ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3389/2011 от 29.02.2012 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело № А10-3389/2011

07 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 07 марта 2012 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Аюшеевой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жарниковой Л.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Муниципального унитарного предприятия «Управление трамвая» (ОГРН 1020300888739, ИНН 0323031221)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, представляемого Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117), Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892)

с участием третьих лиц - МУ «Управление транспорта и связи», МО «Городской округ Город Улан-Удэ», Республиканской службы по тарифам РБ, Государственно-правовой комитет Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия

о взыскании убытков в сумме 144 810 126 рублей 22 копеек

при участии в заседании:

от истца: Сергеева Е.В., представитель по доверенности № 512 от 07.08.2011; Плишкинова А.А., представитель по доверенности от 09.11.2011;

от ответчиков:

от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Клишина С.Г., представитель по доверенности от 30.09.2011;

от Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия: Сорокина И.А., представитель по доверенности № 01-01-12/2 от 10.01.2012;

от третьих лиц:

от МУ «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ: Басаева А.В., представитель по доверенности от 02.11.2011;

от Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия: Синицына А.В., представитель по доверенности от 10.01.2012;

от МО «Городской округ «Город Улан-Удэ»: Басаева А.В., представитель по доверенности № 2 от 14.01.2011

от Государственно-правового комитета Администрации Президента и Правительства РБ: Акчурина А.В. доверенность от 07.07.2009г.

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Управление трамвая» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее – ответчики) о взыскании неосновательного обогащения в размере 13 047 355 руб. 20 коп.

В обоснование заявленных требований истец указал, что МУП «Управление трамвая» осуществляет перевозки от имени и в интересах муниципального образования г.Улан-Удэ.

Органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в соответствии с законом РБ № 79-IV от 14.03.2008г.

Перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта входит в перечень услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен( тарифов) на территории Республики Бурятия согласно Постановлению Правительства РБ от 17.10.2010 № 362.

Истец выполняет публичные обязательства по перевозке пассажиров во исполнение гражданско-правовых договоров о предоставлении субсидий № 1 от 25.01.2011 и № 3 от 06.07.2011, заключенных с МУ «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ.

Субсидии предоставлены предприятию в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом общего пользования по установленным тарифам, но выделенных бюджетных средств на оплату транспортных услуг не достаточно.

Предельный (максимальный) тариф на перевозку одного пассажира в городском электрическом транспорте с 01.07.2011 установлен в размере 11 рублей решением Улан-Удэнского Городского Совета депутатов №449-34 от 16.06.2011г.

Установлению тарифа в размере 11 рублей предшествовало согласование Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия предельного ( максимального ) тарифа в размере 11 рублей письмом РСТ РБ от 10.05.2011 № 05-10/1080.

Согласно заключению Комитета экономического развития Администрации г. Улан-Удэ от 30.05.2011 экономически обоснованный тариф на перевозку одного пассажира городским электрическим транспортом составляет 22,60 рублей с учетом предоставленных субсидий из бюджета г.Улан -Удэ.

В июле 2011года образовался дефицит денежных средств, складывающийся из межтарифной разницы в сумме 13 047 355,20 рублей. Так, межтарифная разница на одного пассажира составила 12,60 рублей (22,60 - 11,0 = 12,60 ), количество перевезенных пассажиров в июле 2011г.-1 124 772 человека.

Поскольку отсутствие надлежащих субсидий способствовало образованию долга у предприятия, снижению размера имущества по причине несвоевременно произведенного ремонта подвижного состава, пути, контактной сети, несоблюдению обязательных требований по охране труда и невозможности обеспечения безопасности движения в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчиков неосновательного обогащения, определив, его позднее, как убытки.

Истец полагал, что ответчики не исполнили своей обязанности по компенсации части потерь доходов истца, ссылается на Приложение 30 к ФЗ « О федеральном бюджете на 2011г и на плановый период 2012 и 2013гг» в табл. 1 которого предусмотрено распределение дотаций на 2011 год на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в том числе, Республике Бурятия выделено 10 774 731,4 тыс.рублей. Также истцом сделана ссылка на Приложение 22 к Закону РБ «О республиканском бюджете на 2011год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в п.II ч.1 предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам. МУП «Управление трамвая» пояснило, что бездействие Республики Бурятия выражается в не наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по заключению государственного (муниципального) контракта, в не определении и не передаче из бюджета Республики Бурятия денежных средств на компенсацию межтарифной разницы, отсутствии методики формирования расчетных тарифов перевозчика, утвержденной законом Республики Бурятия.

