ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3570/2021 от 30.08.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

13 сентября 2021 года                                                                              Дело № А10-3570/2021

Резолютивная часть решения вынесена 30 августа 2021 года.

Мотивированный текст решения составлен 13 сентября 2021 года.  

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) об отмене постановления Бурятской таможни (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323053338) по делу об административном правонарушении №10718000-469/2021 от 09.06.2021 и прекращении производства по делу о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Бурятской таможне (далее – ответчик, Бурятская таможня) об отмене постановления по делу об административном правонарушении №10718000-469/2021 от 09.06.2021 и прекращении производства по делу о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).  

Определением суда от 02 июля 2021 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Заявитель о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением №67000860945225.

Ответчик о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещен надлежащим образом,  направлено заказное письмо с уведомлением №67000860945232.

30 августа 2021 года Арбитражным судом Республики Бурятия вынесена резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В удовлетворении заявленных ОАО «РЖД» требований отказано.

09 сентября 2021 года от ОАО «РЖД» поступила апелляционная жалоба на резолютивную часть решения от 30 августа 2021 года.

В обоснование заявления об оспаривании постановления ОАО «РЖД», не оспаривая факт совершения правонарушения, указало, что постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 09.06.2021 № 10718000-469/2021, вынесенным Бурятской таможней, заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 700 рублей. В вину ОАО «РЖД» вменяется сообщение таможенному органу недостоверных сведений в графе 6 «Код товара» отчета о выдаче товара с  СВХ форме ДО-2 №68126, представленного обществом 21.04.2021, где указан код по товару №31-«9405». Тогда как согласно уведомлению о выпуске товаров по декларации на товары №10718020/200421/0000928, сформированному и направленному таможенным органом в автоматическом режиме, товару №31 соответствует код «3926». Таким образом,  допущена малозначительная техническая опечатка не повлекшая негативных последствий. Опечатка в отчете не повлияла на возможность контроля таможенным органом, выпуск товара выполнен в установленном порядке. Действия сотрудника ОАО «РЖД» при составлении отчета не были направлены на  нарушение законодательства, общественно-опасные последствия и угроза охраняемым интересам для третьих лиц не наступили и не могли наступить, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.

В отзыве Бурятская таможня возражала против заявленного требования, указала, что ОАО «РЖД» как лицо, осуществляющее временное хранение товаров в иных местах временного хранения, и являющееся лицом, ответственным за формирование и передачу документов отчетности по формам ДО-1 и ДО-2, 21.04.2021 представило в таможенный орган отчет о выдаче товара со склада по форме ДО-2 №68126 от 21.04.2021. Из анализа указанного отчета, установлен факт предоставления недостоверных сведений в графе 6 «Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или та ВЭД ЕАЭС» по товару № 31 «MILKY COVER Пластиковый чехол». ОАО «РЖД» имея в наличии декларацию на товары № 10718020/200421/0018297 от 20.04.2021, имело возможность и было обязано заявить достоверные сведения в отчетности о выдаче товаров со склада. Также пояснил, что положения о малозначительности в рассматриваемом случае не применимы.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с Приказом Бурятской таможни от 20 августа 2020 года №528 «О создании постоянных зон таможенного контроля на территории железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу  РФ Наушки», в соответствии с генеральным разрешением №10718000/301220/00011/4 железнодорожной станции Наушки Восточно-Сибирской дирекции Управления движением структурного подразделения Центральной дирекции Управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» разрешено временное хранение в период с 1 января 2021 года по 30 апреля 2021 года товаров в ином месте – в постоянной зоне таможенного контроля.

17 апреля 2021 года в 11 час. 05 мин. местного времени ОАО «РЖД» поместило на временное хранение товар, следующий по железнодорожной накладной (далее - ТТН) № 13705923 от 06.04.2021.

ОАО «РЖД» 21.04.2021, как лицо, осуществляющее временное хранение товаров в иных местах временного хранения и являющееся лицом ответственным за формирование и передачу документов отчетности по формам ДО-1 и ДО-2, представило в таможенный орган отчет о выдаче товара со склада по форме ДО-2 №68126 от 21.04.2021.

Из анализа указанного отчета, таможенным органом установлен факт предоставления недостоверных сведений в графе 6 «Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС» по товару № 31 «MILKY COVER Пластиковый чехол».

В отчете ДО-2 № 68126 по товару № 31 указан код - «9405», тогда как согласно уведомлению о выпуске товаров по декларации на товары (далее - ДТ)
№ 10718020/200421/0000928, сформированному и направленному таможенным органом в автоматическом режиме посредством КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» в адрес владельца СВХ в соответствии с пунктом 12 приложения № 1 к Приказу № 444 и транзитной декларации № 10718020/200421/0018297, товару № 31 «MILKY COVER Пластиковый чехол» соответствует код - «3926».

В связи с выявлением факта заявления недостоверных сведений в ДО-2 № 68126 в адрес владельца СВХ направлено письмо от 23 апреля 2021 года № 17-04-20/02906 «О предоставлении сведений и документов по отчетам по форме ДО-2».

