ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3542/17 от 14.11.2017 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело №А10-3542/2017

21 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 14 ноября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2017 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Смолиной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия о признании недействительным пункта 1 представления от 24 мая 2017 года №02-11-46/23-1945,

при участии в судебном заседании:

заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 04.07.2017,

ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 29.02.2016 №02-18-29/35,

третьего лица: не явился, извещен

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее – Министерство) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее – УФК, Управление) о признании недействительным пункта 1 представления от 24 мая 2017 года №02-11-46/23-1945.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен сельскохозяйственный потребительский кооператив «ДжидаАгро» (далее – СПК «ДжидаАгро»).

В ходе судебного разбирательства представитель Министерства уточнил заявленные требования и просил признать недействительным пункт 1 представления и резолютивную часть представления в отношении требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушения, указанного в пункте 1 представления.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований принято судом.

Представитель Министерства уточненные требования поддержал и пояснил, что по результатам проведенной проверки Управлением выдано представление, в котором указано на нарушение Министерством пункта 2 и подпункта «а» пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года №623, пункта 1.4 Порядка предоставления грантов на реализацию Ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015 - 2017 годы", утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 августа 2014 года №386. По мнению УФК нарушение выразилось в том, что Министерство неправомерно допустило к конкурсу заявку СПК «Джида-Агро», объединяющему менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей, и предоставило ему грант. Вместе с тем Министерством не учтено, что в соответствии с вышеназванными Правилами субсидия может быть предоставлена сельскохозяйственному потребительскому кооперативу, объединяющему не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооператива. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют граждане, которым предоставлены земельные участки для таких целей. ФИО3 является членом СПК «ДжидаАгро» и ведет личное подсобное хозяйство на арендованном земельном участке, поэтому условия предоставления субсидии СПК «ДжидаАрго» соблюдены. Обжалуемое представление не содержит ссылок на нормы бюджетного законодательства, которые были нарушены заявителем. Конкурсная комиссия создана распоряжением Правительства Республики Бурятия, поэтому Министерство не может регламентировать ее полномочия и функции.

Представитель Управления заявленные требования не признал и пояснил, что оспариваемое представление является законным и обоснованным. Названное представление не затрагивает прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Грант за счет средств федерального бюджета предоставлен СПК «ДжидаАгро» с нарушением действующего законодательства ввиду недостаточной регламентации функций Конкурсной комиссии при Правительстве Республики Бурятия по поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Членами СПК «ДжидаАгро» являлись 9 сельскохозяйственных товаропроизводителей. ФИО3 вел личное подсобное хозяйство на земельном участке, оформленном в собственность ФИО4, являющейся членом указанного кооператива. Права на земельный участок с кадастровым номером 03:04:400101:0014 ФИО3 оформлены не были, в связи чем вести личное подсобное хозяйство на этом участке он не мог. Таким образом, ФИО3 не мог быть признан сельскохозяйственным товаропроизводителем. Порядок проверки заявлений о предоставлении грантов законодательством Республики Бурятия должным образом не регламентирован.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с этим, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Из материалов дела следует, что 28 сентября 1992 года Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия зарегистрировано в качестве юридического лица (т.1, л.д.86-92).

30 декабря 2016 года в план контрольных мероприятий Управления на 2017 год включена проверка соблюдения Министерством условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на оказание грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы в рамках государственной программы Российской Федерации «Государственная программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (т.2, л.д.126-141).

Приказом УФК от 22 февраля 2017 года №92 назначено проведение плановой выездной проверки в Министерстве на предмет соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на оказание грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы в рамках государственной программы Российской Федерации «Государственная программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Производство проверки поручено сотруднику Управления ФИО5 Срок проверки определен с 28 февраля по 23 марта 2017 года (т.1, л.д.153-154).

27 марта 2017 года по результатам проверки составлен акт, согласно которому Министерством в нарушение пунктов 2 и 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года №623, пункта 1.4 Порядка предоставления грантов на реализацию Ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015 - 2017 годы", утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 августа 2014 года №386, предоставлен грант в размере 6 920 000 рублей (в т.ч. за счет средств федерального бюджета 5 262 911,88 рублей) на модернизацию материально-технической базы СПК «ДжидаАгро», объединяющему менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооператива (т.2, л.д.1-32).

