ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3382/15 от 14.01.2016 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело №А10-3382/2015

21 января 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 21 января 2016 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Урмакшинова В.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брылевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации МО «Город Северобайкальск» (1020300796196, 0322002732) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 3 300 427 руб. 08 коп.,

при участии:

от истца: не явился, извещен, заказное письмо № 67000893924297 вручено 28.12.2015 г.

от ответчика – Министерства финансов Республики Бурятия: не явился, извещен, заказное письмо № 67000893924280 вручено 24.12.2016 г.

от ответчика – Министерства финансов Российской Федерации: ФИО1 – представитель по доверенности от 22.12.2015 г.

от третьих лиц:

Министерство строительства и модернизации ЖКХ по Республике Бурятия: не явился, извещен; заказное письмо № 67000893924273 вручено 24.12.2015 г.

ФИО2: не явился, извещен; заказным письмом № 67000893924303

установил:

Администрация МО «Город Северобайкальск» обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 3 300 427 руб. 08 коп.

Определением от 15 июня 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и модернизации ЖКХ по Республике Бурятия.

Определением от 04 сентября 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ФИО2

Истец, ответчик - Министерство финансов Республики Бурятия, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения спора извещены надлежащим образом.

Информация о движении дела и определения суда о принятии искового заявлении, назначении дела к судебному разбирательству опубликованы на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия в сети Интернет http://buryatia.arbitr.ru и сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://arbitr.ru.

Суд считает возможным, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствии представителей надлежащим образом извещенных истца, ответчика - Министерства финансов Республики Бурятия, третьих лиц.

В обоснование исковых требований указано, что решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 03 августа 2012 г. удовлетворены исковых требования ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Северобайкальск» о предоставлении с учетом членов семьи благоустроенного жилого помещения, в связи с переселением из сборно-щитового аварийного дома, подлежащего сносу и расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Северобайкальск, ул. Спортивная д.. 1. Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 10 октября 2012 г. решение Северобайкальского городского суда от 03 августа 2012 г. было оставлено без изменений. Определением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 07 октября 2013 г. изменен порядок исполнения решения городского суда путем взыскания стоимости жилья в размере 3300427 руб. 08 коп. Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 13.01.2013 г. определение Северобайкальского городского суда РБ оставлено без изменения. Во исполнение указанного решения Администрацией МО «Город Северобайкальск» были перечислены денежные средства в размере 3300427 руб. 08 коп.

В качестве правового обоснования заявленных исковых требований истец сослался на статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 16.10.2015 г. истец уточнил требования по иску. При этом истец ссылается на следующие обстоятельства:

Определением Северобайкальского городского РБ от 07.10.2013г. изменен порядок исполнения Северобайкальского городского суда РБ от 03.08.2012г. об обязании администрации МО «город Северобайкальск предоставить ФИО2 с учетом несовершеннолетних членов семьи благоустроенное жилое помещение в г. Северобайкальск. При вынесении указанного определения суд исходил из того, что социальная норма площади жилья для лиц проживающих в жилищном фонде независимо от форм собственности, установлена на одного члена семьи из трех и более человек 18 кв.м.

Таким образом, с учетом количества членов семьи ФИО2, с администрации МО взысканы денежные средства в сумме 3300427 руб. 08 коп. (6*18 кв.м. *30 559,51).

Согласно приложению №1 (таблица №2 «Потребность в финансовых средствах для переселения граждан в муниципальных образованиях в РБ в 2013-2017 годах») к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 06.07.2015 №336 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 N 332 «Об утверждении Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия в 2013 - 2017 годах» потребность в финансовых средствах муниципального образования «Город Северобайкальск» определена в размере 899405966,10 руб.

В приложении №2 к постановлению правительства РБ от 06.07.2015 №336 (таблица №3 «Планируемые объемы финансирования участников Республиканской адресной программы в 2014-2015 годах) для МО «Город Северобайкальск» определено следующее финансирование всего 899 405 966,10 руб., из них средства Фонда ЖКХ Российской Федерации: 501536353,59 руб. (55,76%); средства Республиканского бюджета: 390 288 726,64 руб. (43,40%); средства местного бюджета на софинансирование программы: 7 580 885,87 руб. (0,84%).

