ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3410/13 от 09.12.2013 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

«13» декабря 2013 года Дело № А10-3410/2013

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 декабря 2013 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Аюшеевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (ОГРН 1070326007641, ИНН 0326471904) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500) о признании незаконным решение от 14.06.2013 № 12/023/2013-021,022,023,024 об отказе в государственной регистрации права собственности на имущество,

при участии в заседании:

заявителя: Батодоржиевой В.В., представителя по доверенности №04-10-03-671 от 05.08.2013;

ответчика: Хандархаевой Т.Н., представителя по доверенности №3 от 09.01.2013;

третьего лица - Министерства здравоохранения Республики Бурятия: не явился, извещен;

третьего лица - ГАУЗ «Детская больница «Сагаан-Дали»: не явился, извещен;

третьего лица - Администрации г. Улан-Удэ: не явился, извещен;

третьего лица - ФГБУ Национальный парк «Тункинский»: не явился, извещен;

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее- Минимущество РБ, заявитель) обратилось в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее- Управление Росреестра, ответчик) с заявлением, уточненным, о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на имущество от 14.06.2013 № 12/023/2013-021,022,023,024, обязании Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Определением по делу от 28.08.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по собственной инициативе привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская больница «Сагаан-Дали», Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный парк «Тункинский», Администрацию г. Улан-Удэ.

Третьи лица- Министерство здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ «Детская больница «Сагаан-Дали», Администрация г. Улан-Удэ, ФГБУ Национальный парк «Тункинский» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения заседания.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц.

В обоснование требований заявитель сослался на следующее.

Минимущество РБ в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, с учетом решения Улан-Удэнского городского совета депутатов от 25.10.2011 издано 02.10.2012 распоряжение № 04-01-04-841/12 о безвозмездной передаче муниципальных учреждений здравоохранения как имущественных комплексов муниципального образования «город Улан-Удэ» в государственную собственность Республики Бурятия: здание пансионата, котельная, гараж, надворные постройки, земельный участок площадью 19565 кв.м. кадастровый номер 03:20:010113:0004, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, п. Аршан, корпус № 10.

Во исполнение указанного распоряжения 07.12.2012 по акту приема-передачи № 254 муниципальное образование «город Улан-Удэ», представляемое Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ передало, а Республика Бурятия, представляемая Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, приняла указанное имущество на безвозмездной основе.

29.04.2013 подано заявление в Управление Росреестра о государственной регистрации права собственности Республики Бурятия на имущество.

14.06.2013 Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на имущество в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В обоснование принятого отказа ответчик сослался на Постановление Правительства РСФСР от 27.05.1991 № 282 «О создании национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР», согласно которому образован национальный парк «Тункинйский» общей площадью 1183662 га. Согласно постановлению Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 № 353 национальный парк создан в границах Тункинского административного района Бурятской ССР. Национальные парки согласно Земельному кодексу Российской Федерации относятся к особо охраняемым природным территориям. Земельный участок и нежилые здания находятся в пределах границ национального парка «Тункинский», соответственно национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков, расположенных в пределах его границ. По мнению Управления Росреестра отчуждение таких земельных участков третьим лицам запрещено.

Данный отказ не соответствует требованиям законодательства, поскольку сведений об отнесении данного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий и объектов в государственном кадастре недвижимости не содержится, право собственности Республики Бурятия возникло с 01.01.2013 в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Право собственности Республики Бурятия возникло в силу закона, представленный в Управление Россреестра пакет документов являлся основанием для проведения государственной регистрации права собственности Республики Бурятия на указанное имущество.

Ответчик требования не признал, сослался на следующее.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 № 282 в границах Тункинского административного района Бурятской ССР был организован национальный парк общей площадью 1183662 га, в границы национального парка включены земельный участок, предоставленный в постоянное пользование самому национальному парку, земли совхозов, колхозов, других сельхозпредприятий, земли населенных пунктов и земли других землепользователей.

Согласно постановлению Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 № 353 национальный парк был создан в пределах границ Тункинского административного района Бурятской ССР.

Согласно действующему законодательству земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий и являются федеральной собственностью.

Спорный земельный участок, с кадастровым номером 03:20:010113:4, отнесенный к категории земель – земли населенных пунктов, расположен в границах национального парка «Тункинский».