Закон Республики Бурятия от 14.03.2008 № 79-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта)» наделил МО «Городской округ «Город Улан-Удэ» полномочиями регулировать тариф на проезд в городском транспорте. Вместе с тем данным законом не предусмотрен такой вид полномочий муниципального образования, как заключение муниципальных контрактов с убыточными перевозчиками и, соответственно, возмещение межтарифной разницы.

В качестве правового обоснования истцом сделана ссылка ст. ст. 12, 132, 133 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, ст.53, 790, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 8, 86, 140 Бюджетного кодекса РФ., ст.ст. 1, 26.3 Федерального закона от 26.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ., ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ, с Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия за счет казны Республики Бурятия в пользу истца 144 810 126,22 рублей убытков в виде неполученных доходов, образовавшихся разностью между экономически обоснованным и утвержденным тарифами на проезд в городском электрическом транспорте за 12 месяцев 2011г. (январь-декабрь).

Судом уточнения исковых требований приняты.

Определениями от 27.09.2011г., от 19.10.2011г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУ «Управление транспорта и связи», Муниципальное образование «Городской округ город Улан-Удэ».

Определением от 01.12.2011г. из числа ответчиков по делу исключена Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственно-правовой комитет Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, Республиканская служба по тарифам РБ.

Ответчик, Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, исковые требования не признал, пояснил, что инициатором перевозок является Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ», Администрация г. Улан-Удэ наделена соответствующими полномочиями для разрешения вопросов местного значения. Вопрос регулирования тарифов является вопросом местного значения, а также правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации. Республика Бурятия вправе осуществлять финансовую поддержку. Какие-либо соглашения по данному вопросу между Республикой Бурятия и Администрацией г. Улан-Удэ подписаны не были. Полномочия по предоставлению субсидий для компенсации выпадающих доходов возложены на Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ», в связи с чем обязанности восполнять недостающие средства на оказание транспортных услуг у Республики Бурятия отсутствуют.

Представитель Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия считает, что надлежащим ответчиком по заявленному требованию является Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ».

По мнению ответчика, истцом не доказана совокупность всех элементов, необходимых для взыскания убытков. Не представлены доказательства того, что Республика Бурятия осуществляла незаконные действия (бездействие), не представлен нормативно-правовой акт, возлагающий на Республику Бурятию обязанность по возмещению выпадающего дохода по перевозкам на городском транспорте предприятиям, учредителем которых является орган местного самоуправления. Отсутствует признак вины в действиях ответчика.

Ответчик считает, что возмещение межтарифной разницы является обязательством того публично-правового образования, которое осуществляет регулирование тарифа в области городских перевозок, и чьим правовым актом было принято решение об установлении тарифа ниже экономически обоснованного – т.е. органом местного самоуправления.

Ответчик, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, исковые требования не признал. В обоснование заявленных возражений пояснил, что указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, включая метрополитен, и в пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации производится самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, а в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансируется из федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами.

Правительство Российской Федерации реализовало свои полномочия по установлению порядка государственного регулирования цен (тарифов) на перевозку пассажиров, приняв постановление № 239 от 07.03.1995 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Истец по существу заявленных требований выражает свое несогласие с действующим в Республике Бурятия порядком ценообразования тарифов в сфере пассажирских перевозок и регулирования данных тарифов органами исполнительной власти Республики Бурятия. Нормативно-правовой акт, устанавливающий тариф на перевозку одного пассажира в городском электрическом транспорте, установлен решением Улан-Удэнского городского совета депутатов. Данный тариф истцом не оспорен.

Ответчик считает, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере пассажирских перевозок, то субъектом, обязанным возместить расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение., т.е. убытки должны быть взысканы за счет средств казны муниципального образования «Городской округ «Город Улан-Удэ».