Исходя из изложенного, истец полагает, что с ответчиков следует взыскать заявленные администрацией МО «Город Северобайкальск» убытки (3300427,08 руб.), исходя из долевого финансирования по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, т.е. исходя из вышеуказанного процентного соотношения.

Ответчики возражают против заявленных исковых требований.

Согласно отзыву Министерство финансов Российской Федерации указывает, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных актов государственной власти субъектов Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации. В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Российской Федерацией исполнены обязательства по финансовому обеспечению целевой программы, денежные средства в форме субсидий доведены до бюджета Республики Бурятия, оснований для призвания незаконных бездействий со стороны Российской Федерации не имеется. Российская Федерация, реализуя положения, установленные правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания в полном объеме исполнила обязанности по перечислению субсидий в бюджет Республики Бурятия согласно представленной в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявке. На Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации не могут быть возложены правовые последствия по не включению истцом в заявку о перечислении субсидии площади квартиры, занимаемой ФИО2, в связи с исполнением истцом решения суда общей юрисдикции. Противоправность действий (бездействий) Российской Федерации и причинная связь между этими действиями и убытками истца отсутствует.

Согласно отзыву Министерства финансов Республики Бурятия расходы, связанные с возмещением стоимости благоустроенного жилого помещения возникли по вине самого истца, поскольку истцом не представлены доказательства, что в доме № 1 по ул. Спортивная, гор. Северобайкальск производился капитальный ремонт. Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания принято администрацией МО «Город Северобайкальск», а не органом исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Спорные расходы понесены истцом в связи с осуществлением действий, составляющих предмет собственной компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем, правовые основания для возмещения таких расходов как убытков применительно к положениям ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Согласно отзыву третьего лица – Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия требования являются необоснованными. Поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и не подлежащим восстановлению решением Администрации МО «Город Северобайкальск», то обязанность по предоставлению жилого помещения, взамен признанного аварийным, возникает у Администрации МО «Город Северобайкальск». Таким образом, расходы, образовавшиеся у истца возникли по вине самого истца. Расходы понесены в связи с осуществлением действий, составляющих предмет собственной компетенции органов местного самоуправления, основания для взыскания убытков отсутствуют. ФИО2 не является собственником жилого помещения по адресу: <...> в связи с чем, не могла претендовать на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» на 2011-2015 годы.

Третье лицо - ФИО2 отзыва, возражений на иск не представила.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов, решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 03.08.2012 г. удовлетворены исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора об обязании администрации муниципального образования «Город Северобайкальск» предоставить ФИО2, с учетом несовершеннолетних членов семьи, благоустроенное жилое помещение в г. Северобайкальск Республики Бурятия, общей площадью не менее 48,4 кв.м.

Определением Верховного суда Республики Бурятия от 10.10.2012 г., решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 03.08.2012 г. изменено в части указания на необходимость предоставления жилья в соответствии с нормой предоставления на человека.

Определением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 07.10.2013г. порядок исполнения решения суда от 03.08.2012 г. изменен путем взыскания с администрации МО «Город Северобайкальск» в пользу ФИО2 стоимости жилья в размере 3300427 руб. 08 коп.

Определением Верховного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2013 г. определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 07.10.2013 г. оставлено без изменений.

Во исполнение вступившего в законную силу указанного решения суда от 03.08.2012 г., администрация МО «Город Северобайкальск» платежным поручением № 218484 от 02.04.2014 г. перечислила на счет ФИО2 денежные средства в размере 3300427 руб. 08 коп.

Ссылаясь на то, что расходы по предоставлению денежных средств ФИО2 (соответствующие стоимости помещений) не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В пункте 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

Согласно статье 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации указанных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50) (далее – Закон № 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 – 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).

Мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМ, в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 г. реализуются в МО «Муйский район» с 2011 г., в МО «Северо-Байкальский район», МО «Город Северобайкальск» с 2013 г.