Из письма ОАО «РЖД» от 26 апреля 2021 г. № 704 «О предоставлении сведений и документов по отчету по форме ДО-2» следует, что отчет по форме ДО-2 № 68126 от
21 апреля 2021 года сформирован на основании сведений из отчета ДО-1 в автоматическом режиме, «Код товара» по товару №31 указан из инвойса.

Таким образом, ОАО «РЖД» имея в наличии декларацию на товары (далее - ДТ) 10718020/200421/0018297, уведомление №10718020/200421/0000928, содержащих достоверную информацию о коде товаров, имело возможность и было обязано заявить достоверные сведения в отчетности о выдаче товаров с временного хранения.

Уведомлением от 17.04.2021 таможенный орган известил общество о необходимости явки 20 мая 2021 года в 11 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении (л.д.40).

20 мая 2021 года заместителем начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста ЖДПП Наушки Бурятской таможни  в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.15 КоАП РФ.

31 мая 2021 года  таможенным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела (л.д.126).

 Уведомлением от 01.06.2021 таможенный орган известил ОАО «РЖД» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д.127).

09 июня 2021 года ОАО «РЖД» направило в таможенный орган ходатайство о назначении наказания в виде предупреждения (л.д. 128).

09 июня 2021 Бурятской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10718000-469/2021 о признании ОАО «РЖД»  виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа
5 700 руб. (л.д.130).

Не согласившись с вышеназванным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из материалов дела ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ.

Статьей 16.15 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с предоставлением в таможенный орган отчетности.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Согласно статье 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, 1 в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).

Как установлено статьей 99 ТК ЕАЭС, местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров. Временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных Кодексом или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

В соответствии с положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 90 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иными местами временного хранения товаров являются железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств.

В соответствии со статьей 18 ТК ЕАЭС, лица, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях с учетом абзаца второго настоящего пункта.

В соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что указанными лицами отчетность представляется только по требованию таможенного органа.

Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (часть 2).

В соответствии с пунктом 5 частью 1 статьи 13 Федерального Закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, обязаны представлять отчетность о хранящихся товарах. Отчетность владельцев складов временного хранения и лиц, осуществляющих временное хранение товаров в иных местах временного хранения, представляется в таможенный орган в электронной форме, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.

Частью 1 статьи 13 Федерального Закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности.

За непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный  орган   отчетности,   а  равно  за  представление  отчетности,  содержащей недостоверные сведения, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 № 444 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение, ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения), ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.

Каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах.

Так, согласно пункта 6 Приложения № 5 к Приказу № 444 заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу).

Графы "Наименование товара", "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС", "Складской номер товара", "Количество грузовых мест", "Вес товара брутто (в кг.) или объем товара (в куб. м.) (либо в дополнительных единицах измерения)", "Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м), исключая контейнеры и другое транспортное оборудование", "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" заполняются на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 приложения N 1 к настоящему приказу, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 приложения N 1 к настоящему приказу.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Судом установлено, что 17 апреля 2021 года в 11 час. 05 мин. местного времени ОАО «РЖД» поместило на временное хранение товар, следующий по железнодорожной накладной № 13705923 от 06.04.2021.

21 апреля 2021 года ОАО «РЖД», как лицо, осуществляющее временное хранение товаров в иных местах временного хранения и являющееся лицом ответственным за формирование и передачу документов отчетности по формам ДО-1 и ДО-2, представило в таможенный орган отчет о выдаче товара со склада по форме ДО-2 №68126 от 21.04.2021.

Из анализа указанного отчета, таможенным органом установлен факт предоставления недостоверных сведений в графе 6 «Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС» по товару № 31 «MILKY COVER Пластиковый чехол».

Так, в отчете ДО-2 № 68126 по товару № 31 указан код - «9405», тогда как согласно уведомлению о выпуске товаров по декларации на товары № 10718020/200421/0000928, сформированному и направленному таможенным органом в автоматическом режиме посредством КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» в адрес владельца СВХ в соответствии с пунктом 12 приложения № 1 к Приказу № 444 и транзитной декларации № 10718020/200421/0018297, товару № 31 «MILKY COVER Пластиковый чехол» соответствует код - «3926».

Данные обстоятельства подтверждаются отчетностью по форме ДО-2, протоколом об административном правонарушении, а также иными материалами административного дела.

Из письма ОАО «РЖД» от 26 апреля 2021 года. № 704 «О предоставлении сведений и документов по отчету по форме ДО-2» следует, что отчет по форме ДО-2 № 68126 от
21 апреля 2021 года сформирован на основании сведений из отчета ДО-1 в автоматическом режиме, «Код товара» по товару №31 указан из инвойса.

Вместе с тем, как следует из пояснений таможенного органа, владелец ВХ, имея в наличии ТД № 10718020/200421/0018297 от 20 апреля 2021 года, при выдаче товаров со склада временного хранения имел возможность и был обязан заявить достоверные сведения, в том числе и коде товара №31 в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС. Имел возможность надлежащим образом проанализировать сведения, заявленные в инвойсе №882103253-343 от 1 апреля 2021 года, и при надлежащем анализе данного документа владельцем СВХ должно было быть установлено, что заявленный в названном инвойсе код товара -9405 не соответствует ни коду ГС, ни коду ТНВЭД ЕАЭС товару №31.