24 мая 2017 года Управлением внесено представление №02-11-46/23-1945, согласно которому Министерству необходимо рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 1 описательной части представления), принять меры по устранению их причин и условий в срок до 30 августа 2017 года (т.1, л.д.10-14).

Не согласившись с пунктом 1 описательной части представления и резолютивной частью представления в отношении требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушения, указанного в пункте 1 представления, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания представления незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства и других органов.

Согласно статье 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами; органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В силу статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка, под которой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания и т.д.

Статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что представления УФК содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуются принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывают его к принятию мер, направленных на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, тем самым затрагивая сферу его имущественных прав и законных интересов. Следовательно, они могут оспорены в судебном порядке в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.

Рассматриваемая проверка в установленном порядке включена в план контрольных мероприятий УФК на 2017 год.

Согласно пункту 7 названных Правил объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами.

Поскольку финансирование государственной программы развития сельского хозяйства осуществлялось из федерального бюджета, то проведение проверки использования средств данного бюджета Управлением с учетом вышеприведенных норм является правомерным.

Как видно из материалов дела получателем субсидии из федерального бюджета на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы выступало Правительство Республики Бурятия в лице Министерства (т.1, л.д.119-152), соответственно, проведение проверки в отношении Министерства является правомерным.

При этом решение о проведении внеплановой проверки в отношении заявителя принято уполномоченным лицом.

В соответствии с пунктами 66 и 67 вышеназванных Правил акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Материалы проверки рассмотрены уполномоченным лицом 24 мая 2017 года, по результатам рассмотрения заместителем руководителя УФК в пределах предоставленных законом полномочий внесено обжалуемое представление.

При таких обстоятельствах суд считает, что УФК соблюден порядок проверки в отношении Министерства на предмет правомерности использования средств федерального бюджета.

В пункте 1 описательной части представления указано, что Министерством неправомерно допущена к конкурсу заявка и предоставлен грант СПК «ДжидаАгро», объединяющему менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей, в результате недостаточной регламентации Порядка предоставления грантов на реализацию Ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015 - 2017 годы", утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 августа 2014 года №386, в части функций Конкурсной комиссии при Правительстве Республике Бурятия по поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

По мнению УФК, Министерством нарушены пункт 2 и подпункт «а» пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года №623, пункт 1.4 Порядка предоставления грантов на реализацию Ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015 - 2017 годы", утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 августа 2014 года №386.

Согласно статье 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации являются одной из форм межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В силу статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717 утверждена Государственная программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа в редакции, действовавшей в 2016 году).

Подпрограммой «Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» к Государственной программе предусматривались мероприятия по модернизации материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В целях реализации Государственной программы Правительством Российской Федерации 24 июня 2015 года принято Постановление №623, которым утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (далее – Правила).

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что они устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

В силу пункта 2 Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил под сельскохозяйственным потребительским кооперативом понимается сельскохозяйственный потребительский (перерабатывающий и сбытовой) кооператив, объединяющий не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительское общество, если 70 процентов его выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных таким видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 августа 2014 года №386 утвержден Порядок предоставления грантов на реализацию Ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015 - 2017 годы" (далее – Порядок), который определяет условия предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на финансовое обеспечение части затрат на развитие материально-технической базы для организации заготовки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции в рамках Ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015 - 2017 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 19.05.2015 N 70.

Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что гранты предоставляются: сельскохозяйственным потребительским (перерабатывающим и сбытовым) кооперативам (в том числе вновь созданным), зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и соответствующим требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; потребительским обществам, зарегистрированным в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка гранты предоставляются сельскохозяйственным потребительским (перерабатывающим и сбытовым) кооперативам, объединяющим не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительским обществам, если 70 процентов их выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что гранты для развития материально-технической базы в рамках реализации мероприятий Государственной программы могли быть предоставлены только сельскохозяйственным потребительским кооперативам, объединяющим не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов.

Из обжалуемого представления видно, что грант на развитие материально-технической базы не мог быть предоставлен СПК «ДжидаАгро», поскольку его членами являлось менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Выводы, изложенные в представлении УФК, суд считает необоснованными по следующим причинам.

17 декабря 2013 года СПК «ДжидаАгро» зарегистрировано в качестве юридического лица (т.1, л.д.38).