Третье лицо, Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ», считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению. Представитель пояснил, что в соответствии с пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установление подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 239 от 07.03.1995 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, включая метрополитен, и в пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Республики Бурятия от 14.03.2008 № 79-IV органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия наделены отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта). Согласно статье 7 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, создаваемого в составе республиканского бюджета. Полномочия по компенсации межтарифной разницы организациям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров, органам местного самоуправления переданы не были. В данной ситуации имеет место бездействие со стороны государственных органов власти в части нормативного регулирования существующей проблемы, в результате чего МУП «Управление трамвая» несет убытки, оказывая населению услуги по тарифам, установленным на уровне ниже экономически обоснованных.

Третье лицо, МУ «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ, с исковыми требованиями согласен, поддержал доводы, изложенные представителем Муниципального образования «Городской округ «Город Улан-Удэ».

Третье лицо, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия, исковые требования не признало. Считает, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия и Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия являются ненадлежащими ответчиками по данному делу. Ответчиком по иску должно выступать Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ». Истцом понесены убытки вследствие принятия Администрацией г. Улан-Удэ нормативно-правового акта по установлению предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), а также вследствие бездействия Администрации г. Улан-Удэ, выразившемся в отсутствии компенсации разницы в тарифах.

Обращения по согласованию экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров городским электрическим транспортом в г. Улан-Удэ в размере 22,60 руб. в РСТ РБ не поступало, в связи с чем, проверка расчетов экономического обоснования не производилась. Кроме того, письмом № 79 от 05.03.2011 Администрацией города Улан-Удэ направлен в РСТ РБ на согласование проект тарифа на перевозку пассажиров городским электрическим транспортом в размере 12 рублей.(т.2.,л.д.4) .

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил следующие доказательства :

- договор о предоставлении субсидии №1 от 25.01.2011г. с приложениями (объем транспортной работы МУП «Управление трамвая» на 2011г., отчет о фактически реализованных билетах за июль 2011г.), дополнительные соглашения №1 от 10.02.2011г. №2 от 30.05.2011г. с приложениями к договору №1, договор №3 о предоставлении субсидии от 03.03.2011г., дополнительные соглашения №1 от 06.05.2011г. №2 от 27.05.2011г. №3 от 06.07.2011г. к договору №3, заключенному между МУ «Управление транспорта и связи Администрации г. Улан-Удэ и МУП «Управление трамвая», письмо МУП «Управления трамвая» от 02.02.2011г. и.о. председателю Комитета по экономическому развитию, предупреждение ОАО «Бурятэнергосбыт» об ограничении подачи электрической энергии от 15.02.2011г., письмо Комитета экономического развития от 16.02.2011г., письмо Администрации г. Улан-Удэ от 18.05.2011г., письмо Республиканской службы по тарифам РБ от 10.01.2011г., заключение по результатам рассмотрения экономической обоснованности проекта тарифа на перевозку пассажиров городским электрическим транспортом, предоставленного на согласование Администрацией г. Улан-Удэ, письмо РСТ по РБ от 26.05.2011г., письмо МУП «Управление трамвая» от 30.09.2010г., Заключение Комитета экономического развития по результатам проверки экономического обоснования тарифа на перевозку пассажиров в городском электрическом транспорте от 30.05.2011г., расчет тарифа на проезд в городском электрическом транспорте на 2011г., письмо ОАО «Бурятэнергосбыт» от 10.06.2011г., заявление МУП «Управление трамвая» от 15.06.2011г., письмо Республиканской службы по тарифам РБ от 11.07.2011г., решение Улан-Удэнского городского совета депутатов от 16.06.2011г. Об установлении предельного (максимального) тарифа на перевозку пассажиров городским электрическим транспортом, письмо прокуратуры Октябрьского района от 19.07.2011г., ответ МУП «Управления трамвая» от 21.07.2011г., письмо Отделения пенсионного фонда от 20.07.2011г. О задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, письмо ОАО «Бурятэнергосбыт» от 25.07.2011г., письмо Отделения пенсионного фонда от 25.07.2011г., протокол рабочей встречи заместителя начальника Управления ПФР в г. Улан-Удэ с руководителями предприятий от 26.07.2011г., предупреждение ОАО ТГК №14 о наличии задолженности за потребленную тепловую энергию от 09.08.2011г., письмо ОАО «Бурятэнергосбыт» от 17.08.2011г., письмо Отделения пенсионного фонда от 22.08.2011г., протокол заседания комиссии Управления ПФР от 24.08.2011г., отчет о прибылях и убытках за январь-июнь 2011г., бухгалтерский баланс на 30.06.2011г., Устав МУП «Управление трамвая», решение Улан-Удэнского городского совета депутатов от 26.11.2009г., письмо Администрации Президента от 30.09.2011г., расчет возмещения затрат МУП «Управление трамвая» от оказания услуг по перевозке населения по регулируемому тарифу за 9 месяцев 2011, отчет о фактически реализованных билетах за январь 2011г, февраль 2011г., март 2011г., апрель 2011г., май 2011г., июнь 2011г., июль 2011г., август 2011г., сентябрь 2011г., федеральное статистическое наблюдение, порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, производственную программу МУП «Управление трамвая» на 2011 год, письменные пояснения директора МУП «Управление трамвая», выписку из приказа по личному составу МУП «Управление трамвая» №244 от 16.12.2003г., приказ №20 от 27.10.1998г., приказ №12 от 03.07.1998г., переписку МУП «Управления трамвая» и Администрации с Министерствами (письма №437 от 15.06.2010г., №16/004-847 от 11.06.2010г., №00570193 от 11.07.2010г., №213 от 28.03.2011г., №460 от 12.07.2011г., от 05.05.2011г., №622 от 05.10.2011г., от 26.01.2011г.), расчет возмещения затрат за 11 месяцев на 2011г., дополнительные соглашения №5 и №6 к договору о предоставлении субсидии от 03.03.2011г. №3, отчеты о фактически реализованных билетах за октябрь, ноябрь, декабрь 2011г., сведения о работе трамвайного транспорта за январь-октябрь 2011г., за период с января по ноябрь 2011г.

