ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3577/20 от 15.10.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

22 октября 2020 года                                                                               Дело № А10-3577/2020

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2020 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Хабаровского краядело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1
(ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

в Арбитражном суде Хабаровского края

представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу  - ФИО2 (по доверенности от 09.01.2020, паспорт, диплом).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 – считается извещенным надлежащим образом, заказное письмо № 67000851874442 возвращено отделением почтовой связи с отметкой «истек срок хранения»,

установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее – заявитель, Управление, МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО от Управления Роспотребнадзора  по Республике Бурятия поступили сведения о нарушении предпринимателем установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции. В рамках административного расследования установлено осуществление ИП ФИО1 оптовых поставок алкогольной продукции в адрес контрагентов в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота указанной продукции. В действиях предпринимателя имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО поддержала требования, изложенные в заявлении, просила привлечь предпринимателя  к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Изъятие алкогольной продукции у ответчика не производилось.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 – считается извещенным надлежащим образом, заказное письмо № 67000851874442 возвращено отделением почтовой связи с отметкой «истек срок хранения».

Судебная корреспонденция направлялась по адресу регистрации индивидуального предпринимателя.

Сведения о движении дела опубликованы на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в надлежащий срок (http://kad.arbitr.ru/).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Ответчик письменный отзыв на исковое заявление не представил, обязанность, предусмотренную статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не исполнил.

Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия (часть 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь частью 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.

Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя 08.10.2013, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>.

Основным видом деятельности общества является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

23.01.2020 от Управления Роспотребнадзора  по Республике Бурятия в МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО поступили сведения о нарушении предпринимателем установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции (т. 1 л.д. 18).

28.01.2020 МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО определением № у7-ап51/07 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по признакам события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ (т. 1 л.д. 20-22).

Письмом от 28.01.2020 № у7-867/07 МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО запросило у Управления Роспотребнадзора  по Республике Бурятия материалы по контролю в отношении ИП ФИО1 (т. 1 л.д. 77).

Управлением Роспотребнадзора  по Республике Бурятия представлены копии материалов административного производства в отношении ИП ФИО1
(т. 1 л.д. 79-87). В пояснениях от 16.01.2020, данных в ходе опроса, а также содержащихся в пояснительной записке (т. 1 л.д 82-83, 86) предприниматель пояснил, что оптовая торговля алкогольной продукцией (пивом) осуществляется с января 2019 года, сведения об обороте указанной продукции вносятся в ЕГАИС. Складское помещение расположено по адресу: <...>, реализация производится в организации торговли Республики Бурятия.

29.01.2020 определением об истребовании сведений (т. 1 л.д. 24) МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО истребовало у ИП ФИО1 документы, в том числе ТТН, справки к ТТН, подтверждающие оптовые поставки, копию акта списания алкогольной продукции от 19.12.2019, ТТН на перемещение, сведения об остатках алкогольной продукции и др. Определение получено предпринимателем 31.01.2020.

ИП ФИО1 предоставил запрошенные документы в адрес Управления (т. 1 л.д. 25-74). В пояснениях от 31.01.2020 № 14 указано на осуществление оптовой и розничной продажи пива, а также на приобретение приложения ЕГАИС для фиксации поступления и продажи алкогольной продукции.

Определением от 28.02.2020 МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО продлило срок рассмотрения административного расследования в отношении ИП ФИО1

Определениями от 24.03.2020 МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО в рамках расследования по делу № у7-ап351/07 от 28.01.2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, запросило у ООО «Жили-Были», ООО «Суприм», ООО «Вэлфэр», ИП ФИО3,
ИП ФИО4, ООО «Семерки» ТТН, подтверждающие закупку алкогольной продукции у ИП ФИО1 (т. 1 л.д. 98-119).

МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО проведен анализ сведений, зафиксированных ИП ФИО1 в ЕГАИС, и в представленных контрагентами документах по результатам которого установлено, что предпринимателем при поставке алкогольной продукции оформляются счета- фактуры, товарные  накладные.

Сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства алкогольной продукции и ее оборота, предпринимателем представлено не было.

В пояснениях от 24.03.2020 № 51 ИП ФИО1 указал, что сопроводительные документы не всегда оформляются надлежащим образом (т. 1 л.д. 120).