Реализация указанных мероприятий с 2011 по 2013 г. осуществлялась в рамках подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия на 2011-2015 г.», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.04.2011 г. № 185.

Согласно приложению №3 к постановлению Правительства РБ от 27.06.2013 N332 "Об утверждении Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия, в 2013 - 2017 годах" жилой дом по ул. Спортивная, 1 подлежит сносу в IV квартале 2015 г.

Финансирование мероприятий по переселению граждан по программе «Жилище» из федерального бюджета осуществлено в запланированном Федеральном законом от 02.12.2009 г. № 308/ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 г и на плановый период 2011 и 2012 г.» объеме, а также соглашением между Республикой Бурятией и государственным заказчиком программы, содержащим обязательства Республики Бурятии по финансированию подпрограммы в необходимых объемах.

При обращении Администрации муниципального образования «Город Северобайкальск» Республики Бурятия в министерство строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия с заявками на предоставление финансовой поддержки по 185-ФЗ квартира по адресу: <...>, не была учтена.

Согласно пояснениям истца, на территории города мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляется по программам: Республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия в 2013-2017 годах» утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013г. №332, постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.07.2015г. №336 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013г. №332. Реализация мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа, осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050) и », а также Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 г. №424, путём предоставления муниципальным образованиям социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильём для приобретения жилых помещений на территории Республики Бурятия.

В целях реализации мероприятий по переселению на территории города сформирован перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с этим перечнем была определена планируемая потребность в объемах финансирования по всем уровням бюджетов. Ежегодно при формировании заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства вносятся изменения в долгосрочную программу по этапам реализации переселения.

Из реестра аварийного жилищного фонда, подлежащего к расселению убирается площадь жилых помещений: по ранее выданным сертификатам по зоне БАМ, по площади расселения жильцов по ул. Полиграфистов 7, по площадям пустующих квартир, а также площадь по судебным решениям, по которым администрацией города были выплачены денежные средства из местного бюджета гражданам, взамен аварийного жилья.

В соответствии с изменениями площади аварийного жилищного фонда производится корректировка по этапам реализации долгосрочной программы и объёмы финансирования мероприятий по переселению определяются по факту без учета площадей, по которым ранее были произведены выплаты по сертификатам, по судебным решениям и по площади расселения жильцов во вновь построенный дом по ул. Полиграфистов. Вносятся изменения в долгосрочные муниципальные программы, а также в Республиканскую программу переселения.

Граждане, которые проживали в аварийном жилье и которые получили социальные выплаты в рамках программы по зоне БАМ (сертификаты) денежные средства из местного бюджета по судебным решениям, и квартиры во вновь построенном доме снимаются с регистрационного учета и аварийные квартиры сдают в администрацию города по акту приёма-передачи. В дальнейшем данные квартиры не подлежат заселению и площадь этих квартир в потребности на расселение в заявках не указывается в площади дома, требующего расселения, поэтому объёмы финансирования программных мероприятий по переселению рассчитаны без учета вышеуказанных площадей.

Жилой дом №1 по ул. Спортивная, 1, в котором проживала гр-ка ФИО2 подлежит расселению и сносу, в соответствии с приложением №3 к постановлению Правительства Республики Бурятия от 06.07.2015 г. №336 в IV квартале 2015 года (графа 6 «планируемая дата сноса»).

По пояснениям истца, при исполнении решения суда путем возмещения ФИО2 стоимости жилого помещения, данное помещение было исключено из программы как по факту расселенное. Неисключение помещения из Программы, по мнению истца, влекло бы за собой соответствующие нарушения, поскольку расселение граждан, занимающих квартиру на основании договора социального найма (в данном случае ФИО2) возможно только путем предоставления ему жилья по договору социального найма, как правило, во вновь построенном жилье за счет средств Программы. Строительство жилья для нанимателя, которому уже была предоставлена компенсация, невозможно, иное бы обозначало предоставление ему жилья вторично. Предоставление аварийного жилищного фонда гражданину, нуждающемуся в предоставлении жилого помещения в соответствии со статей 57 Жилищного кодекса РФ, т.е. очереднику также невозможно, поскольку по договору социального найма должно быть предоставлено помещение, пригодное для проживания.