Пунктом 7 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения, в том числе, относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Статья 17 данного закона уполномочивает органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных предприятий и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

08.05.2007 по решению Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 624-63 принят устав Городского округа «Город Улан-Удэ».

К вопросам местного значения отнесено, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (пункт 7 статьи 5 устава).

В соответствии со статьей 18 устава к компетенции городского Совета отнесен вопрос по определению порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

МУП «Управление трамвая» создано на основании Постановления Администрации г. Улан-Удэ №161/10 от15.06.1993г.

Согласно уставу (т. 1 л.д.58 -59) предприятие является коммерческой организацией, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, имущество предприятия находится в муниципальной собственности.

В разделе 2 устава указано, что целью деятельности предприятия являются: оказание услуг населению по перевозке пассажиров в горэлектротранспорте и получение прибыли.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ единственным учредителем (участником ) МУП «Управление трамвая» является Комитет по управлению имуществом г.Улан-Удэ.(т.1.л.д.66).

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.06.2011 № 449-34 установлен предельный (максимальный) тариф МУП«Управление трамвая» на перевозку одного пассажира в городском электрическом транспорте в размере 11 рублей.

По заключению Комитета экономического развития по результатам проверки экономического обоснования тарифа на перевозку пассажиров в городском электрическом транспорте от 30.05.2011г предложено предельный ( максимальный ) тариф на перевозку одного пассажира в городском электрическом транспорте увеличить до уровня 11руб., что ниже расчетного тарифа на 11,60 руб или в 2,1 раза. Экономически обоснованным считать тариф в размере 22,60 руб. Дефицит средств, подлежащих компенсации из бюджета -159 606,8 тыс. руб. дополнительно сверх средств, выделяемых из бюджета на финансирование мероприятий МЦП. (т.1,л.д.38).

Таким образом, показатель 11,60 руб.на одного пассажира является разницей между экономически обоснованным и фактически установленным для МУП «Управление трамвая» тарифом.

