ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
30 октября 2018 года Дело № А10-3565/2018
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2018 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лахиной Е.В., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Северобайкальского городского суда Республики Бурятия судьи Павловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 13 июня 2018 года № 02-24-15/2-2018,
при участии в заседании:
в Северобайкальском городском суде Республики Бурятия
заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 18.05.2018 № 1600,
в Арбитражном суде Республики Бурятия
ответчика: ФИО2 - представителя по доверенности от 21.09.2017,
третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (далее - Администрация) обратилась в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее – УФК по Республике Бурятия, Управление, административный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 13 июня 2018 года № 02-24-15/2-2018.
Определением суда от 28 августа 2018 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» (далее - Комитет).
Третье лицо на судебное заседание не явилось, представителя не направило, о времени и месте проведения судебного заседания извещено.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд провел судебное заседание в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.
Представитель Администрации заявленные требования поддержала, пояснила, что 27.12.2013 Правительством Республики Бурятия вынесено постановление № 726 «О реализации в Республике Бурятия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598». ФИО3 соответствовала требованиям, установленным в разделе III Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Положение). ФИО3 представлены все необходимые документы согласно пункту 38 раздела III Положения.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 27.12.2013 № 726 «О реализации в Республике Бурятия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598», 18.05.2015 признано утратившим силу.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.05.2015 № 235 «О реализации в Республике Бурятия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598», утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Положение № 235).
ФИО3 не перестала быть получателем социальных выплат, а только перешла из одной программы в другую. 11.09.2015 в Администрацию от ФИО3 поступило заявление о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по категории молодая семья. В ходе проверки установлено, что ФИО3 в Администрацию представлена трудовая книжка, в которой единственной записью была запись о работе ФИО3 у ИП ФИО4 ФИО3 постоянно проживала и была зарегистрирована в сельской местности, признана и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Таким образом, отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Администрация не является субъектом данного правонарушения, поскольку субсидия ФИО3 перечислена Комитетом.
Просила постановление Управления отменить.
Представитель ответчика заявленные требования не признала, изложила свои доводы согласно отзыву на заявление, пояснила, что орган местного самоуправления обязан проверять правильность оформления документов, представленных молодой семьей и достоверность содержащихся в них сведений. Заявитель не предпринимал никаких действий по проверке достоверности сведений, представленных ФИО3, не направлял запрос ИП ФИО4 В ходе проверки, проведенной Управлением, установлено, что ФИО3 в период с 10.09.2014 по 31.12.2016 фактически работала в Вагонном участке Северобайкальск Восточно-Сибирского филиала – пассажирского вагонного депо Иркутск.
Третьим лицом отзыв на заявление не представлен.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям
27 декабря 2013 года Правительством Республики Бурятия вынесено постановление №726 «О реализации в Республике Бурятия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598».
Постановление Правительства Республики Бурятия от 27.12.2013 № 726 «О реализации в Республике Бурятия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598», 18 мая 2015 года признано утратившим.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.05.2015 № 235 «О реализации в Республике Бурятия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598», утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Положение № 235).
28 апреля 2016 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и Муниципальным образованием «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия заключено Соглашение № 04-УРСТ-2016 (далее – Соглашение, т.1, л.д.145-152).
Согласно пункту 1.1 Соглашения предметом Соглашения является предоставление субсидий из федерального и республиканского бюджетов на софинансирование расходных обязательств муниципального образования, по реализации мероприятий Программы:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Соглашения Муниципальное образование определяет получателем субсидий из федерального и республиканского бюджетов на софинансирование расходных обязательств: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов: Администрация Муниципального образования «Северо-байкальский район».
Пунктом 2.2.7 Соглашения установлена обязанность МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия обеспечить целевое использование субсидий, перечисленных Территориальным органом Федерального казначейства с соответствии с Соглашением.
На основании пункта 2.2.9 Соглашения Муниципальное образование несет ответственность за достоверность представляемых Министерству сведений и соблюдение условий предоставления субсидий.
Как следует из материалов дела, 11 сентября 2015 года в Администрацию обратилась ФИО3 с заявлением о включении неполной молодой семьи, состоящей из одного родителя ФИО3 и троих детей, в состав участников мероприятия «Обеспечение доступным жильем граждан, проживающих в сельской местности» Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (т.1 л.д.159).
