ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
22 декабря 2017 года Дело № А10-3496/2017
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борхонова Л. В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Новоселовой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Резерв» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к муниципальному учреждению «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта,
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 26.06.2017г.;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности № 01-0074 от 23.01.2017г.;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Резерв» обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному учреждению «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Советский район, ул.Иволгинская» на земельном участке с кадастровым номером 03:24:011022:33, изложенного в уведомлении от 03.04.2017 N 00840012.
С учетом принятого судом уточнения заявленных требований заявитель просит:
1)признать незаконным отказ муниципального учреждения «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Советский район, ул.Иволгинская» на земельном участке с кадастровым номером 03:24:011022:33, изложенный в уведомлении от 03.04.2017 № 00840012, как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации
2)Обязать муниципальное учреждение «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ» в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать обществу с ограниченной ответственностью «Резерв» разрешение на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Советский район, ул. Иволгинская» на земельном участке с кадастровым номером 03:24:011022:33, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 3 000 кв. м.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 03.04.2017 года Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ отказал обществу в выдаче разрешения на строительство. В обоснование указал, что раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка №RU 04302000-0000005561 от 14 августа 2014 года в части минимального отступа от границ земельного участка, а также, что земельный участок находится в границах 1% паводка реки Селенга: в соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства в границах зон затопления, подтопления запрещается.
Заявитель, считая данный отказ незаконным, обратился в суд. В обоснование заявленных требований представитель общества указал, что основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствует, так как в разделе 2 том 2 «Схема планировочной организации земельного участка» минимальные границы отступа от границ земельного участка – 6 м., соблюдены. Указанное подтверждается положительным заключением экспертизы ООО «Научно – технический центр «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ – ОРЕНБУРГ» №56-2-1-3-0108-16 от 31.05.2016 г. стр.27.
В отношение довода Комитета о нахождение земельного участка в зоне затопления, общество указало, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:011022:33 по адресу: г.Улан-Удэ, Совкетский район, ул.Иволгинская, площадью 3 000 кв.м, не внесен в границы зоны затопления (подтопления) в установленном порядке.
Представитель Комитета с доводами заявителя не согласился, представил письменный отзыв (т.2 л.д.33-36). В обоснование возражений указал, что решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 года №817-82 «О Правилах землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» установлены зоны затопления и подтопления, отраженные на карте градостроительного зонирования. Указанный нормативный акт никем не оспорен.
С учетом расположения земельного участка в зоне затопления 1% паводка р.Селенги строительство объектов капитального строительства запрещается при отсутствие защитных мероприятий.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований на основание следующего.
21 мая 2014 года между Обществом с ограниченной ответственностью «Резерв» и Комитетом по строительству и землепользованию г.Улан-Удэ заключен договор аренды №89 земельного участка площадью 3000 кв.м кадастровый номер 03:24:011022:33.
Решением комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству от 14.08.2014 №3261 утвержден градостроительный план земельного участка.
03.04.2017 года Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ отказал обществу в выдаче разрешения на строительство.
В обоснование отказа Комитет указал, что раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка №RU 04302000-0000005561 от 14 августа 2014 года в части минимального отступа от границ земельного участка, а также, что земельный участок находится в границах 1% паводка реки Селенга: в соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства в границах зон затопления, подтопления запрещается.
Заявитель, считая данный отказ незаконным, обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 ГрК РФ.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом (часть 1 статьи 51).
В соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 ГрК РФ. Согласно данной норме закона уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как установлено судом ООО "Резерв" обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Автозаправочная станция по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Советский район, ул.Иволгинская".
К заявлению о выдаче разрешения на строительство заявителем приложены, в том числе: градостроительный план земельного участка, утвержденный в установленном порядке, проектная документация, правоустанавливающие документы на земельный участок, заключение государственной экологической экспертизы, положительное заключение экспертизы проектной документации.
В соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила) предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
Как следует из ответа Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия» в ЕГРН сведения об ограничениях прав в отношении земельного участка были внесены только 14.06.2017 года (т.2 л.д.149-150).
В данном случае соответствующие зоны в порядке, установленном Правилами, на момент вынесения оспариваемого отказа не определялись. Сведения о нахождении спорного земельного участка в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствовали.
Кроме того, статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации запрет на строительство объектов капитального строительства установлен в отсутствие проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления.
Как следует из представленной проектной документации предусмотрены следующие защитные мероприятия: искусственное повышение поверхности территории (План организации рельефа, лист 18 раздел 2 шифр 2914-ПЗУ, План земляных масс, лист 19 раздел 2 шифт 2914-ПЗУ); емкости для хранения топлива расположены в монолитном железобетонном саркофаге.
Довод Комитета о том, что раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка №RU 04302000-0000005561 от 14 августа 2014 года в части минимального отступа от границ земельного участка, также не нашел своего подтверждения.
Как следует из представленной в материалы дела проектной документации отсутствуют нарушения проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» градостроительному плану земельного участка №RU 04302000-0000005561 от 14 августа 2014 года в части минимального отступа от границ земельного участка.
Указанное также подтверждается наложением сетки координат на ситуационный план земельного участка.
Доводы Комитета и показания свидетеля ФИО3 (специалиста Комитета) о том, что на рассмотрение был представлен иной вариант проекта, который содержал указанное нарушение, судом не может быть принят во внимание, так как Комитетом не были сохранены копии документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
На основание изложенного, суд приходит к выводу, что требования заявителя являются обоснованными и признает отказ муниципального учреждения «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Советский район, ул.Иволгинская» на земельном участке с кадастровым номером 03:24:011022:33, выраженный в письме №00840012 от 03.04.2017 незаконным как несоответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно части 2, пункту 3 части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Применительно к предмету настоящего спора во взаимосвязи с установленными обстоятельствами правовосстановительной мерой, способной устранить допущенные нарушения, является рассмотрение органом муниципальной власти заявления Общества по существу в установленный законом срок с вынесением одного из поименованных в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения с учетом выводов суда, вынесенных в рамках рассмотрения настоящего дела.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать отказ муниципального учреждения «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Советский район, ул.Иволгинская» на земельном участке с кадастровым номером 03:24:011022:33, выраженный в письме №00840012 от 03.04.2017 незаконным как несоответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Обязать муниципальное учреждение «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Резерв».
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Л.В. Борхонова