По утверждению истца, он осуществляет перевозки от имени и в интересах муниципального образования города Улан-Удэ. Между МУП «Управление трамвая» и Муниципальным учреждением «Управление транспорта и связи», действующим на основании Положения и Постановлений Администрации г.Улан-Удэ от 31.12.2008г № 645 и от 25.06.2010 № 294 «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (за исключением государственных и муниципальных учреждений),осуществляющим перевозку населения городским пассажирским транспортом общего пользования по регулярным, в том числе сезонным, маршрутам городского округа «город Улан-Удэ» были заключены договоры № 1 от 25.01.2011, № 3 от 03.03.2011, о предоставлении субсидий (т. 1 л.д. 12-22 )

Из договоров следует, что предметом взаимоотношений сторон является предоставление субсидии в целях возмещения затрат, связанных с оказанием МУП «Управление трамвая» услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским электрическим транспортом общего пользования по установленным в соответствии с законодательством тарифам по регулярным маршрутам городского округа «Город Улан-Удэ».

МУП«Управление трамвая» (исполнитель) приняло на себя обязательство по осуществлению ежедневных организованных пассажирских перевозок по регулярным маршрутам, МУ «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ (заказчик) приняло на себя обязательство по организации транспортного обслуживания, контролю за соблюдением исполнителем правил перевозки и предоставлению исполнителю субсидий за счет средств бюджета городского округа «Город Улан-Удэ», в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на 2011 год.

Сторонами подписаны дополнительные соглашения к договорам, связанные, в том числе, с увеличением размера субсидий за счет средств бюджета городского округа «Город Улан-Удэ» .

Поскольку выделенные по договорам городским округом «Город Улан-Удэ» субсидии не покрывают расходов МУП «Управление трамвая» по перевозке пассажиров городским пассажирским электрическим транспортом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском по взысканию убытков.

Истец вменяет в вину ответчику - Республике Бурятия то, что в бюджете Республики на соответствующий финансовый год не предусмотрено выделение субсидий на осуществление полномочий по регулированию тарифов на услуги по перевозке пассажиров.

Также, по мнению истца, бездействие Республики Бурятия выражается в отсутствии нормативно-правовых актов в решении вопроса организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом по регулируемому тарифу, отсутствие государственного контроля в области регулирования тарифов, не передаче полномочий по установлению тарифов в органы исполнительной власти с финансовым обеспечением выпадающих доходов.

Истец полагает, что процедура наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, изложенная в ст. 19 ФЗ № 131, как конституционная гарантия, не соблюдена, не определены и не переданы из бюджета Республики Бурятия денежные средства на компенсацию межтарифной разницы, в результате чего с МУП «Управление трамвая» не был заключен государственный (муниципальный) контракт.

В обоснование размера убытков истец привел следующий расчет:

-за 9 месяцев 2011 года убытки составили -125 952 503,40 руб. из расчета:

22,66 руб. – 10 руб. = 12,60 руб. Тариф 10 руб.был установлен решением № 201-14 от 26.11.2009г действовал до 01.07.2011г

22,60 руб. - 11 руб. = 11,60 Тариф 11 руб. был установлен решением № 449-34 от 16.06.2011г.( помесячное количество пассажиров :

Январь 12,60 х 811 250 = 10 221 750,

Февраль 12,60 х 896 672 = 11298 067,20

март 12,60 х 1 271 650 = 16 022 790,00

апрель 12,60 х 1 298 240 =16 357 824,00

май 12,60 х 1 281 540 = 16 147 404,00

июнь 12,60 х 1 248 519 = 15 731 339,40

июль 11,60 х 1 124 772 = 13 047 355,20

август 11,60 х 071 591 = 12 430 455,60

сентябрь11,60 х 1 266 855. = 14 695 518,00 ( т.1.,л.д.101)

Экономически обоснованный тариф по заключению комитета экономического развития от 30.05.2011г( т.1.,л.д. 38)

За 11 месяцев 2011 года убытки составили: 132 993 077,66 руб.

В качестве экономически обоснованного тарифа истец сослался на тариф в размере 24,94 руб.

За 12 месяцев 2011г. убытки составили: 144 810 126,22 руб.

Также в качестве экономически обоснованного тарифа истец указал тариф в размере 24,94 руб.