Уставом к основным видам деятельности кооператива отнесены оказание услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и пайщикам кооператива по содержанию и разведению и воспроизводству крупнорогатого скота, по производству, переработке и сбыту продукции животноводства и растениеводства (т.1, л.д.18-37).

Членами указанного кооператива с 24 октября 2015 года являются 10 лиц, в том числе ФИО3 (т.1, л.д.39-40).

Как указано Управлением, ФИО3 неправомерно признан сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".

Согласно статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Статьей 3 указанного Федерального закона определено, что право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

Анализ норм данного Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что гражданин имеет вести личное подсобное хозяйство как лично, так и совместно с членами своей семьи. При этом каждый из членов семьи вправе самостоятельно вести отдельное личное подсобное хозяйство.

Правильность данного вывода подтверждается тем, что в акте проверки Управление признало ФИО6 и ФИО7, являющихся супругами и членами СПК «ДжидаАгро», двумя самостоятельными сельскохозяйственными товаропроизводителями, ведущими личное подсобное хозяйство (т.2, л.д.17-19). Данное обстоятельство подтверждено представителем УФК в судебном заседании.

Из указанных правовых норм также следует, что обязательным условием для ведения личного подсобного хозяйства является наличие у гражданина земельного участка предоставленного или приобретенного для ведения подсобного хозяйства.

Согласно справке от 23 марта 2016 года, выданной главой сельского поселения «Булыкское», ФИО3 имеет личной подсобное хозяйство в местности Елотуй, а также земельный участок с кадастровым номером 03:04:400101:0014, площадью 0,5 га для выращивания овощей и картофеля (т.2, л.д.33).

Земельный участок с кадастровым номером 03:04:400101:0014 имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (т.3, л.д.5). Собственником названного участка является гражданка ФИО8 (т.3, л.д.4).

На основании договора от 03 марта 2016 года ФИО8 передала в аренду ФИО3 земельный участок с кадастровым номером 03:04:400101:0014 для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 1 года (т.3, л.д.10).

Таким образом, ФИО3 имеет на праве аренды земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, следовательно, на момент подачи СПК «ДжидаАгро» заявки на получение гранта (23 марта 2016 года) он являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем, поэтому СПК «ДжидаАгро» объединяло на правах членов кооперативов 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Доводы Управления о том, что права ФИО3 на земельный участок не зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд считает необоснованными.

Как отмечено выше, граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.

По мнению суда, буквальное толкование указанной нормы, предусматривающей, что граждане могут вести личное подсобное хозяйство только после государственной регистрации прав на земельный участок, необоснованно ограничивает прав граждан на ведение личного подсобного хозяйства (например, в случае если земельный участок предоставлен в аренду на срок менее 1 года).

Право на ведение личного подсобного хозяйства определяется не фактом государственной регистрации прав на земельный участок, а наличием такого участка, предоставленного или приобретенного заинтересованным лицом.

Статьей 609 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В силу статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

Статьей 433 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Из содержания названных норм следует, что отсутствие государственной регистрации договора не свидетельствует о его недействительности или незаключенности, в случае если такой договор исполнялся.

Из договора аренды от 03 марта 2016 года видно, что ФИО8 обязалась после истечения срока его действия передать земельный участок в собственность ФИО3

21 марта 2017 года ФИО8 подарила ФИО3 названный земельный участок (т.3, л.д.8-9).

Следовательно, договор аренды от 03 марта 2016 года сторонами реально исполнялся.

Доказательства того, что ФИО3 на земельном участке с кадастровым номером 03:04:400101:0014 не выращивал растения и картофель, в деле отсутствуют.

При этом суд отмечает, что в акте проверки на странице 19 указано, что с 2006 по 2016 годы ФИО3 арендовал земельный участок с кадастровым номером 03:04:400101:0014, что свидетельствует о ведении им личного подсобного хозяйства.

Суд также учитывает, что Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» не требует регистрации личного подсобного хозяйства, учет личных подсобных хозяйств ведется органами местного самоуправления.

Сельское поселение «Булыкское» учло ФИО3 как лицо, ведущее личное подсобное хозяйство.

При таких обстоятельствах суд считает, что Министерством не допущено нарушений при предоставлении гранта СПК «ДжидаАгро».

