ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3470/13 от 27.11.2013 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

29 ноября 2013 года                                                                                   Дело № А10-3470/2013

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Аюшеевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Водоканал» (ОГРН 1100327011267, ИНН 0326493915) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (ОГРН 1020300982790, ИНН 0326010491) о признании незаконным решения от 16.07.2013 № 192 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

при участии в заседании:

заявителя: Харанутова И.Э., представителя по доверенности №67 от 18.09.2013, Поликутиной О.Б., представителя по доверенности № 77 от 26.11.2013, Черных Н.В., представителя по доверенности № 78 от 26.11.2013;

ответчика: Хатхеевой Е.Ф., представителя по доверенности №КД-05-1494 от 23.09.2013, Намжилон Б.Б., представителя по доверенности №КД-06-576 от 23.09.2013,

установил:

Открытое акционерное общество «Водоканал» (далее- ОАО «Водоканал», общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (далее- Росприроднадзор по РБ, Управление) о признании незаконным решения от 16.07.2013 № 192 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Заявитель уточнил заявленные требования, просит признать оспариваемое решение недействительным и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, сослался на следующее.

ОАО «Водоканал» обратилось в Росприроднадзор по РБ с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением необходимых документов.

Ответчик принял оспариваемое решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 192 от 16.07.2013. Основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение послужило отсутствие в приложении протоколов количественного химического анализа на виды отходов: уличный смет, золошлак, отходы от жилищ (турбаза), мусор от бытовых помещений.

Между тем, в пакете документов, представленных обществом, имелись протокол количественного химического анализа отхода на уличный смет № 67 от 28.05.2009, протокол испытаний отходов производства  на золошлаки № 142 от 03.09.2009, протокол компонентного состава на отходы от жилищ, заказчиком по которым выступило МУП «Водоканал».

Сроков действия указанных протоколов законодательством не установлено, при условии неизменности производственного процесса и используемого сырья.

В соответствии с решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ № 820 от 23.09.2010 МУП «Водоканал» было реорганизовано путем преобразования муниципального унитарного предприятия «Водоканал» в соответствии с Прогнозным планом приватизации в ОАО «Водоканал». В соответствии с передаточным актом от 23.09.2010, ОАО «Водоканал» является правопреемником МУП «Водоканал».

Поскольку производственный процесс, используемое сырье и обращение с отходами остаются неизменными и МУП «Водоканал» в 2009 году проведены исследования отходов 5 класса, требование о предоставлении ОАО «Водоканал» протоколов результатов анализов по определению компонентного состава отходов, актов отбора проб в отношении отходов: золошлаки, отходы от жилищ и уличный смет является незаконным.

Использование ОАО «Водоканал» результатов количественного химического анализа и данных биотестирования, выполненных для МУП «Водоканал», не противоречит закону.

Оспариваемый отказ в утверждении нормативов также нарушает права и законные интересы общества, поскольку отсутствие оформленного в установленном порядке разрешения на выброс и сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за сверхлимитное размещение отходов подлежит внесению в пятикратном размере.

Ответчик требования не признал, сослался на законность и обоснованность оспариваемого отказа, пояснил следующее.

Согласно пункту 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обществом представлены в Управление Росприроднадзора заявление с указанием необходимых сведений, копия лицензии, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее проект НООЛР), документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В результате рассмотрения выявлена недостоверность сведений, а именно: в  проект НООЛР в качестве материалов обоснования классов опасности отходов для окружающей среды для видов отходов, не зарегистрированных в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО), утвержденных приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов») были представлены протоколы количественного химического анализа, выполненные для МУП «Водоканал». Указанные протоколы КХА возвращены ОАО «Водоканал» в составе проекта НООЛР.

Переоформление паспортов отходов законодательством не предусмотрено. Протоколы результатов анализов по определению компонентного состава отходов, акты отбора проб должны быть оформлены на предприятие, осуществляющее деятельность в настоящее время.

Согласно пункту 20 Методических указаний, утвержденных приказом Ростехнадзора, для видов отходов, отсутствующих в ФККО в раздел «Приложения» включаются копии паспортов отходов, свидетельства о классе опасности отхода для окружающей среды, а при их отсутствии – материалы по обоснованию отнесения таких отходов и конкретному классу опасности для окружающей среды, в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности, утвержденными Приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511.

ОАО «Водоканал» создано путем преобразования МУП «Водоканал» и является правопреемником МУП «Водоканал» в соответствии с передаточным актом со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса МУП «Водоканал», произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса МУП «Водоканал».

Часть имущества (сети водоснабжения и канализации) ОАО «Водоканал» переданы в аренду ООО «Байкальские коммунальные системы», соответственно произошел разрыв установившейся технологической цепочки (производственный процесс, используемое сырье и обращение с отходами у ОАО «Водоканал» по сравнению с МУП «Водоканал» не остались неизменными). Разрыв технологической цепочки влечет изменение качественного состава отходов и вариабельности видов отходов.