Требования истца, поддержанные в полном объеме представителем МО «Городской округ «Город Улан-Удэ», МУ «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ., не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Главой 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Из статьи 19 закона следует, что наделение органов местного самоуправления такими полномочиями осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, то на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Закон Республики Бурятия от 14.03.2008 № 79-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта)» возложил на органы местного самоуправления на неограниченный срок государственные полномочия по регулированию тарифа на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Статьями 5, 6, 7 названного закона установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе:

1) разрабатывать и принимать в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для осуществления переданных им государственных полномочий;

2) запрашивать и получать в установленном порядке от организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности информацию, необходимую для осуществления государственных полномочий;

3) использовать дополнительно собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны:

1) представлять в исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, наделенный соответствующими полномочиями Правительством Республики Бурятия (далее - уполномоченный орган исполнительной власти), информацию, документы и отчеты, связанные с осуществлением государственных полномочий;

2) представлять проекты тарифов на согласование в уполномоченный орган исполнительной власти;

3) не допускать нецелевое использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных для осуществления государственных полномочий;

4) возвратить в случае прекращения осуществления государственных полномочий неиспользованные финансовые средства и материальные ресурсы, предоставленные для осуществления государственных полномочий;

5) исполнять выданные в пределах компетенции письменные предписания органов государственной власти Республики Бурятия об устранении нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;

6) определить должностных лиц органа местного самоуправления, ответственных за выполнение переданных государственных полномочий.

Органы государственной власти Республики Бурятия при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:

1) издавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий и осуществлять контроль за их исполнением;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;

3) оказывать методическую и консультативную помощь по вопросам осуществления государственных полномочий.

Органы государственной власти Республики Бурятия при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны осуществлять:

1) финансовое и материальное обеспечение деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий;

2) контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий, а также за использованием предоставленных для осуществления указанной деятельности материальных ресурсов и финансовых средств.

Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, создаваемого в составе республиканского бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Распределение субвенций из республиканского фонда компенсаций утверждается законом Республики Бурятия о республиканском бюджете по каждому муниципальному образованию в Республике Бурятия, указанному в статье 2 настоящего Закона.

Расчет определения общего объема предоставляемых субвенций осуществляется в соответствии с Методикой согласно приложению к настоящему Закону.

В соответствии со статьей 12 настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования и вводится в действие ежегодно законом Республики Бурятия о республиканском бюджете при условии, если закон Республики Бурятия о республиканском бюджете предусматривает предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Приложением к данному закону Республики Бурятия является Методика расчета для определения общего объема субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Согласно указанной Методике в расчет объема субвенции включается:

- размер необходимых субвенций в целом по республике (в рублях);

- годовой фонд оплаты труда главного специалиста с начислением (в рублях);

- годовой норматив затрат на материально-техническое обеспечение работника;

- количество рабочего времени в году;

-количество рабочего времени на выполнение государственных полномочий по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.

Таким образом, законом от 14.03.2008 № 79-IV Республика Бурятия наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки и приняла на себя обязательство по финансовому обеспечению осуществления органами местного самоуправления названного государственного полномочия в соответствии с Методикой согласно приложению к настоящему закону.

Из положений утвержденной методики расчета субвенций следует, что средства из республиканского бюджета выделяются только на материально-техническое обеспечение исполнения полномочий и на оплату труда специалистов (исходя из 30 рабочих дней в году), выполняющих государственные полномочия по расчету тарифа.

По пояснению участников (истца, ответчика Республики Бурятия, третьего лица), Республика Бурятия выполнила данные расходные обязательства.

В соответствии с расходными расписаниями № 802/02 от 01.02.2011 денежные средства на администрирование указанных действий в полном объеме были перечислены.

На основании утвержденной Методики расчета субвенций из республиканского бюджета на исполнение государственных полномочий муниципальному образованию «Городской округ «Город Улан-Удэ» были выделены субсидии:

- в 2010 году – 1 800 руб.;

- в 2011 году – 2 100 руб.