Извещением от 13.05.2020 ИП ФИО1 уведомлен о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении 24.06.2020 в 12 часов
30 минут. Извещением от 19.06.2020 дата и время составления протокола об административном правонарушении изменена на 20.07.2020 в 14 часов 30 минут
(т. 1 л.д. 121-124).

В письме от 28.01.2020 № 57 ИП ФИО1 ходатайствовал о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствии.

20.07.2020 заместителем начальника отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО, ФИО5, составлен протокол об административном правонарушении № 0701/200720/03100 в отношении ИП ФИО1 с квалификацией действий по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Копия протокола направлена предпринимателю заказным письмом.

На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П, от 23 мая 2013 года № 11-П и от 30 марта 2016 года № 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Схожие цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ  установлен запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

При этом на основании пунктов 7 и 13.1 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ пиво и пивные напитки относятся к алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции, действующей с 01.07.2018 года) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей:

1) товарно-транспортная накладная (далее – ТТН);

2) справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС;

3) справка, прилагаемая к ТТН, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции.

При этом суд отмечает, что с 1 июля 2018 года новая редакция подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ исключает необходимость наличия справки к ТД или справки к ТТН при обороте маркируемой алкогольной продукции, информация об объеме оборота которой зафиксирована в ЕГАИС по каждой единице спиртосодержащей продукции. То есть с 1 июля 2018 года введен так называемый помарочный (поштучный) учет каждой единицы маркируемой спиртосодержащей продукции.

Для этих целей в пункт 3.1 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения в части требований к содержанию федеральной специальной марки (далее – ФСМ) и акцизной марки (далее – AM): марки должны содержать двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией – изготовителем марок и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.

В свою очередь, идентификатор ЕГАИС представляет собой уникальное сочетание букв и цифр, позволяющее идентифицировать ФСМ и AM, маркируемую ими продукцию, а также иные сведения, зафиксированные в ЕГАИС.

Для этих целей введены новые образцы ФСМ и AM, введено в действие новое технологическое оборудование, позволяющее наносить на марки необходимую информацию, доработан функционал ЕГАИС.

Таким образом, поштучный (помарочный) учет возможно реализовать только на федеральных специальных и акцизных марках нового образца.

С учетом изложенного новая редакция подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ (действующая с 1 июля 2018 года) распространяется только на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, маркированной марками нового образца, содержащими идентификатор ЕГАИС.

Технология изготовления марок старого образца не позволяет наносить на марки всю информацию, необходимую для осуществления помарочного учета алкогольной продукции.

Приказом Минфина России от 24.09.2018 № 199н утверждены образцы, перечень реквизитов и элементы защиты федеральных специальных марок и акцизных марок для маркировки алкогольной продукции.

Для подтверждения законности производства и оборота названной алкогольной продукции с марками старого образца необходим полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2018 года), а именно: ТТН, справки к ТД или к ТТН.

Форма справки к ТТН на алкогольную продукцию, а также Правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864.

В частности, Правилами заполнения справки к ТТН предусмотрено, что справка заполняется в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждой единице алкогольной продукции.

Справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной и (или) международной товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий) (далее – продукция) последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции, а также при внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), имеющими разные места нахождения и (или) адреса осуществления деятельности (пункт 2).

Организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство продукции на территории Российской Федерации и являющиеся продавцом продукции, заполняют при отгрузке продукции разделы «А» и «Б» справки, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя, и заверяют данные, указанные в разделе «А» и левой части раздела «Б» справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью (при наличии) (пункт 3).

Организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от производителя, осуществляющего производство продукции на территории Российской Федерации, заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (при наличии) (пункт 4).

При каждых последующих реализации (передаче) или внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя продукции продавцом (отправителем) заполняется только раздел «Б» справки. При этом продавец (отправитель) заполняет обе части раздела «Б» справки, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (при наличии) данные, указанные в левой части раздела (пункт 5).

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

Таким образом, исходя из приведенных положений статей 10.2, 25 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.

Приведенные требования Федерального закона № 171-ФЗ находятся во взаимной связи с законодательством о защите прав потребителей.