Факт допущенного правонарушения общество не оспаривает.

С учетом изложенного, а также поскольку Обществом не представлено в материалы дела документальных доказательств, опровергающих выводы таможни о представлении им в таможенный орган отчетности по форме ДО-2, содержащей недостоверные сведения о коде товара, арбитражный суд приходит к выводу о наличии события вмененного ОАО «РЖД» административного правонарушения и правильной его квалификации по статье 16.15 КоАП Российской Федерации.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Общество, профессионально занимаясь деятельностью в области таможенного дела, не могло не знать о том, что представляемые таможенному органу отчеты по форме ДО-2 должны содержать достоверные сведения, в том числе и о коде товара. Однако, несмотря на то, что у него имелась реальная возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, ОАО «РЖД» такую обязанность не исполнило.

При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество, являясь владельцем СВХ и осуществляя деятельность, подпадающую под регулирование ТК, а также под особый государственный контроль, будучи обязанным выполнять установленные названным Кодексом требования, предприняло исчерпывающие меры для их соблюдения, в материалы дела не представлено.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Обстоятельств, объективно препятствовавших заявителю организовать надлежащий контроль за деятельностью своих работников и соблюсти требования таможенного законодательства путем внесения в отчет по форме ДО-2 надлежащих сведений, арбитражным судом по имеющимся материалам дела не установлено.

Вина юридического лица в совершении административного правонарушения таможенным органом установлена и отражена в оспариваемом постановлении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП Российской Федерации.

Каких-либо нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

В частности, согласно статье 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1).

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4).

В соответствии с пунктом 3.1 Перечня должностных лиц, таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержденного приказом ФТС Российской Федерации от 02.12.2014 № 2344, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.15 КоАП вправе составлять начальник таможни, таможенного поста, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители, инспектора.

В силу части 1 статьи 23.8 КоАП Российской Федерации таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 16.15 Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе начальники таможен, их заместители (пункт 3 части 2 статьи 23.8 КоАП Российской Федерации).

Следовательно, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами таможни в соответствии с представленной КоАП Российской Федерации компетенцией.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель ОАО «РЖД» извещено надлежащим образом, однако в таможенный орган не явился, в связи с чем, протокол об административном правонарушении составлен, а постановление вынесено в отсутствии законного представителя Общества.

Административное наказание Обществу назначено в виде штрафа (5 700 рублей) в размере, предусмотренном для данного вида наказания санкцией статьи 16.15 КоАП Российской Федерации.

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации) суд не находит.

В частности, согласно части 1 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, по общему правилу, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.

Однако в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом частью 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации определено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из изложенного следует, что административный штраф может быть уменьшен только в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей. В рассматриваемом случае Обществу назначен размер административного штрафа, предусмотренный санкцией статьи 16.15 КоАП Российской Федерации (5 700 рублей), что исключает возможность его снижения.

Вопреки доводам заявителя, арбитражный суд не находит оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).

Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

На исключительность применения положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2012 года № 14495/11.

По смыслу статьи 2.9 КоАП Российской Федерации оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично- правовому порядку деятельности.

Сам по себе характер совершенного правонарушения (представление отчетности, содержащей недостоверные сведения) свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а, следовательно, и о наличии существенной угрозы охраняемым правоотношениям.

Арбитражный суд учитывает, что ОАО «РЖД» является профессиональным участником рассматриваемых правоотношений в области таможенного дела и представление достоверной отчетности является его прямой обязанностью в силу требований действующего таможенного законодательства. Общество обязано строго соблюдать требования нормативных правовых актов в области таможенного дела при осуществлении деятельности, связанной с хранением товара на сладах временного хранения.

Представление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, лишает последний возможности надлежащим образом осуществлять таможенный контроль и своевременно выявлять нарушения таможенного законодательства, что посягает на установленный законодательством публично-правовой порядок таможенного регулирования.

Кроме того, необходимо отметить, что исходя из представленных таможней материалов административного производства, ОАО «РЖД» систематически нарушает порядок представления отчетности (в том числе, представляет отчетность, содержащую недостоверные сведения), о чем свидетельствуют, возбужденные в отношении Общества дела об административных правонарушениях в области таможенного дела.

По мнению суда, привлечение Общества к административной ответственности отвечает целям административного наказания, а именно – предупреждению совершения новых правонарушений, а также принципам неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

В этой связи, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для квалификации противоправных действий Общества в качестве малозначительных и освобождения заявителя от административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований ОАО «РЖД» следует отказать.

Руководствуясь статьями 228, 229, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

По заявлению лица, участвующего в деле, арбитражный суд составляет мотивированное решение по настоящему делу.

Заявление о составлении мотивированного решения по настоящему делу может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru). В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение по настоящему делу, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение по настоящему делу, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.

Судья                                                                                                  Н.А. Логинова