Анализ приведенных норм законов свидетельствует о том, что Республика Бурятия не принимала на себя расходные обязательства по возмещению муниципальному образованию образовавшейся межтарифной разницы, а приняла обязательства о включении в бюджет года и выплате муниципальному образованию субвенции, связанной с администрированием действий по выполнению специалистом полномочия по расчету тарифа. Возлагая на орган местного самоуправления государственного полномочия по регулированию тарифа, возмещение затрат предполагалось произвести за счет средств местного бюджета.

Полномочия по предоставлению субсидий для компенсации выпадающих доходов возложены на муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ».

Данный вывод также следует из решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 09.12.2010 № 363-28 «О бюджете городского округа «Город Улан-Удэ на 2011 год и плановый период 2012, 2013 годов», постановления Администрации г. Улан-Удэ от 31.12.2008 № 645 «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (за исключением государственных и муниципальных учреждений), осуществляющим перевозку населения городским пассажирским транспортом общего пользования по регулярным, в том числе сезонным, маршрутам городского округа «Город Улан-Удэ», согласно которым установлены категории и критерии отбора перевозчиков, имеющих право на получение субсидий.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2.1 названного постановления право на получение субсидий имеют перевозчики, осуществляющие перевозки по тарифу на проезд пассажиров и провоз багажа, установленному органом местного самоуправления ниже экономически обоснованного тарифа в соответствии с заключением МУ «Комитет экономического развития».

Предприятиям для получения субсидии необходимо предоставить в орган местного самоуправления в соответствии с подпунктом «д» пункта 3.1 постановления справку – расчет суммы субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования по регулируемым, в том числе сезонным, маршрутам городского округа «Город Улан-Удэ» по тарифам, установленным в соответствии с законодательством на перевозку пассажиров, согласованную с Комитетом экономического развития Администрации г. Улан-Удэ.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.08.2011 № 465-35 «Об утверждении порядка принятия решений об установлении цен (тарифов), регулируемых органами местного самоуправления г. Улан-Удэ» предусмотрено, что органом, осуществляющим регулирование цен (тарифов) является Улан-Удэнский городской Совет депутатов и Администрация г. Улан-Удэ.

Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Из смысла указанной нормы следует, что обязанность возмещать потери муниципального предприятия в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городского округа в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.

Соответственно, без наделения органов местного самоуправления городских округов такими государственными полномочиями субъекты Российской Федерации не вправе предоставлять местным бюджетам межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов, поскольку это означало бы по сути возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий в нарушение установленного федеральным законодательством порядка.

Поскольку субъектом Республикой Бурятия не передавались МО «Городской округ «Город Улан-Удэ» данные государственные полномочия, поэтому Республика Бурятия не имеет правовых оснований предоставлять местному бюджету межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов.

Субъектом, обязанным возместить муниципальному предприятию расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение. В данном случае тариф был установлен МО «Городской округ «Город Улан-Удэ».

В судебном заседании истец отказался привлекать городской округ «Город Улан-Удэ» к участию в процессе в качестве ответчика по делу.

Таким образом, МУП «Управление трамвая» фактически не согласно с действующим в Республике Бурятия порядком ценообразования тарифов в сфере пассажирских перевозок и порядком регулирования тарифов, однако истцом не представлены доказательства принятия мер по обжалованию решений Улан-Удэнского городского Совета депутатов, и в частности решения от №449-34 от 16.06.2011г.,установившего предельный (максимальный) тариф в размере 11 рублей для МУП «Управление трамвая» на перевозку одного пассажира в городском электрическом транспорте.

Таким образом, порядок ценообразования, размер тарифа, его правовое регулирование не оспаривалось истцом в установленном законом порядке, указанное решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от №449-34 от 16.06.2011г незаконным не признано.

Статьей 6 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления.

Истцом не предъявлены в суд доказательства обращения в представительные органы местного самоуправления о необходимости выступления с законодательной инициативой по устранению возникшей правовой проблемы. Отсутствуют доказательства обращения МУП «Управление трамвая» в соответствующие органы местного самоуправления для решения вопроса о своевременном включении и последующем возмещении расходов по межтарифной разнице в бюджет Республики Бурятия на 2011 год. Ссылка на бездействие возможна в том случае, если само заинтересованное лицо предпринимало к этому достаточные меры.