Администрация направила в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия сводный список участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов - получателей социальных выплат в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», на 2016 года по МО «Северо-Байкальский район», в который включена ФИО3 (т.1, л.д.100).
5 апреля 2016 года в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам - к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (далее – Типовое положение), и Положением № 235 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия ФИО3 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 11 МС СБ (далее – Свидетельство, т.1, л.д.55-56).
На основании Свидетельства платежным поручением от 14.06.2016 № 585168 ФИО3 перечислена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 339 337 руб. на приобретение жилья молодой семьей, проживающей в сельской местности (т.1 л.д.157).
На основании обращения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 27.12.2017 № 13-01-23-И5021/17 (т.1, л.д.33-35) Управлением приказом от 07.02.2018 № 92 назначена камеральная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 года» в МКУ «КУМХ» за 2016 год (т.1, л.д. 31-32).
По результатам проверки 6 апреля 2018 года составлен акт камеральной проверки Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», согласно которому проверкой установлено, что в нарушение абзаца 4 статьи 162, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 1.1 Соглашения допущено нецелевое использование предусмотренных бюджетных ассигнований, выразившееся в предоставлении гражданке ФИО3 социальной выплаты на строительство жилья в размере 682 771 руб., в том числе из средств федерального бюджета 339 337 руб., при не соблюдении ФИО3 условия, предусмотренного подпунктом «б» пункта 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам - к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (т.1 л.д.36-50).
Согласно письму начальника Вагонного участка Северобайкальск - структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» от 29.03.2018 № 205, Вагонный участок Северобайкальск - структурное подразделение Восточно-Сибирского филиала - пассажирского военного депо иркутского акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» являлся основным местом работы ФИО3 в период с 10.09.2014 по 31.12.2016 (т.1 л.д.156).
11 мая 2018 года в отношении Администрации МО «Северо-Байкальский район» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по статье 15.14 КоАП РФ.
30 мая 2018 года контролером-ревизором Контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия ФИО5 составлен протокол о совершении Администрацией административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ (т.1, л.д. 164-171).
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 05.06.2018 № 02-24-15/2-2018 рассмотрение административного дела назначено на 09.06.2018 (т.1, л.д.173-174).
13 июня 2018 года заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 16 966 руб. 85 коп. (т.1, л.д.10-20).
Не согласившись с оспариваемым постановлением, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субъектом административного правонарушения могут быть как должностные лица организаций-получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Подпунктом «а» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющихся Приложением № 3 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, установлено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятия «предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в приложении №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года» государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, предусмотренным приложением № 4.
Подпунктом «а» пункта 33 Типового положения установлено, что право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности;
- постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- наличие у молодой семьи собственных и(или) заемных средств.
Указанные условия получения субсидии также содержатся в подпункте «а» пункта 31 Положения № 235.
28 апреля 2016 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и Муниципальным образованием «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия заключено Соглашение № 04-УРСТ-2016 (т.1, л.д. 145-152).
Пунктом 2.2.7 Соглашения установлена обязанность МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия обеспечить целевое использование субсидий, перечисленных Территориальным органом Федерального казначейства с соответствии с Соглашением.
В соответствии с пунктами 21, 41 Типового положения и пунктами 21, 39 Положения № 235 орган местного самоуправления обязан проверять правильность оформления документов, представленных молодой семьей в соответствии с пунктом 39 Типового положения и пунктом 37 Положения № 235, и достоверность содержащихся в них сведений.
Пунктом 9 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств (приложение №2) к Положению № 235 ответственность за представление недостоверной информации несут органы местного самоуправления и граждане, молодые семьи, молодые специалисты, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 21 Устава муниципального образования «Северо-Байкальский район», утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 28.07.2009 № 52-IV, структуру органов местного самоуправления Северо-Байкальского района образуют: Совет депутатов Северо-Байкальского района; глава Северо-Байкальского района; администрация Северо-Байкальского района; ревизионная комиссия Северо-Байкальского района (т.1 л.д.120).