Обстоятельства, связанные с исключением площади жилого помещения подлежащего передаче ФИО2 из программы переселення граждан из аварийного жилого фонда подтверждаются пояснениями третьего лица – Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

Таким образом, истец – Администрация МО «Город Северобайкальск» не обращался в установленном порядке с заявкой на предоставление финансовой поддержки по переселению граждан из аварийного жилья по адресу: <...>.

Из представленных материалов, пояснений ответчика – Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации следует, что в соответствии с Приложением № 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 -2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, по графе «Источники финансирования и направления расходов» из федерального бюджета выделены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в размере 1518,87 млн. руб.

Пунктом 4 ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса.

В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно отчету об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, представленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства на 01.08.2015 по субсидиям на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации остаток средств в республиканском бюджете на конец отчетного периода составляет 3116618,50 руб.

Кроме того, ресурсное обеспечение государственной программы за счет всех источников финансирования, предусмотрено Приложением № 3 к государственной программе «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республике Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства РБ от 02.08.2013 N424.

Российской Федерации исполнены обязательства по финансовому обеспечению целевой программы, денежные средства в форме субсидий доведены до бюджета Республики Бурятия в полном объеме.

Из представленных материалов, пояснений третьего лица – Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия следует, что мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа, в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - ФЦП «Жилище») на территории Республики Бурятия реализуются с 2011 года - в МО «Муйский район» (с 2011 года), в МО «Северо-Байкальский район», МО «город Северобайкальск» (с 2013 года).

Реализация указанных мероприятий с 2011 по 2013 год осуществлялась в рамках подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.04.2011 года № 185. С 2014 года - согласно государственной программе Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной постановлением Правительства РБ от 02.08.2013 № 424, путем предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, для приобретения жилых помещений на территории Республики Бурятия.

В рамках реализации Подпрограммы утвержден порядок предоставления межбюджетных субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предоставленных для реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия. Указанный Порядок определяет условия предоставления и расходования межбюджетных субсидий, выделяемых из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия, в том числе на предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных ветхими, аварийными и непригодными для проживания.

Согласно п. 1.5. Порядка муниципальные образования представляют заявки на получение межбюджетных субсидий в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

Согласно пункту 2.1 Порядка, список собственников жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, расположенных в зоне БАМа, на предоставление социальных выплат формируется по очередности обращения граждан в муниципальное образование с учетом утвержденного муниципальным образованием плана сноса ветхого и аварийного жилищного фонда. Муниципальное образование несет ответственность за обоснованность внесения в список граждан и достоверность указанных сведений.

В 2013 году в рамках реализации данных мероприятий были предоставлены выплаты 39 собственникам жилых помещений, проживающим в г. Северобайкальск, на общую сумму 73 242 273,00 рублей.

В 2014 году в рамках реализации данных мероприятий были предоставлены выплаты 30 собственникам жилых помещений, проживающим в г. Северобайкальск, на общую сумму 56 645 840,50 рублей.

Собственник спорного помещения по адресу: <...>-1 ФИО2 в числе заявленных претендентов не значится.

Таким образом, в рамках упомянутых целевых программ финансирование запланированных мероприятий по переселению из ветхого, аварийного жилья произведено в полном объеме.

Невключение истцом расходов в заявку на предоставление финансовой поддержки на квартиру по ул. Спортивная, 1-1, г. Северобайкальск не может служить основанием для возложения на ответчиков обязанности возместить истцу фактически понесенные расходы (убытки).

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение указанной нормы права истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях (бездействии) Российской Федерации и Республики Бурятия вины в сложившейся ситуации, не доказан факт приобретения или сбережения кем-либо из ответчиков имущества за счет Администрации МО «Северо-Байкальский район».

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации МО «Город Северобайкальск» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья В. К. Урмакшинов