ООО «Байкальские коммунальные системы» проведены мероприятия по установлению класса опасности отходов, образующихся от арендуемого имущественного комплекса, оформлена лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, имеются утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение от 14.02.2013..

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, ОАО «Водоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица основным государственным регистрационным номером 1100327011267.

04.06.2013 ОАО «Водоканал»  в Росприрооднадзор по РБ представлено заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 70).

Согласно описи представленных документов к данному заявлению прилагались проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; платежное поручение об оплате госпошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 71).

16.07.2913 заместителем руководителя Управления издан приказ № 467 об отказе в утверждении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 72).

16.07.2013 заместителем руководителя Управления вынесено решение № 192 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 73).

Согласно решению № 192 от 16.07.2013 основаниями для отказа послужило наличие недостоверной информации в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект НООЛР), а именно: не устранено замечание Управления, выданное в отказе 23.05.2012 № ЛМ-05-863, где было указано: «в приложении отсутствуют протоколы количественного химического анализа на виды отходов: уличный смет, золошлак, отходы от жилищ (турбаза), мусор от бытовых помещений». В целях устранения указанного замечания в проект НООЛР включены материалы обоснования класса опасности отходов для окружающей среды (протоколы количественного химического анализа), выполненные для МУП «Водоканал». Протоколы результатов анализов по определению компонентного состава отходов, акты отбора проб и паспорта отходов должны быть оформлены на предприятие, осуществляющее деятельность в настоящее время.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с заявлением, уточненным,  о признании решения от 16.07.2013 № 192 недействительным и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон, суд уставил следующее.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта закону, а также нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее- Федеральный закон №7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Статьей 14 Федерального закона №7-ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществе и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. 

Понятия "лимит на размещение отходов" и "норматив образования отходов" приведены в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ), а именно:

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.

Пунктом 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 установлено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:

а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

б) следующие документы:

копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности);

проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Согласно пункту 10 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).

Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 № 703 (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 17.01.2008 № 10891) утверждены Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее- Методические указания).

Согласно пунктам 1, 2, 7 Методических указаний они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Методические указание определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее- ПНООЛР).

Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

- определение (расчет) годовых нормативов образования отходов;

- определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции  (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;

- обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;

- обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

Разделом III Методических указаний определены требования к содержанию и оформлению ПНООЛР.

Пунктом 17 Методических рекомендаций определено, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включает следующие разделы: титульный лист, оформляемый в соответствии с Приложением 2 к настоящим Методическим указаниям; содержание, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов ПНООЛР с указанием номеров страниц; аннотация; общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице; сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы; сведения об отходах; расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов; схема операционного движения отходов; сведения об использовании и (или) обезвреживании отходов; характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов; характеристика хранения отходов сроком более 3 лет и захоронения отходов; мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду; планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях; предложения по лимитам на размещение отходов; список использованной литературы, а также приложения.

ОАО «Водоканал» 03.06.2013 за № 212 направлено в Управление заявление с комплектом обосновывающих документов для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:

- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д. 81);

- платежное поручение об оплате государственной пошлины за выдачу документа (л.д. 74)

- опись представленных документов (л.д. 71).

Решением от 16.07.2013 за № 192 Управлением отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение со ссылкой на наличие недостоверной информации в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект НООЛР). Недостоверной информацией признаны в ПНООЛР материалы обоснования класса опасности отходов для окружающей среды (протоколы количественного химического анализа на виды отходов: уличный смет, золошлак, отходы от жилищ (турбаза), мусор от бытовых помещений, выполненные для Муниципального унитарного предприятия «Водоканал». Переоформление паспортов отходов законодательством не предусмотрено. Протоколы результатов анализов по определению компонентного состава отходов, акты сбора проб и паспорта отходов должны быть оформлены на предприятие, осуществляющее деятельность в настоящее время.

В судебном заседании, в дополнении к письменному отзыву от 22.11.2013, представители ответчика сослались на допущенное обществом нарушение требований пункта 20 Методический рекомендаций, согласно которым для видов отходов, отсутствующих в ФККО (федеральный классификационный каталог отходов) в разделе «Приложения» включаются копии паспортов опасных отходов, свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, а при их отсутствии – материалы по обоснованию отнесения таких отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее- Критерии).

Для отходов с неустановленным классом опасности предусмотрена процедура установления класса опасности.

Согласно пунктам 1, 3 раздела 1 Критериев юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Пунктом 5 раздела II Критериев предусмотрено, что перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа.