Переписка, представленная истцом, свидетельствует о попытках МУП «Управление трамвая» привлечь дополнительные средства из республиканского бюджета. Указанные документы не подтверждают обстоятельства, связанные с принятием истцом непосредственных мер по решению вопроса о возмещении именно межтарифной разницы.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о бездействии Республики Бурятия в виде непринятия мер по нормативному регулированию разницы в тарифах, а также отсутствуют основания для привлечения данного субъекта к ответственности в виде убытков.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Для применения к ответчику - Республика Бурятия положений статей 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде взыскания убытков необходимо наличие одновременно следующих условий:

- вина причинителя вреда;

- противоправность поведения причинителя вреда;

- причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями;

- доказанность размера вреда.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение данной нормы права МУП «Управление трамвая» не доказало вину, противоправность поведения ответчика, а также причинно-следственную связь и размер вреда, т.е. не доказало наличия совокупности признаков, необходимых для привлечения указанного субъекта к ответственности.

Сам принцип подсчета убытков является неверным. Размер убытков, по мнению истца, возрастает при увеличении числа перевезенных пассажиров – количества проданных билетов.

Отсутствие совокупности признаков, необходимых для привлечения к ответственности, является основанием для отказа в иске.

Суд считает ошибочной ссылку истца на Определение от 24.11.2011г № ВАС -1540/11 Об отказе в передаче дела А19-14126/10.в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.Исходя из Постановления ФАС ВСО следует, что неправомерное бездействие Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области выразилось в виде непредоставления муниципальному образованию Киренский район, достаточны денежных средств, которые должны были обеспечить реализацию соответствующих государственных функций в сфере регулирования тарифов, с покрытием всех образовавшихся убытков у организаций, оказывающих услуги населению по поставке тепловой энергии в спорный период. При этом в бюджете Иркутской области уже были предусмотрены соответствующие межбюджетные трансферты. Законом Иркутской области от 17.12.2008г № 1320-оз « Об областном бюджете на 2009год » в целях софинансирования расходных обязательств по организации в границах муниципального образования электро- тепло-, водоснабжения населения топливом на частичное возмещение расходов организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, субсидии были предусмотрены в размере 387 266,00 тыс. рублей. Т.е. бездействие субъекта Федерации выразилось в том, что денежные средства законом о бюджете были предусмотрены, а субъект Федерации не исполнил закон о бюджете, не перечислил их МО «Киренский район»,либо перечислил, но на другие цели.

В Законе «О бюджете Республики Бурятия на 2011» года такие межбюджетные трансферты не были предусмотрены, никем этот закон не оспорен.

Из приведенных обстоятельств по делу следует, что спорный тариф был установлен не уполномоченным органом Республики Бурятия, а по решению Улан-Удэнского городского Совета депутатов от №449-34 от 16.06.2011г которое, заинтересованными лицами не обжаловано, данный акт не признан недействующим, не изменен, не отменен. Экономическая обоснованность утвержденного тарифа не оспорена.

Из анализа материалов дела, пояснений сторон установлено, что городской округ «Город Улан-Удэ» не заявлял к Республике Бурятия требований о компенсации затрат в связи с предоставлением МУП «Управление трамвая» субсидий с целью возмещения межтарифной разницы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности доводов истца, что Республика Бурятия обязана была выделять субсидии на погашение межтарифной разницы, что субъект Российской Федерации – Республика Бурятия допустил неправомерное бездействие, выразившееся в виде непредоставления МО «Городской округ «Город Улан-Удэ» достаточных денежных средств для обеспечения реализации соответствующих государственных функций в сфере регулирования тарифа на перевозки пассажиров, с покрытием всех образовавшихся убытков у МУП«Управление трамвая».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего иска возлагаются на истца.

Учитывая материальное положение МУП «Управление трамвая», подтвержденное документально, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины, подлежащей уплате в доход федерального бюджета, до 2 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 101-112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Муниципального унитарного предприятия «Управление трамвая» (ОГРН 1020300888739, ИНН 0323031221) отказать.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Управление трамвая» (ОГРН 1020300888739, ИНН 0323031221) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подаётся в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Е.М. Аюшеева