сведениями по форме СЗВ-М (тип «ИСХ») от 10.11.2021 пенсионным фондом выявлено, что за октябрь 2021 года сведения по форме СЗВ-М учреждением на 3 застрахованных лиц отсутствовали в «исходной» форме СЗВ-М.

В адрес страхователя 15.11.2021 по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между
представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного
фонда. Уведомление получено 15.11.2021

Учреждением 30.11.2021 по телекоммуникационным каналам связи представлены
сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип «ДОП») за отчетный период октябрь 2021 года в отношении 3 застрахованных лиц, не отраженных в исходной форме СЗВ-М за указанный отчетный период, что подтверждается извещением о доставке. Указанные лица ФИО3, ФИО4 и ФИО5 не были указаны в СЗВ-М (тип «ИСХ»).

При анализе форм СЗВ-М (тип «ИСХ») и СЗВ-М (тип «ДОП»), пенсионным фондом в ходе проведения проверки выявлены несоответствия данных между представленными сведениями и результатами проверки. Представленные учреждением сведения по форме СЗВ-М (тип «ИСХ») не содержали данные в отношении застрахованных лиц, указанных в форме СЗВ-М (тип «ДОП»), который представлен 30.11.2021.

Судом установлено, что сведения о застрахованных лицах, подлежащие представлению в пенсионный фонд за октябрь 2021 года представлены учреждением по телекоммуникационным каналам связи 30.11.2021, с нарушением срока их представления.

Основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 500 рублей послужили факты несвоевременного представления страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип «ДОП») за октябрь 2021 года в отношении 3 застрахованных лиц.

Суд, оценив представленные заявителем документы, полагает, что страхователем не
подтверждено отсутствие его вины в нарушение срока представления сведений о
застрахованных лицах. При этом доказательства, подтверждающие принятие страхователем всех мер для своевременного представления сведений в установленные действующим законодательством сроки, в материалы дела не представлены.

Довод заявителя, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, выявленные самостоятельно отклоняются, так как страхователь не устранил выявленные пенсионным фондом нарушения в 5- дневный срок с момента получения соответствующего уведомления 15.11.2021 (л.д. 74), что является нарушением абзаца 5 статьи 17 Закона №27-ФЗ.

Суд приходит к выводу, что вынесенное пенсионным фондом решение от 20.01.2022 №003S19220000228 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ в виде штрафа в сумме 1 500 рублей является законным и обоснованным.

Существенные процессуальные нарушения при привлечении заявителя к
ответственности, допущенные со стороны пенсионного фонда, исключающие привлечение Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора к ответственности, судом не установлены.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 ноября 2004 года №367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечения стабильности и определенности административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.

Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования вынесено 20.01.2022. Указанное решение получено заявителем 01.02.2022, что подтверждается входящим штемпелем за №44-01-11-в287/22 (л.д. 9).

Доводы заявителя в обоснование причины пропуска срока обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения пенсионного фонда, со ссылкой на получение ответа на свою жалобу 29 марта 2022 года, судом отклоняются. Не является уважительной причиной указанные обстоятельства, поскольку к моменту подачи жалобы 14.03.2022 заявитель уже знал об оспариваемом решении с 01.02.2022, что не лишало заявителя оспорить решение в судебном порядке. Подача жалобы не является обстоятельством, освобождающим заявителя от подачи соответствующего заявления в суд. Кроме того, заявитель уплатил штраф в сумме 1 500 рублей 05.03.2022.

В пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года №99 «О процессуальных сроках» указано, что необоснованное восстановление пропущенного процессуального срока может привести к нарушению принципа правовой определенности и соответствующих процессуальных гарантий.

Восстановление арбитражным судом пропущенного срока на оспаривание решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования возможно только при наличии обоснованного ходатайства заявителя, без такого ходатайства у суда не имеется законных оснований для восстановления пропущенного срока. Иное бы нарушало установленный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принцип равноправия сторон.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявителем пропущен трехмесячный срок обжалования решения пенсионного фонда, который истек 04.05.2022 (с учетом праздничных дней). Заявление подано в суд 03.06.2022.

Пропуск срока на обращение, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объёме) через арбитражный суд, принявший решение.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья Г. В. Борголова