В силу вышеуказанных постановлений, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» все земли национального парка «Тункинский» в границах Тункинского района (за исключением земельных участков, существовавших на момент образования национального парка и являющихся собственностью иных лиц) в силу закона отнесены к федеральной собственности независимо от наличия записи о праве Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть процедура разграничения государственной собственности в отношении земель Тункинского района считается проведенной. Национальный парк «Тункинский» имеет статус особо охраняемой природной территории федерального значения и находится в ведении Минприроды Российской Федерации.

Исходя из положений законодательства об отнесении земель национальных парков к федеральной собственности и к ведению федеральных органов исполнительной власти, разграничение полномочий между органом местного самоуправления и субъектом Российской Федерации, в результате которого возникает право собственности субъекта Российской Федерации на земли, входящие в состав национального парка, невозможно.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритетное значение при регулировании имущественных отношений, объектом которых являются земельные участки.

Государственная регистрация права муниципального образования «Город Улан-Удэ» на земельный участок с кадастровым номером 03:20:010113:0004 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.02.2006 была проведена без учета норм действовавшего законодательства, предусматривавшего невозможность возникновения права иного лица на земельный участок, расположенный в пределах особо охраняемой природной территории – национального парка.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 № 282 «О создании национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР» в границах Тункинского административного района Бурятской ССР был образован национальный парк «Тункинский». Общая площадь парка составила 1183662 га, из которых: 1020152 га земель лесного фонда и 4769 га земель запаса предоставлено национальному парку в пользование, 150836 га земель совхозов, колхозов и других сельхозпредприятий, 3628 га земель населенных пунктов и 4277 га земель других землепользователей включено в состав национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (л.д. 70).

Согласно постановлению Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 № 353 «О создании государственного природного национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР» национальный парк был создан в пределах границ Тункинского административного района Бурятской ССР.

Между Советом Министров Республики Бурятия и Федеральной службой лесного хозяйства России заключено Соглашение от 28.12.1992 по разграничению полномочий в части обеспечения деятельности государственного природного национального парка «Тункинский».

Согласно пункту 1 Соглашения стороны определили, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург и муниципальную собственность» государственный природный национальный парк «Тункийнский» является исключительно федеральной собственностью, находится в ведении федеральных органов государственной власти Российской Федерации (л.д. 73).

Пунктом 7 Соглашения предусмотрено определить генеральным проектировщиком ГПНП «Тункинский» - проектно-изыскательский институт «Росгипролес» (л.д. 74).

Указанным институтом в 1995 году разработана схема организации и развития Тункинского национального природного парка Республики Бурятия. Согласно схеме границы национального парка проходят по границе Тункинского административного района (л.д. 75-79).

Согласно пункту 7 Положения о национальном парке «Тункинский», утвержденному заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России 07.02.1994, в редакции Приказа МПР России от 17.03.2005 № 66, участки земли национального парка, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами, являются исключительно федеральной собственностью и предоставлены Тункинскому национальному парку во владение (л.д. 82).

За ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 03:20:000000:137 категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов – для создания национального парка, площади 1024921 га, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.02.2012 (вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия по делу №А10-4172/2012).

Земельный участок, расположенный в п. Аршан Тункинского района Республики Бурятия, микрорайон, строение 10, площадью 19565 кв.м., кадастровый номер 03:20:010113:0004, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под санаторно-оздоровительный центр, поставлен на кадастровый учет 10.04.2004, что подтверждается кадастровым паспортом.

Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 16.02.2006, заключенному между гражданином Петровым В.П. и городским округом «город Улан-Удэ» продавец передал в собственность покупателя здание пансионата 3-этажное, площадью 3690,94 кв.м., расположенное по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, корпус №10.

Согласно пункту 4 указанного договора недвижимое имущество, расположено на земельном участке площадью 19500 кв.м., расположенном по адресу: Республике Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, кадастровый номер 03:20:010113:0004, категория земель: земли поселений.

По передаточному акту от 16.02.2006 продавец передал покупателю здание пансионата.

07.04.2008 на основании указанного договора купли-продажи от 16.02.2006 субъекту права - город Улан-Удэ выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 19565 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под санаторно-оздоровительный центр, адрес: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, корпус № 10, кадастровый номер 03:20:010113:0004, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации № 03-03-20/001/2008-387 (л.д. 30).