Пунктами 1.1, 1.2 Устава МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», утверждённого постановлением Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия от 25.07.2012 № 454, учреждение создано в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании постановления администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия от 05.12.2012 № 191, функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (т.1 л.д.109).
Таким образом, Администрация МО Северо-Байкальский район» Республики Бурятия является субъектом правонарушения, поскольку является получателем бюджетных средств, ответственным в соответствии с Соглашением и бюджетным законодательством Российской Федерации за целевое использование субсидии, предоставленной из федерального бюджета на реализацию мероприятия Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. На Администрацию, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по проверке правильности оформления документов, достоверности содержащихся в них сведений.
На основании изложенного, Администрацией не соблюдены требования абзаца 1 пункта 3 статьи 132 БК РФ, пунктов 21, 41 Типового положения и пунктов 21, 39 Положения № 235, пункта 2.2.7 Соглашения. Нарушение Администрацией указанных норм выразилось в не осуществлении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных ФИО3 с заявлением о включении в состав участников Мероприятия в соответствии с пунктом 39 Типового положения и пунктом 37 Положения № 235, в результате чего средства федерального бюджета в размере 339 337 руб. направлены на цели, не соответствующие целям, установленным Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, а именно представлены лицу, не имеющему права на ее получение.
Таким образом, Администрацией совершено административное правонарушение, ответсвенность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Одним из условий для получения социальных выплат на строительство (приобретение) жилья является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности.
Как следует из материалов дела, ФИО3 в подтверждение данного условия представлена копия приказа о приеме на работу от 30.07.2014 у ИП ФИО4, а также копия трудового договора с ИП ФИО4 от 30.07.2014 (т.1 л.д.183).
Между тем, согласно информации Вагонного участка «Северобайкальск» Пассажирского вагонного депо «Иркутск» - структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» от 29.03.2018 № 205В , ФИО3 в период с 10.09.2014 по 31.12.2016 являлась работником данной организации по основному месту работы.
Указанный Вагонный участок «Северобайкальск» расположен на территории МО «город Северобайкальск», не является учреждением агропромышленного комплекса или социальной сферы, расположенным в сельской местности.
Таким образом, документы, подтверждающие факт наличия трудовых отношений с организацией агропромышленного комплекса, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, суд полагает, что доказательств, собранных по делу об административном правонарушении, достаточно для вывода о наличии в действиях Администрации состава вменяемого ему административного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Пункт 1.6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения такой обязанности, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. К подобным обстоятельствам относятся чрезвычайные, объективно непреодолимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П).
Доказательств того, что у Администрации отсутствовала реальная возможность для соблюдения требований по причине наличия объективных и непреодолимых препятствий, не зависящих от воли обязанного лица, суду не представлено.
Заявителем не представлены какие-либо документы, свидетельствующие о том, что Администрация предпринимала действия по проверке достоверности сведений, представленных ФИО3, в том числе, о направлении запроса индивидуальному предпринимателю ФИО4 для подтверждения факта наличия трудоустройства ФИО3 у ИП ФИО4
Предусмотренный порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии и.о.руководителя Администрации МО «Северо-Байкальский район» ФИО6
5 июня 2018 года Управлением в адрес Администрации направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении факсом, а также в Администрацию направлена телефонограмма от 06.06.2018.
Главой-Руководителем администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» направлено ходатайство о рассмотрении протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя Администрации.
Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Санкцией статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В данном случае установлено нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 339 337 рублей, административный штраф назначен в минимальном размере – 16 966,85 руб. (339 337 х 5%), то есть административное наказание назначено с соблюдением правил главы 4 КоАП РФ.
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ) и признания совершенного Администрацией правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судом не установлено, поскольку характер совершенного правонарушения не позволяет сделать вывод о его исключительности. Само нарушение заявителем требований бюджетного законодательства свидетельствует об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности.
Противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности. Допущенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области бюджетного регулирования.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного Администрацией правонарушения, принимая во внимание то обстоятельство, что Администрацией не предпринимались достаточные меры к соблюдению законодательства в регулируемой сфере правоотношений, что свидетельствует о пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных по делу требований.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного Администрацией муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятиятребования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.Т.Пунцукова