Доводы Управления о том, что функции Комиссии при Правительстве Республике Бурятия по поддержке сельскохозяйственных кооперативов, принимающей решения о предоставлении грантов, недостаточно регламентированы, не свидетельствуют о законности выданного представления.

Согласно пункту 2.1 Порядка в целях определения получателей грантов Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия создается конкурсная комиссия по предоставлению грантов.

Пунктом 2.2 Порядка установлено, что Положение о конкурсной комиссии и ее персональный состав утверждаются распоряжением Правительства Республики Бурятия с учетом требований, установленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка для получения гранта кооператив, потребительское общество представляют в Министерство следующие документы:

- Заявление, оформленное согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;

- Копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на территории Республики Бурятия;

- Копии учредительных документов участника конкурсного отбора в редакции, действующей на дату подачи документов;

- Копию документа, подтверждающую полномочия руководителя сельскохозяйственного потребительского кооператива - участника конкурсного отбора;

- Согласие членов и руководства участника конкурсного отбора на обработку и передачу их персональных данных;

- Копию решения общего собрания членов участника конкурсного отбора об утверждении бизнес-плана кооператива (потребительского общества) и о согласии выполнения условий получения и расходования гранта;

- Копию бизнес-плана участника конкурсного отбора;

- План расходов, предлагаемых к софинансированию за счет средств гранта, оформленный согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;

- Копию (копии) решения (решений) общего собрания участника конкурсного отбора о порядке и условиях формирования и расходования паевого, резервного и неделимого фондов сельскохозяйственного потребительского кооператива с учетом условий предоставления и расходования гранта;

- Справку о состоянии паевого, резервного и неделимого фондов сельскохозяйственного потребительского кооператива на месяц подачи заявки;

- Справку ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов о членстве участника конкурсного отбора в ревизионном союзе сельскохозяйственных кооперативов в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" на месяц подачи заявки;

- Справку по состоянию на 1-е число месяца подачи документов об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате, о величине среднемесячной заработной платы (нарастающим итогом с начала года) с указанием среднесписочной численности работников (в случае отсутствия наемных работников - справка об их отсутствии), заверенную участником конкурсного отбора.

- Выписку из расчетного счета российской кредитной организации о наличии на счете собственных средств, подтверждающую выполнение участником конкурсного отбора требования по обеспечению финансирования за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов;

- Договоры, подтверждающие наличие поставщиков сельскохозяйственной продукции, заинтересованных в ее заготовке и переработке участником конкурсного отбора;

- Для участника конкурсного отбора - сельскохозяйственного потребительского кооператива - список членов и лиц, входящих в органы управления сельскохозяйственного потребительского кооператива;

- Годовой отчет о финансовой деятельности потребительского общества, подтверждающий соответствие потребительского общества (кроме потребительских кооперативов) требованию по формированию 70 процентов выручки за счет осуществления видов деятельности, аналогичных видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

С учетом названных пунктов Порядка, суд считает, что вопрос о регламентации функций конкурсной комиссии по предоставлению грантов относится к компетенции Правительства Республики Бурятия, а не Министерства, поэтому требование о конкретизации функций названной комиссии не может быть предъявлено к Министерству.

Все необходимые документы СПК «ДжидаАгро» были представлены, поэтому оснований для отказа в предоставлении гранта не имелось.

С учетом того, что факт незаконного предоставления гранта СПК «ДжидаАгро» не установлен, суд считает, что оснований для выдачи представления, предусмотренных приведенными выше статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации, не имелось.

В связи с этим, суд находит, что пункт 1 описательной части представления противоречит приведенным выше нормам законодательства, регулирующим бюджетные правоотношения, поскольку факт нарушений со стороны Министерства Управлением не доказан. Названный пункт нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку может повлечь для него неблагоприятные последствия в виде применение мер принуждения.

Оснований для признания недействительной резолютивной части представления, как того просит заявитель, суд не находит. Пункт 1 описательной части представления корреспондирует резолютивной части о необходимости рассмотрения информации об указанном нарушении и принятия мер. Поскольку пункт 1 описательной части представления является незаконным, то у Министерства отсутствует обязанность по принятию мер по устранению причин и условий нарушения.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительными пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия от 24 мая 2017 года № 02-11-46/23-1945 как несоответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Н.П. Кушнарева