За Муниципальным автономным учреждением здравоохранения «Детская больница «Сагаан-Дали» зарегистрировано право оперативного управления на здание, нежилое, площадью 3690,94 кв.м., расположенное по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, п. Аршан, корпус № 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.06.2010.

02.10.2012 Минимущество РБ издано распоряжение № 04-01-04-841/12 «О безвозмездной передаче муниципальных учреждений здравоохранения как имущественных комплексов муниципального образования «город Улан-Удэ» в государственную собственность Республики Бурятия».

Распоряжение издано в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 172-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 3.3.2 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношениях Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.10.2007 № 304, распоряжением Правительства Республики Бурятия от 16.01.2012 № 4-р, учитывая решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.10.2011 № 483-37.

Пунктом 1 распоряжения предусмотрено осуществить безвозмездную передачу муниципальных учреждений здравоохранения как имущественных комплексов муниципального образования «город Улан-Удэ» (далее- имущество) в собственность Республики Бурятия согласно приложению к настоящему распоряжению (л.д. 20-24).

В приложении, за номером 21 указано Муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Детская больница Сагаан-Дали».

Пунктом 4 распоряжения предусмотрено, что настоящее распоряжение является основанием для возникновения права собственности Республики Бурятия на имущество, которое возникает с 01.01.2013 .

Актом приема-передачи от 07.12.2012 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ передал, а Минимущество РБ приняло имущество, принадлежащее муниципальному автономному учреждению «Детская больница Сагаан-Дали» на праве оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, расположенное в селе Аршан, Тункинского района, корпус 10:

1. Здание пансионата (нежилое здание) общей площадью 2690,94 кв.м.

2. Котельная (нежилое здание) общей площадью 55,6 кв.м.

3. Гараж (нежилое здание) площадью 130,6 кв.м.

4. Надворные постройки.

5. Земельный участок площадью 19565 кв.м., кадастровый номер 03:20:010113:0004.

29.04.2013 Минимущество РБ подано заявление о государственной регистрации права собственности Республики Бурятия на имущество (л.д. 47-56).

17.05.2013 Управлением Росреестра в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее- Закон о государственной регистрации) государственная регистрация приостановлена на срок до 14.06.2013 в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации.

При проведении правовой экспертиза Управлением Росреестра установлено, что согласно постановлению Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 № 353 «О создании государственного природного национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР», схеме организации и развития Тункинского национального природного парка, государственный природный парк «Тункинский» создан в границах Тункинского административного района Бурятской ССР. Национальный парк «Тункинский» в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2056-р, № 2055-р имеет статус особо охраняемой природной территории федерального значения и находится в ведении Минприроды Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков, расположенных в пределах границ, за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Соответственно, отчуждение таких участков третьим лицам прямо запрещено действующим законодательством. Земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с. Аршан, корпус № 10, находится в пределах границ национального парка «Тункинский».

В этой связи 14.06.2013 в государственной регистрации права собственности на земельный участок и нежилые здания было отказано в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации).

Минимущество РБ, полагая, что названный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд о признании его недействительным.

Изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон, суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд исходит из того, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

-несоответствие оспариваемого им акта закону или иному нормативному правовому

акту;

-нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемою ненормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (пункт 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации).

Как следует из материалов дела, 14.06.2013 в государственной регистрации права собственности на земельный участок и нежилые помещения, расположенные по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, п. Аршан, корпус 10, отказано, со ссылкой на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации по следующим основаниям: документы, представленные на государственную регистрации прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» национальные природные парки отнесены исключительно к федеральной собственности (Приложение № 1 к Постановлению).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности, в том числе государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).

Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе национальных парков (пункт 1). Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (пункт 2). Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель (пункт 6).

Пунктами 4, 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности, в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.

Согласно Постановлению Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 № 353 «О создании государственного природного национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР», схеме организации и развития ГПНП «Тункинский», разработанной Российским государственным проектно-изыскательским институтом «Росгипролес», границы национального парка проходят по границе Тункинского административного района.

В Положении о национальном парке «Тункинский» (в редакции приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.03.2005 № 66) определено, что с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей в национальном парке «Тункинский» выделены 6 функциональных зоны, приводится описание указанных функциональных зон.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р и № 2056-р национальный парк «Тункинский» имеет статус особо охраняемой природной территории федерального значения и находится в ведении Минприроды Российской Федерации.