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования Федерального закона № 171-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 указанного закона).

Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ).

Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Следовательно, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует, в том числе, оптовая продажа алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 № 15206/06 указано, что квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Представление необходимых документов лишь на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция изложена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.06.2007 № 2375/07.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из материалов дела следует, что сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО установлено, что ИП ФИО1 осуществлялся оборот  алкогольной продукции (пива) без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.

Названные фактические обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном правонарушении № 0701/200720/03100 от 20.07.2020, материалами дела об административном правонарушении № у7-ап51/07, сведениями из ЕГАИС, пояснениями ИП ФИО1

В рассматриваемом случае противоправные действия ИП ФИО1 квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку содержащие соответствующие действительности сведения сопроводительные документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ и подтверждающие легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции (пива), предпринимателем не представлены.

Сопроводительные документы на поставленную алкогольную продукцию отсутствовали как на момент проведения осмотра, так и на момент составления протокола об административном правонарушении. Не представлены сопроводительные документы на алкогольную продукцию и в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде.

Учитывая названные обстоятельства, а также отсутствие соответствующих сопроводительных документов на алкогольную продукцию, у суда не имеется оснований считать, что спорная алкогольная продукция находится в легальном обороте.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации упомянутые выше доказательства, арбитражный суд считает доказанным событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Суд также отмечает, что в соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в том случае, если индивидуальный предприниматель, в нарушение пункта 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Закона, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.

То обстоятельство, что для индивидуального предпринимателя установлен запрет на осуществляемую им деятельность, не может служить основанием для освобождения его от ответственности за ее ведение с нарушением установленных Законом № 171-ФЗ требований и правил.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.2 КоАП РФ предусмотрены формы вины, согласно части 2 административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

ФИО1 является предпринимателем и осуществляет деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции (пива), что предполагает знание ею требований действующего законодательства в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции (в том числе о необходимости сопровождения оборота такой продукции соответствующими документами).

 Предприниматель имел возможность надлежащим образом выполнить требования Закона № 171-ФЗ, обеспечив наличие необходимых документов на спорную алкогольную продукцию, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, (в частности, допустил продажу алкогольной продукции без соответствующих сопроводительных документов).

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнить требования нормативных правовых актов, в материалах дела не имеется, следовательно, вина предпринимателя в совершении вмененного административного правонарушения является доказанной.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии 
ИП ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 14.16 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия решения не истек.

Суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении общества от административной ответственности.

Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).

Аналогичные основания применения административного наказания в виде предупреждения закреплены и в части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ.

Из приведенных взаимосвязанных положений статей КоАП РФ следует, что субъектам малого или среднего предпринимательства административный штраф может быть заменен на предупреждение при соблюдении следующих условий:

- административное правонарушение совершено ими впервые;

- совершенное административное правонарушение не упомянуто в части 2 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации;

- отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Судом установлено, что ИП ФИО1 включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией «малое предприятие».

Между тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Постановления от 12.11.2003 № 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Совершенное правонарушение затрагивает экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку факт совершения предпринимателем нарушения в сфере оборота такой специфичной продукции, как алкогольная, выразившегося в ее обороте без товарно-сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, содержит угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, что исключает применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, по общему правилу, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.

Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции..

Оснований для частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначения наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, не имеется.

На основании изложенногос учетом характера совершенного правонарушения, учитывая цели и принципы  административного наказания, суд считает возможным назначить ИП ФИО1 административное наказание за совершенное им правонарушение в виде штрафа в размере 10 000 рублей, что является соразмерным совершенному деянию.

Дополнительное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения не применяется, поскольку изъятие алкогольной продукции у ответчика не производилось.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, дата регистрации – 08.10.2013, адрес (место нахождения) - <...>) 
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей.

Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:

Банк получателя: Отделение НБ Республика Бурятия г. Улан-Удэ,

ИНН<***>/ КПП 272101001,

БИК 048142001,

счет № 40101810600000010002,

получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (Межрегиональное правление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу),

КБК 160 116 080 100 160 001 40,

ОКТМО 81701000 001,

УИН 16000 00000 0000 397409

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд, вынесший решение.

Судья                                                                                                А.А. Бурдуковская