Однако обществом, по мнению Управления, в нарушение требований пункта 20 Методических рекомендаций и Критериев, ПНООЛР представлены недостоверные сведения, а именно в качестве материалов обоснования классов опасности отходов для окружающей среды, а именно видов как уличный смет, золошлак, отходы от жилищ (турбаза), мусор от бытовых помещений были представлены протоколы количественного химического анализа, выполненные для Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» , прекратившего свое существование в 2010 году.

Суд не может согласиться с доводами Управления.

Обществом соблюдены требования к содержанию и оформлению ПНООЛР.   

По мнению суда, представленные обществом в ПНООЛР материалы обоснования класса опасности отходов для окружающей среды (протоколы количественного химического анализа) на вышеперечисленные отходы, не могут признаны недостоверной информацией по причине выполнения их для Муниципального унитарного предприятия «Водоканал».

Как следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ 23.09.2010 решением № 820 во исполнение Прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2010 год приватизировал Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» путем преобразования в Открытое акционерное общество «Водоканал», являющееся согласно передаточному акту от 23.09.2010, уставу ОАО «Водоканал» правопреемником МУП «Водоканал» (л.д. 35, 78-80).

Стороны в судебном заседании подтвердили, что часть имущества – сети водоснабжения и канализации, ранее находящегося в пользовании МУП «Водоканал», передано Открытым акционерным обществом «Водоканал» в аренду ООО «Байкальские коммунальные системы» по договору аренды от 02.12.2010 № 001. ООО «Байкальские коммунальные системы» как самостоятельный хозяйствующий субъект, эксплуатирующий сети водоснабжения и канализации, определило в установленном порядке класс опасности отходов, образующихся от своей производственной деятельности, от эксплуатации сетей, получило лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности серии 003 № 00027 от 23.09.2011, имеет утвержденный НООЛР за № 184 от 14.02.2013 (л.д. 88-92).

Стороны в судебном заседании также подтвердили, что у ОАО «Водоканал» после приватизации по-прежнему остались в эксплуатации очистные сооружения (Левобережные, Правобережные), гараж, административное здание, производственно-технический участок, лаборатория и база отдыха «Рассвет».

Протоколы количественного химического анализа отхода на уличный смет № 67 от 28.05.2009 (уборка территории предприятия), протокол испытаний отходов производства на золошлаки № 142 от 03.09.2009 (золошлаки от сжигания угля на Левобережных очистных сооружений для отопления здания), протокол компонентного состава на отходы от жилищ (турбаза «Рассвет»), заказчиком по которым выступал МУП «Водоканал», правомерно включены правопреемником ОАО «Водоканал» в ПНООЛР в качестве материалов обоснования класса опасности отходов для окружающей среды (л.д. 17-22).

Как до приватизации, так и после нее ОАО «Водоканал» продолжает эксплуатировать очистные сооружения, административное здание, базу отдыха «Рассвет», соответственно производственный процесс, используемое сырье в результате хозяйственной деятельности предприятия   и обращение с отходами не изменились.

В отношении отходов потребления на производстве, подобным коммунальным, протокол № 169 компонентного состава оформлен 12.07.2012, заказчиком выступил ОАО «Водоканал» (л.д. 24).

На основании изложенного суд не усматривает недостоверности сведений в ПНООЛР, в связи с чем отказ в его утверждении неправомерен.

Доводы ответчика об изменении производственного процесса, разрыве производственной цепочки судом отклоняются, поскольку правопреемник осуществляет аналогичный производственный процесс, сырье и обращение с отходами.

Следует отметить, что по протоколу количественного химического анализа отходов от 28.05.2009 заказчиком по которому выступал МУП «Водоканал», Управлением согласован ОАО «Водоканал» 14.02.2011 паспорт опасного отхода – обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%), выдано свидетельство о классе опасности отхода.

Оспариваемое решение об отказе в утверждении НООРЛ нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 (далее - Порядок) в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

В силу пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Следовательно, у общества, в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возникает обязанность по внесению платы за сверхнормативное размещение отходов в пятикратном размере.

Суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о несоответствии оспариваемого решения требования закона и иных нормативных правовых актов и нарушении прав и законных интересов заявителя при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с обращением отходов производства и потребления.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины, суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия от 16.07.2013 № 192 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение как несоответствующее Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказу Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 50.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Водоканал» (ОГРН 1100327011267, ИНН 0326493915) путем принятия решения об утверждении нормативов  образования отходов и лимитов на их размещение.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (ОГРН 1020300982790, ИНН 0326010491), юридический адрес: 670000 г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 57  в пользу Открытого акционерного общества «Водоканал» (ОГРН 1100327011267, ИНН 0326493915), юридический адрес: 670034 г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 24,   2000 руб. – расходы по уплате государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/

Судья                                                                                                               Н.В. Устинова