Национальный парк в соответствии с пунктами 1, 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях», распоряжениями Правительства Российской Федерации имеет статус особо охраняемой природной территории федерального значения и находится в ведении Минприроды Российской Федерации.

Земли национальных парков, согласно Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об особо охраняемых территориях», относятся к землям особо охраняемых природных территорий и являются федеральной собственностью.

Из материалов дела следует, что Постановлением Министров РСФСР от 27.05.1991 №282 «О создании национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР» в границы национального парка были включены: земельный участок предоставленный в постоянное пользование самому национальному парку как юридическому лицу, земельные участки различных землепользователей, прочие земли, не предоставленные на тот момент конкретным лицам (в том числе земли населенных пунктов).

Земли, предоставленные ФГУ «Национальный парк «Тункинский» как юридическому лицу в пользование (1020152 га земли лесного фонда и 4769 га земли запаса) учтены в государственном кадастре недвижимости и на указанный земельный участок, кадастровый номер 03:20:000000:137, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия по делу №А10-4172/2012).

В отношении земельных участков, принадлежащих различным землепользователям, собственникам, с учетом статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации их наличие в границах национальных парков допустимо, если их деятельность не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

К таким земельным участкам, по смыслу Земельного кодекса Российской Федерации, относятся те участки, которые в момент создания национального парка были включены в его границы без их изъятия из хозяйственной деятельности.

Факт нахождения спорного земельного участка в пределах границ национального парка "Тункинский" подтверждается постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР", постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР", из которых следует, что национальный парк создан в границах Тункинского административного района Бурятской ССР, следовательно, все земли этого района входят в состав национального парка.

Следовательно, довод заявителя об отсутствии у спорного земельного участка каких-либо обременений природоохранного характера, судом отклоняется, поскольку спорный земельный участок, кадастровый номер 03:20:010113:0004, отнесенный к категории земель – земли населенных пунктов, расположен в пределах границ национального парка «Тункинский», все земли национального парка в границах Тункинского района (за исключением земельных участков, существовавших на момент образования национального парка и являющихся собственностью иных лиц) в силу закона отнесен к федеральной собственности независимо от наличия записи о праве Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и процедура разграничения государственной собственности в отношении земель Тункинского района считается проведенной.

Исходя из смысла выше приведенных норм права, с учетом фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о нахождении спорного земельного участка в границах национального парка, суд приходит к выводу о том, что только национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков в пределах границ национального парка, соответственно, отчуждение такого земельного участка третьим лицам, прямо запрещено действующим законодательством.

Доводы заявителя о разграничении полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления, безвозмездной передаче имущества, необходимого для осуществления соответствующих полномочий, при которых земельное законодательство является сопутствующим также судом отклоняется по следующим основаниям.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» имеют приоритет над нормами Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, так как регламентируют особенности оборота земельных участков, учитывают специфику земель различных категорий, устанавливают ограничения оборотоспособности земельных участков. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ устанавливает общие правила передачи имущества при разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении земель национальных парков, в результате которого возникает право собственности субъекта Российской Федерации, производиться не может.

Суд признает обоснованными доводы ответчика о том, что государственная регистрация права муниципального образования «город Улан-Удэ» на земельный участок с кадастровым номером 03:20:010113:0004 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.02.2006 была произведена без учета норм действующего законодательства, предусматривающего невозможность возникновения права иного лица на земельный участок, расположенный в пределах особо охраняемой природной территории – национального парка.

Положения действующего законодательства направлены на сохранение и развитие земель особо охраняемых природных территорий и обеспечивают, в первую очередь, передачу земель самому национальному парку, а в случае невозможности приобрести национальным парком указанных земель – сохранение режима хозяйствования тем лицом, которое уже является собственником.

Отчуждение земельных участков третьим лицам прямо запрещено действующим законодательством. Нарушение исключительного права будет иметь место во всех случаях отчуждения земельного участка иному лицу, кроме национального парка.

В постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу №А10-4172/2012 указано, что «суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о том, что национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков в пределах границ национального парка, соответственно отчуждение такого земельного участка третьим лицам прямо запрещено действующим законодательством».

На основании изложенного суд признает отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на земельный участок и нежилые помещения от 14.06.2013 № 12/023/2013-021,022,023,024 правомерным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Оспариваемый отказ соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Рководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

  Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/

Судья Н.В. Устинова